Наконец Архип Куинджи решается официально вступить в ряды художников передвижников и став полноправным членом данной организации в 1878 году написал 2 картины (Вечер на Украине) и (Лес). В период учебы в Академии художеств с Виктором Михайловичем Васнецовым знакомятся художники-передвижники: Репин, Куинджи, Поленов, Суриков. В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение.
Необходимо быть ярчайшей личностью в искусстве. Инежалел ради этой утопической задачи ниденег, нивремени, низдоровья. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала — сказалось больное сердце Куинджи.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Угениальности Куинджи было научное объяснение. Многие художники теряли покой, пытаясь повторить его палитру, достичь той достоверности, скоторой Куинджи рисовал тени исвет.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Это – ничто.
Хватило бы на десяток-другой популярных художников. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение.
Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. «Днепр утром» – была спокойной и простой и уже не вызывала тех восторгов, что «Ночь».
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Выставка 1882 года была последней для художника.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Богаевский, А. Борисов.
Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Отец Куинджи был сапожником. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения.
«Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества.
Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
Часто изображается художниками и всегда по разному. В картине нет ярких световых эффектов.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Для того чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, в картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Ребят, которые учились у него, Архип Иванович уважал и любил. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».
В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки.
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».
Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все — Государственная Третьяковская галерея, Москва). Полотна имели успех и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Современники рассказывали о нем следующее. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Наступили долгие годы молчания.
Архип Куинджи был гениальным промоутером. Его картины«продвигались нарынок» вполном соответствии сзаконами маркетинга ирекламы, втегоды еще несформулированными. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. Крым», «Крым. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Петровская, 82). С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Также художник обладал необычайным даром полно видеть мир. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин — «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. 21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками. Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени. Спустя некоторое время стало известно имя критика — им оказался Клодт. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.
Наступили долгие годы молчания. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
Куинджи удалось добиться абсолютного знаний этого. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Его просто-напросто не принимали в Академию. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. «Березовая роща» – идеал природы.
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. «Неспособный» Богаевский был принят Архипом Ивановичем в пейзажную мастерскую вольнослушателем.
Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. В метрике он значился под фамилией Еменджи — «трудовой человек».
Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. К 1910 г. в Обществе состоял сто один человек К сожалению, за годы своего существования объединение так и не превратилось в сплоченную организацию. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Березовая роща», которыми они были восхищены. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. «Молоденький офицер» оказался великим князем Константином Константиновичем, картину он, разумеется, купил. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.
Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям. В 1880 году в Петербурге на Большой Морской была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина — «Лунная ночь на Днепре». В звучных красках запечатлен радостный солнечный день.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира.
Об этюдах: «Это. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Пейзаж стал необратимо темнеть. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Мир, полный неги, красоты и покоя.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Чтобы заработать на жизнь пас гусей, подручным помогал при постройке храма, нанимался на работу к хлебную лавку, в свободное время познавал греческую грамоту у местного учителя Грека, в последствии его взяли на обучение в Мариупольское училище. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Она не понята была даже Крамским.
Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Она стала настоящей сенсацией. Неужели это творчество.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Куинджи же сам объяснял так: «.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. Ввысь устремились тополя. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь.
В конце концов победа осталась за Куинджи. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой.
Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Говоря окартине«Украинская ночь», Крамской писал вписьме Репину:«Я— совершенный дурак перед этой картиной. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Вся культурная Россия знала Куинджи. Таких примеров в искусстве еще не было.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Айвазовскому. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины — законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».
Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. Затем Архип служил богатому зерноторговцу. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. В Березовой роще художник созерцает красоту. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Крамским – идеологом передовых русских художников. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы — «Море ночью» и «Забытая деревня». А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Мальчику не удалось получить образования. Пейзаж нельзя было назвать удачей. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Это нечастый случай для художественной жизни того времени.
На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича в Таганроге (ул. Архип работал настроительстве церкви инекоторое время жил накухне своего нанимателя. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Рылов, К. Б. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Художник много путешествовал. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления — Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
то же самое, что записная книжка писателя, где отдельные фразы и заметки». В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
1879 является для художника годом противоречий. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. 1879 год. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Репин вспоминал: В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок.
Архип Иванович учил живописи Н. К. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.
Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Его мастерская была лабораторией исследователя. В мастерской маэстро зажигались такие «звезды» живописи, как Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рушиц, Пурвит, Краузе, Рерих, Рылов, Борисов, Вагнер, Чумаков и другие. Страдания художника были невыносимы. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Своему детищу – Обществу им. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Если онвидел цель, тонеостанавливался, пока недобивался своего: повыражению Репина, «буравил землю насквозь». Рассказывают, что однажды Д. И.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Бровар и Кандиуров пришли к Куинджи после окончания Академии художеств. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины — «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Архип стал сиротой. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве.
Все его познания в полной мере проявились в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу.
Рериха. Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В северной природе царят гармония и покой. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Выставка была для художника урожайной. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок.
Куинджи же сам объяснял так:. Ни дарование, ни желание творить никуда не исчезли. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Хозяева невозражали идаже приглашали«навернисаж» соседей. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Этой работой начался т. н. УКуинджи была железная хватка. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. По всему полотну был разбросан зеленый цвет.
В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов — тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Куинджи же сам объяснял так:. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Определяется и творческий метод художника. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно).
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Великого князя онпопросту неузнал, лампы использовал, так как боялся, что при солнечном свете здание изкрасного кирпича напротив даст«нетот рефлекс». Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Но передвижники не согласились на это. Деньги ислава его неслишком интересовали. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.
В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Стех пор все жители поселка (кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались спарнишкой, как сознаменитостью.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). О художнике снова заговорили. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами.
Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. И характер художника ничуть не изменился. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Это был взрыв.
Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор. За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств.
– восклицал Репин. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Яйла», «Горный склон.
В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Тишина, спокойствие разлиты в природе.
Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными.
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Каждый из них имеет свою дорогу в мастерскую Куинджи. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре — ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Отец Куинджи был сапожником. Выставка 1882 года была последней для художника. Ссора произошла из-за, на первый взгляд, маленькой детали. И Архип Иванович решил сам поставить точку в отношениях с бывшими товарищами.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.
Рерих, А. А. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Одухотворенный образ сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, как бы соединяет в себе черты идеала и натуры. Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.
В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, абсолютной красоты. Среди его учеников были Н. К. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Вот до чего доползла змея клеветы. В картине должно быть внутреннее, то есть мысль, художественное содержание».
и А. М. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.
Айвазовский. Так в1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен вольнослушателем в Академию. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Передний план прописан эскизно, небо же проработано многочисленными лессировками и становится композиционным центром картины. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Может быть, статья прошла бы мимо внимания художника, если бы автором ее не оказался М. К. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству.
Ах, как живо помню я его за этим процессом. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской.
Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Вид на гору Демерджи. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Тем более это относится к серии «гор».
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других.
Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. «После дождя» укрепляет реалистические основы его творчества. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину Татарская сакля, за которую получил звание неклассного художника. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом.
Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Куинджи потребовал исключить Клодта из товарищества. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду.
В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. О зоркости Куинджи рассказывали легенды. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица».
Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Неужели это художественное впечатление. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками.
Кавказ». Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Это был прямой ибесхитростный человек. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу.
Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Лунная ночь на Днепре рисовала не столько конкретный вид, сколько обширное небесное пространство, мирозданье. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.
Латри привел его дед, И. К. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Также он показал картины Север и После дождя. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году — «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны.
Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Вот прибор-измеритель чувственности глаза к тонким нюансам тонов Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей. Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»).
Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. Ему удалось свозить их за свой счет за границу, он продолжал заниматься с ними, вникал во все их жизненные ситуации. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал.
Менделеевым – хорошим знакомым художника. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. И все поверили. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Туман, осталась незавершенной.
Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Неужели это художественное впечатление.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. И. Е. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.
В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника, откоторого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем.
Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Друзья не понимали причин, волновались. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. И я поверила.
Крым», «Морской берег. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.
Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Период молчания был занят интенсивной творческой работой. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Впрочем, Куинджи неподозревал отом, что онгениальный промоутер. утрачивают пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х гг.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Ввысь устремились тополя. Воздух обесцвечивает цвет. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Слухи оботзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи онотказался. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Онвпервые использовал искусственное освещение. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро».
В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Подразумевались полотна «Украинская ночь» и «Березовая роща». После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Он отказывается от идей передвижников в картине «Березовая роща». Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника.
Энергия природы отличная тема для пейзажей – считал Куинджи в 1870-х годах. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
Крым» и многое другое.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Я совершенный дурак перед этой картиной. Друзья не понимали причин, волновались.
В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Для русского искусства это стало новаторством — ранее подобное средство не применялось. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес — 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В. М.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы» — картине «Снежные вершины. Ученики любили и уважали Куинджи. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». В итоге победа осталась за последним. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Статья была анонимна.
Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. Созданная Архипом Ивановичем в 1872 году картина Осенняя распутица своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. Но на долгие годы его единственными зрителями стали Господь и жена Вера. Пожалуй, завсю свою жизнь онпроиграл лишь одно сражение— смироустройством. Поверили в Свет.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Я совершенный дурак перед этой картиной. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком. Клодт – в каком-то смысле конкурент Куинджи. Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Пресса неистовствовала, публика валила валом.
Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году).
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Друзья не понимали причин, волновались. Написав свою знаменитую«Лунную ночь наДнепре», Куинджи показывал еепублике всвоей мастерской— всего подва часа вдень. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Картина, названная Осень. В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием – некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
«Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Не был принят художниками и «Вечер».
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. На полотне создан облик чистой и абсолютной природы. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. «Ночное» — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. Он мечтал о товарищеском и духовном единении.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. О ее цене осведомился морской офицер.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Говорят, что истинная причина скрывалась в другом. В ней все уныло, безотрадно, тускло.
А передвижничество не предполагает романтизма. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств.
В том числе две с одним названием. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Мальчик с детства любил рисовать.
На следующий, 1881 год Куинджи точно так же показал новый вариант «Березовой рощи», а через год — еще три картины. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Композиция произведения, драматургия темы разрабатываются достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Берёзовая роща – символ России. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.
Краски изменились чудовищно. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. А ведь биография Куинджи не менее удивительна, чем его произведения. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Куинджи удивил всех необычайностью картины Березовая роща.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Куинджи первым устроил«выставку одной картины». Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Успех картины превзошел все ожидания.