В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Художник стимулировал яркие индивидуальности, не подчиняя их своему пониманию искусства. Но главная магистраль творческой жизни Куинджи пролегала, естественно, в поисках выразительных образных решений.
Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. А с исчезновением этого свойства, пропадет и вся их исключительность.
И все это было результатом его напряженных поисков. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. «Днепр утром», 1881) В расцвете творческих лет Куинджи вдруг отказался от выставочной деятельности и сконцентрировался на преподавании в пейзажном классе Академии художеств из стен которого вышли К. Богаевский, Н. Рерих и А. Рылов. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского.
Кавказ». Архип стал сиротой. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Крым», «Крым. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
В 1874г. Художник придумывал свои собственные приёмы живописи, например, часто изображал в своих картинах высокий горизонт, оптическую иллюзию освещения. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В 1860 – 1861 годах Архип едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. переняло на себя максимум общественного внимания. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Крым», «Морской берег. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. В этом случае он, впрочем, спасовал перед силой вещей: третьей попытки уже не делал. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. А. И.
Айвазовского в это время в Феодосии не было. Рерих, А. А. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Ни один другой художник не делал черный цвет таким ярким и разнообразным. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
В 1879 г. он выставляет "Север", "Березовую рощу", "После грозы" в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. и его жены возмущала даже самых преданных друзей семьи, среди которых был и Дмитрий Менделеев, частенько играющий с живописцем в шахматы. Так произошло с капитальными произведениями Радуга, Вечер на Украине, Дубы.
Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. О второй картине я хочу рассказать подробнее. Куинджи – по татарски означает «золотых дел мастер», дана была по прозвищу деда.
Передвижники в пейзаже делали непрекращающиеся попытки истолковать жизнь. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В первый раз он провалил экзамен, а во второй — один из тридцати экзаменующихся оказывается отвергнутым. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. В 1872 г. за картину "Осенняя распутица" он получает звание классного художника.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры.
Достоверности натуры он предпочел преображение природы. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Контакты передвижников с Петрушевским не только не вызывают удивления, они закономерны. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Юному Архипу не довелось получить образование. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы» — картине «Снежные вершины. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в АХ. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование.
Затем Архип служил богатому зерноторговцу. Но тот не унимается: «Позвольте. Ученики любили и уважали Куинджи. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
В 1878 г. "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в Париже. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г.
Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Тщетно.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Что это такое. В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников. Вид на гору Демерджи.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Эксперименты с красками не всегда были удачны и многие картины теряют свою яркость. Зайдя однажды к Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. Аскетическая жизнь Куинджи А. И. Как бы по-разному их ни воспринимали, но уже то всеобщее внимание, та полемика, которые сопутствовали картинам художника, говорят сами за себя.
В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна он был первым вполне самобытным русским импрессионистом. С. Р-ва. Суворовым. В городе имелось Общество изящных искусств.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Это я — человек и потому все могу понять» И Куинджи настойчиво требует, чтобы репетитор «рассказал» ему задачу. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Петровская, 82). Конечным пунктом был Париж, где прожили целую неделю: здесь застали оба салона Елисейских Полей и Марсова Поля, Лувр и Люксембург Затем, на обратном пути, через Страсбург поехали на Мюнхен: осмотрели обе Пинакотеки, частную галерею графа Шака, посетили выставку «декадентов», Королевский музей, Глиптотеку и Академию художеств, совершили экскурсию в окрестности города и любовались видом Северных Альп и закончили Веной. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. В картине явно просматривается влияние Айвазовского. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу на решение уравнений. Куинджи Архип Иванович – известный художник.
После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками. Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Увлекшись занятиями в мастерской, Куинджи зачастую обедал вместе с учениками «бифштексом» из ученической столовой, а вечером к ужину подавали сосиски из соседней колбасной, причем горчица была прямо на бумаге Эти сами по себе мелкие штрихи дополняют, однако, картину полного и простодушного единения учителя с его учениками.
Несомненно, Куинджи воспользовался достижениями научной мысли в своем творчестве. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. В итоге победа осталась за последним.
Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В конце концов победа осталась за Куинджи. В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и тому подобное) использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета (Украинская ночь, 1876, Берёзовая роща, 1879, – оба в ГТГ Ночь на Днепре, 1880, ГРМ).
Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
получает звание классного художника. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем — в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. 1872). Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Видимо, врожденное чувство прекрасного в натуре великого русского художника противилось изображению натуральных видов унылой действительности. Мальчик с детства любил рисовать.
Для русского искусства это стало новаторством — ранее подобное средство не применялось. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Учеба в Академии художеств в Петербурге, знакомство с И. Н Крамским и И. Е. Репиным положили начало реалистическому периоду творчества художника («Осеняя распутица». Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Случалось, Куинджи делал «заготовку» на рубеже 1870-1880-х годов, а «развертывал» подготовленный материал в картину в начале XX века.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Член ТПХВ (1875-79 смотри Передвижники). В шесть лет он остался сиротой и рано познал жестокую нужду.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В 1873г. Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Неведомский и И. Е. Но и рецензия, опубликованная в газете «Французская республика», не привлекла ничьего внимания. М. П.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Супруга пережила Архипа Ивановича на десять лет и умерла от голода в мятежном Петрограде. Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну, это хорошо, а потом я увидел, что больше так не сумею сделать, что голос стал, как будто спадать. «У Куинджи весело. » — говорили про мастерскую Архипа Ивановича баталисты, жанристы, архитекторы И еще говорили: «У Куинджи не столько работают, сколько разговоры разговаривают». И всегда и от всех требует стремления к тому общему, что живет во всех деталях мира и что составляет сокровенный смысл, объединяющее внутреннее начало, уловить и выяснить которое, по его мнению, призван художник. В лекциях о законах света и цвета Петрушевский не пренебрегал и «эстетической идеей», считая, что наука помогает ее наиполнейшему выражению. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским.
Хозяева подчас призывали туда гостей полюбоваться этой наивной стенописью. Куинджи попросил объяснить и ему. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах.
Передвижники, близкие к Менделееву, ввели Куинджи в круг ученых. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин — «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. Голову прикрывала соломенная шляпа. Тот рассказал и написал на бумажке ряд формул.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи. Ввиду того, что в это же время он применял декоративную живопись, ставшую самой примечательной особенностью куинджевского творчества, оставались в тени замечательные успехи художника в реалистической живописи. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
Рерих впоследствии вспоминал: «Куинджи любил учеников. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. Важное место в его исследованиях занимали вопросы света и цвета, особенно применительно к живописи. Упал раз и изрядно расшибся, но поднялся опять на вышку и покатился — и снова упал. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать.
Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Спустя два месяца, разочарованный Архип вернулся в Мариуполь, где не только устроился работать ретушером у местного фотографа, но и страстно влюбился в очаровательную дочь местного купца Верочку. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству.
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины — законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду.
Жил на дворе, под навесом. В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако первые две попытки оказались неудачными. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь».
Картина Ивана Ивановича очень трогательная. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. В 1876 году Куинджи представил картину «Украинская ночь», совершив стремительный поворот от социальной тематики к простодушному образу Рисуя свой почти идеальный мир, художник был чужд романтической экзотики, он вое принимал жизнь как благо, дарующее человеку красоту и радость впечатлении Примененные в картине новые изобразительные приемы мастер разрабатывал и в следующих своих работах («Березовая роща», 1879, «Лунная ночь на Днепре», 1880.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и абсолютно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и др. ). Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. Пробыл он у Айвазовского недолго, два-три летних месяца.
Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Она имела так называемую систему дополнительных цветов.
О нем говорили, как о маге и чародее. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году — «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет.
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.
Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал.
В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. В книжке «для кирпичей» появился произведший фурор портрет местного церковного старосты Бибелли. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. Отношение творца к изображаемому — основное в картине.
Так ее почти никто и не увидел — ни широкая публика, ни художественные круги. Центральное место среди них заняла "Осенняя распутица" (1872). С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Однако учеником Академии он так и не стал. Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Однако дважды проваливается на экзаменах. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
«Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. И в случае с Куинджи это нужно сделать как можно быстрее. Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Архип Иванович является к Айвазовскому пятнадцатилетним юнцом, коренастым, толстым, застенчивым на нем — рубаха и жилет, вытянутые в коленках короткие панталоны из грубой, в крупную клетку материи на голове — соломенная шляпа Таким он запомнился дочери Айвазовского. А передвижничество не предполагает романтизма.
Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. Архип рисовал еще в детстве, на стенах, заборах, обрывках бумаги. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург.
Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Взгляды Петрушевского на искусство содержат много общего с художественной практикой Куинджи. Манера письма – легкая, свободная. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. Еще несколько работ, примыкавших к "Осенней распутице", в том числе "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях в Мариуполе" (1875), принесли ему новый успех.
В этом смысле, очевидно и надо понимать приведенные выше слова Менделеева. Демонстрация проходила у него в мастерской. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством.
Цвет в этих работах становится ярче, естественней. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи". Яйла», «Горный склон. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Среди его учеников были Н. К.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В метрике он значился под фамилией Еменджи — «трудовой человек». «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » — возражает Крамской.
Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Конечно, художник не мог абсолютно избежать интерпретации жизни. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников.
Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Однако, только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. В 1874г.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Он выставил на конкурс картину Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма, которую, как он сообщил, писал с натуры.
В то время он опять работал ретушером. Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. В тесном общении с художниками находился также известный физик Федор Петрушевский. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все — Государственная Третьяковская галерея, Москва). Они по-детски просты и естественны.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В том же году картина была выставлена в Париже.
Едва ли не каждая из них вызывала восторг у поклонников и одновременно разжигала страсти у недоброжелателей. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В.
Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Он показал другую, скрытую от глаз сторону природы.
Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Он преподавал в художественной мастерской, где его учениками были такие великие деятели, как Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский.
За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Богаевский, А. Борисов. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. "Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи.
на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников.
Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. Инициатор создания Общества художников (1909 позже – Общество имени А. И. Куинджи). Таких декоративных эффектов в русском искусстве начала XX века никто не достигал.
В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения.
Изучив ученика, он уже «спорил» с ним и опровергал и поправлял и направлял. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы — «Море ночью» и «Забытая деревня». В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник. Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов — тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». Все они оставались преданными учителю до конца жизни.
Парижская художественная критика чрезвычайно сочувственно встретила картины Куинджи. В конце концов победа осталась за Куинджи. Это просто удивительно.
Картины некоторых из них необратимо потемнели. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Пейзажист. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Жена Репина Н. Б.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868) преподавал там же (1892-97), среди учеников – К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий».
Главным выразительным средством стала глубинность пространства с помощью уплощения предметов, а поиск новых изобразительных средств со временем привёл к созданию оригинальной декоративной системы. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины — «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В том же 1873г. В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Каждое его произведение восхищает. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Петербург жил открытием выставки.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Отношение творца к изображаемому – основное в картине. Его просто-напросто не принимали в Академию. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и в конце концов стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Обязанность мальчика состояла в приемке кирпича.
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. В 1873г. И даже болото, показанное Куинджи нельзя назвать скучным и безжизненным, оно завораживает. Спустя некоторое время стало известно имя критика — им оказался Клодт.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес — 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь.
Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Крым» и многое другое. Природа осмысливалась как часть космических сил, способных нести красоту. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек».
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. В первые годы «молчания» на вопросы о мотивах ухода из искусства он отшучивался. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Художник же или извлекал ее из реальности или ради красоты преобразовывал реальность. Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования.
В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского2, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. «Осталась бы картина в Париже, попала бы на выставку — и грому было бы много и медаль бы Куинджи получил», — огорчался Иван Сергеевич. Это, видимо, результат недоразумения.
Картина или действительность. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Однако именитый маринист не разглядел в парнишке способностей к рисованию, пристроив его толочь краски для своих будущих картин. Однако только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома.
Этапами путешествия были: Берлин, где осмотрели две национальные галереи и художественную выставку современных живописцев Дрезден Дюссельдорф — осмотр галереи и художественного кабачка «Гамбринус» Кельн — осмотр собора. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В Европе многие художники производили опыты с красками. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В том же 1873г.
Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В ранний период Куинджи испытал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х гг. получает звание классного художника. Куинджи не стал затворником. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Крамской пишет, что картины Куинджи "ошеломляюще новы".
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Жил он на кухне у Чабаненко. Петрушевский исследовал технологию живописи, красочные пигменты, светоносность палитры, соотношение основных и дополнительных цветов. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Оказывается, он все это время работал и не без успеха».
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями (Чумацкий тракт, 1875, ГТГ).
И неустанно рисовал. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Успех картины превзошел все ожидания.
Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. Отец Куинджи был сапожником. Этой работой начался т. н. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Рылов, К. Б. Лишь один из французских критиков успел оценить и «чудесную передачу» «бледного и искрящегося света на водной поверхности» и творческую «волю художника», которая «покоряет и переносит в изображаемый мир».
– См. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Наиболее вероятная дата рождения Архипа Куинджи – 27 января 1842 года. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Обычный среднерусский пейзаж художнику удается сделать небудничным с помощью оригинальных художественных решений. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления — Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). В мастерскую его не пускали. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). О художнике снова заговорили.
Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре — ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).