Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Рассказывают, что однажды Д. И.
Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Набивалось до 200 человек. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Это был взрыв. Греков – на другую сторону Азова.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Никто не мог понять, что происходит. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».
Вся культурная Россия знала Куинджи.
В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. А разве не так нас учит Господь.
Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Неужели это художественное впечатление.
Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Крамским – идеологом передовых русских художников. В двадцать с небольшим он отправился в путь.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Сам разрыв назревал уже давно: Куинджи не только уверенно шёл своим путём, но и в полной мере осознавал и степень своей популярности и своё место в русской и европейской живописи. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Это усиливало эффект лунного сияния. У Крамского Христос – человек, пытающийся понять, в чём смысл жизни, победить свою земную природу.
Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.
Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Яйла», «Горный склон. И было лишь началом. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
Днепр. Эта картина написана в 1879 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. В 1868 году художник принял участие в академической выставке.
Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками.
Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
И ждала. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Реалистическая природа с использованием романтических элементов.
Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.
В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Крым», «Крым. Армян отправили на Дон.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. и А. М.
А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Эта пора была порой всеобщего признания и любви художника.
Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Хозяевам нравилось.
И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Русской педагог не знал. Они по-детски просты и естественны. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Но далее началось сплошное расстройство. Я совершенный дурак перед этой картиной. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
В благородной тревоге И. Н. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.
«Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела.
Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».
В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны.
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
– Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Наступили долгие годы молчания. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Архип Иванович учил живописи Н. К. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Тургенев писал, что французов оно потрясло. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
Таков был этот оригинальный человек. Неужели это художественное впечатление. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». К несчастью из-за красок, которые оказались химически несовместимы и не выдержали испытания временем, некоторые полотна Архипа Ивановича, можно сказать, умерли. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Не знаю, ощущал ли Архип Иванович тот гул, то дрожание земли, которое предшествует землетрясениям. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. В конце концов победа осталась за Куинджи.
И. Е. Репин в письме И. С. Остроухову пишет: А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями — всех они трогают. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Его успели удержать. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Краски горят на белых стенах хаты. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Как мы знаем, этого не произошло.
Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Вот что писал тонкий и чуткий Крамской: что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное быть может, это абсолютно новый живописный принцип Еще его Лес я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Начиналось всё нехорошо. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Рериха.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Был членом «Товарищества передвижников». В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Любимый с деревенского детства. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Отец Куинджи был сапожником.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом.
Кавказ». Луна.
Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Картина, названная Осень. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». «Да зачем вам. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Куинджи же сам объяснял так:. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.
Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Открыл входную дверь. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.
Академия помогала в этом немногим избранным. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Нет, понимаю. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе.
В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Но то же очарование света.
Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Через год был возвращён обратно. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Так продолжалось восемь лет. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Первое прикосновение к краскам и кистям.
Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Вот до чего доползла змея клеветы. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Тем более это относится к серии «гор».
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Его березовые рощи, освещенные ярким солнцем, тихие лунные ночи на Днепре, солнечные закаты и зори поражали зрителей своей поэтичностью, натуральной, доходящей до иллюзии передачей света, особыми лучезарными красками. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. В Березовой роще художник созерцает красоту.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Вид на гору Демерджи. Архип Иванович считал, что талант – это замечательно, но художник должен быть ещё и мыслителем и просто жизнерадостным, влюблённым в жизнь человеком.
Обошлось это в сто тысяч рублей. И характер художника ничуть не изменился. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Это есть выражение моих личных мыслей».
В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, вот таким образом они были написаны в тёмных мрачных цветах. Нет больше выставок Куинджи. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.
Часто изображается художниками и всегда по разному. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Однако, только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. Но решение было принято.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. По возвращении в Петербург Куинджи поселяется на Васильевском острове напротив квартиры художника Крамского. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.
Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Друзья не понимали причин, волновались. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа.
Выставка 1882 года была последней для художника. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Крым» и многое другое. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.
Вместо фамилий у них были прозвища. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Эти люди не выносили масок.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Но после его «Днепра утром» Архип закрылся ото всех на 20 лет, лишь в ХХ веке прервав молчание выставкой новых, горячо принятых публикой шедевров. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Она не понята была даже Крамским.
Искрится легкая рябь на воде. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку.
Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, – и щедрый жертвователь на дело искусства. Вот таким образом первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского – Адольфа Фесслера.
Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. – восклицал Репин. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
Импрессионистической эту картину назвать нельзя.
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Его просто-напросто не принимали в Академию.
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Литература, живопись, даже музыка, – все ставит себе целью приближение к действительности, жизненную правду и простоту. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Художник придумывал свои собственные приёмы живописи, например, часто изображал в своих картинах высокий горизонт, оптическую иллюзию освещения. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт.
Скромный по размеру пейзаж. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В картине нет ярких световых эффектов. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Воздух обесцвечивает цвет.
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. С Куинджи поехали 12 человек. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.
Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Совершенно не неся какой-либо обличительной или наставительной морали, полотна Архипа Ивановича и самым поразительным и чудесным образом показывают красоту и гармонию окружающего мира, словно глядя своим сильным и ясным внутренним взором прямо в сердце зрителя. Коллеги художника, по достоинству оценившие его высокое мастерство, говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. О ее цене осведомился морской офицер. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство.
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.
На этом заканчивается его юность. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. А передвижничество не предполагает романтизма.
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
О том, что произошло, говорили разное. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Через три года Архип приехал с деньгами, но видно было, какой ценой он их сэкономил: выглядел ещё хуже, чем прежде.
Неужели это творчество. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща.
И куда ни глянешь – не оторвать глаз. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Всё я сидел, смотрел и думал. Туман, осталась незавершенной.
Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.
Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Главное – свет, дарующий покой и надежду. В начале 60-х годов Куинджи переехал в Петербург, намереваясь поступить в Академию художеств. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Висели репродукции известных художников: в клубе сельском Васнецов "Иван -царевич на сером волке", у прораба по строительству в зале Репин "Иван грозный убивает своего сына", в столовой почему-то опять же репинская "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", у нас дома "Дети, бегущие от грозы"Маковского и в сельской библиотеке Куинджи "Березовая роща".
– «Тысяч пять». Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Рисовал с детства, где только мог.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Это я слилось, спаялось с искусством.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. О нем говорили, как о маге и чародее. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Куинджи захотел его сопровождать. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Предусматривалось также строительство выставочных помещений.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Это полотно – обобщенный поэтический образ Севера итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Своему детищу – Обществу им.
В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. В том числе две с одним названием. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Ввысь устремились тополя.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже.
Крым», «Морской берег. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Противоположный берег тонет во мраке ночи. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке.
Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. По вечерам начиналось веселье. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Художник много путешествовал.
Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Моросит дождь. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер.
Но получилось это так по-христиански, столь явно в картинах присутствие инобытия, что эта печаль не гнетёт, а возвышает. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.
Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Его мастерская была лабораторией исследователя. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами и даже вывозил за границу за свой счет. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.
Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. Для современников художника его картины были радостным откровением. В картине Чумацкий тракт художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Главный талант художника это именно его способность передачи «живого» света. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
В. М. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Краски изменились чудовищно. Тишина царит над миром.
Берёзовая роща – символ России. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским.
Ах, как живо помню я его за этим процессом. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. И оно пришло, но в следующем столетии. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием.