Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Его просто-напросто не принимали в Академию. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный.
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Ввысь устремились тополя. И неожиданно услышал в ответ: Хорошо.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Яйла», «Горный склон. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Нет, понимаю. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь».
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. В 1873г. Инициатор создания Общества художников (1909 позже – Общество имени А. И. Куинджи). А судьба его была поистине удивительной. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Тургенев писал, что французов оно потрясло. С Куинджи поехали 12 человек. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это.
В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Период молчания был занят интенсивной творческой работой. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Ввысь устремились тополя. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Пейзаж лишен бытовизма, что и сообщает ему некую дистиллированную чистоту. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи.
Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Крым», «Крым. Но решение было принято. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Да зачем вам. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К.
В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Ученики любили и уважали Куинджи. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
Исчезающее в свете зари сияние молоденького серпа луны точно найдено по светосиле и передает иллюзию света не менее убедительно, чем в Лунной ночи. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Греков – на другую сторону Азова.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Так продолжалось восемь лет. Отец Куинджи был сапожником. Воздух обесцвечивает цвет. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.
В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Русской педагог не знал. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Они по-детски просты и естественны. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща.
Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
Через год был возвращён обратно. В первый год обучения он редко делал замечания, просто наблюдал, осторожно пытаясь понять, к чему лежит душа ученика. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Туман, осталась незавершенной. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.
В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку.
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж "После грозы". Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Вместо фамилий у них были прозвища. Его успели удержать. Кавказ».
За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Устная молва о его искусстве гораздо шире исследований его творчества. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Картина настраивала на философские раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении. В ранний период Куинджи испытал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х гг.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Пейзажист. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Звонкая чистота летнего рассвета передана в сложной градации оттенков неба, повторенной уже в измененной тональности, в отражении широкого речного плеса. Но далее началось сплошное расстройство.
О том, что произошло, говорили разное. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
Часто изображается художниками и всегда по разному. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. И характер художника ничуть не изменился.
Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Оставляю за собой.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. – «Тысяч пять». Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.
Выразительная деталь – силуэт лошади, неподвижно стоящей на высоком берегу, четко рисуется на фоне светлого неба. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Цвет доведен до физической ощутимости.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаАрхип КуинджиГоды жизни: 27 января 1841 — 24 июля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникСлава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Друзья не понимали причин, волновались.
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В своей книге о художнике О. П. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Хозяевам нравилось. Всё я сидел, смотрел и думал. Что это такое. Богаевский, А. Борисов. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.
Крым» и многое другое. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Все окна были занавешены, освещение было электрическим, так что луч света был направлен на картину.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. И вносит в картину особое волнение и теплоту чувства. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели.
Куинджи же сам объяснял так: ". Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Природа кажется недвижной. И было лишь началом. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других". Это есть выражение моих личных мыслей».
Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Этой работой начался т. н. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями (Чумацкий тракт, 1875, ГТГ).
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Неведомский и И. Е. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.
Это усиливало эффект лунного сияния. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. Армян отправили на Дон. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».
Главное – свет, дарующий покой и надежду. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи".
Рылов, К. Б. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками.
Неужели это художественное впечатление. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы.
«Ближе всего связывает позднее творчество Куинджи с его прежними поисками картина Ночное. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Выставка 1882 года была последней для художника.
Куинджи захотел его сопровождать. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится еще две: «Море ночью» и «Забытая деревня».
Была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Хотя Бродский имел полное право на бесплатную, за казённый счет (то есть за счет Академии Художеств) поездку на работу в Италии, как закончивший с отличием курс в Академии. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. С одной стороны, в стремлении удивить зрителя необыкновенным эффектом есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма, с другой — нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. получает звание классного художника. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Член ТПХВ (1875-79 смотри Передвижники). Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Обошлось это в сто тысяч рублей. По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Петровская, 82). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В написанных о нем книгах больше привлекала внимание его незаурядная личность, его неожиданная биография, нежели оригинальность и значение его творчества.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. В Березовой роще художник созерцает красоту.
Скромный по размеру пейзаж. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Кажется, что его прославляли не за то, чем он был велик. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». На этом заканчивается его юность. Картина "Север" продолжала серию северных пейзажей, начатых "Ладожским озером". Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В картине На острове Валаам художник ведет повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. – См. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.
Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. По некоторым сведениям Архип Иванович пытался поступить в Академию художеств, но не выдержал вступительных экзаменов.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. И ждала. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Рерих, А. А. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.
Совсем иные по настроению "Степь вечером" и "Степь в цвету". В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня" (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Неужели это творчество. – Ведь все равно не купите: она дорогая. Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе.
Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В одно из воскресений о ее цене осведомился какой-то морской офицер.
Берёзовая роща – символ России. Э. В.
Эти люди не выносили масок. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
И только после ухода офицера художник узнал что у него побывал великий князь Константин». По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Айвазовскому. Когда ученики задумали создать Общество имени А. И. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».
Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. – пожал плечами Куинджи. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу.
Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России.
Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Я совершенный дурак перед этой картиной. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
В окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.
После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил "Украинскую ночь" (ГТГ). Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».
М. П. Если во многих поздних работах явственно выступает стремление Куинджи к декоративизму, то в Ночном преобладает глубоко эмоциональное восприятие жизни. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Но не заниматься с учениками художник не мог. Картина, названная Осень. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Набивалось до 200 человек.
В благородной тревоге И. Н. «Да зачем вам. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. Успех картины превзошел все ожидания.
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
В 1881 году художник создал картину "Днепр утром" (ГТГ). Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Как мы знаем, этого не произошло.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро».
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1878 году "Украинская ночь" была показана на Всемирной выставке в Париже. Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Наступили долгие годы молчания.
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Луна. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Крым», «Морской берег. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. О нем говорили, как о маге и чародее.
С подлинной лиричностью передано очарование летнего рассвета над днепровскими степями. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. – А все-таки. Днепр.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). По вечерам начиналось веселье. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.
В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Среди его учеников были Н. К.
– «Хорошо, я её оставляю за собой». В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Краски изменились чудовищно.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. В том же 1873г. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер.
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Открыл входную дверь. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. А разве не так нас учит Господь. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Друзья не понимали причин, волновались. Никто не мог понять, что происходит.
В следующем году Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе" (ГТГ), "Степь в цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно). В пятнадцать Архип Куинджи отправился в Феодосию искать удачу в мастерской Айвазовского, потом в Одессу, потом – в Петербург, не имея ни денег, ни знакомств, ни связей. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию.
Картина или действительность. Петербург жил открытием выставки. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В 1909году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму.
Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Это был взрыв. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины "Березовая роща". Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Академия помогала в этом немногим избранным. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Писали о Куинджи не слишком много.
А передвижничество не предполагает романтизма. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо.
Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Она безлюдна. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Мальчик с детства любил рисовать. В конце концов победа осталась за Куинджи. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. С 1894 по 1897г. По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему русская традиция.
В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Однако до конца жизни художник поддерживал дружеские отношения со многими передвижниками, часто присутствовал на их заседаниях, а в 1882 году на похоронах В. Г. Перова произнёс от их имени небольшую, но яркую, сильную и искреннюю речь, которую присутствовавшие, по свидетельству М. В. Нестерова, слушали благоговейно. Начиналось всё нехорошо.
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
Она словно зачарована неведомой силой. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Реалистическая природа с использованием романтических элементов.
Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Куинджи искал новые пигменты и грунтовые основы, которые сделали бы краски стойкими к влиянию воздушной среды и сохранили бы первозданную яркость искал также выразительные образные решения. Петровская, 82). В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая роща" (все в ГТГ).
Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и тому подобное) использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета (Украинская ночь, 1876, Берёзовая роща, 1879, – оба в ГТГ Ночь на Днепре, 1880, ГРМ). В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868) преподавал там же (1892-97), среди учеников – К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Вид на гору Демерджи. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
В 1874г. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.