Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года. Но Архип Иванович Куинджи не стал затворником. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. 15 сентября 1868 года Совет Академии художеств удостоил Архипа Ивановича Куинджи звания свободного художника.
Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи. Архип Иванович Куинджи умер 11 (24)июля1910 г. в Санкт-Петербурге.
А разве не так нас учит Господь. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Куинджи же сам объяснял так:.
Краски горят на белых стенах хаты. Петербург жил открытием выставки. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.
Нет больше выставок Куинджи. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни.
Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
«Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Художник много путешествовал.
Айвазовскому. Своему детищу – Обществу им. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Кавказ». Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. В благородной тревоге И. Н. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Литература, живопись, даже музыка, – все ставит себе целью приближение к действительности, жизненную правду и простоту.
Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Среди его учеников были Н. К. Петрушевским изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи. Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость.
В картине нет ярких световых эффектов. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. В северной природе царят гармония и покой. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье).
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.
Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно).
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Куинджи же сам объяснял так:. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками.
и А. М. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Крамским – идеологом передовых русских художников. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Пейзаж стал необратимо темнеть. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Друзья не понимали причин, волновались. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Эти люди не выносили масок. Отец Куинджи был сапожником. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное.
Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Так продолжалось восемь лет. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Вся культурная Россия знала Куинджи.
Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Это совершенно другой, обновленный и технически и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
В двадцать с небольшим он отправился в путь. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет.
Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Это я слилось, спаялось с искусством. Противоположный берег тонет во мраке ночи.
Она не понята была даже Крамским. Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы.
Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Рерих, А. А.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Архип Иванович учил живописи Н. К. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность.
Деньги шли на поощрение молодых талантов. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».
Тишина царит над миром. Рисовал он всё лучше, потому внял совету проситься в ученики к Ивану Константиновичу Айвазовскому, жившему в Крыму. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Таков был этот оригинальный человек. Менделеевым – хорошим знакомым художника. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Картина или действительность.
Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Луна.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Моросит дождь. Куинджи назвал невероятную по тем временам цену в пять тысяч и услышал утвердительный ответ. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Крым», «Морской берег. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.
И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Богаевский, А. Борисов. Наступили долгие годы молчания. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Определяется и творческий метод художника. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Начиналось всё нехорошо.
Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Рассказывают, что однажды Д. И.
Греков – на другую сторону Азова. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. О ее цене осведомился морской офицер. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Рисовал с детства, где только мог.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Успех картины превзошел все ожидания.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
Его частная жизнь была необычна, уединенна и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Но решение было принято. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову.
Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами.
Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Страдания художника были невыносимы. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Обошлось это в сто тысяч рублей. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
В скандал были втянуты и другие петербургские художники, одни из которых выступили на стороне Судковского, другие— на стороне Куинджи. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Друзья не понимали причин, волновались. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.
В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Рылов, К. Б. И ждала. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Но далее началось сплошное расстройство. Однако, разрешение явно запоздало – Куинджи шел 27-й год и он уже сам стал самостоятельным художником. Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Ученики любили и уважали Куинджи.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Что это такое. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Русской педагог не знал. Неужели это художественное впечатление. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Последняя была выставлена в Обществе поощрения художников, причем на выставке одного произведения — необычное для того времени явление. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.
Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. О том, что произошло, говорили разное.
– Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Это есть выражение моих личных мыслей». «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». О нем говорили, как о маге и чародее. Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
«Березовая роща» – идеал природы. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Не случайным представляется обращение пейзажиста Куинджи к жанровой картине, драматическому евангельскому сюжету. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти. Через год был возвращён обратно. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Петровская, 82). Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Хозяевам нравилось.
Наступили долгие годы молчания. Они по-детски просты и естественны. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. Крым» и многое другое.
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Выставка 1882 года была последней для художника. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Академия помогала в этом немногим избранным. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Днепр. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В ней все уныло, безотрадно, тускло. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
«романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Для современников художника его картины были радостным откровением. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».
После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Однажды Дмитрий Иванович Менделеев собрал у себя в физическом кабинете при университете нескольких художников-передвижников.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Армян отправили на Дон. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Сила света в картинах Куинджи, то яркого, праздничного, то таинственно мерцающего, породила даже легенду о лунных красках, которыми будто бы пользовался художник. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку – со временем краски потемнели и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Вместо фамилий у них были прозвища. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Мальчику не удалось получить образования. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.
Пребывание за границей, знакомство с искусством Англии, Франции, Бельгии, Германии обогатило художника яркими впечатлениями и вместе с тем укрепило уверенность в собственных силах, в верности избранного пути. Это был взрыв. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Нет, понимаю. Первое прикосновение к краскам и кистям. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось.
Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.
Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Всё я сидел, смотрел и думал.
Даже нападки делали это имя еще более значительным. В. М. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Его просто-напросто не принимали в Академию. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.
Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Ввысь устремились тополя.
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. – восклицал Репин. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Это усиливало эффект лунного сияния. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Последнее из названных полотен можно сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной стороне.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». И было лишь началом. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. «Я знал уже, что с этой крыши будет далеко видно, – рассказывал впоследствии Архип Иванович.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Их вереница извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.
Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Редко приходится биографу заниматься характеристикой столь оригинальной, столь исключительно-самобытной натуры.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. В 1908 г. ряд живописцев – участников академических выставок – решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Его успели удержать. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Когда храм был построен, юный художник поступил к хлеботорговцу Аморети: чистил сапоги, прислуживал за столом. Но эта правда, проходя сквозь горнило могучей индивидуальности художника, претворялась в ней. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Яйла», «Горный склон.
Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. И оно пришло, но в следующем столетии.
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В детстве – сиротство и нищета и пастьба гусей, а под конец жизни – миллионное почти состояние, целиком отдаваемое на нужды родного художества. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. В том числе две с одним названием. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.
Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Не был принят художниками и «Вечер». В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. «Да зачем вам.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К.
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Куинджи, — писала французская критика, — бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Вид на гору Демерджи. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Переполненность личным стихийным настроением да разве это не кардинальная черта всей его фигуры.
После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Набивалось до 200 человек. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.
Вот до чего доползла змея клеветы. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. – «Тысяч пять». В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Куинджи захотел его сопровождать. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. К большому сожалению из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника. Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет.
Рериха. Как мы знаем, этого не произошло. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.
Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Журналы и газеты, не только художественные, считали долгом поместить статьи, посвященные картине.
Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Мальчик с детства любил рисовать. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. С Куинджи поехали 12 человек. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). В конце концов победа осталась за Куинджи. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Потом говорили обо всём на свете, прежде всего о живописи, но ещё и о философии истории и многом другом. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.
Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Предусматривалось также строительство выставочных помещений. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.
Отец Куинджи был сапожником. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.
Картина Север завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году и была последней из этой серии. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Искрится легкая рябь на воде. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Открыл входную дверь.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Этой работой начался т. н. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Тем более это относится к серии «гор». Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения.
Никто не мог понять, что происходит. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Скромный по размеру пейзаж.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». А передвижничество не предполагает романтизма. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными.
Выставка 1882 года была последней для художника. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Крым», «Крым.
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. По вечерам начиналось веселье. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Мир, полный неги, красоты и покоя. – «Хорошо, я её оставляю за собой». На этом заканчивается его юность. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.