Наконец Архип Куинджи решается официально вступить в ряды художников передвижников и став полноправным членом данной организации в 1878 году написал 2 картины (Вечер на Украине) и (Лес). Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. Архип Куинджи (при рождении Куюмджи (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Такой непростой жизненный путь прошел Архип Куинджи. Архип Иванович Куинджи умер 11 (24)июля1910 г. в Санкт-Петербурге.
Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи. Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Хлеботорговец Аморетти, у которого работал Куинджи, увидел рисунки Архипа и посоветовал Куинджи поехать к Ивану Айвазовскому в Крым и стать учеником знаменитого художника. В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Архип Куинджи родился в семье бедного сапожника. 15 сентября 1868 года Совет Академии художеств удостоил Архипа Ивановича Куинджи звания свободного художника.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Луна.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). В него вошли Н. К. Рерих, А. А. Рылов, А. А. Борисов, Н. П. Химона, В. И. Зарубин, В. Е. Маковский, В. А. Беклемишев А. В. Щусев и другие. В конце концов победа осталась за Куинджи. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Именно с этих работ возникает интерес к творчеству Куинджи не только у художников, но и у публики. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Моросит дождь. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
Пребывание за границей, знакомство с искусством Англии, Франции, Бельгии, Германии обогатило художника яркими впечатлениями и вместе с тем укрепило уверенность в собственных силах, в верности избранного пути. В начале 60-х годов Куинджи переехал в Петербург, намереваясь поступить в Академию художеств. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Искрится легкая рябь на воде. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Через год был возвращён обратно.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.
В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Всё я сидел, смотрел и думал.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
О том, что произошло, говорили разное. Нет больше выставок Куинджи. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. В. М.
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.
Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Помогает местным фотографам ретушировать фотографии, этим же он впоследствии подрабатывает и в Одессе и в Санкт Петербурге, несколько лет работает на этом поприще в г. Таганроге. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины.
С Куинджи поехали 12 человек. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. А разве не так нас учит Господь. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.
Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Незадолго до конца рассудок начал ему изменять, однажды он даже пытался выброситься в окно, чтобы избавиться от боли. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
На этом заканчивается его юность. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. «Березовая роща» – идеал природы.
Друзья не понимали причин, волновались. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Определяется и творческий метод художника.
Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др.
Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. А потом упорно из года в год все делал новые попытки.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Эти люди не выносили масок.
До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Открыл входную дверь. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других.
Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии.
В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. В ней все уныло, безотрадно, тускло.
Солнце становится в картине главным действующим лицом. Художник много путешествовал. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
По вечерам начиналось веселье. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
«Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. «Да зачем вам.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Обошлось это в сто тысяч рублей. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
Мальчику не удалось получить образования. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). И было лишь началом. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Айвазовскому. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Академия помогала в этом немногим избранным. Выставка 1882 года была последней для художника.
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Часто изображается художниками и всегда по разному. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Мне кажется, да – его картина была каким-то тихим, но точным словом, которое он попытался сказать своей родине.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. По раскисшей под дождем дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредет женщина с ребенком – вот почти и все детали унылого пейзажа. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.
В двадцать с небольшим он отправился в путь. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. И характер художника ничуть не изменился. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Русской педагог не знал. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. О ее цене осведомился морской офицер. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Рисовал с детства, где только мог. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Это есть выражение моих личных мыслей». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев.
Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Случилось это незадолго до восшествия на престол императора Павла, а звали мальчика Домиант Кононов.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Его успели удержать. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.
Это усиливало эффект лунного сияния. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
Днепр. Что это такое. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.
Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. В северной природе царят гармония и покой. Греков – на другую сторону Азова. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
Противоположный берег тонет во мраке ночи. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы.
Нет, понимаю. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Но зрители хлынули бесконечным потоком. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Яйла», «Горный склон. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Ввысь устремились тополя. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
О нем говорили, как о маге и чародее. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Наступили долгие годы молчания. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. С приглушенным тоном синих и коричневатых оттенков эффектно контрастируют блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины.
Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать.
и А. М. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Для того, чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Мир, полный неги, красоты и покоя. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами.
Куинджи не выявляет свои духовные порывы, не субъективизирует восприятие пронесшейся грозы, а старается запечатлеть ее в реальном, объективном качестве. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Они по-детски просты и естественны.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
Краски горят на белых стенах хаты. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.
В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского».
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Берёзовая роща – символ России.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Таков был этот оригинальный человек. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».
Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Армян отправили на Дон. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Как мы знаем, этого не произошло. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Композиция произведения, драматургия темы разрабатываются достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Но самым замечательным стало паломничество на остров художников, которых привлёк отец Дамаскин, создавая им все условия.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов.
Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно). После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
И ждала. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Начиналось всё нехорошо. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Так продолжалось восемь лет.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии.
Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Петровская, 82). Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби».
В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно.
В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Это был взрыв. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Крым», «Морской берег. Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Нервный динамичный мазок, способствующий передаче стремительности движения туч, создает сложную структуру полотна.
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса.
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. В том числе две с одним названием.
Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Тишина царит над миром. Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Не был принят художниками и «Вечер».
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». – «Хорошо, я её оставляю за собой». Тишина, спокойствие разлиты в природе. Никто не мог понять, что происходит. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Этой работой начался т. н. В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе.
Картина или действительность. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Вид на гору Демерджи.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Страдания художника были невыносимы. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Но решение было принято. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Отец Куинджи был сапожником.
В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Мы, впрочем, забыли главное – сказать, что в 17 лет Куинджи влюбился, первый и последний раз в своей жизни. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
Куинджи захотел его сопровождать. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. – «Тысяч пять». В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Хозяевам нравилось. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
Первое прикосновение к краскам и кистям. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
А передвижничество не предполагает романтизма. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Кавказ». Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Набивалось до 200 человек.
Крым», «Крым. По разъезженному тракту, утопая в грязи, томительно медленно тянутся обозы, вырисовываясь темными силуэтами в туманной мгле. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. авторы несут самостоятельно на основании правил сервера и российского законодательства. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Отец Куинджи был сапожником.
Тургенев писал, что французов оно потрясло. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Пейзаж стал необратимо темнеть. Петербург жил открытием выставки. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.
Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».
В благородной тревоге И. Н. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. И оно пришло, но в следующем столетии. А. И. Куинджи для ежегодных премий. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку.
Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой – продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.
Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Вместо фамилий у них были прозвища. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Это я слилось, спаялось с искусством. Крым» и многое другое. Скромный по размеру пейзаж.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.
Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Куинджи же сам объяснял так:. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Его просто-напросто не принимали в Академию. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Но далее началось сплошное расстройство.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.