В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». И было лишь началом. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Я совершенный дурак перед этой картиной. Наступили долгие годы молчания. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. О нем говорили, как о маге и чародее. Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Армян отправили на Дон. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. По вечерам начиналось веселье.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Страдания художника были невыносимы. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Всё своё состояние мастер решил истратить на создание Общества художников, откуда никого не изгоняют, где ты можешь исповедовать любые взгляды всё, что требуется от тебя, – любить и трудиться. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.
Деньги шли на поощрение молодых талантов. И ждала. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком.
Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет.
Скромный по размеру пейзаж. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Под его началом было много всего построено и перестроено, но особое внимание обратим на возведённую отцом Дамаскином гостиницу для гостей. Работа занимала все дни, для занятий и встреч с друзьями-единомышленниками оставались лишь вечерние часы. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Менделеевым – хорошим знакомым художника.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Крым» и многое другое. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Реалистическая природа с использованием романтических элементов.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики.
В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. – «Тысяч пять». Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.
Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Тургенев писал, что французов оно потрясло.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.
В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности идеализации образа натуры. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Разумеется, бесплатно. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Открыл входную дверь.
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Они по-детски просты и естественны. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Обошлось это в сто тысяч рублей. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Куинджи же сам объяснял так:.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Вера была дочерью богатого купца, Архип – начинающим живописцем без гроша в кармане. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Всего через несколько месяцев будет убит император Александр Освободитель и с этого времени начнётся разрушение державы. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Полмиллиона рублей завещал Обществу художников, которое основал. «Да зачем вам.
Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Для Архипа это была неподъёмная сумма. В том числе две с одним названием. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам».
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. С того дня началась их дружба. Архип Иванович продаёт дом ради того, чтобы отвезти учеников в Европу, познакомить с новейшими достижениями мировой живописи.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Главное – свет, дарующий покой и надежду. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Вид на гору Демерджи. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. и А. М. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать.
В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Друзья не понимали причин, волновались. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.
Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Начиналось всё нехорошо. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Картина или действительность. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества.
После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Рассказывают, что однажды Д. И. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Через год был возвращён обратно. Пейзаж нельзя было назвать удачей. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Однако, разрешение явно запоздало – Куинджи шел 27-й год и он уже сам стал самостоятельным художником. В 1874г. Его просто-напросто не принимали в Академию. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Вместо фамилий у них были прозвища. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Перед его полотнами, путешествующими вместе с передвижными выставками по городам России, народ толпится особенно густо.
Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Крым», «Крым. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.
Никто не мог понять, что происходит. В 1873г. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства.
С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Разумеется, никто ничего не подсвечивал. В картине нет ярких световых эффектов. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. В. М.
Тишина царит над миром. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Это полотно – обобщенный поэтический образ Севера итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Вся культурная Россия знала Куинджи. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Моросит дождь. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Хозяевам нравилось.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Мечта Куинджи о художественном объединении, где художник чувствовал бы себя независимым от власти, от официальных учреждений воплотилась при создании в 1908 году Общества художников. «Березовая роща» – идеал природы.
на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Нет, понимаю. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. В настоящее время полотно, написанное в 1880 г. хранится в Государственном русском музее, а два других в Государственной Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее. С 1894 г. по 1897 г. Архип Иванович Куинджи работал профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г. Картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. Отправлял деньги неимущим и больным. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.
Вера Леонтьевна, равнодушная к бриллиантам и нарядам, поддерживала мужа во всём. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. В двадцать с небольшим он отправился в путь. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка.
Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Вера Леонтьевна жалела только об одном: в семье не было детей. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Отец Куинджи был сапожником.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Русской педагог не знал. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Не был принят художниками и «Вечер».
Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Искрится легкая рябь на воде. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В том же 1873г. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Мир, полный неги, красоты и покоя. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».
Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Луна.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. А передвижничество не предполагает романтизма. В северной природе царят гармония и покой.
Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
Его частная жизнь была необычна, уединенна и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Рисовал с детства, где только мог. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс.
Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида.
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В этот момент, на пороге и наступила смерть.
Тогда-то Вера и дала ему слово ждать, сколько потребуется. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Помогал коллегам и своим ученикам, когда стал преподавать в Академии художеств.
В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Академия помогала в этом немногим избранным. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Крамским – идеологом передовых русских художников. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море.
О том, что произошло, говорили разное. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. И с материнской заботой относилась к ученикам мужа.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Греков – на другую сторону Азова. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Но далее началось сплошное расстройство.
Чета Куинджи занялась благотворительностью. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Девушка ответила: «Если не за Архипа, то только в монастырь». «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь».
Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Определяется и творческий метод художника.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. – восклицал Репин. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г.
В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Яйла», «Горный склон. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.
Даже нападки делали это имя еще более значительным. Ярошенко негодовал и даже, рисуя Иуду, придал ему черты Архипа Ивановича, потом, правда, стёр. В 1868 году художник принял участие в академической выставке.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Люди понуро сидят на возах или бредут, утопая в грязи, с трудом тянут повозки волы, воет собака. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Кавказ». «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной.
Так продолжалось восемь лет. Своему детищу – Обществу им. Но решение было принято. Вот до чего доползла змея клеветы.
Архип Иванович учил живописи Н. К. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивает дополнительные цвета: задний план написан в холодных сине-зеленых тонах, передний – в теплых коричнево-красноватых. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Его мастерская была лабораторией исследователя. С Куинджи поехали 12 человек.
Всё я сидел, смотрел и думал. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно.
Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Шаповалов поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Летом Куинджи вывозил своих учеников в свое крымское имение, а в апреле 1898 г. повез всех своих питомцев за границу на собственные средства. Это усиливало эффект лунного сияния. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
Этой работой начался т. н. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Его успели удержать. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Крым», «Морской берег.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Это был взрыв.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Тем более это относится к серии «гор». Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски.
Он решил ехать в Петербург на заработки. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Недаром из мастерской его вышли известные впоследствии пейзажисты Н. К. Рерих и А. А. Рылов, В. Г. Пурвит и Ф. Э. Рушиц, К. Ф. Богаевский и А. А. Борисов.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Куинджи пробыл у знаменитого мариниста 2-3 летних месяца скорее всего, первые уроки живописи он получал не от Айвазовского, а от его родственника Адольфа Фесслера. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. получает звание классного художника. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
«Украинская ночь» – начало зрелости мастера. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Отец Куинджи был сапожником.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Так же не поняты и не приняты два его полотна, написанные в 1978 г. – Закат солнца в лесу и Вечер. Сама стирала, мыла посуду, готовила, убирала.
Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Куинджи захотел его сопровождать. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». А. И. Куинджи для ежегодных премий. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.
Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. В 1908 г. ряд живописцев – участников академических выставок – решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Днепр.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Петербург жил открытием выставки. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
А разве не так нас учит Господь. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. Неужели это художественное впечатление.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Не знаю, ощущал ли Архип Иванович тот гул, то дрожание земли, которое предшествует землетрясениям. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Что это такое. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Они встретились в родном для обоих Мариуполе.
Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Мальчику не удалось получить образования.
Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.
Противоположный берег тонет во мраке ночи. На этом заканчивается его юность. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много.
Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Это есть выражение моих личных мыслей». После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Набивалось до 200 человек. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Эти люди не выносили масок. Гладким зеркалом отражают свет воды Днепра, выхватываются из бархатистой синевы ночи стены украинских хат, прихотливым изысканным орнаментом рисуются облака в бездонной глубине неба. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Рериха.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Рисовал он всё лучше, потому внял совету проситься в ученики к Ивану Константиновичу Айвазовскому, жившему в Крыму.
Она не понята была даже Крамским. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Пейзаж стал необратимо темнеть.
Выставка 1882 года была последней для художника. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.