Но почему. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Пилата пес «любил, уважал и считал самым могучим в мире, повелителем всех людей, благодаря которому и самого себя пес считал существом привилегированным, высшим и особенным» (с. Вместопредседателя Зрелищной комиссии бумаги подписывает его костюм, а в зрелищном филиале все служащие помимо своей воли хором поют «Славное моресвященный Байкал».
Но существовал как. Но напрасно. Инститорис, обсуждая вопрос, летают ли ведьмы на шабаш физически или мысленно (сам он допускал оба варианта), глухо ссылается на возможность, «что демоны сами легли со спящими мужьями (в то время, когда искали их жен), чтобы показать, что жены спали с мужьями».
462). Коровьев прямо определяется как «маг, чародей и черт знает кто», что позволяет сделать абсурдный, как поначалу кажется, вывод: Коровьев и Афраний, возможно, одно лицо. Воланд, в отличие от Мефистофеля ироничен, но не глумлив, склонен к озорству, смеётся над Берлиозом и Бездомным, над буфетчиком Соковым (в восемнадцатой главе). Пора задуматься.
709). Именно вот таким образом Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. На балу перед Маргаритой прошла масса гостей, но первыми были все-таки «господин Жак с супругой».
В романе мастера Низа – единственный женский персонаж. Неужели на Мастера так действует весенний сад и близость любимой женщины. Наверное, нет. «Ох, вот это роман. » – подумал я тогда. Можно предположить, что Булгаков использовал в своем романе не только облик черта из «Братьев Карамазовых», но и видоизмененную фамилию конфидента Ивана.
Ему сделали укол в руку и сказали, что все пройдет. Голос в трубке сказал Маргарите вылетать и над воротами крикнуть «Невидима. ». Загорелась надпись «Берегись трамвая. » Он хоть и стоял безопасно, сделав шаг назад, потерял равновесие. И послужило поводом к этому свиданию убийство Иуды из Кириафа.
Выбрит гладко. Иногда он плакал, но его утешала преданная жена. Вся любовь прокуратора отдана собаке Банге.
Перед приходом Маргариты обычная лестница упразднена: Маргарита входит в квартиру «по каким-то широким ступеням» (с. Задачи Стравинского и Могарыча, при всей разнице ситуаций, в которые попали Иван и Мастер идентичны – заставить своих «пациентов» прекратить попытки найти какой-то выход. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее. И Крысобой и Азазелло – рыжие, оба гнусавят.
Он требовал пропустить гостей и лично проследил, чтобы с ними хорошо обошлись. Одним редактором больше, одним меньше. Тут стоит вспомнить, что поцелуи приближенных Воланда могут быть крайне опасны. Но этот «костюм» – один из ключей к отгадке «инкогнито» Воланда в Ершалаиме.
Заключенная между «двумя крыльями дворца», она находится в глубине своеобразного сценического пространства, где и проводит большую часть времени Понтий Пилат. Сильно звучит. Дважды сатана упоминает Иешуа Га-Ноцри.
В разговоре с Иваном Карамазовым черт вспоминает поэму Ивана «Геологический переворот», в которой предлагается новый вариант мироустройства – «антропофагия». Именно так и никак иначе. При этом происходит и некоторый маскарад.
И именно тут стоит задать один из самых главных вопросов: а как относилась к этой системе Маргарита. Они не занимаются «соблазнением душ». В одно мгновение из под трамвая выскочило что-то круглое и запрыгало вниз по Бронной.
В случае с платком Фриды Воланд сам оценил милосердие Маргариты как «тряпичное». Однако, встретя Маргариту, Воланд проникся к ней холодным уважением за ее прекрасные душевные качества (доброта, милосердие, верность в любви, преданность избраннику и женственность). «Прощенный в ночь на воскресенье жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Я буду беречь твой сон», — говорит она. Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя — за Фриду. Однако, согласно раввинистической литературе, хромота дьявола отнюдь не ломота в костях (дух не может иметь телесные болезни), причина проще: на ангелов, как на содействующих Божественному священнодейству, распространены те же правила, что и на людей— отсутствие дефектов, в том числе и внешности.
Сведения о Бегемоте Булгаков, видимо, почерпнул из исследований И. Я. 798).
Но самым главным является то, что Булгаков не воспринимает его как совершенное зло. Матвей не знает сомнений. Он выучился на историка и работал в институте. Вскоре укол подействовал. Сфера его дуальна «ведомству» Воланда, да и сам Иешуа не может быть отождествлен с Иисусом Христом, поскольку не прошел Его земного пути: он лишь подобие.
Бегемот – земной эквивалент хаоса и может быть отождествлен с разрушением. Во-первых, сошлемся на Б. Гаспарова, который предложил параллель: Кот Мурр Э. -Т. -А. Бывают среди них маги, астрологи, предсказатели и убийцы» (с. Уж не доля ли это Ивана Николаевича.
Выворачивая наизнанку христианский канон, он парадоксальным образом возвращается к его истокам. Судьба любви переплетена с судьбой романа. Иуда выдал философа, но ведь смертный приговор утвердил Пилат. Булгаков долго искал имя дьяволу, расматривались разные имена, например, Азазелло (впоследствии ставшая именем одного из членов свиты Воланда). Иван Николаевич сразу узнает его». В сцене бала основные архитектурные детали дворца Ирода сохранены.
Не случайно если у священника пойдет кровь, будет порез или произойдет что-то ещё, что вызовет кровотечение, священник обязан приостановить службу, выйти из храма и только тогда, когда течение крови закончится, продолжить службу с места её остановки. Связь между прокуратором и «консультантом» может быть подтверждена и другим образом. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Ведь именно Пилат пообещал Каифе: «не будет тебе, первосвященник, отныне покоя. Откуда же появились столь странные существа в окружении Воланда. Но это тоже подъем сил. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. Примерно через минуту после этого происшествия они стояли у «Дома Грибоедова», где, как считал Бегемот «вызревал цвет отечественной литературы».
Но поскольку творческие способности советского поэта Воланду тогда не требовались, это «вдохновение» приняло форму забега по Москве в кальсонах, драки в ресторане и попытки выброситься в окно в сумасшедшем доме. Гибель Иешуа сомнению не подлежит, но о его воскресении речь не идет. Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. В форме просьбы он рекомендует Воланду не продлевать «легендарную» линию. Прямой литературный прототип Бегемота найден М. Чудаковой в книге М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», где рассказывается, как из одержимой игуменьи вышел бес по имени Бегемот.
461). Главная же истина Иешуа: «все люди – добрые» – безусловно подвергнется корректировке со стороны Пилата. Всем хорошо памятно начало романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». 631). Затем Маргарита дает освобождение Понтию Пилату, конечно, с согласия Воланда и Иешуа. Потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» обнажают человеческие пороки, помогая сатирическому обличению суровой советской действительности 20 — 30-х годов.
Воланда подавляющее большинство москвичей так и не опознает в его истинном качестве, принимая «князя тьмы» за гипнотизера и фокусника. Если отталкиваться от инвариантности ситуаций, то в этом предположении нет ничего недопустимого, однако прямых доказательств участия Крысобоя в убийстве Иуды нет. Она словно видит совсем другую цель и стремится к ней.
следующую главу). Афраний приступил к разговору с Пилатом, «убедившись, что, кроме Банги, лишних на балконе нет» (с. Подобно Майгелю, наказан. Скорее, Мастер похож на заключенного из одиночки. Какова же роль этого прячущегося, но вездесущего героя в ершалаимской истории. В это время послышался гул подъезжающей машины.
с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые», «брови черные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зеленый, у него абсолютно безумен, а правый – пуст, черен и мертв», серый берет заломлен на одну сторону. Есть над чем задуматься. Только в его мире находит желанную награду — покой автор романа о Понтии Пилате, только там Мастер соединяется навеки со своей возлюбленной. Улыбнусь: едва усевшись писать эти заметки, я сразу понял, насколько горек будет мой хлеб. Некоторые исследователи утверждают, что в этом герое есть черты Сталина и даже Ленина.
Разве прохожий. За что. Даже в самом прозвище прокуратора сверкает золотой блеск: «Всадник Золотое Копье». Я уверен, что теперь уже улыбнулись вы. На балу в руках Воланда оказалась голова зав. Булгаков пишет историю не о Зле и Добре, а о Законе и Благодати.
Во-вторых, знакомый Мастера Алоизий Могарыч делает примерно то же самое, «абсолютно точно объясняя Мастеру, почему роман не мог быть напечатан». Безусловно, да. Демонология наделяет луну особой силой. Действительно, великое произведение великого писателя было увлекательным, а самое главное – с философией. Можно ее воспринимать и как награду.
Каифа действительно спасает город, так как народ согласившейся с проповедью Иешуа, что «всякая власть есть насилие» мог попасть «под римские мечи». У Хель тело наполовину синее (ср. Рассмотрим другой простой пример на тему внутреннего содержания. Разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Дальнейший стремительный бег событий обусловлен этой короткой фразой. Вспомним, зачем приехал в Москву Воланд – он собирался устроить «весенний бал».
Главным героем своего романа мастер называет Понтия Пилата. О большем я уж вас и не прошу» (с. Да, «Мастер и Маргарита» – роман о дьяволе да, Булгаков любил оперу «Фауст» да, тут можно бесконечно долго (ведь мы уже не раз перечитывали роман от корки до корки) рассуждать на тему, какое благо принес героям романа Воланд. Пилату ненавистен Ершалаим, он не любит иудейских праздников. Дом, где поселилась нечистая сила, уподоблен дворцу Ирода. Князь тьмы не творит добро, это не по еговедомству).
Слова, слова, слова. 520), они способны удлиняться, словно резиновые Гелла не летит вместе со свитой Воланда, увлекающей мастера и его подругу, так как ее путь – не в воздушные сферы черных духов, а вниз, в глубь земли. Тогда зачем же Воланду роман Мастера. Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из этого эпизода. Маргарита взобралась на нее и вылетела в открытое окно.
Вторично к этой теме он возвращается после убийства Иуды: «Но эти праздники – маги, чародеи, волшебники» (с. Брови черные, но одна выше другой Словом — иностранец». 439).
Но в романе Булгакова добро довольно мирно уживается со злом, а Воланд совсем не боится высокой моральности. Женщину можно понять – ее мужчины похожи и она запуталась. В романе М. Булгакова тоже ведется речь о свете и тьме, когда Воланд и ученик Иешуа Левий Матвей рассуждают о том, чем наградить Мастера: Светом, тогда его дух возьмет к себе Га-Ноцри или тьмой, тогда Мастер поступит в распоряжение Воланда, но Мастера награждают покоем, не лишая его света, хотя Иешуа не хочет его брать в свое царство, возможно, потому, что ему чем-то не понравился роман Мастера о Понтии Пилате, может быть, потому, что Мастер не простил прокуратора, обрекшего Иешуа на смерть, только в заключительных главах романа (Иешуа, Воланд посчитали роман Мастера незаконченным) Воланд устраивает встречу Мастера с его героем Понтием Пилатом, сидящим в горах Вечности в каменном кресле в обществе верного пса, который и в бессмертии обязан разделить участь хозяина. Все решается «благополучно» только благодаря Воланду. и М. А. Греческое имя московской Геллы отсылает читателя к античному «пласту» романа и возвращает к Понтию Пилату, к «римскому» гриму сатаны.
Откуда Булгаков мог почерпнуть эту информацию. Маргарите он помогает, выполняя условия договора об ее участии в весеннембале. Только он мог убедить Пилата не жертвовать карьерой ради подследственного из Галилеи. Между тем некоторое знакомство с западноевропейским фольклором о полетах на шабаш дает ответ на этот вопрос.
Еще мучительнее головные боли – приступы гемикрании. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Да и не похож Воланд на мифологическогои литературного Дьявола, ловца душ. Брюнет. У Воланда никаких прототипов нет». В углу рта Иешуа ссадина— у Воланда «угол рта оттянут к низу».
И он и мастер (в разговоре с Иваном Бездомным) утверждают, что события 14 нисана в Ершалаиме произошли при непосредственном участии сатаны. Булгаковых Флюшка – огромное серое животное. Прокуратор не любит доносчиков и лишних свидетелей. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ1. Иешуа в таком случае становится фигурой сложной. При этом он не проявляет излишней жестокости: приказывает вернуть голову бедному конферансье Бенгальскому по просьбе Маргариты освобождает Фриду (которая убила своего ребёнка) от наказания. Потоки лунного света льются отовсюду, они отождествляются в булгаковском произведении со «светом» Иешуа. Но первосвященник действует аморально с помощью предательства.
Теперь в Вечности Иешуа простил палача: рухнули горные громады, каменное кресло исчезло, перед бывшим осужденным, для которого был нарушен «принцип презумпции невиновности» и вершителем его судьбы пролегла лунная дорожка вперед, на которую первым выбежал пес прокуратора, затем пошли Иешуа и Понтий Пилат, мирно обсуждая проблему истины, которая у каждого была своя. Даже мнения о нем расходятся: «. Но если есть дьявол — есть Бог. Воланд провел два жестоких опыта: публика в варьете была согласна ради развлечения «наказать» болтуна — конферансье, надоевшего ей кривляньем и пошлыми шутками, отсечь ему голову, что свита Воланда и сделала. В 30-е годы двадцатого века, как и во все время существования советской власти, в стране царило и поощрялось всеобщее доносительство и слежка. А о лечении Мастера сказано только в контексте того, что он должен восстановить роман.
Бенгальский вновь обрел голову. Соблазнять никого не приходится. Воланд расспрашивает их о вере. Булгаковское замечание об Иване: «он все знает и понимает» – звучит с большой долей иронии.
Примерно так же был молчалив Пилат по отношению к римскому императору Тиверию – человеку, ради которого он послал на смерть Иешуа. Иисуса именуют Мессией— Воланда мессиром. В московском убежище сатаны горят свечи в ершалаимском – факел. Он начал рассказ с Берлиоза, потом перешел на Понтия Пилата и пытался в подробностях изложить услышанную историю, а в конце хотел обрисовать огромного кота, ходящего на задних лапах. Последовательно проследим деформацию квартиры 50, необходимую Воланду для проведения бала.
Жена Иова, видя страдания мужа, говорит ему: «Похули Бога и умри». Булгаков понял, что не будет добра – не будет зла, не будет зла – не будет добра. 9: 11) и никто не уйдет от нее, если не имеет «печати Божией на челах своих» (Откр.
Ивану снится «какой-то молодой человек в разорванном хитоне» (с. В-пятых, Воланд наделен атрибутами Бога: он всеведущий, может воскрешать мёртвых и т. д. Он явно не враг того Бога, которому подвластны недоступные для мастера области света.
А теперь, пожалуйста, вставьте вместо многоточия нужное по смыслу слово. Причём, надо отдать должное своеобразной «деликатности» Воланда в объяснении этой хромоты.
Её составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Нам пора» (с. Да, нужен. Не так обернулось дело с головой Берлиоза, которую ему отрезало трамваем.
Какое же «благо», заявленное вгетевском эпиграфе к первой части романа «Я —часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершаетблаго») творит Воланд. При этом автор как бы подчеркивает их «алиби». Мастер, предав огню свой роман (отголосок влияния поступка Н. В. Гоголя, который сжег второй том книги «Мертвые души»), добровольно ушел в Дом скорби (клинику Стравинского для душевнобольных). Средневековые элементы имеют вполне реальную основу: цветные витражи вместо обычных стекол в окнах – фантазия бесследно пропавшей ювелирши. Все будничное, обыденное становится ярким и значительным.
Так или иначе, сведя впервые на страницах «апокрифа» Пилата и его подручных, автор имел в виду нечто значительное. Прототипом Воланда можно назвать Мефистофеля из «Фауста» Гете. «После ХХ съезда в сверхузком кругу своих ближайших друзей и единомышленников мы часто обсуждали проблемы демократизации страны и общества // группа истинных, а не мнимых реформаторов разработала, (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму.
Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Он и его свита помогают тем, кому помощь нужна (то есть, Маргарите и Мастеру), нужна по-настоящему. Цель его миссии, на мой взгляд, заключалась в выявлении злого начала в человеке.
Воланд определенно дал им некий дар видеть (или чувствовать) в ближнем ложь. Ведь побеждает не тот, кто играет по правилам (я имею в виду читателя), а побеждает тот, кто создает эти правила. Тогда послышался голос Арчибальда Арчибальдовича, директора ресторана. Итак, Ершалаим – бездна – Иешуа – Понтий Пилат.
Воланд так говорит, обращаясь к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. Это легко, да. Допустим, некоего человека попросили выпить «в знак дружбы и взаимного доверия» некое дорогое вино из сосуда, напоминающего своей формой человеческий череп.
Порфирьева и М. А. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Маргарита видит Воланда босым и в одной рубахе, сидящим на постели. Однажды в этом сне появились и мастер с Маргаритой. Роман играл в жизни писателя ту же роль, что знаменитая картина великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи «Мона Лиза» известная под другим названием «Джоконда», с которой он не расставался в течение многих последних лет, внося в нее мельчайшие штрихи. Сводки с описанием его давали и дают противоречивые данные. Читателю памятна крытая колоннада во дворце Ирода.
(Неслучайно ей бросился помогать Бегемот оба – подземные чудовища. ) В ее власти сделать человека вампиром, как это произошло с Варенухой, потерявшим сознание от ее сияющих глаз. Сам Булгаков на протяжении всего повествования ни разу не называет Иешуа Христом.
798). От этого персонажа Воланд получает имя, некоторые черты характера и множество символов, которые прослеживаются в романе Булгакова (например, шпага и берет, копыто и подкова, некоторые фразы и так далее). В облике Банги лишь одну деталь можно соотнести с Бегемотом – «ошейник с золочеными бляшками» (с. Портрет Понтия Пилата мозаично складывается из крупинок-деталей, рассеянных по роману мастера. Да. Опять пересмотрел телесериал. этот вопрос сатана частично дает во время сеанса черной магии в театре «Варьете».
Это автор используя гротеск и неиссякаемую фантазию, разделывается с ними. Хотя, как сказал Азазелло, он же Фиелло, «оскорбление является обычной наградой за хорошую работу» И говоря его же словами, «Проснитесь же. » И на этой грустной ноте свое сочинение я, юный философ из села, заканчиваю. Из-под ног стоящей на площадке Маргариты уходит грандиозная лестница. Это и в самом деле падший ангел, главный грех которого составляла гордыня. Надо сказать, что Нептун непосредственно связан с Пилатом – в Древнем Риме Нептун считался покровителем всаднического сословия и имел эпитет «конный». И ведь хватало же, так как Маргарита, сожительствуя с мужем, так и не ушла к Мастеру. Он трехлик, его правое лицо – «бело-желтое», левое – «как у пришедших с водопадов Нила», неопределенно-темное («Ад», XXXIV, 43–45).
Но Маргарита необыкновенно деятельна. Медуза Горгона – еще один хтонический персонаж древнегреческой мифологии. Воланд всесилен.
Берлиоз оспаривал все точки зрения, которые могли бы доказать существование Христа. «Надо их за это наказать. » — решат Воланд и его свита. Довольно часто «левое лицо» описывается черным – традиционное народное представление о дьяволе в облике эфиопа. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Воланд щедр и постоянно что-то предлагает людям.
«Луны» тысячами проходят, сад разрастается идолы сверкают золотом и отпущенный на волю Пилат бежит в этот город по лунной дорожке разыскивать Иешуа Га-Ноцри. Интуиция его не подвела. Они шли по лунной дорожке и Иешуа утешал своего спутника. Ошейник Банги коту заменяет то галстук-бабочка (на балу), то свисающий с шеи сантиметр (в Варьете). Ему нет дела до взяточников и квартирных мошенников всякого рода. Гофмана – капельдинер Крейслер.
Геллы, например. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. И человек, придавленный бедой, попросту стал распрямляться сам, как дерево, согнувшееся под слоем снега. 726). «Учитель и ученик».
«Отставной регент» носит русскую фамилию. Сам Булгаков решительно отрицал, что образ Воланда основан на каком-либо прототипе. Воланд рассказывает историю Понтия Пилата. Для желтого лица Пилата и «сожженного загаром» Воланда есть общий литературный источник: описание Люцифера в «Божественной комедии» Данте.
По замыслу Булгакова, квартира 50 последовательно преображается. И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена. Первый поступок спровоцировал арест Мастера, второй – его физическую смерть. Кто же все-таки Воланд на самом деле. Правда, есть существенная разница.
Тут дело даже не в каком-то социалистическом принципе «заработал – получи», а в том, что процесс развития человеческой души является загадкой для самого человека. 811). Нетрудно догадаться, какой образ, а вернее, какие образы нравятся мне больше всего. А в «Мастере и Маргарите» есть и то и другое. У Н. В. Гоголя (М. И все-таки объяснение Маргариты, почему она будет у Мастера только утром, по своему внутреннему содержанию очень похоже на то, что она высказала Воланду – почему она хочет чтобы «Фриде не подавали платок».
Его Сатана гуманен. Любовь мастера и Маргариты была именно такой. Что значит, по М. Булгакову, «настоящая любовь». Но кто создал окно. 761). «Инкогнито» – значит под чужим именем, а не в качестве бестелесного духа.
– наябедничал и кот» И вот за все это всего лишь вынужденная прогулка в Ялту. Дважды в романе Булгакова Коровьев и Бегемот названы «неразлучной парочкой», что укрепляет ассоциацию Мурр – Крейслер. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Собаке прокуратора посвящен большой отрывок в главе 26 («Погребение») из которой явствует, что Банга играет в жизни Пилата важную роль.
Вот таким образом визит Поплавского в Москву не случаен, хотя и кажется нелепым и ненужным. Воланд выполнил желание Маргариты в отношении Фриды. Воланд утверждал: «Иисус Христос существовал». Нет. Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Тут у него в голове пронеслось «Неужели. ». Безмятежность кентуриона наводит на мысль, что за ней что-то кроется.
Благодаря Азазелло женщины освоили искусство раскрашивать лицо. Формально, чтобы провести весенний бал полнолуния. Там Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». В замечательном фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (снятом по булгаковскому «Ивану Васильевичу») жена Бунши признается, что у нее два мужа. Орлова.
Скорее всего, задавая Маргарите вопрос о ее «высокоморальности», Воланд, как умный «врач», поинтересовался, не больна ли его клиентка бледной, вялой добротой и насколько тщательно омыла ее «быстрота и нагота». Спрашивается: неужели Воланд боится увидеть много атеистов. Ядовитость сквозит в том, как спрашивает Воланд, отчего же его подопечного не берут в «свет» Иешуа. (Вы очень сильно удивитесь, но я прочитал все сохранившиеся редакции). В-шестых, У Воланда есть свита, а раньше в литературе и мифологии Дьявол, хотя и имел приспешников (ведьм, колдунов), никогда раньше не был со своей личной свитой. Шутовская натура Коровьева сквозит уже в первой авторской характеристике: «Физиономия, прошу заметить, глумливая» (с.
В больнице Мастер так и говорит Иванушке: «Вы уже попробовали и хватит». Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Фамилия Коровкин имеет прямое отношение к роману Достоевского «Братья Карамазовы»: Иван Карамазов пересказывает свое юношеское сочинение «Легенда о рае» приятелю Коровкину. Это, конечно, Воланд и его свита.
Это кот-оборотень и любимый шут Воланда. Объединяет Коровьева и Афрания и склонность к шутке, хотя юмор у них различной природы. Эта истина для писателя проверена временем на примере его произведений. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами используя свое служебное положение. На мой взгляд, это простейший и самый верный ответ.
Больше Ивана никто не тревожил. Эта повторяющаяся связка – человек и его защитник, четырежды встречается в «Мастере и Маргарите». И здесь не получится свалить вину на бестолковость рассказчика, комичного в своем упертом убеждении, что все происшествия в Москве имеют рациональное объяснение и что Степа Лиходеев на самом деле не попадал в Ялту, а был под гипнозом. Определения Булгакова точны, так почему же он акцентирует спокойствие Крысобоя. Этот визит был прерван дребезжащим голосом Коровьева: «Мессир. Воланд — «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
И еще одну важную роль играет в «Мастере и Маргарите» потусторонний мир. Мефистофель как бы «друг» Бога, Бог считает его слова не ненавистными Ему, но в то же время дьявол Гете – это противоположник и искуситель Фауста и он считает, что «погубил» его, хотя на самом деле совсем иначе. Но возможна и другая ассоциация, связанная с Достоевским. Он сродни многочисленным зверям – «бичам Божиим», нападающим в конце времен на людей. И зачем по-кошачьи «впиваться в плечи» больного человека. Исторический роман ставит Иешуа несоизмеримо выше Каифы. Во-вторых, в романе никто, совершенно никто не продал душу дьяволу. Загадочная квартира проходит перед читателем в трехслойном восприятии: сначала он видит обстановку глазами Степы Лиходеева (этому предшествует общая экспозиция с описанием обитателей квартиры и планировки комнат), затем средневековый интерьер поражает буфетчика Сокова и, наконец, мы видим квартиру, раздвинутую по законам пятого измерения (с.
Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие «Варьете» не могут вспомнить имя мага: «. В романе мастера Гефсимань расположена близ Ершалаима, это место ершалаимских садов. Теперь он был спокоен и думал, отчего это он вообще разволновался.
Впрочем Он ли дал. Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи— Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Маленький, коренастый, но физически очень сильный, «атлетически сложенный» «рыжий разбойник» Азазелло (с. Моя жена, читая роман, как-то раз сказала: «Такой дамы хватит на двух мужей». Праздничную ночь собака встречает на балконе вместе с хозяином – ситуация вполне обыденная.
Вот таким образом комментаторы (например, Г. Лесскис) списывают противоречие на незавершенность романа: мол, Булгаков просто не успел устранить нестыковки. Они не занимаются «соблазнением душ». Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи— Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Правда, есть еще некто, «инкогнито», присутствующий при всех событиях, – это Воланд. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу.
Берлиоз – атеист, Майгель – предатель, а «причастие» Воланда – кровь предателя в черепе-кубке неверия. Итак, мы следуем от реальной обстановки (трюмо, кровать Степы, прихожая), увиденной дядей Берлиоза. Рядом с возлюбленным она не боится смерти и за смертной чертой она остается с ним. Подозрительный иностранец появляется на Патриарших в мае, на Страстной неделе. Казалось бы, ответ на этот вопрос прост.
Система «человек – человек» не незыблема и, как правило, разрывается как под действием внутренних сил, так и внешних обстоятельств. Например, в перестрелке кота с чекистами никто не пострадал. Следовательно и Воланд и каждый из членов его свиты выполняли свою роль в этом «священодействии», сатанинской литургии. В романе этой попытки нет. И тогда он затих. Воланд – «по виду – лет сорока с лишним», «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой».
САТИРИЧЕСКАЯСилы ада играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль. Сатана появляется в Москве в эпоху 30-х годов двадцатого века, конкретно на Патриарших прудах это был час небывало жаркого заката. Уж скорее «чудо с головой Жоржа Бенгальского» пародирует евангельское чудо с ухом раба Малха, абсолютное Христом в Гефсимани. При всех явных перекличках с образами, созданными Гете и Гуно, Воланд куда величественнее. Иуду он глубоко презирает, чувствуя вместе с тем таинственную связь с предателем.
Тем самым Булгаков показывает разницу между Воландом и Мефистофелем. Крейслер, по мнению исследователя, является позитивом образа Коровьева. Эта иная любовь, может быть, даже и «своего не видит» и действует не на основе того, чего хочет она, а того, что нужно тому, к кому она относится.
Воланд не может простить Фриду, а Иешуа не может взять к себе Мастера. 639, 703, 761 и др. ). Детали, укрупненно данные Булгаковым при описании «золотого» окружения Пилата, дробятся и умножаются при характеристике Воланда. Останавливает внимание интонация Крысобоя: он говорит подчеркнуто «спокойно». Согласно книге Левит (гл. Вы знаете, я не люблю литературные произведения, где есть очень увлекательный сюжет, но нет внутреннего смысла.
– ни о чем его не спрашивает. В конце концов измученный человек спросил ангела: «Для кого открыты эти ворота. » Ангел ответил: «Эти ворота были открыты только для тебя одного. Маргарита борется за мастера. А Матвей обрушится на книжников и фарисеев, как на людей выполняющих Закон Божий, но не способных к покаянию. Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого «Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров).
Он посылает на смерть человека только за его слова. Золотой визуальный знак – принадлежность к миру Пилата сатаны. Боязнь нарушить «Закон об оскорблении величия» императора помешала Пилату в благом намерении спасти арестованного. Иешуа заменил для мастера Иисуса Христа. Смерть Иуды в Гефсимани перекликается с наказанием финдиректора Варьете Римского.
Воланда и его свиту в романе не узнают те персонажи, над которыми смеется Булгаков. Но мастер и в скалах видит тот самый, угаданный им город, с «царствующими над ним сверкающими идолами над пышно разросшимся за много тысяч этих лун садом» (с. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.
734). Иисуса именуют Мессией, Воланда — мессиром. И когда Афраний вернулся во дворец, чтобы сообщить Пилату, что «Иуда несколько часов тому назад зарезан» (с. На балу сатаны мы видим обратную картину: Маргарита натёрла ноги до крови, продолжает «священодействовать» как королева бала барона Майгеля убивают и его кровь используется как вино причастия ит. д.
Но шло время и годы спустя я продолжил эту фразу – «Человеку нужен человек, но человеку человека мало». И, то чередуясь, то выступая вдвоем или втроем, они создают ситуации, порою и жутковатые, как в случае с Римским, но чаще комические, несмотря на разрушительные последствия их действий. Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда зашвыривают его из Москвы в Ялту. 719). К Пилату и Ивану Бездомному Иешуа является только в видениях.
Имя «Гелла» Булгаков почеркнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Несомненно, Он справедлив ибо наказывает грешных, хотя и не должен.
Встреча происходит опять-таки на лунной дорожке. Кличка «Фагот», безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента. 802). Путь Афранию освещает кентурион Крысобой идущий впереди с факелом. «Надо полагать, что гость прокуратора был наклонен к юмору» (с.
Сам Булгаков решительно отрицал, что образ Воланда основан на каком-либо прототипе. Однако космография мира Булгакова отличается от традиционной христианской— как Иисус, так и Дьявол в этом мире иные, рай и ад не упоминаются вовсе, а о «богах» говорится во множественном числе. Можем ли мы предположить, как сложится жизнь героя «Воли к жизни» дальше, когда корабль придет в порт. Для чего появляется Воланд в Москве. Именно под этими колоннами Пилат лежал на ложе, «время от времени высасывал устрицы, жевал лимон. » (с. И, стараясь понять великий «принцип анекдота», я понял одну очень важную вещь: главное не в умении найти ловкий ответ на поставленный вопрос, а в том, чтобы правильно построить сам вопрос.
Но никто из «защитников» не смог справиться со своей задачей в полной мере. 665), темный и, по первому впечатлению, бесконечный. Это опять-таки поступок выше его понимания и «домой он возвращается совсем больным». Рот какой-то кривой.
Воланд не может простить Фриду, а Иешуа не может взять к себе Мастера. Что касается внешности «отставного регента», то она соответствует его характеру: у него «глазки маленькие иронические, полупьяные» (с. Интересно, что никто, кроме мастера и Маргариты, не опознает в Воланде Сатану.
У Булгакова они приобретают иную трактовку или просто не принимаются героями. 732), а второй – Крысобой. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета.
Литературный прообраз Коровьева был указан В. Лакшиным. Если давать, то давать всем. И в этом, возможно, причина массового безумия, вызванного появлением Воланда. Одна емкая деталь «апокрифа» в московской части романа распадается на несколько мелких деталей, как и при описании Пилата и Воланда, хотя здесь писатель поступает наоборот, мозаично описывая прокуратора и целокупно – московский «грим» сатаны.
Для того чтобы понять замысел Булгакова, вложенный в «Мастера и Маргариту», во-первых, не нужно лезть в философические дебри, так как роман писан не для исследователей «теории заговора», а для простых читателей. — задается вопросом писатель. 33: 4). Начнем с Бегемота. Бесспорным (и основным) представляется другой источник, а именно Ветхий Завет.
Отождествлять реальный Иерусалим с Ершалаимом мастера неуместно. Булгаков пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме Серый берет он лихо заломил на ухо». Начальству втирают очки. Остальных преступников хоронили обнаженными.
Евангелие от Матфея). Это с одной стороны, а с другой – написанное Мастером «евангелие» покорно ползет к ногам Воланда. От имени Иешуа он молит Воланда о судьбе Маргариты. И я берусь доказать это. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идет. » В старинной немецкой литературе черта называли еще одним именем – Фаланд.
Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом— у Воланда левый глаз «пустой, мёртвый». Мне почему-то совсем не хочется говорить, что оба – и Иванушка и Мастер – неправы. Пусть Наташа не любовница короля, но она все-таки служанка королевы бала. Так что же, получается, героев забрали в иной мир во плоти.
Прощение Пилата Воланд также не совершает сам, а передоверяет Мастеру. Я не Коровьев или Кот-Бегемот и мы с вами не в Варьете. Оба дьявола близки с Богом.
Автор же дает нам его точный портрет: «. Левий, разговаривая с Воландом, пользуется местоимением «он»: «Он прочитал сочинение мастера» (с. Помимо этого налицо временная параллель: оба события произошли в четверг. Он очень похож на Мефистофеля из «Фауста» Гёте – и тот и другой не богоборцы, они оба не человеко-убийцы. Далее Маргарите открылся «необъятный зал», да еще с «колоннадой» (с.
Я не поклонник данного метода, но и не я написал «Мастера и Маргариту». По мысли М. Булгакова изображенные им три круга различных миров очень близки трем кругам ада Данте: древнейший — ершалаимский — представлен римским всадником, прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и Иешуа, современный, московский, 30-е годы двадцатого века — Мастером и Маргаритой, московскими обывателями третий мир — мир Вечности, непознаваемый, потусторонний, — представлен Сатаной Воландом и его свитой: «правая рука» дьявола Коровьев-Фагот, «домашний, личный» шут — кот по кличке Бегемот, Азазелло и другие. Повторяю еще раз, я не собираюсь демонстрировать фокусы софистики. Кстати, в разговоре с Бездомным и Берлиозом Воланд признается, что он «пожалуй, немец. ». Абсолютно ясно, что романный Воланд – это дьявол. В больнице Стравинского возле «открытых ворот» Иванушки не ангел, а санитар со шприцем, а позже – жена и с тем же медицинским приспособлением.
Да и Пилату приносит свободу заступничество Иешуа. Воланд во всех редакциях романа появляется именно в первой главе. 743).
В сообществе с римлянином Афранием действует гречанка Низа, которая живет в греческом квартале, так как иноземцы селились отдельно от местного населения. Вот таким образом они обречены на трагедию. Он не остается в дураках, как сатана Гёте. О нет, конечно это не правда. Многие фразы Воланда и его свиты необычны для христианского Дьявола: «Хамить не надо лгать не надо», «Мне он не нравится, он выжига и плут», «И милосердие стучится в их сердца». Многое проясняет встреча Пилата и Матвея, когда Матвей, «смягчаясь», просит кусочек чистого пергамента. Образно говоря, после такой помощи у вас открываются глаза.
На этом основании я утверждаю, что Воланд мог принести любое благо, кроме того, которого он боится. Это имя как бы вбирает в себя весь «золотой» антураж Пилата. Несколько лет назад я прочитал знаменитый роман величайшего русского писателя XX века Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Но Пилат видит в своем сне «оборванного философа». Построение его, композиция поражает продуманной сложностью.
Люди гибнут за металл. » Имя Маргарита у Булгакова – отголосок имени Гретхен (Маргарита) из «Фауста» Гете. Последнему Воланд на балу весеннего полнолуния предрекает печальное будущее: «. Но Воланд, всеведущий, хитрый Воланд намного больше развит, чем Мефистофель.
И именно Маргарита приводит к Ивану Николаевичу каждую «праздничную неделю» Мастера. Воланд в булгаковском повествовании уравновешивает реальное и нереальное. Он вежливо направил Берлиоза к турникету, за который тот схватился и шагнул вперед. «Около четырех часов жаркого дня большая компания мужчин, одетых в штатское, высадилась из трех машин, несколько не доезжая до дома 302-бис по Садовой улице» (с.
Да, все. Как-то раз я стал свидетелем спора между священником и школьной учительницей. Машину зря гоняют казенную. Понятно, что «вылечить» и «погибнуть вместе с тобой» – абсолютно разные вещи, но некий сумбур есть в любом диалоге возбужденных людей. А тогда, казалось бы, о каком вопросе может идти речь, если ответ известен. Наверное, это могут быть «три копейки», «три тысячи рублей» и «три миллиона долларов». Коровьев так резюмировал его поведение: Вообще они в последнее время жутко свинячат. Общий мотив – хлынувшая кровь, к тому же Бенгальскому «отрывают» голову трое: Фагот – приказанием, Кот – физически, а Воланд «приставляет» назад.
Понтий Пилат страдает, ему нет покоя, его мучает бессонница, особенно в яркие лунные ночи. Они просто не в состоянии вместить в себя мысль о существовании дьявола. Наверное, все-таки нет. 726). Люди по-разному реагируют на эти предупреждения: Берлиоз не принимает во внимание, буфетчик Соков бежит к врачу.
И тот и другой должны действовать в сходной обстановке, в похожих декорациях. Давайте возьмем любой талантливый рассказ, ну, например, «Воля к жизни» Джека Лондона. Может быть, Фаланд. » – вопрошали они. Финдиректору варьете Римскому, пытающемуся изобретать «обыкновенные объяснения явлений необыкновенных», ассистенты Воланда устраивают такую сцену ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой. Общими остаются недюжинная физическая сила и внешнее уродство: у Азазелло – желтый клык, бельмо на левом глазу и периодически (как у Воланда) появляющаяся хромота, у Крысобоя лицо изуродовано ударом палицы – расплющен нос. Союз с Воландом необходим ему для иных, более серьезных и важных целей. И да, так как никакого другого ответа просто нет. Именно о таком умении ставить вопросы (задачи) я и говорил.
Иешуа был сжигаем солнцем на столбе— «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар». 736). Пока оставим в покое высокую поэзию и попробуем рассуждать следующим образом: допустим, что значит для банкира цифра «три». Грянула гроза и он, почувствовав себя совсем без сил, заплакал. Со своей стороны Воланд проводит с людьми «индивидуальную воспитательную работу» — тем или иным способом предупреждает их о дальнейшей судьбе.
— Ни одной минуты. Как и Пилат, она не справляет иудейскую Пасху и даже со своим любовником Иудой говорит по-гречески. Получается следующее: прямая родословная Азазелло, Бегемота и Воланда восходит к Ветхому Завету Геллу мы обнаружили в греческой и германской мифологиях, не говоря уже о словаре Брокгауза и Ефрона, а литературная биография Коровьева имеет свои корни в русской литературе, более того, его фамилия варьируется Булгаковым: в эпилоге романа среди задержанных в связи с «делом Воланда» оказалось «девять Коровиных, четыре Коровкина и двое Караваевых» (с. В описании Булгакова Банга лишен какой-либо фантастичности, впрочем, как и все персонажи «апокрифа». Садовое кольцо – фактическая граница собственно столицы, ее центра. Возникает ассоциация: Садовая – сады Гефсимани.
716). И для нее абсолютно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет. «Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Но и Воланд далек от традиционного Мефистофеля, веселого и злорадного искусителя. Берлиоза Поплавского, убил из револьвера Барона Майгеля.
Трудно сказать наверняка, но она, в частности, бегло упомянута в «Молоте ведьм» — скандальном труде Г. Инститориса (1487), который, как это ни удивительно, в 1932 г. был переведен на русский язык и издан в СССР, в рамках антирелигиозной кампании того времени. Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов. Как правило, она выдается, когда работа окончена или близится к концу. Глаза у сестры были мертвые» (с. Ее руки «холодны ледяным холодом» (с. Это был сосед этажом ниже, Николай Иванович. 796).
Обстановка, окружающая Пилата, тоже знаменует «власть золотого тельца»: золотые идолы, крыша ершалаимского храма, потолок, ручки кресел. Она говорит Мастеру: «я не хочу», «я осталась бы», «мне не хочется», «я не хочу», «я убежала от него» Это запальчивое высказывание с многочисленными «я» и «мне» явно противоречит другому общеизвестному свойству любви – «любовь своего не ищет». «С его усишками и треснувшим пенсне, с грязными носками и в клетчатых панталонах таким он явился когда-то Ивану Карамазову и с тех пор не тревожил воображение читателей». Почему. А затем находчивый Азазелло предложил выкинуть ко всем чертям из Москвы Степу Лиходеева. Нет сомнения в том, что это за жидкость. Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом— у Воланда правый глаз «пустой, мёртвый».
Марк Крысобой вообще плохо говорит по-арамейски. У Воланда только одна демоница – Гелла. Впрочем, он довольно неожиданный, не правда ли. Ни тебе, ни народу твоему».
Таким образом, чертовщина, которую творит Воланд в Москве 30-х годов, является способом доказательства существования Бога «от противного». Воланд в романе — не носитель всемирного зла, скорее он воздает по заслугам, вершит справедливость. Во-первых, Воланд не ужасный, не отвратительный и не омерзительный, хотя описание его, мягко говоря, не очень-то и приятное. 9: 3–10 Ис. И в Москве, куда он прибыл творить зло, этот герой видит, что творить уже нечего – зло и так заполонило город. Но главная функция Азазелло связана с насилием. Прощение Пилата Воланд также не совершает сам, а передоверяет Мастеру. Воланд всего-навсего показывает пороки, раскрывает их.
А почему бы и нет. При этом он не проявляет излишней жестокости: приказывает вернуть голову бедному конферансье Бенгальскому по просьбе Маргариты освобождает Фриду (которая убила своего ребёнка) от наказания. олицетворяет нечистую силу. Впервые намек на это обстоятельство мы встречаем в главе «Конец квартиры 50». Но зададим простейший вопрос: а что может считать благом дьявол. Судя по тексту, да.
Булгакова считала, что это – результат незавершенности работы над «Мастером и Маргаритой». Мастер нужен в данном случае в качестве исполнителя.
Булгаков несомненно показывает сатану в качестве руководителя своих земных современников. Ты глуп». Его герой проявил слабость, но он же в ней и раскаялся.
Все иностранные слова в «Мастере и Маргарите» даны в русской транскрипции, вот таким образом не следует исключать и такое предположение. Эти два полюсы жили были всегда, есть сейчас и будут навеки. Однако космография мира Булгакова отличается от традиционной христианской23— как Иисус, так и Дьявол в этом мире иные, рай и ад не упоминаются вовсе, а о «богах» говорится во множественном числе. Персонажи романа называют Воланда Дьяволом или Сатаной.
Именно ей прокуратор хочет пожаловаться на изнуряющую головную боль. Во всяком случае ни Крысобой, ни Афраний не общаются с ним на допросе Иешуа. А тогда что искал Воланд, прогуливаясь под липами на Патриарших прудах. Берлиоз — глава тех литераторов, которые затравили гениального Мастера. Ее возглавляет ангел бездны (Откр. Во-первых, Иванушка встречается в больнице с профессором Стравинским, который, призывая его «рассуждать логически» (человеческая логика против логики Сатаны. ), фактически убеждает своего пациента не столько в том, что он сошел с ума, а в том, что у него нет выхода.
И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Теперь я пойду и закрою их». Когда-то довольно давно меня сильно зацепила фраза, прозвучавшая в замечательном фильме Андрея Тарковского «Солярис» : «Человеку нужен человек».
Воланд говорит, что Фагот был наказан за неудачную шутку о свете и тьме. Конечно, глупо гоняться за «консультантом» на мотоциклете с пулеметом, но и выход «по Стравинскому» – ванна – не менее нелепа с точки зрения противостояния Воланду. Воланд и его подручные преследуют цель: наказать зло, но оказывается, что делать этого не надо, так как люди жадны (крича, ссорясь, ло-вят падающие на них червонцы), завистливы (с удовольствием снимают с себя нарядную одежду: ведь в варьете они пришли, надев все лучшее), мужья изменяют женам, обманывая их «занятостью» до четырех утра на работе проходящими служебными заседаниями, а сами веселятся с подружками среди мужчин есть злостные неплательщики алиментов их засыпали повестками в суд по этому поводу. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив и в этом видит смысл своей жизни. Что же такое «верная любовь». Меня тогда привлекло и то, что здесь философия не навязана, как например, у Толкина (Tolkienа), а присутствует в «авторском» тексте, в действиях героев и часто выходит из уст у Воланда, Мастера, Фагота Маргариты и т. д. Воланд в некоторых случаях сохраняет традиционность.
Значит, в Ершалаиме есть время, что вполне соотносит его с земным Иерусалимом. Да, он предводитель иеархии зла. Имя Низы символично. Щедрый аванс – сто тысяч – ему был выдан сразу, а основная плата. Скромное поведение Геллы в Москве в роли служанки Воланда обманчиво: она – обладательница могучих магических чар. Отправным пунктом берем портретные характеристики пятого прокуратора и мессира Воланда.
Так вот какое оно – зло, представшее перед нами в романе. Его поразительно-снисходительное отношение к Левию и, соответственно, к просьбам Иешуа не уравнивают сферы «света» и «покоя», но ставят «свет» ниже «ведомства» сатаны. Это стремительность кошки, а не человека. Б. Гаспаров в неоднократно упоминавшейся работе тщательно проследил эту часть романа.
Но зачем же он пришел в Москву 30-х годов. Иешуа был сжигаем солнцем на столбе— «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар». Когда явился Афраний, Крысобой лично доложил о его прибытии прокуратору: «К вам начальник тайной стражи, – спокойно сообщил Марк». Он (Иешуа) ждет тебя. », – и Воланд подытожил происшедшее: теперь Мастер может считать свой роман законченным, так как, следуя религиозным догмам, должно прощать идея прощения и доброты составляла основу истины Иешуа. В одном случае неопределенно: «Ваш роман прочитали» (с. Зазвонил телефон.
В Москве, как мы знаем, в этих ролях выступает Воландова свита. Пилат – человек сложный. У Иешуа был единственный ученик – Левий Матвей, ученик, проклявший Бога ради учителя. Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа. Воланда окружают духи тьмы, уже мелькавшие в литературе, вот таким образом их внешность узнаваема, хотя и может быть «составной».
Бездомный писал статью о том, что на самом деле Иисуса Христа не было на свете. Образ призрачной Горгоны, однако, принадлежит перу немецкого поэта и именно эта, «немецко-греческая» Горгона служит связующим звеном между римлянином Пилатом и «немцем» Воландом (в Москве сатана более склонен считать себя немцем, судя и по имени и по его собственному утверждению, о чем см. Какова же свита Сатаны. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета.
Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни. Булгаковский Пилат вообще не имеет близких. До сих пор не разгадана загадка улыбки Моны Лизы, так же, как перечитывая «Мастера и Маргариту», мы пока не можем постигнуть глубину философской мысли писателя, которая, как алмаз, предстает перед нами новыми сверкающими гранями.
С помощью примерно такой же Ивана Николаевича оглушили в больнице Стравинского. Они сказали, что все кончилось, так как все имеет конец. Манера носить берет у Воланда напоминает Мефистофеля Гете-Гуно.
Когда чуть позже к нему привели Левия Матвея, Пилат приказал «осветить сцену»: «Ко мне, сюда. Поднимая отрезанную голову Берлиоза на Великом Балу, Воланд обращается к ней: «Каждому будет дано по его вере»С кажущимся всемогуществом вершит дьявол в советской Москве свой суд и расправу.
Проще всего «найти» среди них Азазелло: его функции взял на себя Марк Крысобой. Я чрезвычайно люблю этот роман и кстати, недавно начал читать его заново. Воланд нанес визит Москве.
Он запер своих героев в круг из которого нет выхода. Его соратники носят латинские имена. 664), которым, как ей кажется, «конца не будет». Однако и с ревизией нового мира, для чего устраиваетсясеанс черной магии. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион.
сад перед дворцом), через бальный зал с колоннами (крытая колоннада дворца), затем оказалась в зале с розами (комната со шторами) и остановилась на той же площадке, где ее встречал Коровьев (балкон). Я могу назвать несколько примеров нетрадиционности этого образа.
Вспомнив, что она нагая, прихватила с кровати голубую накидку. Причем с бутафорским благородством, ведь в основу «исторических глав» положены именно «благородные» чувства человеческой мести. Подумаешь, не стало Берлиоза. Вероятно, крылатые боги на гипподроме в Ершалаиме – изображение конного Нептуна. Писатель даже находит слова оправдания существованию порока и Сатаны.
В роли Низы эта дьяволица заманивает в западню Иуду, ведет его к смерти. Вот таким образом и «лежит перед нею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета». Первая – сугубо личная и имеет отношение только к конкретному человеку.
Мастер сменил комнату и сел писать роман. После посещения Патриарших прудов Ивана Николаевича тянет к дому Маргариты. Это, можно сказать, специальность Воланда и его «подручных»: карать тех, кто недостоин света и покоя. 9: 4). Стоп, стоп, стоп. 737), пес находился рядом с прокуратором.
Вот таким образом Иешуа и не воскресает «в третий день по Писании». В другой раз Воланд называет только имя подследственного из Галилеи: «То, что я предлагаю вам и то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, – еще лучше» (с. В московских событиях Бегемот золотит перед балом усы.
Прелесть – искушение, дьявольское наваждение. 666), глазами Маргариты. Просто он очутился вдруг в лунном пространстве, которым ему надлежит управлять.
Адский загар Воланда ассоциируется и с другим образом «Божественной комедии»: с копотью адского огня, покрывшей лицо Данте («Чистилище», I, 127–128). Каждый получает то, что выстрадал – так можно рассмотреть финал романа. Но вот то, что «Воланд явно не намерен действием своего ума отождествлять тень от шпаги с Крестом Христовым», в корне ошибочно. А что потом. По сути именно Воланд в романе является двигателем сюжета: все события в «московском пласте» происходят по его инициативе, он же вводит сюжет о Христе. Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца».
А весь его портрет четко разделен на две половины: «. Но даже при вращении три его стороны все равно окажутся на «темной стороне луны». «Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Иуда безмятежен – угрызений совести он не знает.
Булгаков родился в Киеве, много лет жил в этом городе, здесь он учился и получил образование) — Вий, у М. Ю. Лермонтова — Демон, затем знаменитый Мефистофель из трагедии И. В. Гете «Фауст» однако связь с «Фаустом» наиболее очевидно прослеживается через одноименную оперу французского композитора Шарля Гуно, любимую М. Булгаковым. Ни-че-го не делать. Безусловно. 437), о недостатке речи Азазелло говорится неоднократно (с. Опять влияние трагедии великого Гете: его Гретхен тоже лишила жизни своего сына от Фауста.
Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». Не называет его так и Левий, это слово не произнесено ни Воландом, ни мастером. Это герой страдающий. Во время сеанса сам Воланд является лишь наблюдателем фокусов, которые проделывают Фагот и Бегемот, он быстро исчезает, сделавзаключение: «Они — люди «а» люди. Да. Но принцип Воланда – давать всем – соблюден и здесь. Этим он опять будто делает сноску на героя Гете.
Заметьте, я поставил перед вами задачу и вы ее решили. Правый глаз черный, левый — почему-то зеленый. Не вдаваясь в подробности, приведем его наблюдения.
И мастер, говоря о своем герое, сочувствует ему, понимает его смятение, одиночество, ему родственны эти качества, недаром душевный надлом и одиночество свойственны не только Пилату, но и мастеру. Однако его образ всегда неясен и спорен. «Понимание» человека произошедшего с ним, который «откровенно разговаривает сам с собой», мягко говоря, не может быть адекватным. Вот слова, которые он говорил Маргарите: «Надавать администратору по морде или выставить дядю из дому или подстрелить кого-нибудь или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность. » Поясняя эти слова, скажу, что Азазелло выбросил Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, выгнал из Нехорошей квартиры дядю М. А. Имеется и еще один «общебиографический факт» у карамазовского черта и Афрания – тема смерти. И Иванушка тоже «написал» книгу, правда, эта книга вдруг приняла форму медицинской карты с записями дежурного врача, а затем профессора Стравинского.
У Герберта Уэллса есть роман «Когда спящий проснется». Существует версия, что образ Воланда имеет многие христианские черты. Я – писатель. Третья жена писателя Е. С. Напрашивающийся возможный прототип Воланда— Мефистофель Гёте.
А что нужно еще и чего мало. Во всяком случае, статуя Нептуна на балу ассоциируется с идолами Ершалаима, с античностью. И он оказался прав.
776). Откуда они только берутся. Посредником между этими двумя мирами является Воланд. Но в «Мастере и Маргарите» ни о какой похожести Мастера и первого мужа Маргариты нет речи.
Сатана там правит бал. Князю тьмы уже нечегоделать в Москве: в основной массе все давно уже сутьслуги его. она была счастлива. К тому же у полета Маргариты и Наташи есть свидетель — Николай Иванович, который определенно видел их телесным зрением и продолжает вздыхать по утраченной «Венере» в эпилоге. То была голова литератора. У Воланда никаких прототипов нет»11. Улыбнусь: даже дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому он дает телеграмму.
Наказан за то, что принес торговлю, жажду материальных благ, конъюнктурщику в святой храм литературы.
Однако Воланд не зло. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо (Гёте Фауст). 424). Золото окружает Воланда.
Судя во всему, этот «козлиный пергамент» с его маловразумительными «Смерти нет. О Коровьеве этого не сказано. Вера Каифы выглядит как что-то омертвелое и сугубо догматическое, лишенное живого слова. Но ведь правильно построить вопрос (правильно с точки зрения эффективности его решения) можно только заранее зная на него ответ.
А в дальнейшем мы узнаем, что у неизвестного, появившегося на Патриарших, еще и разные по цвету глаза. Обычно Булгаков-портретист скуп на мелкие подробности внешности своих героев. Иван Николаевич Понырев отказался от стихов и псевдонима.
И последнее слово в решении судьбы мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему — даже если они и отправляются в подвластные ему области. Воланд и его помощники очень точно выявляют людские пороки. Вчера мы ели сладкие весенние баккуроты. » будет переписан. Заслуженное возмездие настигает и Сокова – буфетчика варьете. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. «Кто-то» отпустил «на свободу Мастера», даровав ему и Маргарите не Небесный, но его собственный и Маргариты рай – полное спокойствие. Греческая «утопленница» Гелла, нисейские нимфы, Медуза Горгона – все прототипы булгаковской демоницы имеют корни в античной мифологии и являются персонажами подземного мира. Сарказм, а не ирония — вот его основная черта.
Очень далеко внизу, «как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с абсолютно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик» (с. Греческое фагос (fagoj)– пожирающий, таким образом Фагот – пожиратель. Что ж, у женщины может быть и два супруга. Это Маргарита.
Но много ли значит для Маргариты судьба служанки. Лакшин не совсем точно называет Воланда «традиционным литературным Мефистофелем», но что касается Коровьева, то он совершенно прав. Добрый прохожий решил помочь вам и протер носовым платком стекло с наружной стороны. Беда Берлиоза в том же самом: он человек без фантазии. Воланд наказал его без последующего прощения за воинственный атеизм. Р. Хоуп Роббинс в «Энциклопедии колдовства и демонологии» упоминает поверье, что улетающая на шабаш ведьма может обманывать родственников, оставляя дома вместо себя демона или заколдованную подушку. 757). Пилат же страдает.
617) в Ершалаиме становится великаном центурионом (эту же аналогию предложил Б. Гаспаров). Если «девственный» в смысле образованности Иван Бездомный не сумел узнать в Воланде сатану, то угадать в Коровьеве черта ничуть не проще. Вспомним слова черта из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «И, наконец, если доказан черт, то еще неизвестно, доказан ли Бог». Сатана и его подручные в «Мастере и Маргарите», по сути, не творят зла.
По виду — лет сорока с лишним. Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца».
Испытал ли он вдохновение. Солнце склоняется. 718). Три копейки – кусочек дешевой меди, три тысячи рублей – уже серебро, а вот три миллиона – конечно же, золото.
Этот булгаковский персонаж худ, высок. Имя Воланду досталось от гетевского Мефистофеля. В двери показалась половая щетка щетиной вверх. 2. Воланд (сатана, черт, нечистая сила, демон) — дьявол имеет огромную родословную в мировой литературе. Тут интересно узнать, а какую плату потребовал Мастер за написание своего труда.
Для нас существенна, в первую очередь, желтизна кожи Пилата в сопоставлении с желтизной «правого лица» Люцифера. Так звали воспитавших младенца Диониса нимф по греческому названию местности, где они жили, – Nisa. Но главная функция Азазелло связана с насилием: «Надавать администратору по морде или выставить дядю из дому или подстрелить кого-нибудь или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность» Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир.
Ночной гость Ивана Карамазова признается в том, что был свидетелем крестной смерти Христа. Смысл этого прозвища углубляется тем, что в контексте «Геологического переворота» предлагается своеобразный вариант «фагии» – духовное пожирание, разрушение самой идеи Бога. Две последние аналогии не вполне убедительны. То и другое создает атмосферу таинственности и интимности. Воланд же пытается убедить этих героев в существовании Бога и Дьявола.
Голосовая характеристика Крысобоя упоминается однажды: в сцене допроса Иешуа (с. Широкая мраморная лестница есть и во дворце Ирода, она ведет «все ниже и ниже к дворцовой стене» (с. «Разгадывая» Коровьева, не следует этим пренебрегать. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.
Благостный финал романа – Мастер и Маргарита получают последний приют в виде домика и цветущего сада – не в счет. Его жена «знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться». В углу рта Иешуа ссадина— у Воланда «угол рта оттянут к низу». Воланд, беседуя с Левием Матвеем, саркастически высмеивает «бывшего сборщика податей» и ведет себя с ним снисходительно-высокомерно. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, выжига и плут, пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). В книге Иова (40: 10–20 41: 1–26) Бегемот описывается как чудовище, близкое Левиафану.
В этом значение образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. Варьете же расположено Булгаковым на Садовой, недалеко от Кудринской площади. Ивану никак не удавалось написать заявление насчет страшного консультанта. Перед приходом Афрания он «снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся» (с. Лучше закончу по традиции Булгакова: и не по-тревожат меня сейчас никто.
Рука соскользнула, а ногу понесло как по льду по откосу. Автор эти строк не социолог, не историк и не философ. В одной из самых древних частей Библии – книге Иова – такое проклятие равносильно смерти.
Хотя почему нет. В-четвертых, Воланд – судья, он наказывает грешных за НЕСОБЛЮДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ. Но дамы ужаснулись и потребовали вернуть голову на прежнее место. Он спрашивает об этом так, как будто и не посылал Азазелло на свидание к Маргарите, как будто и не предупреждал мастера, что его роман «принесет еще сюрпризы» (с.
Сначала звучат малозначащие фразы: «Кто там. » – «Это я» – «Ты Ты», а потом торопливое «и мы побежали вниз. Парадокс. Мол и все. Казалось бы, о знаниях там нет речи, а поцелуй Маргариты к знанию не отнесешь. Его портрет дает нам двоякое представление о герое.
Нет, строитель. В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Но, как и скульптор, я вынужден отсекать все лишнее. Сам Воланд только слегка подыгрывает расхулиганившимся помощникам.
Вполне возможно, что он принимал участие в убийстве Иуды: один из двух убийц был коренастым (явно не Крысобой), но второй никак не описан. И таким образом, он — «предтеча и служитель благодати», тень истины, которую воплощает собой Иешуа. Гибель Берлиоза на глазах молодого поэта Ивана Бездомного, чудесное перенесение Степы Лиходеева в Ялту исчезновение администрации Варьете, возня вокруг «нехорошей квартиры», куда заселился маг со своей свитой, скандальный сеанс черной магии, после которого по улицам бегают полураздетые дамы, а червонцыпревращаются в этикетки с бутылок. После этого Азазелло хладнокровно расстреливает незадачливого барона.
В Москве не угасали слухи о нечистой силе. За Пилата должен просить Иешуа, здесь нет необходимости прибегать к услугам Левия. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью. Никто не поверяет «сыну звездочета» своих снов – он сам пытается поделиться с Афранием странным видением, которое оказывается слишком сложным для пересказа.
В романе он черный, т. к. Кубок для вина, что ли. Ряд людей не допускает существования в мире чего-либо сверхъестественного. «Словом. Маргарита промчалась через тропический лес (ср. Левий даже вынужден обратиться к Воланду «моляще» (с. Вот какими тенями повелевает Воланд.
Можно говорить о мощности тепловоза или танка, но никак не о мощности милосердия. Казалось бы, ну чего может бояться дьявол. Вот таким образом именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Однако именно после убийства Иуды Крысобой, Банга, Афраний и Пилат оказываются на страницах «апокрифа» вместе. А грехов у него целый воз: « вообще они, – докладывает Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, – в последнее время жутко свинячат.
Холод, голод и боль – не есть истина. Почему «побежали», а не пошли, почему вошли быстро и почему Маргарита – ведь она видит, что Мастеру очень плохо. Он изучает реальный мир, цель его — узнать изменились ли люди в Москве. Яснее не выразишься. Как на страницах романа появляется Воланд.
Если бы Маргарита на секунду задумалась, то есть сделала усилие ради Наташи, она смогла бы вспомнить, как охарактеризовал Коровьев «господина Жака». Вполне допустимо, что один из убийц Иуды был Бегемот («мужская коренастая фигура» (с. В этой сцене возвращения Маргариты все словно поставлено с ног на голову. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. А для самого Булгакова «рукописи» по-прежнему «не горят».
Рубаха становится общим опознавательным знаком. А вот Иешуа ему интересен. По ночам ему снился разговор Пилата и Га-Ноцри. Чаще всего в качестве кандидатуры выбирают Сталина по мнению критика В. Я. Лакшина, «трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа»12. Нравятся они мне за их справедливость. Ответ Маргариты – «Она ждет, мессир, она верит в мою мощь» – не имеет к милосердию ни малейшего отношения.
Мир предстает в своей истинной и неизменной, хотя и вечно меняющейся сущности. В течение последних десяти лет жизни «Мастер и Маргарита» был задушевным творением писателя, он возвращался к нему вновь и вновь. пятна тления на груди у московской Геллы).
Свободен. Булгакову подобные сюжеты были, безусловно известны. Знаете, я уверен, что разгадка любого литературного текста (вне зависимости от степени его гениальности) именно так и находится – она всегда в тексте, пусть даже на «темной стороне луны». Сложнее обстоит дело с прозвищем Коровьева «Фагот». Это ли не попытка отождествить Евангелие с кощунством. При чем не меньший, чем у Мастера. То есть по Булгакову неверие (атеизм) – сосуд предательства, то, что придает ему форму и, как бы это неприятно ни звучало, форму человеческой головы. На нем дорогой серый костюм, обут в заграничные, в цвет костюма, туфли.
И Пилат и Воланд встречают посетителей лежа, причем даже по древнеримским обычаям Пилат слишком вольно расположился на ложе: он разут, в одной рубахе. Кроме того, Пилат уже сделал первый шаг и распустил слух о самоубийстве Иуды. Без этой теории наваждения инквизиционные суды просто не знали бы, что делать с показаниями свидетелей, подтверждавших, что «ведьма» была дома и никуда не улетала. А что произошло с Иваном Николаевичем после его встречи с Воландом на Патриарших прудах. тот кумир — телец златой. Например, поэту Бездомному – папиросу проснувшемуся в состоянии жестокого похмелья «симпатичнейшему» Степану Богдановичу Лиходееву – «две стопки водки с острой и горячей закуской» Никанору Босому – взятку буфетчику Андрею Фокичу Сокову – не только деньги, но и «шипящий кусок мяса» Маргарите – для начала крем, а потом много чего еще зрителям варьете – деньги и модную женскую одежду заведующему городским филиалом облегченных развлечений – организацию хорового кружка и т. д.
На Пилате она выглядит несколько театрально: какие рубахи носили древние римляне. Бегемот – кот-оборотень. Причина неприятности – брызги из-под колес машин и уличная пыль. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Воланд же пытается их заставить поверить в существование бога и дьявола.
718). Персонажи романа называют Воланда Дьяволом или Сатаной. Многим москвичам он представляется как артист, приехавший с гастролями, буфетчику Сокову «признается», что просто хотел повидать москвичей.
На мой взгляд, Андрей Кураев верно говорит о том, что «тень не может бороться с повелителем теней» она покорно «подползает к туфлям». Этим, скорее всего, объясняется шутка этого героя с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором «Славное море, священный Байкал». Впрочем Разве можно увидеть шесть сторон кубика, не вращая его.
Нет. Суббота. «Кислород попробуйте и ванны» – вот и все, что может предложить врач. И они занимаются своим делом из века в век.
Слово «прелесть», помимо обиходного значения имеет еще и другое. Но почему в тусклой жизни Мастера она играет огромную и едва ли не направляющую роль. А смысл ответа подсказал вам текст анекдота. Здесь тоже толпа, которая жаждет зрелищ, обыкновенные люди. Именно вот таким образом и совершилось чудо — они встретились. «Любовь поразила сразу нас обоих», — говорит мастер.
Но у новозаветного Пилата есть советница-жена, приехавшая вместе с ним в Иерусалим. Я не перестаю удивляться таланту Булгакова. «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. На вид Воланду лет сорок с небольшим.
Однако прокуратор разговаривает с начальником тайной стражи при свете луны. А вот о похожести Мастера и Ивана Николаевича поговорить стоит. – и является корнем его нравственности. К Воланду писатель недаром досочинил его буйную свиту. Для Ивана Бездомного – бедного поэта, ставшего потом историком – он – иностранный шпион, для Берлиоза – профессор истории, сумасшедший иностранец, для Степы Лиходеева – «черный маг», для мастера – литературный персонаж. 776).
Но в Москве, лишенной веры, в Москве, где на месте храма Христа Спасителя – «маленькие, обреченные на снос лачуги» – некому охранять открытые ворота и некому запереть их. В немецкой транскрипции так звучит имя хозяйки подземного мира германо-скандинавских мифов – Хель (Hella). В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Иванушка и конферансье Жорж Бенгальский. Иными словами, христианская мораль и нравственность – только плоды духовности человека. Многие фразы Воланда и его свиты необычны для христианского Дьявола: «Хамить не надо лгать не надо», «Мне он не нравится, он выжига и плут», «И милосердие стучится в их сердца».
Поскольку вопрос побега от мужа в случае Маргариты более чем актуален, несложно предположить, что Булгаков обратил внимание на эти сведения и для его писательского воображения их оказалось вполне достаточно. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Итак, Гелла – олицетворение стихийных сил природы от самых «невинных» (нимф) до грозной владычицы подземного царства, включая жуткий персонаж, способный убить взглядом. Наверное, тогда он испытывал вдохновение.
Его окружение в Ершалаиме четко обозначено: Крысобой, Банга, Афраний. Но мастеру, как он сам признался, однозначные люди неинтересны. Существует версия, что образ Воланда имеет многие христианские черты.
Может быть, только открыл, а дал кто-то другой. Римлянин (судя по имени и должности) Афраний охарактеризован как человек, национальность которого трудно установить (с. Похоже, что и кентурион Крысобой после возвращения с казни никуда не отлучался. Серый берет лихо заломлен за ухо.
В 1977 году английская исследовательница творчества Булгакова Л. Милн установила, что Булгаков позаимствовал имя Гелла из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: в статье «Чародейство» упоминается дьяволица с таким именем. Во время грозы Пилат переходит в глубь крытого зала, к завершающим его колоннам. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места.
«Карательная» роль московского Азазелло в Ершалаиме сохраняется: Крысобой бичует Иешуа, он же руководит кентурией, конвоирующей преступников к месту казни. «Отец лжи» выступает в «Мастере и Маргарите» защитником истины. Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом, шанс использовать свою добрую волю. В общем, Иешуа предстает перед всеми, кто интересуется им, в своем ершалаимском обличии. Афраний присутствует при казни Иешуа, свидетельствуя его смерть. Они никогда не договорятся, так как вечна борьба света и тьмы. В «Божественной комедии» великого итальянца Данте изображены три круга ада, преисподней, где в космическом хаосе, лишенные покоя, обреченные на вечное смятение, неприкаянно носятся грешные души бывших людей.
Ну, подарил бы Воланд Мастеру красивую и не очень умную женщину – и радуйся. Светильник в колоннаду. » (с. 679–680).
Но Гелла – настолько емкий персонаж, что имеет и германский прототип. Она освободилась в передней от пальто и мы быстро вошли в первую комнату». Логичнее предположить, что Варьете являет собою параллель Гефсимани, а «смерть» Бенгальского находит отражение в убийстве Иуды. Два поступка Маргариты полностью перевернули жизнь Мастера: во-первых, она подтолкнула его напечатать отрывок, во-вторых, она «вытащила» его из психушки. Чаще всего в качестве кандидатуры выбирают Сталина по мнению критика В. Я. Лакшина, «трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа». Мог ли Каифа противопоставить слову Иешуа свое слово.
Роман М. Булгакова многоплановый. 455). Горний дух был изгнанником рая, но он помнил то время, «когда в жилище света блистал он, чистый херувим», то есть те времена космического хаоса, когда господствовал один свет и не было тьмы, мрака — владений Демона в будущем. Короче говоря, для банкира цифра «три» ничего не значит, пока не известен материал монеты.
Мастер определяет его так: человек без сюрприза внутри. Маргарита потеряла Мастера – круг разорвался. Воланд, в отличие от Мефистофеля ироничен, но не глумлив, склонен к озорству, смеётся над Берлиозом и Бездомным, над буфетчиком Соковым (в восемнадцатой главе).