Кубизм в живописи — не просто изображение предмета, это изображение предмета, который мысленно разрушен и заново создан в сознании художника. Стиль кубизма выразил огромное влияние на развитие живописи изменил представление художников о способах передачи фактуры и объема и пространстве. Стиль кубизма оказал громадное влияние на развитие живописи изменив представление художников о пространстве и способах передачи объема и фактуры.
Кубизм – модернистское течение в искусстве, в большей степени в живописи иногда в скульптуре и архитектуре, которое заставило художников по-другому посмотреть на примитивное искусство. Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.
Отец художника, Хосе Руис Бласко (Пикассо – это фамилия матери художника), был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891 и, наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился Пабло. Многие из них конечно вскоре вернутся с фронта и продолжат работать до конца войны. – писал в 1905 г. Д. В. Философов в статье, посвященной художественной жизни Петербурга.
В поисках новых средств выразительности художники наклеивали на картину газеты, оберточную бумагу закрашивали их. В этот «сезанновский» период кубизма (1907-09) геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объём (П. В детстве будущего художника окружало в основном крестьянское искусство. В свою очередь Пикассо сильно повлиял на литературное творчество Стайн. «Розовый период» (1905—1906) отмечен радикальной переменой цвета и настроения в творчестве Пикассо. В России основная роль кубизма состояла в переходе к школе авангарда.
Из этого кружка вышла первая попытка теоретического обоснования кубизма (брошюра А. Глеза и Ж. Метсенже «О кубизме», 1912). 1909 Пикассо и Брак. Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907) и африканской скульптуры.
Отработка новых изобразительных средств, стремление к типизации, повышенной экспрессии, созданию универсальных символов, сжатых пластических формул направлены, с одной стороны, на отображение внутреннего мира человека, его состояния (психического, эмоционального), с другой – на усиление выразительности информативности телесной структуры вещей, обновление видения предметного мира вплоть до задачи создания самостоятельного живописного (изобразительного) факта, конструирования новой реальности. Тем не менее, кубисты исследовали эту концепцию глубже, чем Сезанн. На этой стадии, стремясь подчеркнуть «предметность» картины, её принадлежность к материальной среде, художники подмешивают в краску песок, гипс, опилки. Реверди в то время был одним из немногих, кто понимал историческое значение кубизма. Пабло Пикассо, одному из первых художников-кубистов, принадлежат следующие слова: «Я пишу объекты такими, как я их мыслю, а не такими, как я их вижу». Творческая жизнь художника складывалась нелегко. Художник разлагает изобразительную форму, анализирует ее составные элементы и общее зрительное строение, художественный язык.
Тем самым сфера живописи расширяется, обогащается смыслами, заимствованными из др. Название «кубизм» было дано критиками первого десятилетия XX в. но характерной (хотя и внешней) особенности первых кубистических картин — преобладанию в них прямых линий, гладких граней и кубоподобных форм. В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве).
К живописи художник смог вернуться только в 1917 г. Он вновь пишет пейзажи, но теперь рисунок становится более плавным и мягким, а колорит — изысканным и сдержанным. В последней, синтетической стадии (1912-14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Вопреки не прекращавшемуся сопротивлению широкой публики новое течение к 1912–1914 гг.
Смерть тореро», 1933 «Коррида», 1934). Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах Хуана Гриса с 1911 года.
В прессе появились критические заметки о «художнике-хамелеоне». Он сам умел делать росписи в крестьянском стиле.
«Путь к кубизму» (1920) подвёл под направление теоретическую базу, опираясь в основном на живопись и суждения Х. Гриса. Показательно, что известная формула прогресс в искусстве состоит не в раскованности, а в знании своих границ принадлежит не кому иному, как Ж. Браку. Кажется, что здесь искусство Пикассо подчиняется двум противоречивым импульсом. Сальмон пишет, что в 1906 г. Пикассо переживает значительный кризис. До 1914 Брак, Пикассо и Леже (в меньшей степени), Грис получили поддержку единственного заинтересованного арт-дилера в Париже Даниэль-Анри Канвейлера, который гарантировал им годовой доход за исключительное право приобретения их работ.
Эта статья была опубликована через год после «Диких мужчины Парижа» Гелетта Берджесса и за два года до Арсенальной выставки, которая привела в изумление американцев, привыкших к реалистическому искусству, а также к экспериментальным стилям европейского авангарда, в том числе фовизму, кубизму и футуризму. Нередко он переосмысливает темы живописи известных мастеров прошлого.
Кубизм – это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Наиболее яркие сторонники кубизма: Брак, Леже, Метсенже, Глез, Вийон и Лот были мобилизованы на фронт. Первая мировая война положила конец творчеству многих кубистов. «Смерть хорошему вкусу. » – провозгласил Пикассо, спеша осуществить в «Авиньонских девиц» дерзкий замысел, подобно которому, пожалуй никогда не знала история искусства.
В эти годы брак Пикассо распался его новой возлюбленной стала Мари-Тереза Вальтер. Эти вечера часто посещали такие писатели, как Гийом Аполлинер и Андре Сальмон. Оба термина исторически навязаны и возникнули после фактов, которые они определяют. Художники кубизма намерено ограничивали использование цветовой палитры. Пацифистские настроения художника отразились в таких произведениях, как «Резня в Корее» (1951) и панно «Война» и «Мир» (1952), предназначенных для Храма мира в Валлорисе.
Поздние картины Ж. Брака становятся лаконичными. Продавал их только небольшому кругу ценителей. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников Баухауза (Л. Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту. В сложившейся к концу XIX – началу XX в. ситуации ни один из существующих видов художественного творчества (живопись, скульптура, поэзия и т. д. ) не мог сохранить своего значения, оставаясь в рамках прежнего эволюционного процесса, начало которого восходит к эпохе Возрождения. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости.
построения композиций из кусочков бумаги и других материалов, наклеенных на холст). Двухцветная фуга» и «Аморфа. Фигуры приобрели пластические качества древней иберийской скульптуры. bizarreries cubiques). Действительно, уже в годы, непосредственно предшествовавшие кубизму, в мастерских на Монмартре складывалось это сообщество, приведшее в дальнейшем к плодотворному сотрудничеству.
Неоимпрессионистические структуры и темы, больше всего заметные в работах Жоржа Сёра (например, «Парад», «Канкан» и «Цирк»), были ещё одним важным влиянием. До 1914 года был наиболее инновационный период кубизма. В подобной манере художник пишет серии натюрмортов («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). В отличие от импрессионизма и постимпрессионизма, живопись кубизма старается осуществить творческие цели художников путем детальной проработки объемов и плоскостей, ограничиваясь в возможностях манипуляций с цветами. Крупной работой этих лет стала пасторальная композиция «Радость жизни» (1946).
Иногда в работы художника проникают лирические нотки, например в картине Голубая комната (1901, Вашингтон, галерея Филипс), но более типичны для этого периода его творчества мотивы нищеты и крайней усталости. Термины «аналитический» и «синтетический», появившиеся впоследствии, получили широкое признание начиная с середины 1930-х годов. Вместе они складываются в некое простое изображение (как правило, натюрморт), воссоздающееся в воображении зрителя. Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон.
«Группа Пюто», состоявшая в основном из «салонных кубистов», привлекла к себе и др. Исчезают образы предметов. В 1981, через шесть лет после смерти Франко, картина была передана в Прадо. Ив.
День и ночь он тайно трудится над картиной, пытаясь воплотить в ней свои новые идеи. Кубизм и современное европейское искусство были введены в США на легендарной «Арсенальной выставке» 1913 года в Нью-Йорке, которая затем отправилась в Чикаго и Бостон. В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак испанец X. Грис, писатели Г, Аполлинер. Они регулярно встречались в мастерской Анри Ле Фоконье возле Бульвара де Монпарнас.
Если целью Пикассо было разрушение старого образа, то художник искал прежде всего собственное лицо, чтобы написать картину, воспринятую вначале как тягчайшее оскорбление, а в последствии названную предвозвестницей новой эры в истории человечества. Начиная с 1912 кубизм принимает новое направление развития и получает название «синтетического кубизма». Однако появились и такие новинки, как «тубизм» Леже (цилиндры и конусы, описывающие машинный мир), орфизм Делоне (кристаллическте и круговые формы насыщенных цветов). Например, в Натюрморте на плетеном стуле композиция, вписанная в овал, обрамлена настоящей веревкой внутри картины оказываются сопоставленными острые кубистические плоскости, буквы JOU и то, что призвано изображать плетеное кресло (кусок клеенки от дешевой мебели). Не установлена точно даже дата его рождения – 1878 или 1879, 23 или 25 февраля. Жак Вийон представил семь важных и крупных гравюр, выполненных в технике «сухой» иглы, его брат Марсель Дюшан шокировал американскую публику картиной «Обнажённая, спускающаяся по лестнице 2» (1912).
Гертруда Стайн ссылалась на пейзажи, написанные Пикассо в 1909 году, например, «Водоем (Резервуар в Хорта де Эбро)», как первые кубистские картины. Фейнингер, О. Шлеммер).
С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Реди-мейд возник в результате единого мнения, что работа сама по себе считается экспонатом (так же, как и картина) и что она использует материальные осколки этого мира (как коллаж и папье-колле в кубистических конструкциях ассамбляже). Пикассо выразил свое отношение к происшедшему в панно Герника.
Данное направление стремилось к обогащению мира созданными объектами эстетики. Эрмитаж). В истории кубизма принято выделять три периода: начальный (сезанновский, 1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913 – 1914). В последнем известном как синтетический Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913-1914 гг. ), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. Разберём три стиля данного течения.
Зачатки кубистических форм можно найти в картинах русского художника Михаила Врубеля, так называемая «кристаллическая» техника исполнения. Синтетический этап продолжался с 1912 по 1914 гг. Хуан Грис, новое приобретение салонного общества, выставил «Портрет Пикассо» (Чикагский институт искусств), в то время как две выставки Метценже включали «Женщину с лошадью» (La Femme au Cheval) 1911-1912 год (Национальная галерея Дании). Подростком Малевич стал мечтать о том, чтобы учиться живописи.
Цветовое решение подчеркивало и дробило объем. Следующий период (1910-1912 гг. ) называют "аналитическим кубизмом": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И. С.
Предмет изображения больше не рассматривался с определенной точки видения в конкретный момент времени, а строился, следуя за набором точек видения, т. е., как будто смотрели одновременно с многочисленных углов (и в нескольких измерениях) взглядом свободно перемещающимся от одного к другому. Более существенно то, что Кристофер Грин утверждает, что термины Дугласа Купера были «впоследствии поставлены под сомнение интерпретациями творчества Пикассо, Брака, Леже и Грис, которые скорее подчёркивают иконографические и идеологические вопросы, чем методы представления».
В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ. Начиная с 1912 года Делоне нарисовал серию картин «Одновременная окна», которая последовала за «Округлыми формами» и в которой он соединил плоские структуры с яркими призматическими оттенками основываясь на оптических характеристиках сочетаемых цветов, его отход от реальности в изображении образов был почти полным. По словам Дэниэла Роббинса: «Полагать, что просто потому, что эти художники развивались по-разному или отошли от традиционного стиля, они заслужили, чтобы их оттеснили на второй план в кубизм – глубокое заблуждение». Осенью 1909 года Пикассо создал «Голову женщины (Фернанду)» с положительными чертами при помощи негативного и положительного пространства.
В довершение тут же, в его мастерской, был обнаружен Уткинский тверской пряничный конь. Но до сих пор белых пятен в его биографии немало. Ив. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Д. А. Канвейлер в кн.
Картина произвела глубоко удручающее впечатление на друзей художника. Его отец был инженером, работавшим на сахарном заводе. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. Не только интерес к примитивному, народному и традиционному искусству (в том числе африканскому), но и тоска по архитектурной композиции строгой незыблемости, утраченной конструктивности, вера в известную закономерность, почти математичность ритмических переживаний были свойственны в это время молодым русским худож-никам. Хроматический жар», были крайне абстрактными (или нерепрезентативными) и метафизически ориентированными. Представители кубизма сознательно ограничивали используемую цветовую палитру.
Эти положительные/отрицательные изменения честолюбиво использовал Александра Архипенко в 1912-1913 годах, например в «Идущей женщине». Во многих его произведениях 1930-х гг. В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Художник написал апокалипсическую картину гибели человечества. Прошедшая в США в 1913 году выставка новейшего европейского искусства («Armory Show») привлекла к кубистической и футуристической стилистике таких художников, как М. Вебер, С. Макдональд-Райт, Дж. Эрмитаж) искусство Пикассо вплоть до 1907 сохраняет свой чисто испанский характер. Но анализом форм далеко не исчерпывается его открытия.
Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо "Три женщины", 1909 г. ). На «Осеннем салоне» того же года, в дополнение к группе независимых художников «Залл 41» были выставлены произведения Андре Лота, Марсел Дюшана, Жака Вийона, Роже де ла Френе, Андре Дюнуайе де Сегонзака и Франтишека Купки. Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Пикассо говорил, что это было время, когда художники и поэты взаимно влияли друг на друга. На протяжении 1908-1909 годов оба художника писали картины (пейзажи, натюрморты, человеческие фигуры), где контуры натурных форм очерчиваются ломаными линиями, а объёмы передаются стыками наклонных плоскостей.
«Золотое сечение», также известное как группа Пюто, основанное наиболее выдающимися кубистами, было объединением художников, скульпторов и критиков, которые ассоциировались с кубизмом и орфизмом, активны примерно в 1911-1914 годах и получившие известность после дискуссионной выставки «Салон независимых» 1911 года. Пикассо, Гитара и скрипка, 1913, ГЭ Ж. Брак, Женщина с гитарой, 1913, Национальный музей современного искусства, Париж) появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. С кубизма начинали свой путь к геометрические абстракции К. С. Малевич и П. Мондриан. В ответ Сезанн рекомендовал младшему коллеге рассматривать натуру как совокупность простых форм – цилиндров, конусов, окружностей. В некоторых сочинениях, сохранявших связь с эстетикой символизма, звучали отсылки к «высшей», сверхчувственной реальности.
Но отказ от декоративной вычурности раннего творчества происходит во время поездки летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к «примитивизму», чувственному и формальному, который он будет разрабатывать на протяжении всей своей творческой карьеры. Работы, которые эти кубисты выставляли в «Салоне» в 1911 и 1912 годах, выходили за рамки обычных для Сезанна тем – позирующих моделей, натюрмортов и пейзажей – которые предпочитали Пикассо и Брак и включали масштабные темы современной жизни. К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Эти масштабные работы являются одними из крупнейших картин в истории кубизма. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы».
Это знакомое объяснение «не оказывает должного внимания многогранности процветающего искусства, которое существовало до и в период, когда новая картина Пикассо была написана. Кубизм (франц. Конструктивизм и много другое. Они считали, что это позволяет им создать пространство. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии).
В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон дор" ("Золотое сечение"), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма – А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, – Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. Художники кубизма отказались от передачи действительности при помощи классической линейной перспективы и цветовоздушной среды, считая, что они смогут добиться интересного художественного эффекта, чередую плоскости. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Пикассо, "Три женщины", 1909, Ж. Брак "Эстак", 1908).
Все предметы на полотне как будто составлены из геометрических фигур. В нём разработана концепция наблюдения за предметом одновременно с разных точек в пространстве и времени, т. е. критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса). Парад Жана Кокто (1917) в исполнении дягилевского балета с музыкой Эрика Сати и декорациями Пикассо вошел в историю как триумф нового искусства. Наиболее крайними формами кубизма были не те, которые практиковал Пикассо и Брак, сопротивлявшиеся полной абстракции, а другие кубисты, особенно Франтишек Купка и те, которых Аполлинер относил к орфистам (Делоне, Леже, Пикабиа и Дюшан), принимая абстракцию, они полностью удаляли видимый предмет изображения.
Супрематизм происходит от латинского слова "supremus", что означает высший. Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909). ("Шут", 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода ("Мальчик, ведущий лошадь", Нью-Йорк, Музей современного искусства). Среди подобных работ — «Алжирские женщины» (1954-1955) по произведению Э. Делакруа, «Менины» (1957) по Д. Веласкесу, «Завтрак на траве» (1959-1961) по Э. Мане, «Похищение сабинянок» (1961-1962) по Ж. Л. Давиду, «Турецкая баня» (1968) по Ж. О. Энгру.
Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Пикассо, "Гитара и скрипка", 1913 Ж. Брак, "Женщина с гитарой") появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. Большинство работ, созданных русскими художниками во время пребывания во Франции и в последующие годы, свидетельствует об их увлечении (иногда, правда, поверхностном) новейшими течениями, в первую очередь кубизмом.
Однако с первых шагов кубизм пользовался активной поддержкой французских поэтов. Но там возможно нечто аналогичное и параллельное кубизму. Свет, заполняющий пространство полотен, делает краски прозрачными и мерцающими. В 1945-1946 гг.
Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Ж. Брак родился в Аржантее. «Дома в Эстаке» Жоржа Брака (и связанные с ней работы) побудили критика Луи Воселя обратиться к bizarreries cubiques (кубическим странностям).
Буквально следующие по важности революционеры от живописи – это кубисты. В тот же докубистский период в русском искусстве (правда, не в такой степени, как в западноевропейском) ощущается потребность в новой научной основе. В России, где в начале XX в. в отличие от западноевропейских стран было широко распространено народное искусство, где отдельные школы иконописи сохраняли верность древним византийским традициям, где продолжали существовать и еще более древние, дохристианские традиции местного культового искусства, обращение к истокам искусства было, естественно (по крайней мере на первом этапе), обращением к местному народному творчеству. Формально его можно сопоставить с Пикассо в живописи.
На такой шаг художников вдохновила африканская скульптура и творчество Поля Сезанна. Он вновь приезжает в Париж в 1901 и 1902 и окончательно в 1904. В предисловии к книге В. И. Матвея Искусство негров художница В. Д. Бубнова вспоминает знаменательный эпизод: На одном из полугодовых отчетов (Академии художеств) профессора пришли в возмущение от представленных Вл.
Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. Она не усиливается и не имитируется. К апробации нового языка в том же году приступил Брак, ранее входивший в объединение фовистов (смотрите Фовизм).
Буквы JOU можно интерпретировать как начало слова journal (газета) или понимать дословно (jou — корень французского слова jouer — играть). После импрессионистов были и другие революционеры, сильно повлиявшие на развитие живописи. Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. Цветовая палитра сводилась к черному и белому. Холст, масло.
Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм. Ни в одной из тем его произведений это не проявляется больше, чем в трантове самой традиционной темы – обнаженного женского тела. Теория кубизма складывалась постепенно и без участия его основоположников. У большинства индивидуальность еще не определилась.
Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. В мае 1915 г. он получает тяжелое ранение в голову. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле. Речь идет не об изменении в ощущениях, а о новой структуре и, следовательно, о абсолютно новой цели. На картине Старый гитарист (1903, Чикаго, Художественный институт) изображена удлиненная, болезненно согнутая фигура. В этом же году Пикассо создал посвященную теме гражданской войны в Испании картину «Мечты и ложь генерала Франко».
В одном и том же изображении одновременно представлены не просто несколько разных точек зрения, а несколько различных «истин», каждая из которых не менее «правдива», чем остальные. Французский критик Л. Восель впервые употребил термин кубист в 1908 году как насмешливое название художников изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). По возвращении Пикассо завершает портрет Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, варварских обнаженных (Нью-Йорк, Музей современного искусства), а зимой работает над "Авиньонскими девицами" (Нью-Йорк, Музей современного искусства), картиной очень сложной, в которой сочетаются различные влияния – Сезанна испанской скульптуры и африканского искусства, которое было (хотя сам художник отрицал это) одним из основных источников кубизма ("Танец с покрывалами", 1907, Санкт-Петербург, Гос. Он является логической отправной точкой в истории кубизма. Фейнингер, О. Шлеммер). Массачусетс, музей Фогг).
Веяние чего-то неординарного и интересного. гал. ). Такова картина «Баркасы на пляже» (1929), глядя на которую можно узнать черты северного побережья Франции с его песчаными отмелями и высокими утесами.
С 1961 г. он больше не приезжает в Париж. Разрыв с традиционными канонами инициатором которого в 1907 году был Пабло Пикассо, когда под его решительной кистью возникли четкие фигуры «Авиньонских девиц», знаменовал собой рождение нового порядка и последствия этого переворота отразились на современной действительности. Жорж Брак (1882-1963) – французский художник, скульптор, гравер, один из основоположников кубизма. В это период преобладает декоративность, картины становятся больше похожи на панно. Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет).
Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) зародившееся в 1-й четверти XX века. Велика была роль кубизма в искусстве России: его сезаннистская фаза была глубоко освоена в творчестве художников «Бубнового валета», в формах зрелого (аналитического и синтетического) кубизма успешно работали Малевич, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова в русском искусстве сформировалось направление кубофутуризма.
В эти годы Пикассо часто изображал клоунов, акробатов и бродячих цирковых артистов. Вскоре к фигуративным формам вернутся Метсенже Эрбен и Лафресне, а Джино Северини, самый кубистический среди футуристов, публично отречется от кубизма издав книгу «От кубизма до классицизма» («Du Cubisme au classicisme» J. Povolozky Paris, 1921), полную яростной критики современных живописных методов. Тоже не сразу. Кубизм – (по-французски cubisme, от «cube» — «куб») — направление во французском искусстве 1900-х – 1910-х.
Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии. Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др. ).
Почти все они юны.
Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем. Кубизм зародился в 1907-1911 годах. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета.
В композицию включаются графические знаки: цифры, ноты, отдельные буквы и обрывки слов.
В 1908 году критик Л. Восель иронически назвал такие пейзажи Брака «геометрическими схемами и кубами», пустив тем самым в ход обозначение нового направления. То же самое выражение, одни и те же глаза, сходство лиц, аналогичные цветовые тона. Молодая пара с грустью смотрит на женщину, держащую на руках ребенка.
А также с лицом их творца, поскольку он без колебаний избрал для экспериментов свое собственное лицо, разложил его на части и, сильно встряхнув и перемешав, вновь сложил, что оказывает влияние на возникновение этих пяти патетических фигур на картине. Многих удивляло в «Автопортрете художника с палитрой» близкое сходство его с двумя центральными фигурами, взгляд которых предаётся остальным участникам композиции "Авиньонских девиц". В Германии на кубистической основе сформировался кристаллический стиль Л. Фейнингера. Статья Нью-Йорк Таймс 1911 года иллюстрировала произведения Пикассо, Матисса, Дерена, Метценже и других художников написанные до 1909 года не выставленные в «Салоне» 1911 года. Картины Пикассо «голубого периода» отражают мир одинокого человека.
В следующем году, в рамках подготовки к «Салону Золотого сечения», Метценже и Глез написали и опубликовали манифест «О кубизме», в попытке развеять путаницу, которая бушевала вокруг слова и в качестве основной защиты кубизма (что вызвало публичный скандал на «Салоне независимых» 1911 года и «Осеннем салоне» 1912 года в Париже). В октябре 1912 года они провели выставку «Золотое сечение», которая дала название группе. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. В картине Мулен де ла Галетт (1900) чувствуется интерес девятнадцатилетнего художника к ночной жизни Парижа, особенно такой, какой ее изображал Тулуз-Лотрек. Периодический возврат к классицизму – фигуративное творчество, либо исключительно, либо наряду с кубизмом – с которым сталкивались многие художники в течение этого периода (так называемого неоклассицизма) был связан с тенденцией уклона от реалий войны, а также культурным преобладанием образа классической или латинской Франции во время и сразу после войны.
Импрессионисты использовали двойную точку обзора, а набиды и символисты (которые также восхищались Сезанном) выравнивали картинную плоскость, уменьшая предметы до простых геометрических форм. Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж. Пикассо и товарищи приняли этот совет буквально и это дало начало новому стилю живописи. И как бы ни пытались отделить «настоящего» Пикассо от «ненастоящего» времен «голубого» и «розового» периодов, несомненно, что именно тогда сформировались основные нравственные принципы его искусства, моральные критерии, гуманистические идеалы, глобальные темы творчества. В последней, "синтетической" стадии (1912-14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Загадочность и задумчивость, разлитые в произведениях Пикассо этих лет, словно достигают предельной концентрации в большом холсте Жизнь (1903, Кливленд, Музей искусства). Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов.
Казимир Малевич оставил нам тысячу загадок. К 1914 кубизм начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять не только на французских художников, но и на итальянских футуристов, русских кубофутуристов (К. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 ("Три музыканта", 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой индивидуальной манере. Именно здесь начинается его настоящее художественное образование, несмотря на пребывание в течение нескольких месяцев (зима 1897-1898) в академическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился, поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше ("Мужчина в фуражке", 1895). Однако центральной фигурой собственно русского кубизма является, безусловно, Казимир Малевич. С 1912 широко используется техника коллажа (т. е. Всепроникающий голубой цвет — визуальный аккомпанемент меланхолической мелодии.
В это время появляется прием, характерный для портретов Пикассо, — совмещение фаса и профиля («Девушка перед зеркалом», 1932 «Сон», 1932 «Мари Терез Вальтер», 1937 «Дора Маар», 1937). Две сидящие женщины (1920, Нью-Йорк, частное собрание) — характерный пример работы в этом направлении. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. Пикассо не колеблясь избрал свое лицо, с тем чтобы вызвать нужную ему реакцию.
В развитии кубизма выделяют три периода: сезановский, аналитический, синтетический. 1. Искусствовед Дуглас Купер утверждает, что Поль Гоген и Поль Сезанн «оказали большое влияние на формирование кубизма, а особенно на картины Пикассо 1906-1907 годов». В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет.
Основателями новаторских идей были французские художники – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Однако работа была показана в «Салоне Золотого сечения» в октябре 1912 года и на Арсенальной выставке 1913 года в Нью-Йорке, Дюшан никогда не простил своих братьев и бывших коллег за цензуру его работы.
Сжимание композиций, чистота и чувство порядка отражаемого в этих работах, привело к тому, что критик Морис Рейнал назвал его «чистым» кубизмом. Ему нравились вышивки, расписные стены и печки. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально». Однако нарочитые смещения форм создают эффект, автономного пространства. Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в сезанновский период (1907-1909). работ, от его свободного отношения к форме и краскам.
Он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. Последующие опыты разъяснения кубистических принципов принадлежали также литераторам из кружка П. Пикассо («О кубизме» П. Реверди, 1917 «Некоторые интенции кубизма» М. Рейналя, 1919). Они неизбежно были более осведомлены об отзывах общественности и необходимости общения. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив «алгебру и гармонию». На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше.
Мы как бы отреклись от старой культуры. Авангардные направления были оттеснены на задний план ретроспективным течением «возврата к порядку», а затем – стилем ар деко. акт перемещения вокруг объекта с целью захватить его с нескольких углов, которые слились в единый образ (несколько точек зрения, мобильных перспективы, одновременности или кратность), является общепризнанным приёмом используемым кубистами. Кубистический метод распластывания всякого органического бытия применяет он к литературе.
Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты. Разнотипные морфемы кубистические картины (фрагменты, выхваченные из реальной среды их иллюзорные имитации, куски текстов и отдельные знаки, реалистичные «обманки» и схематичные рисунки) складываются в единую систему, где живописный образ перекликается со словом, графическим символом, с объектами материального мира. Цветовой диапазон расширяется, красочная палитра обогащается насыщенными тонами. Первобытная мощь чувствуется и в Портрете Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и в Автопортрете (1906, Филадельфия, Художественный музей). Кубистская скульптура развивались параллельно с кубизмом в живописи. Представители кубизма исповедовали тот принцип, что аналитический путь постижения реальности позволяет полнее и глубже раскрыть суть тех или иных явлений.
Два экспоната Купки на «Осеннем салоне» 1912 года, «Аморфа. Кристофер Грин писал: «В любом случае, абсолютно не понятно, до какой степени эти кубисты зависят от Пикассо и Брака в развитии таких методов, как огранка, «переход» и множественная перспектива они вполне могли прийти к такой практике с незначительным знанием о «истинном» кубизме, находясь на ранних стадиях и руководствуясь, прежде всего, своим пониманием Сезанна». Аналитический кубизм (новая система живописи, созданная Пикассо и Жоржем Браком около 1909 года) заключается в одновременном изображении на полотне нескольких сторон одного предмета, как бы видимых с разных точек. Представители кубизма исповедовали тот принцип, что аналитический путь постижения реальности позволяет полнее и глубже раскрыть суть тех или иных явлений.
Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Он работает над натюрмортами и пейзажами используя практически одноцветную гамму.
Как правило, это были монохромные полотна. Видно, что в произведениях 1909-1910 гг. Свои первые шаги художники кубисты делали именно в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа. На выставке также представили монументальный «Город Париж» Делоне (Музей современного искусства, Париж) и «Свадьбу» Леже (Государственный музей современного искусства, Париж).
Кубизм в искусстве — это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге. Термин «кубизм» сформировался в начале XX века, так охарактеризовали данный стиль изобразительного искусства критики, отметив схожие с кубом формы, преобладание в них прямых линий и граней. Причем лица двух правых фигур прямо ассоциируются с африканскими ритуальными масками. Она называлась «Кубисты доминирую на «Осеннем салоне» в Париже» и подзаголовок «Эксцентричная школа живописи увеличивает свою популярность на текущей выставке искусства – что её последователи пытаются сделать». Мысли Реверди о назначении поэзии перекликаются с определением нового искусства, целей, поставленных художниками-кубистами.
Современные взгляды кубизма сложны, сформировались в какой-то степени в ответ на кубистов «Зала 41», чьи методы слишком отличались от Пикассо и Брака и считаются лишь вторичными по отношению к ним. П. Пикассо дал первые образцы кубистические скульптуры, сначала в формах гранёных объёмов (1909), затем в виде ассамблажа из обрезков дерева, металла, гнутого картона, проволоки, верёвок. Дуглас Купера ограничил использование этих терминов с целью выделить творчество Брака, Пикассо, Гриса (с 1911) и Леже (в меньшей степени) подразумевая намеренное оценочное суждение. Существует чёткое различие между кубистами Канвейлера и кубистами Салона.
Рецензия на выставку вышла 8 октября 1911 года в Нью-Йорк Таймс. Картина Семья бродячих циркачей (1905, Вашингтон, Национальная галерея) на первый взгляд кажется свободно и широко написанной яркой виньеткой из фигур акробатов. Музей современного искусства, Нью-ЙоркВ 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы».
Книга Г. Аполлинера «Художники-кубисты» (1913) исходившая главным образом из практики монмартрских друзей поэта, сыграла роль манифеста нового направления. Способности и фантазии человека иногда просто поражают. В картинах преобладают идиллические мотивы, трактованные в примитивистской манере. В каждом последующем было все меньше реалистичности и все больше геометрии. «Свадьба» Леже, также выставленная в «Салоне независимых» в 1912 году, придала форму понятию одновременности, представляя различные мотивы как происходящие в одном временном отрезке, где реакция на прошлое и настоящее сочетается с коллективными силами.
На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. В период синтетического кубизма основным приемом становится коллаж. Объект изображения как бы собирается, синтезируется из разнородных фрагментов — графических знаков (нот, цифр, слов), схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с орнаментом изобразительным рисунком или имитацией различных фактур.
музей современного искусства, Центр Помпиду). Эту славу отчасти Малевич поддерживал сам. Построение усложняется и последовательно проводится единый принцип. Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).
А из него, в свою очередь и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Купка, М. З. Шагал, А. Архипенко, Д. Ривера, Л. Сюрваж).
Кубизм, после 1918 года во французском обществе и культуре можно рассматривать как часть широкого идеологического сдвига в сторону консерватизма. В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака. Эта техника применяется в большинстве важных работ писательницы, включая роман «Становление американцев» (1906-1908). Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. К какому направлению причисляют кубизм в живописи.
Существовали правила, в рамках которых все творили. В работах не было эмоциональной насыщенности. Представители кубизма порвали с оптическим реализмом, отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности. – Кубизм реалистичен в некотором смысле это – искусство классическое. С 1911 года к кубизму примкнул Х. Грис. Различия между пространством и формой стираются. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна.
Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству (абстрактный кубизм Р. Делоне) одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера XX в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, – мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э. Филла и О. Гугфрёйнд итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др. Искусство И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова можно рассматривать как попытку примирить новую тенденцию с академической традицией. Леже обосновался на Монпарнасе. И хотя, конечно Пикассо задавался целью специально иллюстрировать эти концепции, но, как и у всех великих художников, его творчество неосознанно отражало и порой предвосхищало интеллектуальную атмосферу и открытия своего времени.
Холст более не рассматривается как окно в иллюзорное пространство. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами. Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р. Делоне), одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера 20 в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, - мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э Филла итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др.
Нередко в портретах встречается прием изображения лица одновременно в профиль и фас. Слово "кубисты" впервые употребил в 1908 франц. На «Арсенальной выставке» Пабло Пикассо выставил «Женщину с горчичницей» (1910), скульптуру «Голова женщины (Фернанда)» (1909-1910), «Два дерева» (1907) среди других кубистских работ.
Утверждение, что кубисты изображают пространство, массу, время и объём подтверждая (вместо того, чтобы отрицать) плоскостность холста, выступил Даниэль-Анри Канвейлер в 1920 году, но в 1950-х и 1960-х годах оно стало предметом критики, особенно со стороны Клемента Гринберга. По утверждению Дугласа Купера: «Первой настоящей кубистской скульптурой была впечатляющая «Голова женщины» Пикассо, смоделирована в 1909-1910 годах, эквивалент в трёх измерениях для многих подобных аналитических и граненых голов в его картинах того времени». Пикассо умер в Мужене (Франция) 8 апреля 1973.
Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (в данный момент картина находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. «Авиньонские девицы» свидетельствовали о том, что наступил вешний день переоценки прежних ценностей. Но мечта осуществилась, когда ему было уже больше 20 лет.
Он отражает отношение «художников Пасси», среди которых были Пикабиа и братья Дюшан, которым был прочитан параграф манифеста до его публикации. Многие образы «Герники» — девушка со свечой, плачущая женщина, мать с ребенком, умирающая лошадь — стали символами протеста против военной агрессии. По-видимому, не случайно идея универсального языка (эсперанто) является порождением той же эпохи. Как раз в творчестве Брака, который уже в ранней молодости смотрел, по словам критиков, «скорее на Сезанна, чем на Ван Гога», наиболее полно проявился конструктивизм. В композициях с обнаженными фигурами и портретах преобладают два женских типа — ясный и спокойный образ (Мари Терез Вальтер) и печальный и трагический (Дора Маар).
В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма. Все старое мы покинули безвозвратно.
Кубистский период занимает определенное место в творчестве большинства русских художников того времени (среди них Шагал, Архипенко, Лентулов, Альтман и др. ). Живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно прямому (буквальному) воспроизведению. Группа художников-кубистов получила название монмартрской (многие из них жили на Монмартре в Париже) или группы Д. А. Канвейлера (по имени владельца галереи, закупавшего их картины). Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Первая фаза развития этого течения (1909—1912) получила название «аналитический кубизм»: предметы, все еще узнаваемые, как бы разложены на составляющие их абстрактные геометрические формы. П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907).
Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. Луи Восель предпринимал попытки утверждать, что кубизм мёртв, но эти выставки, наряду с хорошо организованной кубистической выставкой «Салона независимых» в 1920 году и возрождение «Салона Золотого сечения» в том же году, показали, что он всё ещё жив. Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907).
Картины Пикассо 1907 года определяются как протокубизм, предшественник кубизма, что особенно видно в картине «Авиньонские девицы». Наиболее серьезное возражение относительно «Авиньонских девиц», как источника кубизма, с очевидным влиянием на картину первобытного искусства, состоит в том, что «такие выводы исторически недостоверны», написал искусствовед Даниэль Роббинс. Этот техника, представляющая одновременность и различные точки видения (или сложное движение) дала толчок в высокой степени сложному монументальному произведению Глеза Le Dpiquage des Moissons («Молотьба урожая»), выставленному в «Салоне Золотого сечения» в 1912 году, «Изобилию» Ле Фоконье, показанному в «Независимых» в 1911 года и «Городу Париж» Делоне, показанному на «Независимых» в 1912 году. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке Сексьон дор (Золотое сечение), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма – А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, – Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. Английский искусствовед Дуглас Купер предложили другую версию, описав три этапа кубизма в своей книге «Эпоха кубизма». В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. Он вырос в провинции и до 12-13 лет не знал, что существуют профессиональные художники.
Художники в своих работах сопоставляли геометрические поверхности при минимальном сходстве с изображаемыми предметами, они считали что, форма должна быть далека от изображаемого предмета. Картина Пабло Пикассо 1907 года «Авиньонские девицы» часто считается протокубистской работой. Близость нового искусства современной Пикассо истории впервые осуществилась, когда он написал «Авиньонских девиц» и продолжит укрепляться благодаря смелым исканиям горстки истинных, больших художников. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Пикассо подолгу живет на юге Франции, недалеко от Канна.
Рассказывают, что художник, написав Черный квадрат, сам не понимал, что такое он сделал и долгое время не мог ни есть, ни спать. Этот период в развитии кубизма был скорее переходным, чем самостоятельным. 3. По возвращении Пикассо завершает портрет «Гертруды Стайн» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, «Варварских обнаженных» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). Трудно избежать сравнения.
Темная сторона жизни воплощена в образе Минотавра (офорт «Минотавромахия», 1935).
Слово кубисты впервые употребил в 1908 французский критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса). Для него характерно дробление форм на мелкие грани, которые зрительно колеблются, смещаются, создавая неустойчивое изменчивое изображение также ограниченность репертуара простыми мотивами (предметы на столе, человеческая фигура и др. ) и скупость цветовой гаммы, сведённой к охристым, тускло- зелёным и ахроматическим тонам. С 1906 по 1912 г. почти все статьи в русских журналах, посвященные современному искусству, говорят о Сезанне, Гогене, Ван Гоге и об их влиянии (чаще всего опосредованном, включая Сезанна) на новейшие художественные течения.
В начале 1930-х годов художник сделал несколько графических серий, в том числе 30 офортов к Метаморфозам Овидия для издательства «Скира» и к Неведомому шедевру Бальзака по заказу коллекционера Амбруаза Воллара. На кубистическом же портрете, будь то фас или профиль, объект предстает перед нами увиденный автором сразу с нескольких точек. Последняя, синтетическая стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы – объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки. коммуникативных систем.
Вот таким образом были разработаны альтернативные интерпретации кубизма. Аполлинер поддержал эти ранние достижения абстрактного кубизма в «Художниках-кубистах» (1913), написав о новой «чистой» живописи, в которой предмет изображения был освобождён. Первая организованная групповая выставка кубистов состоялась в «Салоне независимых» в Париже весной 1911 года в помещении под названием «Зал 41» (Salle 41) она включала произведения Жана Метценже, Альбера Глеза, Фернана Леже, Робера Делоне и Анри Ле Фоконье, работы Пикассо и Брака ещё не выставлялись.
В следующей, аналитической стадии кубизма (1910-12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Последующий «Салон независимых» 1912 года был отмечен презентацией картины Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице 2», которая вызвала скандал, даже среди кубистов. Пикассо, "А.
Кубизм знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Картина теперь не считается подражанием природе и вообще чему бы то ни было отныне она самоценный, независимый объект. Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. Форма у кубистов предстает в виде плоского отпечатка, одновременно с разных сторон. Первый успех пришел в 1912 году на выставке с эпатирующим названием "Ослиный хвост". Марин.
Пикассо, Грис и Делоне продолжат работать в манере созданной раньше, но около 1917 сам Пикассо покажет пример неверности кубизму, когда он сделает декорации для балета «Парад» в «помпейском стиле». Тем не менее, «Авиньонские девицы» – логическая картина, принятая в качестве отправной точки кубизма, так как знаменует рождение нового живописного стиля, так как в ней Пикассо яростно уничтожил установившиеся обычаи и так как всё последующее выросло из неё». С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). В конце 1940-х гг. Купер говорит о том, что: ««Авиньонских девиц», как правило, называют первым кубистическим изображением.
Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм— сфер, конусов, цилиндров. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Для конструирования объекта используются фактура поверхности, линии и узоры. Его послевоенная живопись пронизана радостным и светлым чувством.
Все стало ясно: источник вредных влияний был найден – это был лубочный конь. Ранний период его творчества совпадает с периодом аналитического кубизма. Направление развития кубизма на ранней стадии можно последовательно проиллюстрировать картинами Пикассо: Сидящая женщина (1909, Лондон, коллекция Пенроуз), Портрет Канвайлера (1910, Нью-Йорк, частное собрание) и Моя красавица (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
После произведений "голубого" периода (названного так из-за преобладающего голубого цвета), на которых изображены изможденные от работы и голода люди ("Гладильщица", 1904, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма "Скудная трапеза", офорт, 1904), картины "розового" периода представляют мир циркачей и бродяг ("Семья акробатов с обезьяной", 1905, Гетеборг, музей "Девочка на шаре", Москва, Музей изобразительных искусств им. Но не все было гладко. В России кубофутуризм было также одним из самоназваний поэтической группы Гилея, противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как Мезонин поэзии и Центрифуга).
Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально. Пикассо, А. Воллар, 1910, ГМИИ Ж. Брак, В честь И. С. Баха, 1912, частное собрание, Париж). Мягкая элегантность сменилась брутальностью массивных и жестких форм.
А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». Согласно Куперу «ранний кубизм» (1906-1908 гг. ) был, когда направление развивалось в студиях Пикассо и Брака второй этап, назывался «высокий кубизм» (1909-1914 гг. ), за это время появился значительный представитель кубизма Хуан Грис (после 1911 года) и в заключении Купер назвал «поздний кубизм» (1914-1921 гг. ) в качестве последнего этапа кубизма как радикального авангардного направления. Следующая стадия развития кубизма – аналитическая (1910-1912). Они обращались также к наследию древнейших и архаических культур (скульптуре неолита и бронзового века, скульптуре племен Африки и Океании, древнегреческой архаики, галлов, скифов и других древних народов).
«Сезановский» или ещё по другому «негритянский» период связан с открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатых Полем Сезаном. Художники этого круга значительно расширили тематический репертуар кубизма, включив в него групповой портрет, жанровые сценки, театральные и цирковые мотивы индустриальный пейзаж и даже аллегорию (Ле Фоконье).
Для первого периода (до 1909г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Композиции гармоничны и очень близки к классицизму. Линейную перспективу, разработанную в эпоху Возрождения, упразднили. Одна из главных теоретических инноваций, которую создали салонные кубисты, независимо от Пикассо и Брака, совпадала с «одновременностью», приближаясь в большей или меньшей степени к теориям Анри Пуанкаре, Эрнста Маха, Чарльз Генри, Мориса Принстона и Анри Бергсона. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. В попытке добиться своего рода сверхреальности, к которой он стремился в своем искусстве, Пикассо обращался ко множеству приемов.
Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Гигантские сдвиги в области науки и техники, выход масс на авансцену истории обусловили глубокие перемены в области искусства, вплоть до создания новых форм (полиграфия, звукозапись, фотография, кино, дизайн).
Открытие кубизма было открытием иных ограничений иной дисциплины – в известном смысле еще более жесткой, чем прежняя. Альбер Глез выставил «Женщину с флоксами» (1910) и «Человека на балконе» (1912), две высоко стилизованные и гранённые работы в стиле кубизм. В то же время новое поколение художников (Хайден Вальмье, Мария Бланшар) воспримет язык кубистов, но никто не вернется к довоенной поре. Кубистический метод – метод аналитического, а не синтетического восприятия вещей.
Более широкие взгляды кубизма включают: художников, которые позднее были связаны с художниками «Зала 41», например, Франсис Пикабиа братья Жак Вийон, Раймон Дюшан-Вийон и Марсель Дюшан, который начинал в конце 1911 года, сформировав ядро «Золотого сечения» (или группа Пюто) скульпторы Александр Архипенко, Йожеф Чаки и Осип Цадкин, а также Жак Липшиц и Анри Лоран и такие художники как Луи Маркусси, Роже де ла Френе, Франтишек Купка, Диего Ривера, Леопольд Сюрваж, Огюст Эрбен, Андре Лот, Джино Северини (после 1916 г. ), Мария Бланшар (после 1916 г. ) и Жорж Вальмьер (после 1918 г. ). Талантливый молодой художник в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния: Тулуз-Лотрека, Гогена ("Жизнь", 1903, Кливленд, музей), Каррьера ("Мать и дитя", 1903, Барселона, музей Пикассо), Пюви де Шаванна, набидов ("Облокотившийся Арлекин", 1901, частное собрание), а также греческого искусства ("Водопой", сухая игла, 1905) и некоторых испанских традиций ("Старый гитарист", 1903, Чикаго, Художественный институт "Портреты госпожи Каналье", 1905, Барселона, музей Пикассо). Советом профессоров было постановлено исключить Вл. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1944 художник вступил во Французскую коммунистическую партию.
По настоящему о Малевиче заговорили в кругах не только художественных, но и в широкой прессе после следующей выставки, на которой он показал уже так называемые супрематические полотна иначе говоря геометрические абстракции. Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует». Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914) кубизм.
После выздоровления он вновь возвращается к творчеству. Мы, – писал Реверди, – присутствуем при фундаментальной трансформации искусства. И сам не понимает, что такое сделал. Найдем ли мы новую красоту, создадим ли новую культуру.
Оба художника кубисты тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг. ), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Историки разделили историю кубизма на этапы.
Художник изображает кровавые драмы корриды («Коррида. 243, 9 х 233, 7 см. Баха", 1912 г. ). Многие из них выступали и как художники. Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи – скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко).
Однако во Франции кубизм переживал спад, начиная приблизительно с 1925 года. А. С. Пушкина "Семейство комедиантов", Вашингтон, Нац. Период 1907-1909 годов принято называть протокубистическим или сезанновским. отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910 – 12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга: предметная форма как бы распластывается на холсте (П.
художников. Он считал, что "Черный Квадрат" – это вершина всего. Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Оно также в значительной степени зависело от книги Даниэль-Анри Канвейлера «Der Weg zum Kubismus» («Путь к кубизму») (опубликована в 1920 году), которая фокусировалась на развитии Пикассо, Брака, Леже и Гриса.
Воллар", 1910, Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912). В картине Авиньонские девицы изображение состоит из нескольких фрагментов живописных плоскостей, которые оказываются не жестко скрепленными, а находящимися в свободном движении друг относительно друга. Сложившиеся в 1900-е годы художественные тенденции, для которых характерно выраженное в полемической форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом, получили название авангардизм. Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Художники из сообщества «Бубновый валет» работали только в раннем кубизме, обогащая и дополняя стиль. В начале 1907 года картина была завершена. Соня Делоне (художница, жена известного живописца и теоретика кубизма Р. Делоне) создает рисунки для тканей и модели одежды в музыке, начиная с Бартока, Равеля, Дебюсси, Прокофьева до Пуленка и Стравинского, также намечается тенденция к обновлению на основе фольклора. Эти нововведения создали иную морфологию картины, характерную для синтетического кубизма (1912-1915). В начале Первой мировой войны Брака отправляют на фронт.
Именно кубизм открыл дорогу абстрактному искусству, дав зрителям возможностям самим трактовать символы изображенные на произведениях кубистов. По свидетельству Г. Стайн (портрет которой осенью 1906 г. заканчивал Пикассо) именно в период работы над Авиньонскими девицами художник благодаря Матиссу познакомился с африканской скульптурой. На раннем этапе развития кубизм, с появлением первых картин, произвел огромное впечатление на искусствоведов.
«Салон Золотого сечения» в галерее «La Boetie» в Париже в октябре 1912 года, был, возможно, самой важной выставкой кубизма перед Первой мировой войной демонстрируя кубизм широкой аудитории. cubisme, от cube – куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину Авиньонские девицы (Музей современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В точном смысле кубизма в литературе нет. Картина Авиньонские девицы (Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую Пикассо решился выставить лишь много лет спустя после ее создания, является одним из самых революционных произведений начала 20 в. На первый взгляд, это всего лишь вариация традиционного сюжета — купальщицы на фоне пейзажа. Пикассо, Три женщины, 1909, ГЭ Ж. Брак, Эстак, 1908, Художественный музей, Берн). Изобразительному искусству учился сначала у отца, потом в мастерской художника декоратора.
В 1908 в Париже образовалась группа Бато-лавуар (Лодка-плотомойня), куда входили Пикассо, Ж. Брак испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др. В дальнейшем они регулярно выставлялись на Осенних салонах и Салонах Независимых, чем заслужили наименование «салонных» (или «монпарнасских») кубистов. В этот период художник создает портреты, пейзажи, пишет интерьеры и фантастические композиции на литературные и театральные сюжеты («Весна», 1956 «Бухта в Канне», 1958 «Утренняя серенада», 1965). Его кубизм, несмотря абстрактность, был связан с темами механизации и современной жизни. С 1905 и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах («Шут», 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода («Мальчик, ведущий лошадь», Нью-Йорк, Музей современного искусства). Художник сам обозначал эту дату по-разному.
Безусловно, кубизм в живописи произвел огромное потрясение. В 1911 году поэт и критик Гийом Аполлинер принял термин от имени группы художников, приглашённых выставляться в Брюсселе на выставке «Независимых». Еще Гегелем (1770-1831гг. ) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим творчеством становится слишком тонкой. Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская Пикассо находилась перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом и в гораздо меньшей степени – импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре проявилось и в творчестве Пикассо ("Танцовщица", 1901, Барселона, музей Пикассо). В 1913-1914 годах Леже создал серию под названием «Контрасты форм», делая подобное ударение на цвет, линии и формы.
Лишь Грис останется совершенно верен кубизму и приведет его к завершению. распространяется на все области художественного творчества. В то же время салонные кубисты строили свою репутацию, прежде всего, регулярно выставляясь на «Осеннем салоне» и «Салоне независимых», основных неакадемических салонах в Париже. К этому периоду относятся также многочисленные гравюры и первая серия скульптур.
Одни сочли ее мистификацией, другие заговорили о душевной болезни автора.
При этом его работы стали свободными от французского влияния. В связи с этим следует упомянуть также замечание русского критика Тугендхольда в статье о коллекции С. И. Щукина. Кубизм в искусстве – это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге. Существуют также параллели в развитии литературы и общественной мысли. В 1985 музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале) сюда вошли работы, переданные наследниками художника, – более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо.
Тот факт, что выставка 1912 года организовывалась, чтобы показать последовательные этапы, через которые прошёл кубизм и то, что трактат «О кубизме» был опубликован по данному случаю, указывает на стремление художников сделать их творчество понятным для широкой аудитории (арт-критиков, коллекционеров, арт-дилеров и широкой общественности). Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. До 1914 г., когда во всем мире насчитывалось всего лишь несколько частных собраний африканской скульптуры, знаменитый московский коллекционер Сергей Щукин приобретает несколько первоклассных статуэток, которые экспонируются им в одном зале с кубистскими работами Пикассо (что само по себе знаменательно). Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Эти опыты пространственного коллажа оказали значительное влияние на развитие скульптуры в XX веке (в дальнейшем творчестве самого Пикассо, а также в искусстве В. Е. Татлина, Х. Гонсалеса, Х. Миро и др. ). Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи – скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко).
А. Белого, – пишет он, – можно назвать кубистом в литературе. Входя в круг бунтарских буржуазно-индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др. ). Линии и формы заменяли чувства.
мастеров, в т. ч. иностранных (Ф. Выпущена книга его теоретических трудов, сборник воспоминаний, писем Малевича. И действительно, эта картина – результат, видимо, какой-то сложной работы. Каждое лицо будет носить с этого времени печать сходства с персонажами этой картины. Франсис Пикабиа показал абстракции «Танец весной» и «Шествие, Севилья» (обе 1912 года).
Поэт и окружающий его мир предстают здесь в самых разнообразных и неожиданных ракурсах. Автор совмещает их в одном образе. Уточняя свои цели, как художников, этот труд был первым теоретическим трактатом по кубизму и он по-прежнему остается ясным и наиболее понятным. Трудно согласиться с теми, кто считает важнейшим завоеванием кубизма безграничную свободу.
В 1918 году Розенберг представил серию выставок кубизма на своей галерее «LEffort Moderne» («Современное усилие») в Париже. Г. Стайн и др. Далее Пикассо начинает писать «Авиньонских девиц».
Самым значительным произведением Пикассо в этот период стало монументальное панно «Герника», предназначенное для испанского павильона Всемирной выставки в 1937 г. (Ныне композиция находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. ) В картине отразилось событие, потрясшее весь мир, — бомбардировка фашистской авиацией испанского города Герники. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. В этот сезанновский период кубизм (1907-09) геометризация форм подчёркивает устойчивость, предметность мира мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объём (П. Фернанда Оливье", 1909, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины ("Портрет Канвейлера", 1910, Художественный институт).
В других странах возник футуризм, супрематизм, дадаизм, конструктивизм и неопластицизм. Она есть завязь, произведение – распустившийся цветок. В трактате «О кубизме» Метценже и Глез напрямую связали чувство времени с множественной перспективой, давая символическое выражение понятию «продолжительности», предложенное философом Анри Бергсоном, согласно которому жизнь субъективно воспринимается как сплошная с перетеканием прошлого в настоящее и настоящего в будущее. Однажды Пикассо написал старому мастеру письмо о своих поисках.
Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов. Автор книги «Тринадцать способов увидеть дрозда» Уоллес Стивенс также сказал, что демонстрирует то, как множественную перспективу кубизма можно перевести в поэзию. Участие кубистов второго призыва в Осеннем салоне 1910 прошло незаметно. Многих это смутило: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям.
В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. Как Гоген, Бранкузи и фовисты, Пикассо почувствовал необходимость начать сначала, обратившись к наивному, примитивному искусству. Эта картина была начата в 1906 г. в манере, довольно близкой предыдущим: портрет Гертруды Стайн, Две обнаженные женщины (обе картины написаны в 1906 г. ). Последняя выставка импрессионистов в 1886 г. знаменует конец классического периода европейского искусства.