Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино.
Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление.
Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что используя «живописные контрасты цветов, линий, форм», можно «от интенсивного реализма» перейти к познавательному. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным.
На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс).
Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. Вернувшись в Париж в декабре 1945, он завершил серию крупных композиций Прощай, Нью-Йорк (1946), Развлечения (1949), Конструкторы (1950), Деревенская компания (1953), Большой парад (1954). Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. Одна из них – «Источники живописи и ее изобразительная ценность» – имела особенно громкий успех. «У меня краски живые, – говорил он – Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой – совсем голубым». ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (L.
О нем много писали и сам он читал лекции. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. А такие его картины, как «Балкон», «Лестница» и др., поражали всех динамизмом. В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ).
Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием.
Пикассо и Брак были более принципиальными ребятами. Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами).
Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна.
Позднее, в 1937 году, Леже расписал павильоны для еще одной парижской выставки – Международной выставки искусства и техники. В 1930-е годы в живописи Леже усилилось реалистическое направление. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Леже утверждал: «Произведение искусства должно быть выражением своей эпохи, как всякое другое интеллектуальное проявление. После Первой мировой войны Леже заинтересовался современными теориями движения и механики.
В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Не боюсь признаться: меня сформировала война. В композиции связка ключей является ведущей. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Металлическая конструкция и рабочие составляют единое целое, причем люди в этих работах Леже отличаются большей правдоподобностью и жизненностью. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи.
В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. В композиции связка ключей является ведущей.
Не боюсь признаться: меня сформировала война. Фернан Леже «Кочегары» (1911-1912) Холст, масло. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Итак, Пабло никогда не высылал свои работы в салоны. Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы.
Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями.
Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Умер Леже в Жиф-сюр-Иветт (Сена-и-Уаза) 17 августа 1955. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура «Цветок-солнце».
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье.
Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо. Не боюсь признаться: меня сформировала война». В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Именно тогда познакомился он со своей первой женой, «велосипедисткой» Жанной, заключил выгодный контракт с Канвейлером, что позволило ему снять удобную студию на улице Нотр-Дам-де-Шан, где он работал всю жизнь. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры».
Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Натуральные формы на его картинах изменились, приобрели цилиндрические и конические объемы. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. По поводу этой картины Леже говорил: «Я разбросал свои предметы в пространстве, заставив их поддерживать один другой и одновременно сиять на полотне. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать.
1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Творчество Пабло Пикассо (1881-1973). Произведения «голубого» и «розового» периодов: «Свидание» (1900), «Женский портрет» (1902), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Странствующие гимнасты» (1905), «Девочка на шаре» (1905). 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным.
При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом.
После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Панно «Герника» (1937) и его значение в развитии современного искусства. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. В 1960 году был открыт музей Фернана Леже в Биоте, (приморские Альпы, Франция).
Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. Этот интерес выразился в создании таких произведений, как Город (1919), Механика (1920), Большой завтрак (другое название Три женщины, 1921) и Вокзал (1923).
Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа).
На самом деле, колорит здесь спокойный, нежный, доминируют белый н охра, сочетание которых выглядит особенно выразительно, благодаря контрасту с зеленым, голубым и красным. И, хотя Брак стал известен во многом благодаря салонам, на волне дружбы с Пикассо аж до 1920 года тоже отрекся от них. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны».
Это был пик творчества художника. Кубистический период в творчестве Пикассо.
Фернан Леже умер в своем доме 17 августа 1955 года и похоронен в Gif-sur-Yvette, Essonne. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов.
Не боюсь признаться: меня сформировала война».
Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. И если Делоне использовал полутона, Леже пробовал показывать откровенность каждого цвета и объема.
Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»).
В 1920-1930-е годы художник принимал участие в осуществлении многих архитектурных проектов. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Я люблю формы, - признавался он, - навязанные нам современной промышленностью и использую их: сверкающие тысячами бликов стальные конструкции, гораздо более тонкие и прочные, чем так называемые классические сюжеты. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах.
В 1954 году он начал проект мозаики для оперы Сан-Паулу, который остался не закончен. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Картина «Авиньонские девушки» (1907-1908) – начало кубизма. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла.
В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Сама тема разительно отличает эту картину Леже от традиционных кубистических натюрмортов. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. С 1931 по 1939 Леже несколько раз бывал в США. О нем много писали и сам он читал лекции. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
ger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы.
В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Леже осуществил крупные декоративные проекты на Выставке декоративных искусств в Париже (1925), на Брюссельской международной выставке (1935) и в здании ООН в Нью-Йорке (1952). Везде он стремился передать движение.
В них элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней и шестеренок. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. «Контрасты формы» Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), фигурах людей («Лежащее обнаженное тело») и даже в природе («Деревья между домами»). В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным.
Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Во время Второй мировой войны (с 1940) он получил там убежище и преподавал в Йельском университете. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война».
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Антивоенная тема в произведениях «Резня в Корее» (1921), панно капеллы в Валлорисе «Война» и «Мир» (1954). В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо. Потом художника увлекла монументальность образов.
Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие. То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов. Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. В 1899 году Леже переехал в Париж, где поначалу работал чертежником у архитектора, потом служил во втором Версальском саперном полку. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. «эстетики машинных форм» и «механического искусства». Лица персонажей просматриваются словно сквозь клубы дыма, созданные бело-перламутровыми, как выразился один из критиков, «мглистыми» формами. Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах -- таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль).
Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Так что работы этой банды с Монпарнаса были доступны для просмотра только в галереях перекупщиков (Канвайлера и Воллара).
Экспериментальные поиски новой художественной выразительности. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Мастер выполнил всего один заказ -- монументальную стенную роспись для Дворца открытий.
Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»).
Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Леже проявил себя также как непревзойденный мастер керамики и гобелена, прикладной графики и театральных декораций. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей). Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало.
В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Я противопоставляю прямые кривым, поверхности плоскостные — поверхностям моделированным, тона в оттенках — тонам локальным. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». За это Пабло и Жорж были прозваны «Галерейные кубисты», что немало обидело их – конечно, не больно-то приятно получить ярлык только за счет контраста с подражателями. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно.
Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911).
В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909-1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910-1911, Национальный музей современного искусства, Париж). О нем много писали и сам он читал лекции.