В 1884 году Верещагин изможденный работой над Балканской серией, вместе с женой отправился в путешествие к христианским святыням на Ближний Восток. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Все годы в корпусе Василий учился отлично. В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк.
ГТГ), Опиумоеды (Гос. Перевязочный пункт под Плевной» (1881). На этой войне художник и погиб. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии.
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Однако этот замысел он так и не воплотил: в 1877 году разразилась Русско-турецкая война. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». В «балканскую» серию входит около тридцати картин.
Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Дружным Ура. Ему неинтересно было рисовать римских императоров, да и преподаватель всегда наставлял: «Надо рисовать жизнь. » Вот он и ушёл – жизнь рисовать. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. В конце 1880-х годов он меняет концепцию.
Генерал-лейтенант К. П. Кауфман решил опередить неприятеля. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. Его полотно «Побежденные. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части.
Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус.
Однако далеко не все были способны воспринять трагическую, ничем не приукрашенную реальность верещагинских полотен.
В 1904 году Верещагин отправился в Японию во второй и в последний раз. Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. И художник Василий Верещагин хочет показать древнюю, насчитывающую шесть тысяч лет культуру всему миру.
Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Затем он вернулся в Россию, выхлопотал себе в военном ведомстве длительную заграничную командировку и обосновался в Мюнхене. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций.
Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). На мостике остались: адмирал Макаров, командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Яковлев, контр-адмирал Моллас, лейтенант Вульф, художник Верещагин и я. Вдруг раздался неимоверный силы взрыв Броненосец содрогнулся и страшной силы струя горячего, удушливого газа обожгла мне лицо. Пусто и мертво там, где прошла война.
За время путешествия Верещагин создал около 150 работ, которые планировал использовать для создания «Большой поэмы» — художественной интерпретации истории колонизации Индии англичанами. Гарнизон приготовился умирать. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В ночь на 9 февраля (27 января) японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, были серьезно повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Но, видимо, так уж повелось у настоящих ценителей и псевдолюбителей искусства, что непременно должен быть некий список, в который одни с учетом своей популярности попадают, а другие остаются за чертой этой безмерно-громадной «великости» (уж простите за тавтологию). Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С. О. Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин, которого знал весь мирВ феврале 1905 года японцы заставили отступить русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а 14 (27) мая 1905 — 15 (28) мая 1905 года в Цусимском сражении нанесли поражение русской эскадре. Но Вася уже тогда был человеком самодостаточным.
Все просто смотрят и бездействуют. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе.
В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: В. В. Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.
В тот же день состоялся исторический бой крейсера «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» против японской эскадры близ Чемульпо. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». При этом художник ничего не привносит «от себя». В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто – с яркой красочностью живописных решений.
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Это была единственная награда, которую тот принял и носил. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди.
В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. После многочисленных путешествий по миру эта поездка по России стала для Верещагина своеобразным возвращением к истокам, возможностью заземлиться, обернуться «к корням». Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. Душевное страдание и ужас обессилили его.
В 1867 году В. В. Верещагин отправился в Туркестан, художник пробыл там всего год, но успел сделать массу зарисовок и этюдов к будущим полотнам получившим в последствии название Туркестанская серия, самой известной картиной которой стала картина Апофес войны, на раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Вернувшись из Туркестана, В. В. Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где продолжает работать над туркестанскими сюжетами. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Но он назвал её «Забытый». Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
В Балканскую серию входит около тридцати картин. Мира в действительности на Земле никогда не было. 24 апреля император Александр II подписал манифест о войне с Турцией.
Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Верещагин написал их за два года непрерывной работы в мастерской, куда никого не пускал и где напряженно трудился «с задыхающейся грудью, со щемящим сердцем». Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык.
Однако правы были и те, которые были искренно потрясены выбранными сюжетами, удачной и умной подтасовкой композиции, которые ссылались на произведения Верещагина, очевидца и превосходного знатока всего изображенного, как на веские и драгоценные документы. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Как оказалось — это было одно из писем художника императору Николаю II. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Василий Верещагин выезжает на русский север.
Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Какие прихоти пригрезятся ему. Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный. Вероятно, вот таким образом в русском искусстве он стоит особняком: не имеет непосредственных учителей и прямых последователей не принадлежит ни к какому художественному объединению стоит вне партий и кружков не ищет и не принимает ничьих наград.
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). Всех ошеломил неожиданный подход к теме.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии.
Уже позже в Мюнхенской мастерской эти эскизы превратились в знаменитые «Туркестанские полотна». Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865). От полотна «Забытый», на котором изображён павший на поле боя русский солдат, он пришёл в ярость. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.
За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Через кого-то Верещагин узнал, что только что назначенный генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает в штат художников – тогда военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени».
После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник.
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин.
В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Баталист. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег.
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Примечательно, что художник построил по собственному проекту на окраине Москвы в Нижних Котлах дом-мастерскую в виде русской избы. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П.
Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Картины Победители (1878-1879, Гос. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест.
Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Изображен двор самаркандской крепости. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные.
Государственные музеи покупать их не собирались. Эту печальную весть нам передал вернувшийся «Баян», которому под сильным огнем удалось спасти из команды «Страшного» всего только пятерых. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны».
Моллер, А. Е. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». По мнению историков из этих писем абсолютно точно прослеживался отнюдь не пацифистские настроения постаревшего художника-патриота, а скорее призыв царя к жесткости и непоколебимости. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только.
Художник искренне надеялся на то, что его цикл всё-таки заметят и оценят в высших государственных сферах, что на него обратят внимание члены царской семьи. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.
Мы много знаем о войнах. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Именно здесь, на этом этапе начинается популярность художника.
Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). В то время художник много работает над психологическими портретами. Когда Верещагин решил отправиться на Дальний Восток, ему уже было шестьдесят лет. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург.
Вот где открылось буйство красок, цвета. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Жизнь идет своим чередом и никто из тех, кто охраняет цитадель, не знает, сразит ли его шальная пуля врага или минует. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Однако в качестве условия выплаты он выдвигал возможность устроить выставки картин в ряде городов Америки ещё до их официальной продажи. Их сюжет оказался для современников слишком новаторским и шокирующим. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Поездка задумывалась как художественно-этнографическая вылазка, а стала настоящим боевым крещением: «Никогда ещё не видал я поля битвы и сердце мое облилось кровью». В 1874 году он вместе с женой Марией Кондратьевой отправился в Индию. Если бы Верещагин назвал картину «На поле боя», ничего бы не произошло.
Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. С. О. Макаров называл художнику вражеские корабли, а тот быстро набрасывал их силуэты.
На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое».
Для европейцев открылся новый, удивительный мир Востока, в котором они увидели вовсе не сказочную страну с похожими на реальность сюжетами, а настоящих, реальных людей Средней Азии с их богатой историей, своеобразной красотой и жестокими нравами. «У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают.
Верещагин словно открывает для себя Россию, которой практически не знал и не видел, проведя детство и юность в Петербурге и на Кавказе. Привести Японию к «смирению», смыть нанесенное ею «оскорбление царю» – этого требует, по его мнению, русский престиж в Азии.
музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). «Пасмурное утро 31 марта. Вся коллекция состоит из 121 нумера. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли.
Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения.
А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. А три картины посвящены партизанской войне. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником.
Тот рассказывал о работе над картиной «Наполеон в 1814 году». Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. За полотно «Побеждённые. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось.
И это привело в шок его современников. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Вместе стремя своими братьями онбыл отправлен ввоенные учебные заведения, однако, окончив Морской кадетский корпус, Верещагин остался навоенной службе лишь накороткий срок. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Александр III спросил у Кауфмана: «Это что, возможно. » И тот, спасая положение, ответил: «Это художественный вымысел Верещагина». Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. продаваемость его картин.
Полотно «Побеждённые. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». Верещагин очень уважал Кауфмана и промолчал., 1887-95, ГИМ). Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Несмотря на все преграды (родители лишили его наследства), он поступил в Академию художеств.
Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Все эти годы Верещагин никуда не ходил, кроме музеев и выставок и привез в Петербург несколько десятков картин.
Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно.
И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками».
Кауфмана состоять при нем художником. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Отец будущего художника был небогатым помещиком. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Подражательное академическое искусство было ему не по душе.
Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Марков, Ф. А.
Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Начались военные действия, ознаменовавшие собой начало русско-японской войны.
Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Однако Академию он не закончил. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. Перепрыгнув через поручни, я вскочил на носовую 12 башню. Сам художник делил ее на две части.
На Верещагина посыпались положительные рецензии, статьи, поздравления, приглашения участвовать в выставках. О конкретных причинах развода с Е. К.
С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. То есть не те, которые довольствуются вздохами восторженной публики — «я в восхищении. », «лепота. », «прелестно, прелестно. » и не те, кого узнают на улице и даже не те, кто собирает толпы зевак на перво-второсортных выставках, а исключительно те художники, за творчество которых пылкие коллекционеры готовы друг друга порвать на части.
В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.
Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Начались трудные годы жизни. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов.
Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Художник, чтобы писать с натуры разбитую войной дорогу, покрыл специальную платформу слоем глины, несколько раз провез по ней бутафорскую пушку на колесах, подковой сделал следы лошадиных ног, посыпал все мукой и солью, чтобы создать впечатление блестящего снега. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Но радость победы испытывают не все.
«Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Под Плевной» и «После атаки. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля.
В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью – что и было сделано. Написал воспоминания об отце. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.
Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.
Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен.
Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Она обрушилась на публику во всей своей неприглядности и жестокости и оказалась совсем не похожей на ту войну, которую изображали другие художники, – белоснежные мундиры генералов, стройные солдатские ряды, осененные белыми клубами далеких пушечных выстрелов. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам.
В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Мы повернули и пошли большим ходом к Артуру. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Успех был неимоверным.
Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Летом 1894 года художник предпринимает с семьёй путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. И даже после смерти Василия Васильевича она не постеснялась обеспокоить просьбами о деньгах его вдову, оставшуюся с тремя детьми на руках, практически без средств к существованию. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». Наша эскадра стала выходить из гавани и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Неприятель остановился в какой-то нерешительности. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Среди преподавателей у него были А. Т. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством».
Художник участвует в некоторых сражениях. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. В 1853 году он был определен в Петербургский морской корпус, в 1858-59 годах совершил несколько учебных походов на фрегатах Светлана и Генерал-адмирал, побывав в Лондоне, Бордо и Копенгагене. Он решил отойти от классицизма. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. На картине не ощущается никакого движения.
И в 1879 и 1880 гг. и т. п. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.
Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Но она была вовремя остановлена. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Сразу после этого он поступил в Академию художеств.
Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Широкая публика увидела картины Балканской серии в 1879 году.
Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. «А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин. » – спросил он. Белейшие горные пики, ультрамариновое небо, снег, отливающий розовым, вызывают желание повторить тяжкое восхождение. Индийское путешествие длилось два года.
Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Справедливости ради, нужно понимать, что великими почти всегда становились исключительно самые «популярные».
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Купил ее П. Третьяков, который сделал специальную пристройку к своей галерее и представил картины всем желающим. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные.
Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. Как и полагается настоящему художнику-баталисту историку и журналисту, он погиб во время боевого удара по кораблю «Петропавловск», когда делал зарисовки для очередной картины. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина.
Верещагин помогал власти и в то же время конфликтовал с ней. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ.
Лишь две одинокие фигуры возвышаются на этом мертвом поле – военный и священник, помахивающий кадилом, совершающий последний обряд над убитыми. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Крепость отбили.
Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью. Спустя пару месяцев бухарцы попытались отбить Самарканд, занятый небольшим гарнизоном. Василий Васильевич тогда не представлял, куда шёл, – войны он никогда не видел.
В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Благодаря С. О. Макарову, художник вновь в качестве штабного офицера попал на флот, ходил на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения. 31 марта (13 апреля) 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров.
В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода.
утра вышел на внешний рейд остальные броненосцы несколько задержались на внутреннем рейде. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих.
Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Восстанавливалась государственность Болгарии как вассальное Княжество Болгария увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.
Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва.
И даже в такие моменты он буквально упивался окружающей красотой: «Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба». Только тогда происходит трансформация безымянного и талантливого художника в «великие». Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
Участвовал в некоторых сражениях. Под Плевной», «После атаки.
Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. За бой при Шипке его представили к высокой награде— «Золотой шпаге». После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты.
Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Надвигалась очередная война — на этот раз с Японией. Немного спустя на горизонте показалась другая неприятельская эскадра. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно).
Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Два полотна – Победители и Побежденные. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае.
Он бросает всё и мчится в Россию. Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было». Некоторые даже стали упрекать Верещагина в том, что он порочит русскую армию. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Но об этом стало известно гораздо позже. Верещагин в своих письмах больше всего боится, как бы царь не вздумал «смиловаться» над Японией и не заключил бы с ней мира, «не наказавши ее полностью».
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. А вечером эту работу сжёг, таким образом выразив свой протест. носящий мундир и ружье.
Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию.
Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Верещагина, конечно же, приняли. Находясь уже под защитой береговых батарей, «Петропавловск» уменьшил ход и команда была отпущена обедать офицеры стали понемногу расходиться. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное.
Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года.
Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В.
Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Смертельно раненный.
Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам. Тогда считалось, что не похоронить солдата – позор для главнокомандующего.
Оно производит на него глубокое впечатление. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине.
Особый резонанс приобретают его статьи против колониальных войн, в поддержку движения за их прекращение. Произошло это так. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат»., – писал художник. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. И это не удивительно. Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».
Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». 27 июня главные силы переправились через Дунай и вошли в Болгарию. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Но и академию Василий бросил.
Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Всего в нее вошли 13 картин. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Уже в. самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди.
Две картины – «Победители» и «Побежденные. Все холсты должны были иметь в названиях пояснительный эпиграф, придуманный самим художником, а серия в целом – поэтическое введение и заключение. В 9 часов 34 минуты утра, броненосец «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.
Сам художник делил ее на две части. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Когда на горизонте показались главные силы неприятельского флота. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Вместе со своими братьями, в качестве одного из адъютантов генерала М. Д. Скобелева, художник Верещагин участвует в штурме Плевны. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств.
Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Бейдеман.
Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Весной 1876 художник возвращается в Париж. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.
В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником.
Ошибки командования, тактические промахи, неподготовленность русских солдат и, как следствие, огромные человеческие потери — все это тяжелым грузом легло на сердце художника и наполнило его ненавистью к войне: «Передо мною, как перед художником, война и ее я бью, сколько у меня есть сил я бью с размаху и без пощады». почувствовал запах восстания. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест.
В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя».
В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. Никто не выразил желания ее приобрести. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Что принесет очередное его появление пред народом. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны.
В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту.
Пик славы, ознаменованный выходом Балканской серии, миновал. Война, с которой он уже был знаком со времен завоевания Средней Азии, предстала перед ним еще в более уродливом виде. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Но художник, пройдя всю войну боевым офицером, оказался по-прежнему верен своим принципам «вредоносности титулов и знаков отличия».
Из-за этого теряли звания, награды. Руководство выбило для Верещагина малюсенькую стипендию, чтобы он не умер с голоду. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».