Он не воспринимал манеру римско. В этот период художник создает самую необычную и смелую картину «Снятие пятой печати» (1610–11), посвященной теме Апокалипсиса, в которой он сумел ярко и убедительно передать чувство трагического восприятия мира и обреченности. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Также Дригенич – основной владелец ОАО «ПМСП «Электрон», которое занимается производством электротехнического оборудования и участвует в строительстве АЭС, ТЭЦ и т. д. В частности, «Электрон» принимает участие в выполнении строительно-монтажных и пусконаладочных работ при возведении Тяньваньской АЭС (Китай) и АЭС «Куданкулам» (Индия). Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Христос, 1580 – 1585 гг. Особенно тем из читателей, которые собираются в Грецию будущим летом. Красное пятно хитона, составляющее центр композиции, символизирует тему мученичества. Маврикия, 1580-82, Эскориал).
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти.
Она изображает момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Рубеж XV–XVI вв.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». И, если бы не неудачное выражение по поводу к тому времени усопшего Микеланджело, если бы не готовность грека «записать» более целомудренными фресками микеланджеловский «Страшный суд», то Эль Греко, возможно, прославился бы как художник Итальянского, а не Испанского Возрождения. Ему поручили сооружение главного алтаря, включавшего живописные произведения, скульптуру и архитектурное оформление. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой.
В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586–88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема: действие происходит одновременно на небе и на земле. красной одежды Христа, пламенеющей через весь зал сакристии, – это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана».
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Для Толедского собора написана одна из лучших его картин — «Эсполио» (от лат. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Ее скрытный иносказательный язык, возможно порожденный идеями неоплатонизма, вызвал немало разноречивых интерпретаций. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Луки.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
метров) в жилом комплексе, расположенном в Шмитовском проезде. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Однако, это не совсем так. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Предприятие занималось возведением ледового дворца «Большой» в Олимпийском парке города Сочи, а также строит объекты для Минобороны. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Однако вряд ли это справедливо.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. По преданию, за это его выгнали из Рима. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Изломанные линии, сложные ракурсы характерны для живописи маньеризма вместе с тем, художник создает здесь необычайно выразительный групповой портрет своих современников. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. одухотворения и оцепенелости. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Корреспонденты «Росбалта» попытались разобраться в биографии члена правления компании «Интер РАО» Карины Цуркан, которую арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Службы внешней разведки Румынии.
В «Мученичестве св. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Зеничев).
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Терезы и других испанских мистиков XVI века. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Он обладал острым и ироничным умом, глубокой проницательностью. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Учился у Бассано и Тинторетто. Один из биографов художника пишет: «Крит дал Эль Греко жизнь, а Толедо — кисть». Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Доменико Теотоко-пули, 1541–1614) — испанский художник греческого происхождения.
Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Maurice). Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Петр держит ключи, Павел рукой опирается на книгу.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Город оказал на него огромное воздействие. На склоне лет Эль Греко создает пейзажную композицию «Вид Толе-до» (1610–14), в которой сумел выразить свое восприятие мира.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
При этом он был человеком Ренессанса. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Что, вобщем-то, справедливо. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. «Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города.
ispolias — «грабить»), 1577–1579 годы. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Это произошло в 1571 году. 1576) и др. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
И это отразилось в его портретах. Но, скорее всего, он покинул Италию сам. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающим-ся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым тонам («Пир у Симона фарисея», 1609 «Вознесение Марии», 1613). В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Тому есть несколько причин. Стефан и Св.
1600). Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. В иллюзорно-беспредельном пространстве его работ исчезает грань между земным и небесным, реальным и воображаемым миром. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Эль Греко был учеником великих венецианцев и быстро завоевал свое место под итальянским солнцем: его сразу же выдвинули в разряд подающих колоссальные надежды.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. С 1570 работал в Риме.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
В 1567 году он отправился в Италию учиться живописи у знаменитого Тициана. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Композиция резко делится на две части.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Августин и св. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Работал в Венеции и Риме. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610–14). Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Даже святых Эль Греко пишет с такой степенью достоверности и точностью психологической характеристики, что они воспринимаются как портреты, будто он пишет не людей, живших задолго до него, а своих современников. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Возможно, это так. Франциск и св. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Расцвет его искусства наступил в Испании. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Римский маннеризм на удивление хорошо лег на манеры рисования, присущие талантливому художнику – именно влиянию римских творцов Эль Греко обязан не вполне обычным подходом к перспективе и положениям фигур. Профессию отца унаследовал его старший брат, Манусос Теотокопулос, который, кстати, сражался бок о бок с Мигелем де Сервантесом, автором бессмертного «Дон Кихота», в морском сражении при Лепанто, где силы католической Европы столкнулись с могучим турецким флотом и разбили его наголову. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601).
Как это возможно. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.
Доменико (собст. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Его герои — ученые монахи, князья церкви, благородные гранды, в одном из них исследователи видят портрет Сервантеса, автора знаменитого «рыцаря печального образа». Грек по происхождению.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Маврикия», 1580 и др. ). Довольно большое по размеру (122 х 105 см), оно написано в 1587–1592 годы и считается одним из самых значительных произведений Эль Греко. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. А для тех, кто напрасно будет искать на географической карте Лепанто, уточним: Лепанто – это греческий город Навпактос, где на центральной площади Мигелю де Сервантесу сооружен памятник, в знак того, что великий писатель (тогда еще будущий) фактически лишился здесь одной руки. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Сейчас он находится вТоледо.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Кпримеру, унего осталось то особое ощущение света ипространства, особый символизм, которые были виконографическом искусстве того времени.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». «Микеланджело – хороший парень, но рисовать он не умеет. » – от своего мнения Эль Греко не отступит до конца жизни. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Слава Богу, что так. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Его выразительность в том, что образы двух апостолов передаются художником с предельно материальной убедительностью, а их психологические типы настолько глубоки и правдивы, что картина воспринимается как портрет. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Однако, похоже, топ-менеджер «Интер РАО» забыла предупредить об этом российские власти, поскольку еще в 2017 году во всех документах она официально значилась как лицо с двойным гражданством – России и Молдавии. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко проявил себя как высочайший мастер религиозной живописи. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Но этот стиль в полноте раскрылся именно в Испании. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Именно здесь он и получил прозвище Эль Греко. Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Во всех произведениях Эль Греко искренне и глубоко выражает свое чувство веры.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. К концу жизни художник был практически разорен. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Лишь в начале XX в. оно было заново открыто и стало своеобразной сенсацией в живописи. Несмотря на то, что Дригенич не является публичной персоной, собеседники «Росбалта» говорят, что он был крайне влиятельной фигурой в системе РАО ЕЭС, а потом занялся собственным энергетическим бизнесом.
К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Эти картины с преобладающими тонами ультрамарина, призрачным светом ирреальным пространством, мно-гофигурными композициями открыли собой зрелый период творчества художника. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Огромное пятно винно. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Не осталось унего иучеников. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. 1572).
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Картина держит ось большого архитектурного пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы становятся все более ирреальными. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св.
Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Также женщина стала обрастать имуществом в Московском регионе.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. данным – ок.
Но все неузнаваемо преображено художником. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Зеничев). Ключи и книга (Евангелие) — символы их призвания.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. В шикарных апартаментах в столице она проживала вместе с влиятельным выходцем из РАО «ЕЭС» Виктором Дригеничем, предприятие которого участвует в возведении АЭС и объектов Минобороны. Андрей», 1590-95 «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1600).
Эль Греко не имел последователей, его искусство на протя-жении трех столетий (XVII–XIX вв. ) было забыто. Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах.
И вскоре Доменико посчитал себя уже мастером, так что однажды заявил, что мог бы написать «Страшный суд» лучше Микеланджело. До 2014 года осталось ровно 6 месяцев, а, значит, подготовиться к нему следует заранее. К сожалению, получившиеся работы королю не понравились больше заказов от короны художник не получал. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Эль Греко был очень одарен мистически, при этом мистика не входила в противоречие с разумом, художник имел склонность к наукам, увлекался математикой. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Уже первые его картины преодолели нормы классической традиции и нарушили все каноны церковного искусства («Поклонение имени Христа», 1579 «Мученичество св.
Таково знаменитое полотно «Апостолы Петр и Павел» (Эрмитаж). Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Как пишет Т. П. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. С 1577 жил и работал в Испании. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. Маврикия» (1580–82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Художник и сам полюбил этот город. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
Немалую роль в его религиозно-философских воззрениях играла философия неоплатонизма, распространенная и в той интеллектуальной среде, с которой он был тесно связан. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Почему так произошло. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Бассано, Якопо Тинторетто). Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Но многие приемы абсолютно необычны.
Крит в те времена был владением Венеции. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. В Испании Доменико встретил прекрасный прием.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.