Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Создана картина в Берлине.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. В Германии у Мунка было много друзей. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Всего он провёл там более полугода.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. Все они основаны на личных переживаниях художника.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
В сущности его картины 80-х гг. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Шел он не как все. Он очень любил обнаженную натуру, часто писал женщин с красивым телом, но отвратительными грубыми лицами. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Вскоре семья переселилась в столицу.
Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Рядом с ней – мать.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Его краски стали резче и интенсивнее. Однако без видимых причин он отдалился от нее и в последующем относился к ней с чувством неприязни. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Любовников как будто скрывает мгла.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Мунк практически не использоваал прямых линий. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Останавливался, думая о чем-то. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Как. В течение 1909-1916 гг. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как "На следующий день", "Переходный возраст". Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Оборачивался, как бы ища другой дороги.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Что же случалось. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. 23 января 1944г. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». В него вошло около трехсот листов.
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. В нем многое привлекало внимание. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Она называлась «Дорога никуда».
Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Проект остался нереализованным. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Мунк упорно учился. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие.
Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Получается лучшая гармония красок. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Портреты художника – исследование человеческой души. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Они свободны от излишней повествовательности. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Всего он провёл там более полугода. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Делал несколько шагов. Ей 26 лет и она замужем.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя. Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением. Но практически тоже самое случается и с посетителями. Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка.
Только на кровати светится яркое покрывало. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Один посредством репрессивной селекции ковал из обывателей сверх-националистов, а другой – сверх-интернационалистов. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
«Я почувствовал крик Природы»). Он оставил после себя огромный архив. История зарубежного искусства. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться.
Мунк вырос в очень религиозной семье. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Лицо человека – застывшая безликая маска. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Тончайший серебристый тон акватинты лишь подчеркивает изящную хрупкость линии берега, фигуры женщины, веток деревьев. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Он казался странным. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования».
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Несчастья.
В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Динамичное выражение состояния героя приобретает особую остроту благодаря резким композиционным смещениям, напряженной активности цвета и даже деформации. наташа, о том, что искусство нести должно и, чего не должно, во всех смыслах можно полемизировать бесконечно.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Богема стала для него второй семьей. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог.
Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Это были первые опыты художника. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Излагая свое мировоззрение, он утверждал, что людей толкает друг к другу инстинкт спаривания аналогичное наблюдается и в природе: земля-женщина солнце, луна, воздух и море – мужские силы, обнимающие землю и оказывающие на нее плодотворное влияние. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. ориентация норвежского искусства меняется. Наряду со стилевыми особенностями, Мунка выделяет пренебрежение деталями, весьма условное изображение как людей, так и их окружения.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Художник страдал бессонницей и паранойей. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Скажите проклятье. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости.
Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями – пронзительными полосами желтого, красного и синего. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. В это же время он создает серию замечательных пейзажей: восход солнца, который приносил Мунку радость и холмы, которые он видел из своего окна и был рад тому, что они не дают возможности наблюдать заход солнца, погружающий его в глубокое уныние. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Его творчество резко изменилось. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. Лишенные индивидуальности, безликие образы людей – своеобразный гротеск, к которому прибегает художник.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Достоевского «Преступление и наказание».
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В 80-е гг.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Уже в середине 80-х гг. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах – Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
Он издает вопль. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Что за чертовщину они там плетут. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Всего он провёл там более полугода. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. носят пейзажный характер. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Решительная Тулла имела иное представление о любви нежели Эдвард и всеми силами пыталась женить его на себе.
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В его судьбу вторглась война. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. В конце 1880-1900-х гг. Здесь он проживёт остаток жизни. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Осенью он едет в Париж. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
Пластический язык обретает исключительную силу. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Один из первых представителей экспрессионизма. Это было для него открытием. Но больше всего его раздражали пальцы.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Многие учёные давно утверждают что полотна, созданные при сильнейшем психическом расстройстве художника способны навредить энергетической ценности здорового человека, то есть простого посетителя. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. De gustibus non est disputandum.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Живое побеждает смерть.
Осенью он едет в Париж. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией37. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Он называл это «лошадиным лечением». Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Его портреты превосходно отражали характер человека. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.
Грин позаимствовал наименование для своего романа. В 1921-1922 гг. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму.
Ни пользу. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
Все вокруг мрачно и бледно. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. На смену приходит пафос утверждения жизни. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В 1900-х гг. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Поиски заняли целых два года. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Правы все. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Ребенком он пережил и смерть матери.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
В них запечатлен духовный путь мастера. Хрен редьки не слаще. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Искусство Мунка складывалось под влиянием произведений Метерлинка, Пшибышевского, Ибсена, Стриндберга, с которыми художник был дружен.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Крайняя замкнутость, не всегда адекватное отношение к окружающим, признаки инфантилизма заставляют предполагать наличие специфических изменений личности, свойственных эндогенному заболеванию. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Архитектура дома была нелепой: что-то среднее между электростанцией и белым гробом, мебели не было – не потому, что Мунк был скуп, а потому, что убранство комнат его не интересовало. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Вся творческая жизнь художника – это смесь трагических нот отчаяния, неудовлетворенности, страха и пауз гармонии, умиротворения.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».