bodegon – трактир, харчевня). Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Лица обеих групп реальны.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. Он выносит действие на природу, отчего ровнее становится освещение, богаче сверкают краски. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
В картине присутствуют два плана. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь и подлинную правдивость изображения.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Каганэ.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению – всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Звание мастера он получил в 1617 году.
Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо).
Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. В 1617 получил звание мастера. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. В левой части картины изображен сам художник. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Луки и общества виртуозов Пантеона.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана). В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью благодаря соотношению валёров тёмные тона одежд направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Каганэ.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее.
С 1622 года он возглавил правительство. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Первые года обучения он провел в местной монастырской школе, как и все мальчики его возраста.
В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.
Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Своей особой философией дышит и природа произведения. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Итак, время действия – 1656 год. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкеса привлекает в этих мифах смелое соперничество художника с богами, читай – с природой. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. Картины наполнены какой-то воздушностью и бархатистостью. 1630-1640-е года отмечены как плодотворный портретный период художника изображением шутов, карликов. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.
Обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, создал галерею ярко характерных народных типов бодегонес (от исп. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье.
– харчевня или трактир). В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Впоследствии оно только увеличивалось.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. На это указывает отражение в зеркале.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Художник проницательнее всматривался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, постигал проявления реальной жизни человека и природы искал пути к их живописному осмыслению и широкому обобщению. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
На втором показана мастерская художника. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Антония-аббата со св. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Художник был избран членом Римской академии, на него посыпалось множество других заказов, однако художник был вынужден вернуться в Мадрид, так как король торопил его с возвращением. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. С неё было сразу же сделано немало копий. Разумеется, нет.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Менин часто называют картиной создания картины. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
и о наличии вакансии на это место. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Марфа. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость.
(«Триумф Вакха»). Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего.
И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. С неё было сразу же сделано несколько копий. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Веласкес Диего, великий испанский художник. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Это произошло 6 августа 1660 года.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Его родители, заметив у своего ребенка наклонности к искусству, отвели его в мастерскую к известному художнику Ф. Эрреры. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным.
В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. Рисует он опять же портреты. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно Сдача Бреды, где его мастерство предстает во всем блеске.
Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Творчество Веласкеса – вершина испанской живописи XVII в. и одно из ярчайших явлений мирового искусства. До 1623 работал в Севилье. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном.
Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. С 1622 года он возглавил правительство. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. На фрейлину она не обращает внимания. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. 1625 год.
В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. скажи ей, чтобы помогла мне. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. За год до смерти, художник получил красный крест дворянина и вернувшись к картине, не поленился выписать его на своей груди. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как и в других работах, выразил своё отношение к ней.
Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Впоследствии оно только увеличивалось. Ему 57 лет. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Классическая ясность композиции изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы — король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Впоследствии оно только увеличивалось.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Отсюда появилось большое количество завистников. 1625 год. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
В. И. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Их позы и жесты живые, естественные. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654).
Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Так как Диего Веласкес был придворным живописцем, то за свою жизнь он написал огромное количество портретных работ. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать его учение. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес. По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Веласкесу несказанно повезло. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. – все 1631-48, Прадо). Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Она была очень успешна. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. «Менины» часто называют картиной создания картины.
К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы. По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. А почему в мастерской находится инфанта.
Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Следствием этой первой встречи с королем было получение Веласкесом приказа в октябре 1623 года переселиться на жительство в Мадрид.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Там его избрали членом римской Академии св. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Каганэ.
1625 год. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Ввиду исполнения обязанностей главного художника при королевском дворе, большинство его работ стали известны значительно позднее времени своего создания. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. и о наличии вакансии на это место.
С 1622 года он возглавил правительство. Сам художник изображён с крестом ордена Сант-Яго на груди, который он получил тремя годами позднее, в 1659 году, — по легенде, этот крест добавил к портрету сам король Филипп IV. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. В. И. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Резко ограничилась и тематика картин художника, а основным жанром на многие годы становится портрет. Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. Впоследствии оно только увеличивалось. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы.
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Каждый образ на редкость красноречив.
Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Некоторые из них – например, два конных портрета – в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.
В это период появляются такие работы как Шут Калаба-Сильяс, Граф Оливарес, Вакх, Кузница Вулкана. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение).
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта. х, кто имел арабское происхождение. По третьей же версии, художник написал своеобразный автопортрет в кругу менин, тем самым намекая на своё положение при дворе. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность.
Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. У её босых ног лежит кошка. 1631. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.