Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Жуковского, Е. Ю. Безызвестных, а также материалы Суриковских чтений, которые проходят в Красноярске, работы психолога и искусствоведа Н. М. Люди потянулись к ней взорами.
И вот однажды В. И. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Это и отразил художник на картине. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Ведь сколько времени я его искал.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке.
В этот жест несёт главный смысл в картине. В одном из документов тех лет говорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался и гнев и свирепство воспалялись». И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Все оно в толпе терялось». Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Морозова завладела всеми его помыслами. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. За его широким поясом висит такая же старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Но она не была отрезана от внешнего мира: ей передавали еду и одежду, она даже получала письма от протопопа Аввакума. (8).
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф. П. Греческую красоту можно и в остяке найти». Вот пять женщин в правой части картины.
(1) Феодосия Морозова. Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф. П. (8) Церковь.
Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Однако Морозова была не рядовая ослушница. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Морозовой, ни от сестры ее. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». В ту пору в русской церкви произошел раскол. Вскоре чисто церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Но смеялись немногие.
Морозовой был в духе Василия Сурикова. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело.
Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Все это настолько ново, что поразило воображение русского человека и, конечно, для раскола было одной из самых главных причин. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков.
Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Очень трудно было лицо ее найти.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Впрочем, чего гадать. А церковная музыка – это церковное пение.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Но их не казнили. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Самая боярыня Ф. П. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
1669 год — царица скончалась. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. (8) Церковь.
Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны и со своей жены. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна.
Очень трудно ее лицо было найти. Это был раскол из-за убеждений и веры. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Она не хотела изменять старой вере. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших.
Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Однако. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей.
Древнее пение было мужским, одноголосным. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Таким был странник и на картине В. Сурикова. Все лицо мелко было. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников.
Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. я на картине сначала толпу писал, а ее после. Через два дня, сняв с женщин оковы их повезли на допрос в Чудов монастырь.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Она склоняется перед ним и именно в «обаятельной силе чужих мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа.
Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Яркий и сильный характер боярыни Ф. П. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф. П.
Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры., они уже видят эту большую картину. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярыне Ф. П. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.
Сурикову удалось оживить своих персонажей. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе.
Постепенно были найдены персонажи картины. Там, в Преображенском, все меня знали. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Ее глаза полны слез.
(12) Колорит картины. В толпе терялось. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Все на картине будто напряглось.
Но вскоре скончался её сын Иван. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом.
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Каменный храм построили в 1703 году. Очень трудно ее лицо было найти. Ее увозили в ссылку.
Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Контурная линия неоднозначна. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.
Морозова отвергает новые обряды. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Каменный храм построили в 1703 году. Тарабукина. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.
Там они и умерли от голода и холода. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество. Их заковали в «железа конские» и посадили под караул. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Морозова на дыбе кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте (на Болотной площади в Москве тогда казнили «врагов отечества»), это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.
Вновь напрашивается версия, что его жгла какая-то личная обида на Морозову, а возможно, он чувствовал себя неловко перед Феодосией Прокопьевной из-за женитьбы на молодой красавице Нарышкиной и хотел позабыть о прошлом. Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Сам дух истории живет в его картинах. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Его лица не видно. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Обычаи старообрядного христианства с раннего детства были знакомы Василию Сурикову, ведь сам он был сибиряком, а среди жителей Сибири старообрядчество часто практиковалось. Портретный этюд был написан всего за два часа. В девичестве она была Соковнина. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Современники вспоминали, что она выезжала в карете позолоченной, которую везли 6—12 лучших лошадей, а позади бежали человек 300 слуг. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Уличал протопоп боярыню и в скупости по отношению к их общему делу, но, скорей всего, это была не просто скупость, а рачительность хозяйки.
Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
Это то, где черты лица сгармонированы. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. В толпе терялось. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
Такие странники из года в год меряли шагами необъятные просторы России. В государственном Русском музее храниться эскиз композиции Сурикова, где Василий Иванович делал попытку изобразить движение саней слева направо, в другую сторону. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества).
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.
Но боярыня отказалась. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. И как вставил ее в картину- она всех победила. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице. Суриков восхищался самоотверженностью боярыни. Когда в 1645 г. 17-ти летний Алексей венчался на престол, Борис Морозов стал его ближайшим советником.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. И как вставил ее в картину – она всех победила. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Морозовой. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Портретный этюд был написан всего за два часа.
После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. В 17 лет вышла замуж заГлеба Ивановича Морозова, родственника правящей семьиРомановых, владельца усадьбыЗюзиноподМосквой. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7.
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). На то время это была самая роскошная усадьба. На ее лице глубокая скорбь. Потом боярыню Морозову написал. Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в древнем благочестии, читая ей по вечерам душеполезные книги. Не смею, - отвечал стрелец.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Сам художник вспоминал: Как увидел: ворону, сидящую черным пятном на снегу с отставленным в сторону крылом, так и не смог этого пятна много лет забыть. Нравилось им, что я казак и не курю. Картина ожила. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
(5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Она к старой вере стала склонятся. «На снегу писать – все иное получается. А потом как-то увидел он начетчицу с Урала и с нее написал этюд. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Именно контур воспринимается зрителями вначале, сразу, вдруг и уже потом приводится анализ того, что в данный контур художником заключено.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Ведь сколько времени я его искал. (1) Феодосия Морозова. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Впереди на коленях старая нищенка. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца. А потом начнешь колею писать. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
И мы. Она почти не смотрит на боярыню. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ).
Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Ведь сколько времени я его искал. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Все лицо мелко было. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения.
«И как вставил в картину — она всех победила». Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. «Персты твои тонкостны.
Каменный храм построили в 1703 году. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Приглядел для работы соседний переулок. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Сурикова. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Этот образ и вошел в картину.