Во многом здесь повлиял и склад речи, музыкальная интонация русской речи и традиции русских народных песен. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Самая боярыня Ф. П. Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия». В центре полотна – бледноватая измученная духовными муками изголодавшая от долгого поста дама, вокруг нее расположились неловкие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Почитается старообрядческой церковью как святая.
Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими. Она почти не смотрит на боярыню.
По словам Щедрина, «это была очень давнишняя моя мечта — подобраться к этой странице российской истории, трагичнейшей странице церковного раскола в XVII веке». Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой». Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. (8).
И рече: «Не смею». Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение.
Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Новоявленная русская инквизиция не щадила никого – даже любимец царя, ученый протопоп Аввакум, был сослан в далекую Даурию, на китайскую границу. Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз.
Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Там, в Преображенском, все меня знали. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
Приглядел для работы соседний переулок. Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов.
Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Толпа стоит лишь в глубине сцены. В движении есть живые точки, а есть мертвые. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Оставшись в тридцать лет вдовой, она усмиряла плоть, нося власяницу.
Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. И паки мученица: «Поне мало сухариков». Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». В художественной литературе XX столетия образ боярыни Морозовой появляется в поэзии Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, Варлама Шаламова и Порфирия Шмакова, в прозе Владимира Личутина («Раскол») и Владислава Бахревского («Аввакум», «Страстотерпцы»), Василия Барановского («Боярыня Морозова») и Сергея Алексеева («Скорбящая вдова (молился Богу сатана)»). Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю.
Женское их дело что они много смыслят. ». Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий.
Власти не решились на публичную казнь известной фигуры и Феодосия Морозова была уморена голодом в 1675 году. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета.
Чуть меньше расстояние — сани стоят. Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны и со своей жены. Суриков неоднократно удлинял холст. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Это математика. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Впереди на коленях старая нищенка.
В отдельных областях вымерло до 85 процентов населения. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Он расколол пополам русскую историю, став своего рода ее водоразделом. Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию. Все лицо мелко было.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Контурная линия неоднозначна. Нравилось им, что я казак и не курю. Новый патриарх Питирим Новгородский, сочувствовавший сторонникам Аввакума, обратился к самодержцу с просьбой отпустить Морозову и ее сестру.
В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Их заковали в «железа конские» и посадили под караул. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Ее дворец в подмосковном Зюзине поражал своим богатством: полы были выложены шахматной плиткой, стены украшал китайский шелк, в огромном саду разгуливали павлины. Среди выдающихся деятелей допетровской Руси мы найдем не так много женских имен. Каждому из нас боярыня Феодосия Морозова известна с детства по замечательной картине Василия Сурикова. Я с нее написал этюд в садике в два часа. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». «Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. В романе «Великий раскол» (1880) выведены образы грозного патриарха Никона, пламенного протопопа Аввакума, страдалицы боярыни Морозовой, показаны собор 1666 года и все те страдания, которые пришлось претерпеть сторонникам старообрядчества.
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Но вскоре скончался её сын Иван. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.
Все лицо мелко было. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ. И мы, которые привыкли слушать Моцарта, вдруг видим, что у них абсолютно другое восприятие музыки. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни.
Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати». Ведь сколько времени я его искал. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа.
Она к старой вере стала склоняться. Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. И как вставил ее в картину – она всех победила.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф. П. На авторском экземпляре партитуры оперы в двух частях «Житие и страданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой» композитор проставил дату — июнь 2006 года. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело.
Она не хотела изменять старой вере. Древнее пение было мужским, одноголосным. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Все оно в толпе терялось». Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских». Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина.
Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. В 2008 году на основе хоровой оперы «Боярыня Морозова» Щедрин написал произведение для смешанного хора «Царская кравчая». Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Через два дня, сняв с женщин оковы их повезли на допрос в Чудов монастырь. Она отлично понимала пользу наук.
При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Она склоняется перед ним и именно в «обаятельной силе чужих мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа.
Мати же паки отлагаше многих ради вещей. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через е родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из е вотчины. Ее глаза полны слез.
Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Умилосердися, раб Христов. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество.
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
Вскоре чисто церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф. П. Каменный храм построили в 1703 году. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.
(8) Церковь. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это. Не прошла мимо старообрядческой темы и современная музыка. Этот образ и вошел в картину. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Четко выраженная диагональ начинается в правом нижнем углу картины, от темного пятна чашки с подаянием юродивого, продолжается в линии саноотвода и отсюда идет вглубь картины. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным.
Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.
Все это настолько ново, что поразило воображение русского человека и, конечно, для раскола было одной из самых главных причин. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.
Его лица не видно.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Картина ожила.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Очень трудно ее лицо было найти. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Морозову подвергли пытке. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Все лицо мелко было. «Не идет у меня лошадь, да и только. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву.
Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Морозовой был в духе Василия Сурикова.
Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
Но враги и насмешники одиноки в толпе. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства.
Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. А церковная музыка – это церковное пение. И как вставил ее в картину- она всех победила.
Это настоящая математика. Об этом периоде почти ничего не известно: в те времена жизнь русской женщины, теремной затворницы, была надежно скрыта от посторонних глаз. Вот пять женщин в правой части картины. Морозовой (как ее видел В. Суриков) это не столько трагедия одной, пусть и такой незаурядной по силе характера женщины. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей.
«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Либретто оперы Щедрина, написанное самим композитором, основано на подлинных текстах XVII века — «Житии протопопа Аввакума», «Житии боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой», а также письмах Аввакума к Морозовой и ее сестре. Сам дух истории живет в его картинах. Но смеялись немногие. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Яркий и сильный характер боярыни Ф. П. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».
Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни. На чьей стороне симпатии самого художника. Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф. П. Народу были мало понятны богословские споры о двуперстии и троеперстии, но двуперстие являлось своим, народным, а троеперстие — чуждым и навязанным сверху.
Ведь сколько времени я его искал. Ино принеси поне яблоко или огурчик». (12) Колорит картины. Морозова отвергает новые обряды. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Вместе они ходили по тюрьмам и разносили милостыню, ежедневно поклонялись московским святыням.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Впрочем, чего гадать. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Это был раскол из-за убеждений и веры. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц.
Там, где нет народа, нет и героя. Эти два несходных увлечения привели его к мысли, что русская церковь устроена неправильно – неплохо бы переделать ее на иностранный манер и прежде всего поставить под контроль государства.
Морозову окружает атмосфера народной любви. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Это было ужасное зрелище.
По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трхсот) слуг. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Ее увозили в ссылку. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
И глагола мученица: «И ты поне хлебца». И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан.
Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Там они и умерли от голода и холода. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Как бы там ни было, но это – легендарная личность, а благодаря картине Сурикова помнить об истории Морозовой будет еще не одно поколение. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. «И как вставил в картину — она всех победила».
Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Действительно, такое нарочно не придумаешь: 988 год — год Крещения Руси — стал временем рождения новой цивилизации — цивилизации Святой Руси, просветившейся светом евангельского учения при великом князе Владимире Святославиче а ровно через 666 лет — таинственное «число зверя», указанное в знаменитом «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, — в 1654 году, на соборе Русской Церкви, созванном по инициативе царя Алексея Михайловича и его ставленника патриарха Никона, получила одобрение и церковное благословение реформа, с которой начался обратный отсчет русской истории — начались раскрещивание Руси, закат и падение Третьего Рима. В одном из документов тех лет говорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался и гнев и свирепство воспалялись».
Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Все на картине будто напряглось. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку.
Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. В толпе терялось. Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии.
А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те. Но этим не закончились пытки. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг.
Это трагедия времени, трагедия всего народа. Странствующие богомольцы были и проповедниками и носителями новостей для народа, своим пешим паломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами и народных бунтов и казней и покаяний. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Арест последовал скоро.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Такие странники из года в год меряли шагами необъятные просторы России. Люди потянулись к ней взорами. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко».
Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Сурикова.
Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов.
У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ».
Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. А потом как-то увидел он начетчицу с Урала и с нее написал этюд. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу.
Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной.
Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Нравилось им, что я казак и не курю. Пятнадцать лет неистовый протопоп провел в земляной тюрьме, в голоде и холоде, а потом, в апреле 1681 года, принял огненную смерть.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
За его широким поясом висит такая же старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. История жизни боярыни Морозовой очень интересна, потому как эта женщина имела собственные взгляды на жизнь. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным. Почто ми поклоняешися много.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Морозовой.
Морозова на дыбе кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте (на Болотной площади в Москве тогда казнили «врагов отечества»), это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». В девичестве она была Соковнина. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в древнем благочестии, читая ей по вечерам душеполезные книги.
Боярыню вернули под арест. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. я на картине сначала толпу писал, а ее после. Все в рефлексах, лиловых и розовых.
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Очень трудно ее лицо было найти. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. Художник изобразил себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой.
«Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Сурикову удалось воскресить собственных персонажей.
Описание картины говорит о том, что художник долгое время определялся с портретными этюдами, он рисовал их по отдельности, а потом собирал воедино. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке.
Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев.
(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
Почитается старообрядческой церковью как святая.
Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Дочь окольничего Прокопия Фдоровича Соковнина. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. В толпе терялось. Выйдя замуж за боярина Морозова, Феодосия стала вхожа и в царские палаты и в дома высшей московской знати. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога.
На то время это была самая шикарная усадьба. Композитор Родион Щедрин создал русскую хоровую оперу «Боярыня Морозова». И вот однажды В. И. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась.
Сие святей рекши, умолче голова (житие). «На снегу писать – все иное получается. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
Таким был странник и на картине В. Сурикова. Приступая к работе над картиной, Суриков не имел перед собой ничего равного запискам Корба, с их исчерпывающей обстоятельностью в передаче деталей и необыкновенной силой повествования. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.
При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Но боярыня отказалась. И мы. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. И трагедия Ф. П.
Важно найти замок, чтобы все части соединить. Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью. У кого-то фанатизм женщины вызывает глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием.
И глагола Феодора: «Не смееши ли. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Много попов, но истинного несть». На ее лице глубокая скорбь. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская. Портретный этюд был написан всего за два часа. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
– перекрестилась тремя перстами. Обе были подвергнуты допросу. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу».
Постепенно были найдены персонажи картины. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). И как вставил ее в картину — она всех победила». Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем». Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярыне Ф. П.
Этот год был отмечен страшными знамениями: в Москве и по многим русским городам прошла эпидемия чумы («моровое поветрие»), унесшая десятки, сотни тысяч жизней. В этот жест несёт главный смысл в картине. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Но, как бесценное духовное сокровище, дошло до нас и подлинное житие ее, составленное в 17-ом веке одним из очевидцев ее страдания. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля.
И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Некоторые предлагали сжечь их на костре. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Это то, где черты лица сгармонированы. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Они настаивали на аресте Морозовой. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Ведь сколько времени я его искал.
В декабре скончалась и Марья Данилова. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Морозовой, ни от сестры ее.
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Василий Суриков хорошо понимал, что история не делается без народа и даже самая выдающаяся историческая личность беспомощна вне народа.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. Потом боярыню Морозову написал.
В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Да, церковный раскол середины XVII века расколол не только Русскую Церковь. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. «ГУЛАГ XX века дал представителям «господствовавшей» культуры возможность понять «ГУЛАГ XVII века»», — пишет современная исследовательница. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».
Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».
Конечно. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Однако. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Не смею, - отвечал стрелец. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. «Персты твои тонкостны. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни.
И глагола: «Не смею». Знаете, что значит симпатичное лицо. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню., они уже видят эту большую картину. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В 1664 году в августе месяце был снова сослан в Пустозерск той же Сибири, которую он так боялся.
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Ведь сколько времени я его искал. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Аввакум с семьей поселился в доме Морозовой, где собирались послушать его единомышленники из разных социальных слоев. Постепенно Зюзино стало центром старообрядческой оппозиции: помимо Аввакума, там обосновались влиятельная старица Меланья, жена стрелецкого полковника Мария Данилова и двое юродивых – Киприан и Федор. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов».
Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
В толпе терялось. 1669 год — царица скончалась. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. На то время это была самая роскошная усадьба. Она к старой вере стала склонятся.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Там в Преображенском все меня знали. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.
В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Морозова завладела всеми его помыслами. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Но их не казнили.
Однако Морозова была не рядовая ослушница. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. И глагола: «Не смею». Единственным наследником крупнейшего в России состояния стал малолетний Иван, но всем распоряжалась Феодосия Прокопьевна.
Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. От терпения и твердости сестер приходил в восхищение и другой великий исповедник – протопоп Аввакум. Мученицы-сестры умирали медленной смертью.
(Это было в конце 1674-го года). Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». А потом начнешь колею писать. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. (1) Феодосия Морозова.
Очень трудно было лицо ее найти. Конечно же, боярыня отказалась. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь. Жизнь в таком заключении была немыслима.
Он связал боярское правительство и народ торжественной клятвой – дать ему устроить церковные дела. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Тарабукина. Очень трудно ее лицо было найти. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова».
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.