Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Его скульптура — это красота человеческого тела, сила духа, такое единство присуще античной культуре. Мы видим гибкое тело Давида, лёгкий асимметричный баланс композиции демонстрирует классическую технику Ренессанса под названиемконтрапост (приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела противоположно положению другой). Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Фигура девушки кажется абсолютной, законченной, существующей в полной гармонии с пейзажем венецианской деревушки, написанной на заднем плане картины. Похожий на райский, сад потрясает своей необычностью и неземной красотой. Однако, черты лица богини абсолютно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. СПб., 2000. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Здесь сосредоточился цвет творческой мысли в науке, поэзии искусстве.
Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione. Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Неизвестна и его семья.
Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Самым первым значительным живописцем эпохи Раннего Возрождения стал Мазаччо. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. В этот период написано самое узнаваемое произведение искусства в мире – «Мона Лиза» (1503-06) Леонардо да Винчи.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. 58 JoverM. Voi. Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione.
Вершиной выражения религиозного фанатизма художника стала картина под названием «Оплакивание Христа». Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
Впечатление трагизма усиливается за счет использования художником контрастных, то темных, то ярких красок. Начало 15-го века знаменито рассветом эпохи Ренессанса. Это вызывала ощущение выхода Венеры не на зрителя, а к берегу. Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда.
Воздухом и светом пронизан спокойный пейзаж, на фоне которого изображен Себастьян. Сам горизонтальный формат композиции подчинен фигуре.
Сандро родился в семье кожевника. Позади расстилается пейзаж – небольшие холмы, плавно уходящие вдаль, дома на пригорке справа, несколько деревьев, голубые скалы, окрашенные золотом зари облака, в прорывах которых видно небо. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне.
В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Уже в ранних его работах («Поклонение волхвов», 1434) ярко проявляется колористическое дарование художника. Удивительно подчас складываются посмертные судьбы художественного наследия мастеров прошлого.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Либерале, которому посвящен собор). До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Эта Венера – богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную наготу. Центральное место в композиции отведено Венере.
Juin. Многие работы Мантеньи пронизаны глубоким драматизмом. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Представитель раннего Ренессанса Мазаччо и его «Троица с Девой, святого Иоанна Богослова» (ок 1425-27 / 28) в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции демонстрирует возрождение интереса к человеку исключительно в божественном, религиозном смысле. Впервые с древнейших времен благодаря точному применению линейной перспективы эта фреска словно изображена в трехмерном пространстве, оставаясь при этом на плоской поверхности. Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью.
Сейчас он увидел девушку плывущей на большой морской раковине, стыдливо и целомудренно прикрывающейся руками, на лице – выражение наивности и чистоты. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. О его жизни существует множество легенд. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. // Художник. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Леонардо, к тому времени уже прославленный по таким работам как «Витрувианский человек» (около 1 409) и«Тайная вечеря» (1495-98), берется за написание портрета жены местного купца Франческо дель Джокондо.
Какая тайна скрыта в картине «Гроза», на которой под грозовым небом, среди деревьев и обломков античных колонн мы видим сидящую молодую женщину, которая кормит ребенка, а поодаль прогуливается юноша. Обнаженная фигура Давида (c. 1440-42) Донателлодемонстрирует одно из лучших творений эпохи Классицизма. В этот период Донателло использует древнегреческую и римскую технику литья, чтобы создать форму из бронзы. Мазаччо прекрасно передает перспективу и объемы, владеет светотеневыми эффектами. Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo.
Радость триумфального появления сопровождается летящими к ногам розами. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Ора – одна из трех Гор, нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея.
Она обнажена. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры – чувственную. 82 x 73 см. В этот период свои творения создавали многие замечательные художники. И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана. 1969.
Giorgione lenigme et la couleur // LOeil. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Berlin, 1971 Einem H. von. И все же это так. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Вып. За его спиной высятся величественные городские постройки, у ног лежит античная колонна. Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось.
Богиня возникла из морской пены. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. 9 Виппер 1977. Георгием, либо св. СПб., 2001. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист».
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Оно оказалось удачным и существует по сей день.
Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой. СПб., 1997. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Но жизнь представала в произведениях мастеров Ренессанса в возвышенно идеальном облике.
Видимо и сама гроза имела символическое значение. Полюбивший еще в доме Скварчоне искусство античного Рима (в эпоху Возрождения в Италии еще не знали об искусстве Древней Греции), художник использовал в своих произведениях его образы, придав им героико-романтические черты. Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве.
Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли.
Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. 4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
1998. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века.
Джорджоне свойственна особая чуткость и тонкость восприятия звуков и мастерство, с которым он может изобразить всю эту полифонию звуков полифонией красок. Зиновия», хранящееся в настоящее время в Дрезденской картинной галерее в Германии.
della mostra. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Такого впечатления Джорджоне добивается прежде всего передачей освещения идущего от предгрозового вечернего неба с бледным диском луны. Образы-аллегории представлены на фоне чудесного лесного пейзажа. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». В 70-е гг. Giorgione Maler als Dichter. Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. На картине так же встречаются символы, связанные с культом Венеры.
1998. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Богиня прекрасна, насколько может быть прекрасным неземное существо, сошедшее с небес.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В ту пору культура Возрождения в Венеции находилась в зените. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. 4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза». Bine Neuinterpretation // Pantheon.
В мифе события разворачивались стремительно. Главным занятием венецианских гуманистов было ученое комментирование трудов античных авторов их любимым времяпровождением чтение стихов, слушание музыки, беседы об античных поэтах или об изяществе стиля Петрарки, о любви и красоте. Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий.
семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Характерным для Боттичелли произведением этого времени является «Покинутая», ныне хранящаяся в собрании Паллавичини в Риме. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения».
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». Италия. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
Свою будущую жену, Лукрецию Бути, художник похитил из монастыря. не властен свет», но уже «расточилась тьма», из морской пены родилась Венера.
Изначально ось симметрии проходила там, где пята стоит на бугорке раковины из-за чего вся фигура оказывалась справа от оси. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Вып. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Спящая на лоне природы прекрасная нагая богиня предстает под кистью Джорджоне воплощением той Любви, которая, по мысли философов-неоплатоников, была вечной связью мироздания.
London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Milano, 1978 Water A. Giorgione. Такова его знаменитая композиция «Мертвый Христос», поразившая современников своей эмоциональностью.
Одна из самых знаменитых его картин — «Св. Несмотря на свой светский характер искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия и изображение обнаженного женского тела было очень редким. Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Эту картину еще иногда так и называют — «Джаконда». Возрождение. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. // Итальянский сборник.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Его картины отличаются глубоким колоритом, фигуры кажутся плотными и удивительно живыми.
«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Его тело было привезено в Кастельфранко. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). Тема мученичества св. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
Это были знатоки греческого и латинского языков, читатели Аристотеля и Плиния, коллекционеры антиков, поклонники буколической поэзии Бембо и Наваджера, любители и ценители живописи, проникнутой светским духом. Литература о Джорджоне: Вазари 2001. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема.
Венеция. Это полотно — «Весна», ныне хранящееся в галерее Уффици во Флоренции. Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. Действительно, с именем художника связано много неясного. Но их идеи были подготовлены творчеством художников.
Творчество Мантеньи, прожившего долгую жизнь, необычайно многогранно: кроме живописи и гравюры, он увлекался геометрией оптикой, археологией. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione. В «Сельском концерте» — своей последней работе — Джорджоне не успел дописать пейзаж на заднем плане и это сделал за него Тициан. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Вып.
Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Затем пошел в ученики к одному из виднейших мастеров итальянского Ренессанса, художнику Фра Филиппо Липпи, чтобы научиться живописи. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Также непонятно, что хотел сказать художник изобразивший на полотне под названием «Сельский концерт» двух обнаженных женщин в компании двух музыкантов, расположившихся в тени дерева.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Своим близким, умолявшим его прервать эти занятия, он отвечал: «Оставьте меня, нет ничего сладостнее перспективы». Так что можно быть уверенным, что желание придать глубины и монументальности пространству было причиной для укорачивания картины, ведь не вмещающиеся в раму фигуры первого плана отталкивают фон глубже.
Центральной фигурой композиции является Венера, только что вышедшая из вод синего моря. Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. От времени она сильно пострадала и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Холст. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения» и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру.
Размещены они не в абстрактном пространстве, а на фоне конкретного пейзажа. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione. Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме Крещения к схеме «Коронование мадонны». Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. А розы и раковина в средних веках ассоциировались с Девой Марией. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Название картины восходит ко времени Микиэля, видевшего ее спустя 15 лет после смерти Джорджоне. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione. Ни один из них не прослеживается.
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Раковина обозначала чистоту и непорочность. Уже в другую эпоху замысел композиции использовал Э. Мане в своем знаменитом «Завтраке на траве».
Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Плавную пластику тела оттеняют резкие складки белого покрывала. Чистые, почти прозрачные краски, насыщенные светом, образуют единую тональную гамму. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
В дальнейшем он не раз писал ее в образе Мадонны («Коронование Марии», 1447 «Мадонна под вуалью»). – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Ранние портреты Боттичелли носят следы влияния живописной манеры Филиппо Липпи, а также Андреа Верроккьо и Поллайоло.
Voi. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы.
Оптимистическая вера в открывшееся людям прекрасное будущее побеждала суровые впечатления повседневного бытия, где своекорыстие и беспощадность венецианского купечества спорили с жестокостями войн и междоусобиц, сотрясавших тогда сложная духовная атмосфера времени отличилась и в абсолютной гармонии «Спящей Венеры», где благоговейно-бережное восхищение перед красотой окрашено чуть грустной дымкой мечты о несбыточном счастье. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Динамика создается именно за счет изображения движущихся в хороводе граций.
В более поздних работах индивидуальность мастера проявляется глубже.
К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
В них заворачивали как новорожденных, так и умерших. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства.
Автор все чаще обращается теперь к христианским сюжетам, забыв об античности. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. ст.
Было ему тогда 33 года. М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне.
Скварчоне воспитал великого живописца Андреа Мантенью, который попал в его дом десятилетним мальчиком. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Его образы цельные и ясные. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. // Художник.
Это может свидетельствовать о том, что существует разница между первоначальным замыслом автора и тем, что зритель видит в окончательной версии картины. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Многие из них оставались почти абсолютно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам. На картине изображен морской берег ранним утром, когда еще «. Да и судьба у этой богини вполне ординарная: замужество со вздорным Вулканом, романтически-деловые отношения с Марсом, горячо любимый и взбалмошный сын Амур, соперничество с ненавистной красавицей невесткой Психеей. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. Они символизировали границу между миром духов и миром материальным.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Человек, еще недавно падавший ниц перед аскетически бесплотными образами христианской религии, теперь молится человеческому совершенству, гармонии, разлитой в реальном мире. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Так, на известном полотне «Поклонение волхвов» изображены члены семьи Медичи и дан автопортрет художника. 2004.
2000. Позднее на произведениях Мазаччо («Изгнание из рая», «Чудо с податью») учились такие великие мастера Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Помогали они и добиваться единой цветовой тональности. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея).
Себастьян» (1476). М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. Что же.
Генрих Гейне говорил, что нагота созданного художником образа Венеры была для католичества более сокрушительна, чем «95 тезисов» религиозного реформатора Мартина Лютера. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).
Во Флоренции работал художник Филиппо Липпи. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. М., 2008 Cook H. Giorgione. 559.
Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Других дат его рождения нет.
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Безмятежным покоем и какой-то особой мечтательной задумчивостью веет от этой картины, написанной венецианским художником Джорджо ди Кастельфранко, прозванным Джорджоне. Среди полотен с религиозным содержанием наиболее заметными являются «Мадонна на троне» (1484) и «Мадонна во славе» («Магнификат»).
Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Это мы особенно остро чувствуем, проникая в тонкую поэтическую ткань «Венеры» Джорджоне.
Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Но это правда. По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Галерея Академии. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Джорджо Вазари, посредственный художник и замечательный биограф и историк искусства, живший в XVI в., рассказывал, что Уччелло мог неделями и даже месяцами не выходить из дома, решая поставленные перед собой сложнейшие проблемы перспективы.
Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Но ведь это не реальная земная женщина, а античная богиня любви и красоты Венера. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений.
1961. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. 5 Смирнова И. А. Джорджоне. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
В сочинении Микиеля упоминается много портретов исполненных Джорджоне и находившихся в разных венецианских собраниях. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Вместо обычного в алтарных композициях величественного архитектурного фона, который символизировал церковь, Джорджоне изображает пейзаж венецианской провинции. Произведение было написано после прочтения художником одного из стихотворений Полициано.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.