Пособие/книга Брейгель Крестьянский танец, автором которой является Дзери Ф. издана Белый город, в рамках серии Сто великих картин. Полагают, что картина «Крестьянский танец», написанная примерно в 1568 году, является частью серии из трёх произведений Брейгеля, к которой также относят картины «Свадебный танец» (1566) и «Крестьянская свадьба» (1567 или 1568)9. Набор на рукояти корда с картины Питера Брейгеля Крестьянский танец выглядит аналогичным набору корда найденного у озера Даброво (Польша). Полагают, что картина «Крестьянский танец», написанная примерно в 1568 году, является частью серии из трёх произведений Брейгеля, к которой также относят картины «Свадебный танец» (1566) и «Крестьянская свадьба» (1567 или 1568).
Но именно в этот период Питер Брейгель создавал свой потрясающий шедевр – «Крестьянский танец».
Люди беседуют, сидят за столом, пляшут. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев). Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр.
За ними – целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира – ссорящаяся супружеская пара. Если в прежних работах человеческие фигуры на фоне величественных пейзажей выглядели слишком мелкими и незначительными, то сельские жители в Крестьянском танце показаны чересчур крупными. Брейгель видит духовную красоту лишь в природе.
Возрождение. Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец» (Около 1568) Дерево, масло. Возможно, он сочувствовал иконоборчеству.
Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции. Ее сюжет не содержит иносказания, а общий характер отличается замкнутым в себе пафосом и жесткой рациональностью. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Все крестьяне – хитрые и простодушные, решительные и скромные – являются неотъемлемой частью существующего мира. В отличие от полотен 1566 года в ней нет элементов иносказания. Отношение к нему Брейгеля неизвестно.
В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» – обе в Музее истории искусств, Вена).
Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568. На картине изображены сильные, грузные человеческие фигуры.
Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля – «Крестьянская свадьба» (Вена). Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Вероятно, они имели какое-то отношение к революционным событиям, хотя это, конечно, только гипотеза. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Его картинах характерны острота контурного рисунка, яркая выразительность образов.
Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Крестьянский танец». Картины, созданные художником в середине 60-х гг.
Танец как лейтмотив картины является кульминацией сельского праздника. По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ – «Крестьянский танец». Дерево, масло.
Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте). Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине. Он показал своих крестьян-современников в несвойственной ему манере.
Вена. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Вернемся же к картине Крестьянский танец. Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию. Художественно-исторический музей. Однако, некоторое укорительное значение может иметь церковь, расположенная позади толпы.
Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности – качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». Каждый персонаж представляет собой яркий национальный тип. По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ — «Крестьянский танец».
Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении. «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой.
Нидерланды (Фландрия). Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства художник достиг в годы своего разочарования в жизни и людях.
114 x 163 см. 114 х 164 см Музей истории искусств, Вена, Австрия На картине изображён сельский праздник. Но, в отличие от позднейших работ такого рода, Брейгель сообщает своим образам исключительную мощность и социальный пафос. Брейгель трактует бытовую сцену почти как историческое произведение.
Композиция наполнена безудержной энергией и радостью праздника. Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. Они движутся и в то же время кажутся застывшими, словно статуи на пьедестале. И каждая фигура кажется остановленной – в танце, споре или поцелуе. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» — обе в Музее истории искусств, Вена). О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника известно очень мало.
Левее них – стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом. Сейчас трудно судить, как к нему относился Брейгель.
Существуют свидетельства, что незадолго до смерти художник сжег ряд своих рисунков. Иконоборческое движение к моменту создания Крестьянского танца было подавлено. Картина настолько активно воздействует на зрителя, что невольно начинаешь слышать музыку, смех, громкий разговор и проникаешься природным, наивным ощущением восторга. Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества или живописность отдельных групп, но сами крестьяне – их обличье, черты лица, повадки, характер жестикуляции и манера двигаться.
Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках.
.