Благодаря этим визитам на свет появились две замечательных картины: «Крестьянская свадьба» (Музей истории искусств, Вена) и «Крестьянский танец» или «Танец невесты» (Институт искусств, Детройт). Оригинальная картина «Крестьянская свадьба» написана маслом на дубовой доске. Картина Питера Брейгеля старшего Крестьянская свадьба: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Сегодня мы поговорим о картине Крестьянская свадьба. Но прежде чем обсудить картину, мы должны больше узнать о средневековых свадебных традициях.
За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. В следующем году Василий Максимов выставил еще два псковских этюда: У святых ворот и Соборная пещерная церковь Успенья в Псково-Печерском монастыре. Следующим местом паломничества художника стал Псково-Печерский монастырь, живописнейший уголок русской земли.
Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся. Проклятое безденежье заставляло торопиться. Всё это завершалось проводами молодых на брачную постель. Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Родители встречали на крыльце, благословляли коленопреклонённых молодых иконой и хлебом.
Например, окорок, щи, холодные блюда, каша, пиво, водка, брага. Затем молодожёны отправлялись в дом новобрачного, где их уже ждали родители жениха. Художник участвовал в выставках передвижников до 1910 года.
Успокоился он только через год, когда взял картину с выставки и переписал её. Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии.
После ужина невесте делали женскую причёску и надевали женский головной убор. Правда, картина Бедный ужин (1879) была снова тепло принята зрителями. В его «Семейном разделе» (1876), словно на театральной сцене, в присутствии представителей общины совершается семейная усобица – дележ имущества. Естественно, что в центре внимания художника оказывались прежде всего своеобразные костюмы, прически, физиономические черты, подчеркивающие своеобычность изображаемых персонажей и в этом отношении подобные гравюры незначительно отличались от иллюстраций к описаниям экзотических краев – Америки или Океании. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна.
В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар иконы. Обряд прощания девушки с девичеством достигал кульминации на девичнике.
Квашню ставили в тёплое место и ближе к вечеру начинали делать каравай. Универсальным инструментом в ту пору был нож.
Васильевым, хотя художники работали в различных жанрах. По этой же причине он успешно сотрудничал с иллюстрированными изданиями. Пейзажи просты искренни и необычайно поэтичны. Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации.
Существует предположение, что в «Крестьянской свадьбе» художник изобразил самого себя в облике человека, ведущего беседу с монахом в капюшоне. В окончательном варианте он создал полотно, парадоксальность которого ускользает от современного зрителя. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания.
Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие. Круглая ложка сделана из дерева. Брейгель очень любил бывать на сельских свадьбах и праздниках.
С другой стороны, они погружены в особый гармоничный мир, лишь отчасти связанный с реальностью. Затем брат или подруги невесты торговались за косу друг с другом или с крёстным отцом жениха. Брат сидел в углу в шапке. Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. В этом отношении пережившая реформы Петра I Россия XVIII века не выделялась на европейском фоне. Одна «каравайница» сыпала в квашню с водой муку, другая под мучной струёй держала сито, третья замешивала.
Потом он воспроизводил все увиденное на своих рисунках и картинах. Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка. Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки.
Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов. Крестьянки и крестьяне Венецианова по большей части лишены сентиментальной идеализации, которая свойственна, например, аналогичным образам Василия Тропинина. Максимов повторил свою самую покупаемую картину «Всё в прошлом» 42 раза. Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. После этого мать парня перебирала приданое девушки, чтобы оценить её рукоделие.
Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая. Новобрачных сажали на почётное место, под иконы., чтобы все боялись её». Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. Даже у ребенка изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе. Благодаря последнему, а также композиции и общей цветовой гамме работа Немцова напомнила многим посетителям выставки картину "Феб лучезарный" кисти Серова.
Но взыскательный художник чувствовал себя, как он сам говорил, преступником. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного. Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. Но «довести картину» не удалось, в марте 1880 года должна была состояться очередная VIII Передвижная выставка и картину забрали, буквально не дав ей просохнуть. Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. По другой— на полотне изображена «Тайная вечеря».
За три-четыре года после «Колдуна» и «Семейного раздела» художник не создает ни одной большой картины, за что не раз пенял ему Репин. Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой. Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864). «Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом. «Он пришел с невестой» (нем. Фигура невесты выделяется на фоне большого зеленого полотна. Присутствующим в избе людям запрещалось дотрагиваться до чаши с тестом.
Постоянная бедность по-прежнему осложняла жизнь семьи. Бывали и исключения: «Девицы Ряговского уезда вступают в брак по непринуждению, не спрашивая ни совета, ни благословения родителей».
В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни. Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Для этой картины было сделано более 15 портретных этюдов с натуры.
«Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин.
Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. Каждый персонаж представляет собой яркий национальный тип. Потом он воспроизводил все увиденное на своих рисунках и картинах.
Во время застолья звучали поздравления, пожелания счастья и богатства. В Петербурге он переехал в более дешевую квартиру с тесными и сырыми комнатами. Накануне столетнего юбилея Пушкина, в июне 1898 года, вместе со своим другом В. П. По другой на полотне изображена «Тайная вечеря».
Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. На шляпе у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент.
Первая оформилась в Венеции в XVI веке. Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества. Теперь инструментарий психологического анализа, выработанный литературой и наращиваемый реалистической живописью XIX века, должен был быть применен к простолюдину.
После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. «Он пришёл с невестой» (нем. Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Круглая ложка сделана из дерева.
Жених и невеста, сидевшие за столом, не могли прикасаться к еде и питью. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью.
Он делал наброски с графских крестьян, рабочих, дворовых, карандашом или сепией он создавал жанровые сценки (Зимний вечер в деревне В людской Три детские головки и Баба-сплетница, подслушивающая в сенях), все они были проданы на постоянной выставке Общества поощрения художников. В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин). В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации. Карел ван Мандер писал, что Брейгель пользовался любой возможностью, чтобы побывать у крестьян, будь то свадьба или любой другой праздник. Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр. В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы.
Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. «Свадебный поезд, включавший в себя большое количество подвод, запряжённых ухоженными, нарядно убранными лошадьми, демонстрировал всему деревенскому сообществу богатство и достоинство семьи жениха и его родни, а также уважение к невесте и её семье». Родители невесты приготавливали стол на два блюда, третьим блюдом был «гусь» из бумаги с головой, крыльями и ногами. Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии. Овальные появились позже. Потом дверь комнаты закрывали на замок и ставили снаружи клетника, чтобы охранял молодых.
Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. Увлекается хоровым пением, вступает в кружок любителей музыки. Затем все садились за стол и ждали поезд, который опять встречали вином и водкой.
Даже у ребёнка изображённого на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.
По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Важно было, что невеста девственна иначе позор обрушивался на всю её семью. Знакомство с жизнью богатых и знатных помещиков с её праздностью, окончательно убедили Василия Максимова в его призвании: воспевать простых тружеников, которые всегда казались художнику гораздо человечнее и в духовном плане выше господ.
Однако, некоторое укорительное значение может иметь церковь, расположенная позади толпы. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Она вставала с восходом солнца и наряжалась в подвенечный наряд. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлемой частью любого крестьянского стола. Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова.
В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями). В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. Несомненный талант рисовальщика позволял А. Н. А одна забава была у приятелей любимой: «Они являлись на свадьбы переодетыми крестьянами и, выдавая себя за родственников либо жениха, либо невесты, подносили, как и все другие, подарки.
«Он пришёл с невестой» (нем. Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев».
За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий. Сельский труженик наделен здесь идеальным, равномерно развитым телом героев древнегреческого скульптора Праксителя. Фигура невесты выделяется на фоне большого зеленого полотна. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884).
В третьих санях сидела свашка – тётя жениха или его крёстная мать. Место, на котором сидит невеста, выделено зелёным сукном и висящим над нею венцом. Брейгель всегда очень внимательно наблюдал за поведением крестьян, танцами и развлечениями изучал их одежду. Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства. После смотрин происходил сговор. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Увлеченный домашними спектаклями, он с успехом исполняет роли в пьесах Островского знаменитый актер Самойлов даже уговаривал его бросить живопись и «идти в актеры».
Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане. Затем молодожёны посещали баню, чтобы смыть грехи брачной ночи. Дружка, а затем жених в доме начинали торг с братом невесты (если брата не было, его специально назначали из родственников). Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь.
Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден.
Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое. В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова Перед свадьбой (1872) года: тут уже страдающая мать. На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна. Завершающим блюдом был каравай. Максимов посещает «среды» у Менделеева и «субботы» у Ярошенко, где бывали писатели и художники. Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне.
Родители благословляли невесту, девушки пели. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений.
Утром перед свадьбой родители и родственники благословляли невесту на брак. Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения. В пропагандистских карикатурах Ивана Теребенёва и Алексея Венецианова побеждавший французов русский народ в большинстве случаев был представлен в образе мужика.
Свадебный стол заканчивался уходом молодых в особое помещение, где им подавали ужин. Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883).
В разных регионах России был свой набор блюд для праздничного стола. Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. Семья росла, у Максимова было четверо детей: две дочери и два сына. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными.
На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876). Надежды на доходы с «Любши» также не оправдались и Максимов совсем разорился. К сожалению, художник «сгорел» от чахотки после простудного воспаления лёгких.
В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Просватанные молодые люди и их родственники обменивались подарками в знак скрепления будущего брачного союза. После венчания священник поздравлял молодых, а жених приглашал его на свадьбу.
Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. «За ним шла светилка, обычно сестра жениха, которая несла зажжённый светильник, а иногда – большой деревянный крест, перевитый большой восковой свечой и украшенный калиной и васильками». Острогорским он предпринял поездку в Святогорье. Впереди шёл дружка, неся икону, следом – знахарь или колдун.
В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы. Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку).
Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Необычный фон становится символом плодородия, залогом благополучия новой семьи, а сама свадьба происходит, скорее всего, в начале осени, сразу же по окончании работ на полях. Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). Утром приезжал дружка. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физическим трудом.
Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы. Теперь художник подолгу живет в Петербурге.
Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физическим трудом. Для этого в одежду втыкали иголки и вешали на шею мешочек с молитвой.
Шурыгину свободно обращаться в своих произведениях к любым композиционным построениям. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая. Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц.
В первых санях ехали жених с тысяцким – крёстным отцом жениха, державшим в руках икону. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины. Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года). Автор смотрит на крестьян не без юмора, но вполне благожелательно, понимая и принимая их привычки.
С тех пор болезнь подтачивала его организм. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва. Зритель смотрит на него словно немного снизу.
В прошлом эксперты пытались интерпретировать полотно, придавая ему религиозный или аллегорический смысл. В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела». Девушка, одетая в своё самое лучшее платье, выходила на середину избы. Свадебный поезд подъезжал к воротам и тысяцкий вводил молодых в дом. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы.
Нужда преследовали его всю жизнь. Обычно на эту роль приглашали брата жениха или его близкого друга. Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них. На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. Но это не пейзаж и не жанровое полотно: Репин последовательно отказывается от тех решений композиции, которые предполагают какую-то сюжетную завязку. Уход молодожёнов на брачную постель обставлялся торжественно.
По величине таланта его сравнивали с Ф. А. Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. Такая огорода устраивается почти в каждой деревне».
Печь его приглашали «каравайниц» – женщин, счастливых в семейной жизни. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая. Собирая невесту к венцу, старались оградить её от порчи и дурного глаза. Двенадцать пейзажных этюдов маслом были воспроизведены в юбилейном альбоме «Пушкинский уголок», составленном Острогорским и вышедшем в издательстве К. Фишера. Крестьянам в Нидерландах жилось в XVI веке лучше, чем их собратьям в других странах Европы.
Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты. Шуба была непременной принадлежностью венчального костюма вне зависимости от времени года. Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским.
«Купленную» косу подружки с песнями расплетали. Он всё чаще впадал в депрессию и пытался избавиться от неё в частых застольях с друзьями. Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской», во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины.
Овальные появились позже. Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора. Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе.
И еще белого коня. Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было абсолютно не комильфо. Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, Прием приданого в купеческой семье по росписи (1873). На полотне Николая Неврева Смотрины (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.