Ответа не будет. Правда, вскоре его заставили полотно снять. И тут–то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за совершенно ненужные пять минут нестройного пения.
Именно с этими мыслями был написан «Крестный ход в Курской губернии». Однако этот подход возможен, только если речь идет о событиях настоящего времени. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 все -- Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.
Зимой, когда мороз особенно лютовал, молодой человек оставался дома – не в чем было идти. «Крестный ход в Курской губернии». Да это же не холст, это скорее старинная кинолента, только странно, что она цветная.
Вместе с попами, против которых боролись эти прекрасные и умные люди. И тогда из расположенного в Алексеевке женского Свято-Сергиевского монастыря вышли с иконами и хоругвями монахини и послушницы и под церковное пение обошли крестным ходом село. И с каждым я находил общий язык.
Движимый верой в чудо, он жадно рвется к святыне. Собирались и издавались песни, поговорки, сказки. Да и современное искусство не остается в стороне от темы крестного хода. По сравнению с более известной репинской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишен острого социального конфликта, картина спокойна и созерцательна.
Примеры торжественных шествий известны еще со времен Ветхого Завета. Перовым образ сельского крестного хода показывает то, какое влияние на успешного, язвительного и духовно-незрелого художника оказали «модные» общественные веяния пореформенной России. С одной стороны «хозяева жизни», это и сама помещица и идущая за ней свита и вся так называемая чистая публика, составляющая основную часть процессии, с другой «голь перекатная», как принято называть на Руси низшие слои общества, бесправные и обездоленные. Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону.
Корней Иванович Чуковский описывал «Крестный ход» следующим образом: «это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. Именно вот таким образом сам факт обращения И. Е. Для православных русских людей крестные ходы были особенным способом выражения веры.
Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Все герои этой живописи – одна огромная семья, один громадный, разросшийся род России. Приговор крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губ.
Репин вспоминал: «Маменька очень хорошо понимала живопись и отлично знала всю церковную службу» Под влиянием домашней обстановки у Ильи Ефимовича и зародилось живое религиозное чувство. Это получило Предельное выражение в образе горбуна уже в самой картине». Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены.
Крестьяне тоже не рады. Репин серьезно увлекся живописью, причем именно канонической. Где-то наверняка сработало. А как я отписался – и сам не знаю. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли.
Перов писал в те годы, когда творческая интеллигенция была озабочена судьбой крестьянства. В Гражданскую войну церковь так же выступило против большей части народа. Некоторые причты (на начало 20 века — приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. В заявлении в Комитет по землеустроительным делам Нижегородской губ.
«Это все устарелые, самоделковые теории и шаблоны. в Государственную думу (апрель 1906 г. ): Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны.
Жаль – никак не могу отписаться от этого убожества. Он дважды писал Стасову, что незачем было Репину показывать в картине «рубящего урядника», что картина выиграла бы, если бы «убрался противный урядник». Но этот «противный» урядник являлся, по репинскому замыслу, одним из самых символичных образов картины и не случайно реакционные газеты в первую очередь восстали именно против фигуры урядника. Репин воспитывался в благочестивой семье.
Она в пути, но еще не знает, куда ее приведет дорога. 11. Вот они, представители власти: лихой урядник лупит толпу нагайкой другой урядник только грозит плеткой, но того и гляди пустит ее в ход множество всяких сотских и десятских и прочих царских слуг: с палками в руках они оттесняют крестьян от иконы, дабы они не мешали привилегированным. А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик.
Из глубины картины на зрителя движется людской поток. Картина актуальна и сегодня. Неоднозначно оно было встречено и современниками. Жители села бросились на тушение пожара, который усугублялся сильными порывами ветра. Илья Репин. Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц.
Крестный ход — против болезней. Скотина стоит голодная и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Пчёлка Майя, как-же "не мне". Местные богатеи с важным, серьезным видом несут огромный пустой киот иконы. Немалую роль в этом сыграли и церковный раскол XVII века и форсированная европеизация страны при Петре Великом и государственная политика секуляризации церковных владений, когда царская власть, отбирая у церкви имущество и ценности, пожертвованные прихожанами, назначала церкви содержание за счет государственного бюджета. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле.
– как бы говорит художник. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. Той самой великой, страшной и смешной России, которая движется в картине.
Эта фигура – олицетворение всего уклада жизни в царской России, ее полицейского строя. Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. человек (что составляло почти половину населения России) было произведено зерна, за вычетом посевного материала, ровно по 15 пудов на человека, что составляло официальный физиологический минимум. Недавно моя знакомая рассказала мне любопытную историю. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи.
Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Став старше, художник пережил «духовное перерождение» и на смену ироничному высмеиванию пороков общества приходит глубокое сострадание к каждому человеку, «несущему свой крест». Впереди – мужики, очевидно из «хозяйственных», натруженные тяжелым разукрашенным фонарем.
Увидев картину Перова, представители Синода выразили протест. Такие произведения – «Сельский крестный ход на Пасху» В. Г. Неужели нельзя организовать дело поудачнее. Этюд к картине «Крестный ход в Курской губернии», 1882. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же несколько портретов Николая II, 1890-е гг). И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали.
Но уже в Средневековье традиция платить десятину ушла в прошлое. Просил у Бога, чтобы ему сделаться святым. Сделал сотни набросков и эскизов. Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная.
Зачем это всё происходит. Все запасы проедены. Созданная Репиным картина русского пореформенного общества чрезвычайно выразительна. Во главе этой группы, шествующей под охраной сотских, выступает толстая барыня и рядом с ней огромный купчина в европейском платье. Не спят только эксплуататоры края, кулаки. В 1863 году в мировоззрении художника происходит перелом.
Когда картина «Крестный ход в Курской губернии» была выставлена на 11-й выставке передвижников, то она вызвала резкие негативные отзывы в прессе. Саратовский государственный художественный музей им. И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Неужели автор действительно пользовалась этими материалами или даже читала тропари. Жить было тяжело.
По дороге она делилась с сыном своим духовным опытом. Для православных русских людей крестные ходы были особенным способом выражения веры. В акварельном этюде, сделанном в1880 году изображен горбун, сидящий с костылем в руке. Это была одна из причин интереса к творчеству именно этого художника. Против всего этого и поднял свой голос великий художник. С другой стороны полотна автор изобразил нищую братию. Туда входят крестьяне, бедняки, странники. Они оттеснены к обочине дороги. В каждом из этих людей виднеется надежда на чудо. Они идут, кто, как может, лишь бы увидеть чудотворную икону. И. Репин очень хорошо изобразил молодого парня с костылем. Не обращая внимания на свой недуг, он старается не отставать и даже держится в первых рядах поближе к иконе. Какой-то старик пытается задержать его и не пустить к ней совсем близко. За ним виднеются старые мужчины и женщины. Они из последних сил стараются удержаться на ногах и прийти к назначенному месту. Автор наделил эти образы теплом, добротой, душевностью.
Фигура горбуна предельно одухотворена. В «Крестном ходе» как нигде проявилось мастерство Репина-живописца. По существу, казаки-купцы. В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой. В своей жизни мне приходилось разговаривать с самыми разными людьми.
Художник Василий Худяков писал: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. А далее следуют слова, как раз свидетельствующие о переломе его отношения к «сюжетам из русской жизни, которые, — как пишет Перов, — я бы исполнил с любовью и сочувствием». Авторы стремились показать жизнь без прикрас, натуралистично. Половины не смог прочитать – настолько это тупо и убого. Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе.
Весь спектр, все многообразие красок, умелое использование тонов и полутонов, мастерство в передаче «вещественности» и лиц и одежды и предметов, так, что кажется можно руками схватить, – это все то, что в немногих словах охарактеризовал Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, по не декоративно – так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки». Еще семь лет оставалось до открытия Третьяковской галереи. 28).
Не многим художником было дано так проникновенно изображать внутренний мир человека, за частным, единичным, видеть общее, типичное и запечатлевать это с такой покоряющей силой, как великому Репину. Пожар был потушен на подступах к селу. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») -- психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро — на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс). Горбун занимает в композиции ключевое положение. Неотделимой частью этого целого является пейзаж.
Радищева занимает в истории русской культуры особое место. Иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники. Вот она – власть.
Бумага, графитный карандаш, 32, 5х23, 2, Государственный Русский музейКартина «Горбун» 1881 года, так же была этюдом к его известной картине «Крестный ход в Курской Губернии»1880-1883 год. Например, Павел Третьяков выкупил ее сразу же и выставил у себя. Ближе к зрителю – группа людей помельче и попроще.
Он даст пейзаж Родины, совсем разный в вариантах своего сюжета. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Это Россия, страна несовершенных институтов. Все это крестьян — людей темных— возмущает. Репина к теме крестного хода не является случайным.
Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. (Лк. Остальных добил товарищ Сталин. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств) и подобные события происходили около 150 раз в году. Для начала 19 века это просто гигантская сумма. Вот выписка из одного интересного дела:О расстройстве из дворян казаком Матвеем Кузнецовым крестьян поселка Кузнецовского Первого Донского округа, 1867л. 1Господину Войсковому наказному Атаману Войска ДонскогоВследствие отношения вашего превосходительства от 24 февраля настоящего года за 2448 имею честь представить рапорт ко мне Мартыновского Волостного правления за 550м и объявление крестьян поселка Кузнецовского на Сал, на благоусмотрение Вашего Превосходительства. При этом имею честь доложить, что из дворян казак Семикаракорской станицы Матвей Кузнецов, упоминаемый в рапорте Мартыновского волостного правления известен мне лично как человек не трезвого поведения и вредный в среде крестьян того поселка тем, что не будучи знаком с правами и обязанностями крестьян, составляет им не дозволительные просьбы и этим вводит их заблуждение относительно законности распоряжения лиц поставленных над ним. Не смотря на приказание моего предместника есаула Харитонова и моих, крестьяне того поселка неисполняют законных распоряжений волостного старшины и уклоняются от участия в найме писаря Несмияновского сельского общества, к которому они принадлежат, а нанимают для себя отдельно от прочих крестьян своего общества писарем помянутого казака Кузнецова без всякой надобности и тот им пишет бумаги, подобные представленному объявлению, которое писано его рукой и под- (конец листа, продолжения нет)Для ЛЛ – некий казак-дворянин, едва научившись писать, стал принимать от крестьян заказы на написание всяческих бредовых обращений.
Возникла угроза возгорания домов на окраине села. Художник увидел лишь урядников с плетьми, гоняющих народ. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах.
К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Этюд к картине «Крестный ход в Курской губернии», 1881, Холст, масло, 23х17, Государственная Третьяковская галереяРепин Илья «Горбун. Да и сами художники подчас меняли свое мнение. Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва. Чем обижаться – лучше постарайтесь сделать выводы.
Зачем религиозную процессию превратили в позорище. И даже ученик старших классов без особой искусствоведческой подготовки может, опираясь на знания из курса истории и МХК, назвать не менее трех картин. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону.
А кому. Свое образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. Илья Репин. Современники художника видели в картине совсем другой смысл.
Художник трудился над ней несколько лет, ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, славившуюся своими крестными ходами, побывал в Киеве и в Чернигове. Почему-то все мои попытки ни к чему не привели. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) Холст, масло. Впереди (в правой части картины) идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку, которая представляет собой гигантский фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него. На огороде еще не созрели первые овощи.
Но тут интересно ещё кое-что.
Так созданный в 1861 году молодым В. Г. Оголенная и обезображенная природа характеризует самое общество. Все это были точные и верные замечания, даже у противников полотна.
Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. По возвращении художник приступил к новому варианту Крестный ход в Курской губернии В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы. Сделал сотни набросков и эскизов. Господи.
Вот и картины рисовали, например (а ещё – печатали в газетах статьи, писали книги – кто что мог). Это под силу только искусству: музыке, живописи, кинематографу. Идет-бредет вся Россия. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок. Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. Здесь же находится главная святыня – «чудотворная» икона. И. Е.
И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». В «Крестном ходе» Репин предскажет даже форму начала первой русской революции (крестный ход 9 января 1905. ), даст образ русской толпы и в то же время русского народа, покажет индивидуальности и характеры. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Связанный с темой картины по существу пейзаж «Крестного хода» играет огромную роль в эмоциональной выразительности образа в целом.
Несомненное влияние на рассмотренные картины оказали и личность самого художника (его возраст, обстоятельства личной жизни, глубина духовного опыта) и современная автору общественно-политическая ситуация. Перова, Крестный ход в Курской губернии Репина и Крестный ход Прянишникова. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом «наотмечались» Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Он уходил на огород и здесь, глядя в небо изливал перед Богом свои детские молитвы. То есть никакой товарной продукции село этой части России в среднем не производило.
Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. Наиболее выразительны лица пьяного священника и молодой крестьянки со спущенными онучами. С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Выжженный косогор, усеянный пнями вырубленного леса, – это не просто нейтральный фон для процессии.
Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. Когда А. Пиночет путем кровавого переворота пришел к власти, чилийской столицы Сантьяго (вдумайтесь только) отлучил диктатора от церкви. В произведении художника «Крестный ход в Курской губернии» представлено чёткое разграничение социальных групп.
Лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. О несомненно высокой роли крестного хода как элемента церковной жизни православных христиан говорит тот факт что картины на данный сюжет появлялись в русской живописи довольно часто. Став взрослее И. Е. Эта часть толпы возглавляется хромым горбуном. Захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза.
Духовенство "смывается", "линяет", "лается".
Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Неужели это писала женщина, а не гопота из местного ПТУ. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены.
Обращение И. Е. Репина к теме крестного хода не является случайным. А значит и мне тоже. Но вот в статье о ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ – я точно знаю – язык улицы никак не пригоден. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Многие католические священники и других стран ЛА, участвовали в революционном движении. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало).
Вот таким образом скандал следовало погасить как можно скорее. Писалось, что это очень пристрастное изображение русской жизни. Поскольку уведомления об этом отсылал как с айфона, так и с двух компов. – от профессоров с мировым именем, до крестьян не умевших связать пары слов. Но, к сожалению – не скажу где. Щедро политы маслом волосы, расчесанные на прямой пробор, до блеска начищенные сапоги, широкие яркие кушаки.
В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть предержащую. Академия художеств получила предписание снять полотно с экспозиции. Можно воспринимать события через призму собственного опыта.
Да, но если те не обещали то, чего хотели крестьяне. Освящение всех стихий природы есть первое побуждение к совершению крестных ходов. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь.