Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Матисс считал, что его палитра высветлилась именно благодаря творчеству импрессионистов. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
В 1905-07 лидер фовизма. Матисс дал новое видение мира. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. В произведениях 20-х гг.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура.
31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины "до насыщенности, так, что. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника.
Это позволяет усилить впечатление движения. И еще одна интересная подробность: в процессе работы над "Парижским танцем" Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после – ближайшим другом и последней музой художника. Великий Анри Матисс не был исключением.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. «Парижский танец» известен в трех вариантах. И хотя образам Матисса чужда реалистичность, а его декоративные полотна имеют мало общего с бронзовыми девочками в пачках, тема танца неизменно возникала во всех поворотные моменты его творческого пути.
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Речь идет о фовизме.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Замечательна прежде всего та меткость, с которой он размещает фигуру на листе, находя сразу соответствие ее пропорций плоскости бумаги.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Рисунки Матисса, настолько остры, динамичны, упрощенны и лаконичны, пластичность их столь своеобразна, что их невозможно смешать ни с какими работами других прославленных рисовальщиков его времени. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Со второй половины 1900-х гг.
Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953). Он не успел еще растратить жара своей души». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В картинах все больше появляется асимметрии. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Стайны подружились с художником. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Как указывает «История искусств»: «В 30–40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911 "Натюрморт с раковиной", 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов.
Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно "Танец", 1932). Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В картинах все больше появляется асимметрии. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
В "Люксембургском саду", например, в передаче эффекта солнечного луча в глубине есть чтото импрессионистическое. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Благодаря урокам Моро следует усиление колористического начала в работах художника.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве "Танец" и "Музыка", оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста ("Мастерская художника", 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде ИссилеМулино. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Так и случилось. Вот истинное большое искусство. Парижский танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Творческая жизнь Матисса началась в 90-е годы девятнадцатого века. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Французский художник, основатель фовизма. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
Вообще-то панно "Парижский танец" существует в трех вариантах. За распахнутыми окнами художника открываются прекрасные пейзажи, а глубокое небо его морских пейзажей написано таким цветом, от которого перехватывает дыхание и начинает кружиться голова. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски).
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Занятия живописью требуют времени и денег. Яблоко из шара превратилось в круг. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего". Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Вход в Казбу — малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает "вырезать"). Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Это позволяет усилить впечатление движения.
Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47).
С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Я счастлив, что я наконец попал в Россию. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Калитина. – В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание.
Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Я очень люблю танец. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс.
Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно Танец, 1932). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). В 1905-07 лидер фовизма. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Великий Анри Матисс не был исключением. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. тАЬВход в КазбутАЭ малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. – В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю.
Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905). Углы комнаты даёт другим цветом.
Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Не читая подписи под картиной, трудно предположить, что это Париж – настолько здесь звучны краски и щедра растительность. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов).
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Исповедание веры, которому Матисс отдался в это время: цвет не должен имитировать свет, но сам должен превращаться в источник света.
Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. 260 х 389 см. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. 1902, ГМИИ, Москва Люксембургский сад, ок.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Со второй, уже практически завершенной работой, вышла досадная история: Матисс ошибся в размерах помещения и весь холст пришлось переписывать заново.
Основной задачей Матисс ставил получение учениками базовой подготовки: раз в неделю он водил из в музеи и велел копировать классические работы. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. А. Матисс «Музыка» (1910). С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона — разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальные полотна: "Розовая обнаженная женщина", "Сон", "Натюрморт с раковиной" (1940), "Натюрморт с устрицами" – одно из самых совершенных его созданий. Матисс отказывается от экзотики Востока. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). В 40-х гг. Исчезают стул и обои.
"Я очень люблю танец. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России.
Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Такой, какой был у Матисса в его доме. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Яблоко из шара превратилось в круг. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Предоставим слово самому художнику: тАЬВ моей картине тАЬМузыкатАЭ небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для тел звонкая киноварь.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами (Желтое платье и шотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)». В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
По живости и непосредственности они не уступают японским, по декоративности — персидской миниатюре, по выразительности линий — рисункам Делакруа. Он переносит в монументальную живопись приемы графики. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Зачем. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Доминика и Девы Марии. Анри Матисс. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами ("Желтое платье и шотландка", "Королевский табак", "Отдых танцовщицы")». Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). В течение жизни Матисс не раз менял свою манеру письма, единственное, что оставалось неизменным его отношение к цвету, который всегда главенствовал в его работах, подчиняя себе рисунок.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха ("Вход в Козба") или прохладной прозрачной воды в аквариуме ("Красные рыбы"). Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В 30-40-х гг.
В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. Холст, масло. Творчество импрессионистов, таких как Моне и постимпрессионистов (Ваг Гога, Сезана, Гогена) стало для художников двадцатого века той основой, на базе которой вырабатывался их художественный стиль. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. В 1905-07 лидер фовизма. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. И у них нам нужно учиться пониманию искусства.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.
Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. Как указывает «История искусств»: «В 30–40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия — антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Он знакомился с художниками разных стран. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию.
Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Все люди на картине находятся в неподвижности. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна (Обнаженная натура.
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
Я счастлив, что я наконец попал в Россию. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он не успел еще растратить жара своей души».
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Разумеется, это иллюзия. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе.
В это время творчество импрессионистов уже получило признание публики. В 1908—1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений мусульманского искусства, показанных на выставке 1903 в Мюнхене.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт.
Жил Матисс в это время трудно. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности. Холст, масло. Но об этом уже сказано в других разделах.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева", 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Вот истинное большое искусство. Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов.
Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец». Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Стремясь противопоставить бурной напряжённости современной жизни вечные ценности бытия, Матисс воссоздавал в своем искусстве его праздничную сторону – мир бесконечного танца, безмятежного покоя, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, сосудов и статуэток. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). 1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). Все эти полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. Существуют лишь предположения искусствоведов.
МАТИСС, АНРИ (Matisse, Henri) (1869–1954), выдающийся французский художник. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, как это происходит в его Красной комнате, мог сместить фигуру относительно опоры – это он проделал в Стоящей Зоре. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Матисс отказывается от экзотики Востока.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. И у них нам нужно учиться пониманию искусства. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Мне легко жить с танцем", – признавался мастер.
Матисс дал новое видение мира. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву).
Ковёр на этой картине – реальный. Другое название этой работы – «Десерт». В 19081912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Калитина. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе, близ Ниццы (1953). Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам – Щукину и И. А. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Но довольно скоро, Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальные полотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одно из самых совершенных его созданий. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». fauves). Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора.
Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски"). Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов).
Он переносит в монументальную живопись приемы графики. На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам – Щукину и И. А. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
.