Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности — особенность романтизма, предтечей которого был Гро.
1817, Лувр, Париж). Её похвалил М. -Б. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Абсолютно новые (по крайней мере в таком подчеркнутом выражении) идеи сострадания, сочувствия, солидарности находят отклик в его картине и я не могу видеть ее без того, чтобы с моих губ не сорвалось слово: человечность.
Выполнил ряд скульптурных работ. Он рвался в атаку. Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Давида и А. Ж.
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Это было абсурдно, но я был неисправим и учитель только посмеивался. Картина появилась в Салоне 1819 года и также не снискала одобрения критики. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Герой композиции — уже не сильный, полный надежд воин, а разочарованный и усталый раненый солдат, опирающийся на саблю. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей.
Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Но отношение его к античности не было школьным или антикварным. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Сегодня эта картина хранится в Лувре и по праву считается достоянием нации и всего человечества. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»).
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма.
Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается чтобы умереть». Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Быть судьей истории — нелегкое дело для живописца. Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г. ). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания).
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Одновременно с многочисленными этюдами для Бега свободных лошадей Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. Вступив в отряд мушкетеров, он сопровождал бежавшего от Наполеона Людовика XVIII.
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Герена. Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтичной живописи.
Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Лувр. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Чтобы изображения умерших были реалистичнее, художник посещал местные морги, делая там зарисовки. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза».
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы. Теодор рисовал любимых лошадей и его несколько полотен на эту тематику можно назвать потрясающими, но они не были признаны. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Создавая картину, Жерико стремится быть предельно точным, он находит очевидцев событий и пишет их портреты, работает в больнице и морге, делая зарисовки больных людей и трупов. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В Риме художник проводит целый год. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико болезненно переживал критику. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Через какое-то время Жерико осознаёт, что принципы неоклассицизма не соответствуют его творческим устремлениям и противоречат его темпераменту. Но при этом Жерико упорно и много работает. Там картина вызвала большой интерес.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). По меткому замечанию Фосийона, этот художник нес в себе солдатский пыл живописца Битвы при Абукире и собственный ко нно-спортивный гений.
У юноши две страсти: живопись и лошади. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»).
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Работал в Париже. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Но не только работой кисти выделялось полотно никому не известного молодого живописца. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Её похвалил М. -Б. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Это интриговало и притягивало взгляд. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж).
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Герена. Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. Работа хранится в Лувре, в Париже. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Я не знаю такой кисти. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Много копирует в Лувре. Ему не спастись. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В процессе работы Жерико стремился к документальной точности: он разыскал очевидцев события, заказал плотнику точную копию плота, делал в морге зарисовки трупов. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Благодаря этому романтическому, т. е. Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи).
Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Жерико известен и как прекрасный портретист.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра.
Природа на полотне враждебна человеку. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Этим определялась направленность его поисков».
Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Строгой размеренности и уравновешенной ясности классицистических полотен школы Давида здесь противопоставлено смелое нагнетание всех выразительных средств. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
чтобы умереть». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению.
Пусть даже и за свой счет. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он погружается в изучение античности, ее великих идеальных образов. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Лувр. Полотно отметил и сам Давид14. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством Жерико экспонировал её в Лондоне.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро.
Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Особенно трудно рассчитывать здесь на понимание и рукоплескание толпы. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Полотно отметил и сам Давид.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Тяготясь строгой дисциплиной классического рисунка, Жерико увлекся свободной живописью фламандцев (кухней Рубенса, как пренебрежительно выразился один из художественных авторитетов того времени).
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. На картине – спешившийся всадник, гигантского роста и вместе с тем такой человечный и трогательный. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Гро. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Работа хранится в Лувре, в Париже. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н.
Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. В ранней юности от соучеников по мастерским К. Берне, а потом П. Герена его отличали своеволие, темперамент, непосредственность таланта. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Этим определялась направленность его поисков»13.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Как и других романтиков, Жерико интересует тема борьбы человека с природной стихией и он обращается к мотиву моря. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии.
Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Здесь он познакомился с новой в то время техникой литографии и выполнил ряд листов, посвященных быту лондонских улиц. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Одного из погибших волной смывает в море.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.
Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества.
Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.