В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Дэвис полагает, что религиозная среда Контрреформации и эстетика маньеризма стали толчком, приведшим к появлению индивидуального стиля Эль Греко. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Композиция резко делится на две части. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
По крайней мере, записей о том, что Иеронима де лас Куэвас стала женой Эль Греко, нет. В 1577 году Эль Греко уехал в Мадрид, а оттуда в Толедо, где впоследствии написал свои основные работы30. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). 1.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. С 1570 работал в Риме. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. e. Эту картину художник писал почти два года. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе.
c. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок.
Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии.
Желание постигать новое Эль Греко пронес через всю жизнь: в биографии этого испанского художника можно прочесть, что он был знаком с крупнейшими учеными своего времени, а после себя оставил крупную (для своего времени) библиотеку из книг на нескольких языках. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). На ней изображена гибель Святой Девы Марии. В земной зоне статична вся композиция, небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчеркнутым заметным перепадом масштаба.
1565 переехал в Венецию. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. При этом он был человеком Ренессанса. «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Художник прожил вего доме до конца своих дней. Луки.
Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. К концу жизни художник был практически разорен.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». 1572). В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо "Святое Семейство", около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Перебравшись в Испанию, художник сначала поселился при дворе короля Филиппа II, но не признанный королем и его двором, переехал в Толедо -- старую столицу Испании. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные.
Але впливи католицьких схем значно бльш композиця Ель Греко набагато ближче до церковних образв схем католицтва (Про делла Франческа — «Мадонна дель Парто», «Мадонна милосердя» Доменко Грляндайо та нш). Как это возможно. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. Скажем пару слов о деталях данной картины. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Маврикия, 1580-1582 гг. ). Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Бассано, Якопо Тинторетто). Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. В Толедо же Эль Греко обзавелся семьей, правда, так и не смог сделать это официально. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino).
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Это помогает датировать поздние работы мастера. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Не избежал этой участи и Эль Греко. Наконец, Эль Греко назначил своими судебными представителями Пребосте и своего друга Франсиско Хименеса Монтеро и согласился на оплату в 2093 дуката126.
В то время он получил несколько больших заказов и его мастерская занималась созданием живописных и скульптурных ансамблей для различных религиозных учреждений. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо.
На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Для верующих икона это не просто образ, но окно в запредельное она помогает установить духовную связь между молящимися и изображенным на иконе святым. Как пишет Т. П.
Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей.
Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Дата предположительна, точных записей о рождении художника нет. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах. Однако, это не совсем так. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Что, вобщем-то, справедливо. В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Течение веков стерло здесь следы минувших культур, но местные жители сохранили старинные обычаи и костюмы. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. 1600).
Подобных путешественников в то время было множество. Ильдефонсо4. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. О содержании этой легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под самой картиной. Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ).
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45. данным – ок. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве.
Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, — видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Бродяг, мореплавателей, купцов, сшивавших своими путешествиями, словно прочными нитями, лоскутки средиземноморских стран. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. В период рассвета его слава распространилась по всей стране и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Грек по происхождению. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Зеничев). Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма.
Эль Греко это удалось. Терезы и других испанских мистиков XVI века. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. Августин и св. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. 1576) и др. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Особая духовная атмосфера, сложившаяся в городе инспирировала творчество Эль Греко как мастера мистического маньеризма. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
i. Один из них стал для Эль Греко роковым. Он изображает жертвоприношение Исаака. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Художник и сам полюбил этот город. Крит в те времена был владением Венеции.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко».
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Маврикия, 1580-82, Эскориал).
Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Не осталось унего иучеников. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Но, похоже, художник работал и в скульптуре.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Стефан и Св. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-1614 гг. ). Эль Греко, будучи греком по национальности и к тому же очень образованным человеком, несомненно интересовался античной живописи. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Это тоже плод его фантазии. Православному досить побачити цей твр, щоб одразу пригадати кону «Покров Богородиц».
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
С помощью такого контраста Эль Греко удается создать тонкую характеристику этой неординарной личности. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
(Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»). Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения. Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами искаженными пропорциями и нереальными фрагментами. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар.
Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос125. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма. В 1582 году он сам сообщал о том, что родился на Крите, а в 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Правая рука выглядит расслабленной. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. После этого он становится известным в дворянских кругах. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». f. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Слава Богу, что так. Грек по происхождению.
Во время пребывания в Италии Эль Греко обогатил свой стиль элементами маньеризма и Итальянского Ренессанса. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Такова, например, торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса (1586-1588 гг. ).
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Приверженность Эль Греко к исключительно длинным и тонким фигурам, а также к удлиненным композициям, служившая и его целям выражения и эстетическим принципам, привела его к отбрасыванию законов природы и ещё большему удлинению композиций, особенно когда они были предназначены для украшения алтаря55. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Для этого монастыря Эль Греко написал Мученичество святого Маврикия. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Тогда же делался и полный расчет. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах».
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Это стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово. Однако это не вполне справедливо— все же он совершенно самобытный, стоящий вне какой бы то ни было школы художник. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. l. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Почему так произошло. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Документ от 2 июля 1577 года, подтверждающий размер предварительной платы за работу, является первым письменным упоминанием имени Эль Греко в Испании.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Тому есть несколько причин. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Точное значение присутствующих на картине обезьяны и второй человеческой фигуры остается неясным однако существует предположение, что они иллюстрируют одну из популярных во времена художника пословиц. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города.
Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Родился он (опять же, предположительно) в состоятельной семье сборщика податей и вполне мог получить хорошее образование.
Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ). Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. Доменико Теотокопули (Эль Греко для простоты, этот испанский художник стал называть себя так гораздо позже) родился в 1541 году на Крите. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи).
Maurice). Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия».
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». С 1577 жил и работал в Испании. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Эль Греко не является исключением из этого правила. На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Особливо це помтно у церковному образ «Мадонна милосердя» (1605, льскас, шпиталь де ла Кардад).
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Не сохранилось и личных писем живописца. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. И по крупицам восстанавливать биографию художника. Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения.
Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем.
Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. Сейчас он находится вТоледо. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14).
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Христос был разгневан, увидев в Иерусалимском храме менял и торговцев, превративших священную обитель в торжище.
О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Следует, впрочем, отметить, что, несмотря на весь скепсис в адрес великого художника, полностью избежать его влияния Эль Греко так и не сумел – в его поздних работах нотки Микеланджело видны невооруженным глазом. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо).
Впоследствии он неоднократно перестраивался. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи.
В 1937 году историк искусства Родольфо Палуччини выпустил важное исследование, повлёкшее за собой значительное увеличение числа работ, приписываемых Эль Греко. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Учился у иконописцев на Крите, а ок. В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков.
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Поступали ему заказы и из других мест. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Город оказал на него огромное воздействие. Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Игнатием Лойолой.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко.
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Первыми открыли полотна забытого мастера романтики.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Художник занимал деньги у своих друзей, но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного жилья.
Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем.
Возможно, если нечто подобное вдруг когда-либо случится, эти тексты помогут потомкам составить истинное представление о широте кругозора и сумме талантов живописца. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Несмотря на следование византийской иконописной традиции, некоторые аспекты стиля указывают на венецианское влияние и композиция объединяет доктрины православного Успения Богородицы и католического Вознесения Девы Марии64.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Это стало характерной чертой его зрелого стиля.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Однако вряд ли это справедливо. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Британский историк искусства Дэвид Дэвис прослеживает корни стиля Эль Греко в его греческом христианском образовании и воспоминаниях о литургических и церемониальных аспектах православной церкви. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Эта тема была близка Эль Греко.
Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Мы знаем об этом человеке мало. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
К сожалению, ни одна из них не сохранилась. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую.
Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Скажем пару слов о деталях данной картины. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. По словам Дж. Терезой и св.
При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Старый Толедо с его древними аристократическими гнездами, устойчивыми традициями средневековой культуры, сам воздух древнего города -- церковной столицы Испании -- сотворили из Эль Греко своего певца. Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо.
Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Однако, это не совсем так. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Аргументы католических источников основаны на скудности архивных записей о православных крещениях и взаимопроникновении православных и католических обрядов в период юности Эль Греко119. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии.