Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Во Фриз жизни Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал Фриз. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Все они основаны на личных переживаниях. Он был типичным представителем богемы конца века в смысле противопоставления буржуазному образу жизни, эпатажа буржуазных условностей, буржуазной морали. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу, — говорил Мунк. Пластический язык обретает исключительную силу. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
наташа, о том, что искусство нести должно и, чего не должно, во всех смыслах можно полемизировать бесконечно. Николаева. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Вот таким образом эти пейзажи и портреты в бо. Шел он не как все. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В течение 1909-1916 гг. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Реакцией на новые впечатления стали картины Больной ребенок, На следующий день, Переходный возраст (известные во многих повторениях). В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Вскоре семья переселилась в столицу. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Мунк упорно учился.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Выставка вызвала скандал и ее пришлось закрыть. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
В последние годы художник все чаще пишет животных, растения: Интересно проследить, к примеру, как одной только черной тушью он передает различную фактуру предметов: твердые блестящие листья пальмы, ее ствол и рядом – только что вылупившихся пушистых цыплят (картина "Пальма и цыплята"), – пишет Н. С. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
Один из первых представителей экспрессионизма. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки.
Всего он провёл там более полугода. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. В эти же годы художник овладевает сложным традиционным ремеслом оформления свитка. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Живое побеждает смерть. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Состав цикла не был постоянным. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Так, женщина в картинах Фриза — это первая Женщина, это — Ева. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Както Ци Байши сказал: "Слишком много деталей на ножках у креветки, но я не собираюсь писать эти штучки". Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Европейский период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии. Осенью он едет в Париж. Тогда же Ци Байши становится выдающимся резчиком печатей. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. О количестве и точном составе Фриза исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Это было место, куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Первая дата – 1888–1889 годы. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — Фриз жизни.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее.
Всего он провёл там более полугода. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Тонко и живо художник передает свое восприятие природы, свои ощущения от общения с ней. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и — возможно — любовницей. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
Осенью он едет в Париж. Мунк пишет себя совершенно честно, без всякой позы, рисовки. Так известно несколько вариантов Больной девочки с 1886 до 1930-х годов. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Создана картина в Берлине. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Осенью он едет в Париж. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Завадская. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. Его гравюры пожалуй, высшее достижение мастера. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Да и название это родилось не сразу. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В 80-е гг.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
Всего он провёл там более полугода. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
В него вошло около трехсот листов. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
Делал несколько шагов. Хрен редьки не слаще. De gustibus non est disputandum.
Как и эта, большинство работ этого периода являются реакцией на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него и источником вдохновения и своего рода навязчивой идеей. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. История зарубежного искусства. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», еще одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. ориентация норвежского искусства меняется. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Он издает вопль.
Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи. В его судьбу вторглась война.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Ей 26 лет и она замужем.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк— выдающимся историком. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. В сущности его картины 80-х гг. И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Портреты художника – исследование человеческой души. В искусство ХХ в. Мунк вошел как выдающийся мастер графики с индивидуальным творческим почерком.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В них запечатлен духовный путь мастера. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Он в совершенстве постигает все изобразительные возможности живописи тушью. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Он оставил после себя огромный архив.
Это было совсем нелегко, но я продолжал рисовать. 22 августа 2004 года из двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и — косвенно — целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии — впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Проект остался нереализованным.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Это были первые опыты художника. При этом, создавая свои картины, он никогда не стремился к простому копированию природы.
Оборачивался, как бы ища другой дороги. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
Это Поцелуй, Меланхолия. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал — консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников — привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». – одним словом, все, что попадалось на глаза. Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений.
Мунк вырос в очень религиозной семье. В нем многое привлекало внимание. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Они свободны от излишней повествовательности. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Тот дал его работам самую высокую оценку, сравнив их с произведениями монаха Цишаня.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
В большей степени автопортретны пейзажи и портреты других лиц. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1921-1922 гг. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь — результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. » В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу» — в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние. Достоевского «Преступление и наказание».
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Лишь немногие избранные допускаются сюда. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония.
Эдвард Мунк родился в семье врача, у него было много сестер и брат, но все они, кроме сестры Ингер, умерли в детском возрасте. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Он казался странным.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В конце 1880-1900-х гг. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея Фриза жизни. Лицо человека – застывшая безликая маска.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией37. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Крик входит в цикл произведений под общим названием Фриз жизни, о котором Мунк говорил, что это поэма о жизни, любви и смерти. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Но в этих пейзажах нет еще той точности, уверенности линий, которые появятся позднее. Он умеет отбирать главное. Более тридцати лет художник работал над этой симфонией (по собственному его выражению). Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Всего он провёл там более полугода. Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. Ци Байши со страстью начал овладевать живописным мастерством в стиле Ху. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Любовников как будто скрывает мгла. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. На смену приходит пафос утверждения жизни.
Отполировав таким образом камень, я опять делал на нем резьбу. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю — видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В Германии у Мунка было много друзей. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией. Правы все. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В 1900-х гг. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Здесь он прожил около семи лет (1909-1916), в 1916 году он купил дом в Экелю. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Рядом с ней – мать. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Ци Байши становится учеником Ван Сянци. Портреты художника – исследование человеческой души.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. носят пейзажный характер. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились — Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Останавливался, думая о чем-то. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Уже в середине 80-х гг. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её25. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Но в нем не было ничего от артиста, никакого самолюбования. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет.