В 1943 выполнил мозаики для станции метро «Новокузнецкая». носивший название Безбожник у станка (т. к. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-1960 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике.
Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.
Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. В 1945–1952 преподавал в московском институте прикладного и декоративного искусства (в 1945–1948 занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 — в Московском архитектурном институте. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
ной теплотой. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Работы: Перед спуском в шахту, 1925 На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 На балконе, 1931 Бег, 1932—33 Мать, 1932 Игра в мяч, 1932 Будущие летчики, 1938 Оборона Севастополя, 1942 Хорошее утро (мозаика), 1959—1960 Хоккеисты (мозаика), 1959—1960 панно, росписи в общественных интерьерах мозаики плафонов станции московского метро Маяковская (1938—1939). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Не будучи связанным с живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы, благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки искусству плаката. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.
Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же), порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969).
За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Одна из них — Под Курском. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. И все. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены.
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Художественный образ предельно величав и обобщен. Строг и суров ритм картины. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Именно от негоАлександр Дейнека воспринял умение работать с линией и использовать цветовые контрасты. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Еще в школе он увлекался рисованием, а во время революции вступил в Красную армию и стал художником при политуправлении. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей).
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Набережная Сены, Париж. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. 12 июня 1969 г., в Москве.
Картина «Окраина Москвы. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Некоторое время работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. ной теплотой.
Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. В кафе, Париж. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928 «Будущие летчики», 1938 «Оборона Севастополя», 1942 «Хорошее утро», 1959 – 1960 панно, росписи в общественных интерьерах). Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915 – 1917). Река Тускорь" (1945). Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека.
В 1936 году художник получил новый заказ — оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938 – 1939) – этих красочных «прорывах» из подземелья.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. С середины 1920-х много работал в области журнальной и плакатной графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная нива».
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Кажется, все предельно просто. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
В 1925 стал одним из учредителей ОСТ а. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке. Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Род. Патриаршие пруды.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Учился в железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. Дома тревожно притихли. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Мерно и стройно шагает отряд. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков.
А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Они занесены снегом. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
У финиша", 1927). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Один из учредителей ОСТа (1925). В мае 1945 предпринял творческую командировку в Берлин. Дейнека — крупнейший мастер советского искусства. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта.
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Выпускник Харьковского художественного училища (1915—1917), потом ВХУТЕМАСа (1925). Река Тускорь (1945). Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей.
Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). С 1925 по 1928 участвовал во всех четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в Дрездене (1926), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Нью-Йорке (1929).
Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Вскоре Дейнека начал руководить студией самодеятельных художников, однако понял, что ему не хватает знаний и поступил во ВХУТЕМАС, в класс рисунка. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Кажется, все предельно просто. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).
С 1934 (до 1946) преподавал в Московском художественном институте им. В картине практически нет никаких примет быта. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. В 1919–1920 служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда. Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва).
Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма.
С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) – этих красочных прорывах из подземелья. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). После войны избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1941—1946 годах он создает серию "Москва военная": "Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Вечер.
8 (20) мая 1899 г., в Курске, ум. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. В 1919-1920 гг.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Родился в семье рабочего-железнодорожника. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. В. И. Сурикова. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). В. И. Сурикова, где возглавил мастерскую монументальной живописи. Но враг не пройдет. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. В 1956 возвратился в Московский художественный институт им. В 1924 в составе «группы трех» (А. Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством.
Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Ленинская премия (1964). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г.
Учился в Харьковском художественном училище. Одна из них — "Под Курском.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. В том же году Дейнека уходит из Общества станковистов вследствие несогласия с руководством. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Таким видит город Дейнека Александр. В 1925 стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ).
Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Фон дан скупой линией отдаленного города.
Учился в Харьковском художественном училище. Российский художник и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии худржеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964).
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
С 1963 г. народный художник СССР. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Советский художник-реалист (художник и график, мозаичист), посвятивший свое творчество романтике и героике советской жизни во всех ее проявлениях, будь то борьба, труд, спорт.
В 1942 совершил поездку на фронт, создав по зарисовкам графический цикл «По дорогам войны». Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). В 1928-29 гг.
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В это же время познакомился с В. В. Маяковским. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске.
Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932 – 1933, Русский музей). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). В 1925 стал одним из учредителей ОСТа.
Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе". И художник вновь справляется с вызовом. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927).
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Патриаршие пруды. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Картина «Окраина Москвы. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе.
Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920 – 1925), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Член-учредитель ОСТ. В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1918 возвратился в Курск.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского., российский художник.