Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника. В творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг. : манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»). Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано и о его жизни сохранились весьма скудные сведения.
И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда. На одном из великолепных домов на Ратушной площади до сих пор красуется герб Кранаха с характерной крылатой змеей – знаком, пожалованным художнику его герцогом. Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.
Подобно многим другим немецким художникам той поры Кранах работал и как гравер, обращаясь главным образом к ксилографии.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В позах начинает преобладать жеманность, в движениях — неестественность и вычурность, лица становятся однообразными и маловыразительными. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Для изучения сего передового опыта в Готу, кстати, отправил делегацию русский царь Алексей Михайлович (его подарок – отделанная бирюзой сбруя – до сих пор хранится в музее). Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кстати, ученикам вменялась в обязанность посещение кунсткамеры, где хранились и картины. А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
Его портреты пользовались большой популярностью. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). С одной стороны, это историческая картина, так как изображает конкретный случай – охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Шёнер»).
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Кранах, один из первых убежденных протестантов, был близким другом Лютера.
Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
У художника имелось еще три дочери. В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века – вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим.
Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные.
Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Его искусство (включая выдающиеся портреты лидеров Реформации) стало мощнейшим пропагандистским оружием эпохи. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. В начале XIX века собрание было перенесено в специально построенный у подножия Замковой горы музей – один из первых в Германии. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Для них он написал портреты. В основу созданного полотна легла следующая легенда. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Его труд, кстати, неплохо оплачивали. Любовались послы из Москвы и картинами Кранаха. Искусствоведы продолжают спорить. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Куда менее системно происходила частичная репатриация этой и других коллекций в конце 1950-х годов, когда в СССР было решено вернуть хорошим немцам в ГДР их культурную идентичность: порой разрывались и собрания и даже состоящие из нескольких частей произведения (как это произошло, например, с Готским алтарем, вернувшимся домой без створок, которые до сих пор находятся в Москве).
И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.
Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. 26 из 48 живописных работ – родом из Готы. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Екатерины».
Впоследствии Кранах не раз обращался к изображению обнаженной женской фигуры, но ее трактовка со временем существенно меняется. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
К титулу прилагается собственный герб — крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской. Уникальная княжеская коллекция хранилась в Готе до конца Второй мировой войны. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Кранах Старший немало преуспел в карьере. Однако это приносит и неожиданные результаты. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Кранах Старший, кслову, яркий пример того, что нищий иголодающий художник— большая глупость.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Правда, лишь девять из них привезены сейчас из Германии.
Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. 1530, Вена, Музей истории искусства).
Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3.
«Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Мадонна держит на коленях младенца, надевающего кольцо на палец великомученице Екатерине, что означает ее духовный брак с Христом. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Известно, что у художника было еще три дочери.
Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей на холме возвышается гордый замок. В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. и вскоре переросло в тесную дружбу.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери – символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь» изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора – на духовное возвышение над мирской суетой, а скала – на нерушимость истинной веры. Его полотна-эпитафии очень ценили представители богатых патрицианских семей исповедовавшие лютеранство. Именно вот таким образом в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская». Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Картина «Адам и Ева. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Неоднократно избирался бургомистром, например.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Между Ренессансом и маньеризмом – первая в российской истории выставка великого немецкого мастера и его мастерской. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
– Видимо, сыграла роль известность собрания. Лукас Кранах родился в1472 году всемье живописца вместечке Кронах натерритории нынешней Баварии— название онивзял вкачестве фамилии. По «Мадонне с младенцем» (ок. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Кранахи.
Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Подобные картины у Кранаха исключительны по своеобразному азарту исполнения, подлинной жизненности действия. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.