Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Венера, 1529. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов — в два раза больше, чем у университетского профессора, — предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Издалека видны бесплодные скалы, откуда ведут и везут расслабленных дряхлых старушек.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты. Дерево, масло, 3822 см.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
Искусствоведы продолжают спорить. В сознании людей той эпохи грехопадение было граничит с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. 1530, Вена, Музей истории искусства).
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Предшественником Кранаха на службе у курфюрста Саксонии был итальянец Якопо де Барбари, некоторые сюжеты из его живописи мы видим и у Кранаха, ну и, конечно, некоторые картины и гравюры вывозились из Италии в Германию. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Лувр, Париж. Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Немецкий художник и график эпохи Возрождения.
В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Известен как замечательный мастер портретного жанра. Этот человек прославился как замечательный портретист ивеличайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур ипейзажа икак основатель семейной художественной мастерской, процветавшей более сотни лет.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.
В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Его портреты пользовались большой популярностью.
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Глубокий старик пишет картину Источник юности излучающую светлую и звонкую радость. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). У художника имелось еще три дочери. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир для него имел значение исключительно внешний облик.
Такой подход, имевший большое значение для развития южно-немецкой живописи, дает право считать Кранаха основателем дунайской школы. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Источник молодости, 1546. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Для них он написал портреты. Однако это приносит и неожиданные результаты. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). И, вновь юные, женщины по-ребячьи резвятся и плещутся в озере молодости.
Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон.
Шёнер»). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
Говорят, что на детях природа отдыхает. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
На самой его середине победно вздымаются над головой полегчавшие руки. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти.
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
В 1526году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Однако ничто не вечно под луной. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын.
И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Худых — больше, чем толстых.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. Екатерины». К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы – без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером.
Высоких было больше, чем низких. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. А в 1515 году явился на свет Лукас Кранах Младший. и вскоре переросло в тесную дружбу. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Картина «Адам и Ева. Живописи он учился у своего отца. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного».
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. Год спустя художник скончался в Веймаре. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Блондинок мало. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Перед концертом нам удалось немного поговорить. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Неоднократно избирался бургомистром, например. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. К примеру, намногофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Но с приближением к центру этого чудо-озера изможденные купальщицы начинают волшебно меняться.
Известно, что у художника было еще три дочери. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.
Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Ему грозила смертная казнь. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация.
По долгу службы ивкоммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Четверть — молодежь. У ног супруги, одетой в парчовое платье, — маленький пушистый песик, сидящий столь же спокойно, как неподвижно стоит, сложив руки, его хозяйка. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Эта работа, сюжет которой потом будет повторяться во множестве произведений Кранаха, очень близко подходит к «Мадонне с Младенцем» Пьетро Перуджино, хранящейся в Национальной Галерее в Вашингтоне.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос».
Картинная галерея, Берлин. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей.
«О чем я думаю. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.