Его младший брат, Ганс Кранах, также стал живописцем итрудился вмастерской отца. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия. Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром. Времена, в которые выпало жить Кранаху, были неспокойными. Вадим Садков: Да, но положение Кранахов было уникально – они были придворными художниками.
Мне больше нравится Кранах. Выставка «Кранахи. Кранахи фактически были родоначальниками Саксонской школы живописи, популярной на протяжении всего XVI столетия. Лукас Кранах Младший – сын.
В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Верный своему воспитаннику до конца, Кранах следует за ним сначала в Аугсбург, а затем в Веймар. Семейную традицию продолжили внук Август Кранах, сын Лукаса Кранаха Младшего (1554–1595) иправнук, Лукас Кранах III (1586–1645). Пушкина выставка «Кранахи.
Лукас Кранах Старший – реформатор немецкой живописи. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда. Совершенно верно, Иван, Кранахов было несколько.
Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера". Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Мастерская Лукаса Кранаха Старшего напоминает нынешние продюсерские центры. Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего.
В творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг. : манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»). Лукас Кранах был сторонником Реформации. Повышенный интерес вполне объясним – это первая выставка Кранахов за всю историю России.
Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов. Лукас Кранах Старший – отец. Их можно увидеть в самом последнем зале Надворной галереи, где показана графика Кранахов: «Распятие с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Евангелистом» и «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской».
Кроме того, впервые будут показаны четыре рисунка Лукаса Кранаха Старшего, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны. Кранах Старший – при дворе курфюста Фридриха III Мудрого, потом его брата Иоанна Твердого, потом его сына Социальный статус Кранаха сопоставим с тем, что был у Боттичелли, Леонардо да Винчи или Тициана. Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.
В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей. Ценность выставки в том и состоит, что собрали картины нескольких поколений Кранахов. Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре.
Семейную традицию продолжили также внук Август Кранах, сын Лукаса Кранаха Младшего (1554—1595) и правнук, Лукас Кранах III (1586—1645). Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Лукас Кранах Младший (1515–1586) создавал и новые картины и повторял отцовские, но вносил немало новых деталей, согласно изменениям в художественной моде при саксонском дворе.
Речь о двух рисунках, которые искусствовед Эрмитажа, хранитель западноевропейских рисунков Алексей Ларионов совсем недавно атрибутировал как выполненные Лукасом Кранахом-старшим. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Династия Кранахов. В Германии времен Лукаса Кранаха Старшего нарисовать обнаженную Венеру («Венера и амур») или Лукрецию («Лукреция» 1535 г) с обнаженной грудью было смелым решением, но говорить о каком-то увлечении «обнаженкой» просто смешно.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Выставка «Кранахи. Лукас Кранах Старший создал живописную мастерскую, просуществовавшую более ста лет, ее унаследовал сын Лукас Младший, а далее – внук Августин Кранах и правнук Лукас III Кранах.
В 1508 году Саксонский курфюрст пожаловал Кранаху герб в виде крылатого змея с короной на голове и рубиновым кольцом. В ГМИИ имени Пушкина привезли работы мастеров Северного Возрождения – отца и сына Кранахов. Его младший брат, Ганс Кранах (1513—1537), также стал живописцем и трудился в мастерской отца. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму.
Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку произведений представителей нескольких поколений прославленной династии Кранахов. Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре. 48 полотен и более 50 графических листов из них – 20 работ Лукаса Кранаха Старшего. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им.
Пушкина впервые вРоссии представляет масштабную выставку произведений представителей нескольких поколений прославленной династии Кранахов. С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. А ведь была еще и целая армия подражателей Кранаху. Любопытно было узнать о творческой династии Кранахов, приведенные здесь репродукции картин династии Кранахов — заставили обратить внимание на одну деталь — лица женщин на всех 4х приведённых картинах — как будто рисованы с одной натурщицы.
Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Необычное по звучанию, заставляющее вслушиваться в непривычное для русского слуха буквенное сочетание, в чём-то даже загадочное имя – Кранахи. Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано и о его жизни сохранились весьма скудные сведения. Кранахи (Cranach) — прозвище немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты.
Год спустя художник скончался в Веймаре. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Диво. Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца. Кранах Старший немало преуспел в карьере. Его полотна-эпитафии очень ценили представители богатых патрицианских семей исповедовавшие лютеранство.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Известно, что у художника было еще три дочери. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс.
Его не почувствовать, рассматривая отдельно мифологическую богиню и вообще ничего не почувствовать, кроме удивления отличной от прежних работ техникой, способом изображения символа подлинно плотской любви. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
Вот как ещё утвердил Кранах Старший земную и небесную жизнь. А в целокупности картина изображает вседневную Бесконечность. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.
Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Конечно, рассуждать о картине «Мадонна в винограднике» с какими-то безусловными выводами – нельзя, хотя бы потому только, что она не полная, частично утрачена. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж.
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь.
Отделка, торжественно-храмовые своды «Пушкинского» приуготовляют к встрече с Кранахами заранее, настраивают на философский лад. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Мир известных страстей, выражений. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Екатерины».
Зачастую, даже в фигурах вроде благообразных, пальцы рук, ладони женщин изображены похожими на те ласковые мягкие лапки, какими Искуситель подал яблоко Еве, чего не скажешь о руках Мадонны или запечатлённых на картине «Мистическое обручение» руках Екатерины, Доротеи и других Святых. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Раньше здесь, на третьем этаже дворца, обитали фрейлины.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
А. С. В сознании людей той эпохи грехопадение было граничит с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Она во многом перекликается с первой. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Руки Венеры и Евы тоже почему-то изящные. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Заумь понимания невзначай исправила действительность. Не просто иллюстрировал его сочинения. Третий этаж Эрмитажа был намоленным, культовым местом.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Мужчины у Кранахов и, прежде всего, владыки Германии богаты телами, одеждами. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Лукас Кранах Старший (1472–1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. И прожил с ним пять лет. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.
По «Мадонне с младенцем» (ок. Противоположность всему увиденному составляют мужские портреты. В этой картине тоже всех символов не перечислить, тем более уверенно разгадать. Конечно, нам трудно понять, как можно было в одни и те же годы написать эрмитажную Мадонну с младенцем под яблоней и фриденштайнскую Аллегорию Ветхого и Нового Заветов.
А. С. Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю. Виноградник – Земля.
Задний план картины выходит на первый, начинает в восприятии главенствовать. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. «Крестьянин покупает молодую куртизанку», «Старуха соблазняет молодого человека за деньги» – рот у крестьянина большой, страшный, сладострастная старуха ещё более неприятна. Пушкина в весенние месяцы.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Путь Кранаха к Лютеру был в некотором смысле предопределен. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
С другой стороны – комичное в своей дидактической прямолинейности сочинение, буквально иллюстрирующее основные положения лютерова учения и устрашающее зрителя при помощи босховской (Кранах бывал в Нидерландах с дипломатической миссией и явно знал живопись Босха не только по гравюрам) чертовщины и соответствующих цитат, для вящей убедительности пущенных по низу картины. В каждом предмете символы. Его портреты пользовались большой популярностью.
Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». В этот високосный, две тысячи шестнадцатый год, когда цветение было каким-то лавинным, когда ветки яблонь из-за обилия на них цветов были похожи на неохватные праздничные гирлянды, когда зацвели разом и яблони и черёмуха и вишня и акация и сирень и цвели долго, а кусты в густоте собственной зелени выглядели как холмы, а деревья как горы, вспомнилась «Мадонна с Младенцем под яблоней», написанная Кранахом в двадцатых годах шестнадцатого столетия и вполне, оказывается, отразившая природную жизнь, современную тоже. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов.
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Словом идеи Реформации Кранах получил из самых первых, дружеских рук. Картина из собрания ГМИИ им. Он организовал процветавшую больше ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем – к внуку и правнуку. Искусствоведы продолжают спорить.
Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Легендарная мастерская, просуществовавшая целое столетие (семейный бизнес унаследовал сын, Лукас Кранах Младший, потом внук, Августин Кранах, а после – правнук ЛукасIII и последний), работала на пределе мощностей, держа по дюжине подмастерьев единовременно и не гнушалась никакими заказами. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом.
К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. и вскоре переросло в тесную дружбу. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Этот крылатый змей присутствует на многих его картинах. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
А могли бы отметить и в США и в России. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает истинную Церковь Христову, которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Крест – ось.
В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века – вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. Вадим Садков: Это так. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона.
По долгу службы ивкоммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Впрочем, в историю немецкой культуры Кранах Старший вошел все же не столько как придворный портретист саксонских курфюрстов, сколько как портретист Мартина Лютера (к сожалению, ни одного портрета Лютера нет на московской выставке). Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» — большая, сложная, многофигурная композиция. Не потому ли Кранах Старший выделил у Младенца органы слуха крупно. Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов.
Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти.
В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. И тот, что в руке Младенца.
Порок преодолён, о чём свидетельствуют хлеб в ручках Младенца и райское яблочко. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.
Сдержанность в порицании. В основу созданного полотна легла следующая легенда. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника.
Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская». В той же культуре Востока, как известно, это – свидетельство святости. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Серебряный век» (1530 ГМИИ им. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
Картина из собрания ГМИИ им. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Искуплён грех.
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Она влечёт к себе тёплой радостью. А недавно он опустел – картины переехали в Главный штаб. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Все до одного. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон.
Неоднократно избирался бургомистром, например. Постарались романтики: не то чтобы заново открывшие Кранаха (его не настолько забыли – он просто надоел), но взглянувшие свежим глазом, они увидели в пионере лютеранства, с которым Гете к тому же состоял в дальнем родстве, подлинно национальное начало. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Они переписывались – после Вормсского рейхстага одному лишь Кранаху Лютер, не опасаясь предательства, сообщил, что ему теперь придется скрываться.
Благо там же жила его дочь со своей семьей. И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи. В этом сюжете привлекает яблоня. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. И такое, оказывается, бывает. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Очень разные у живописца миры и восхитительна его способность найти им соответственное выражение. Следующим планом – водная гладь, в предгорье тонко выписаны обитель и высокая, будто там хранится чаша Грааля, гора, кусок светлого неба. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Так репрессированные еще в сталинские годы Кранахи наконец-то реабилитированы.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. Мудрый пожаловал художнику дворянство.
У художника имелось еще три дочери. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Они прочны, плодовиты. Светлая Божья Матерь и полный жизненной силы Сын.
И начался ад – религиозные войны, реки крови, Варфоломеевская ночь. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Именно вот таким образом в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская». Плод питается соками земли через плодоножку, а через стопочку внимает небесный свет. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Шёнер»). После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес.
Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. А вот общеизвестный символ любви – Венера, написан ещё по-новому. Но тут на помощь интерпретатору должны прийти протестантская этика и дух капитализма. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Вторая картина, забравшая внимание, тоже Мадонна с Младенцем, но под яблоней. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Картина «Адам и Ева. Всецело принимаешь образы с желанием всегда носить впечатление о них с собой. Сейчас выставлены не только все невозвращенные готские вещи, но и четыре рисунка Кранаха Старшего из Дрезденского гравюрного кабинета, тоже почему-то осевшие в Пушкинском музее, в том числе – очаровательный Черный кабан.
Плоды вместо того, чтобы быть соблазнительными наливными боками, показаны стопочками. Кранах довольно рано прославился в Вене. Его мастерская стала настоящей фабрикой искусства, где помимо подмастерьев работали и сыновья художника. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Надумавшись всякого – о непохожем представлении немцами идеала женской красоты и неожиданном прорыве Кранаха Старшего в изображении плоти, отсутствии в письме дидактизма и назидательности – невзначай повернулся к просмотренным ранее картинам, потом опять посмотрел на «Венеру с амуром» и вот тут-то в сравнении ощутилось, как внутренне напряжена картина и как умеет властвовать над мужчиной женская плоть.
Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Скорее всего именно вот таким образом место, где должны находиться ступни Христа, – средокрестье нижнее – расположено на уровне глаз зрителя, чтобы восприниматься первым, в то время как верхнее средокрестье замечается только потом, для чего надо поднять глаза и рассмотреть поперечину посреди резных листьев и мысленно дописать Крест, воспроизведя надпись на табличке, которой здесь нет: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».
Они дружили. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. И в чём о них твоя недодуманность. 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери – символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь» изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора – на духовное возвышение над мирской суетой, а скала – на нерушимость истинной веры. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Там, где селился искус, живёт святость.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Для них он написал портреты. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. Трезвое понимание жизни.
Отличается и от всех Мадонн Кранахов и всех изображённых ими женщин. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Конечно же, «Венера и амур» – ренессансная классика. Не берусь утверждать, тем более с нахальным употреблением так распространённого в культурной среде словечка «переосмыслил», но Кранах Старший изобразил иначе известный библейский сюжет, а правильнее сказать, соединил глобальные сюжеты «искуса» и «святости», сопряг духовное с земным. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
На заднем плане – ложа курфюрста. Вверху голого древа, далее, опять раскидистой ветвью цветёт жизнь. На картине «Мадонна в винограднике» за спиной Младенца изображена подпорка плодоносящей виноградной лозы в форме креста, виноградные кисти в изголовье Марии и виноградная кисть в её ладони – символы жизни и смерти, кисти, прикреплённые к древу и кисть срезанная, сорванная или снятая, как в грядущем будет снят с Креста умерший на нём её Сын Христос.
На заднем плане — ложа курфюрста. С годами Кранах Старший, обзаведясь, помимо основного, сопутствующими предприятиями душеспасительного назначения – пивоварней с кабаком (а где еще, по-вашему, должны собираться интеллектуалы. ), аптекой (в рассуждении сэкономить на красках собственного производства) и типографией с книжной лавкой (не только для своих граверных нужд – там, собственно и был впервые отпечатан лютеров перевод Нового Завета на немецкий), – стал городским богатеем. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
Между двумя «Мадоннами», полных разнообразных красок, привлекает картина совсем других тонов и настроения – «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)», тоже кисти Лукаса Кранаха Старшего. А. С. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Пейзаж многозначный и впечатляющий. А. С. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха – на старом кладбище Якобсфриденхоф.
И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на этом листе, помимо самого состязания изображено множество жанровых сцен.
Изящно, тонко, неожиданно. Снятый виноград – это труды Творца. Вошел в городской совет и дважды избирался бургомистром. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха. Лукас Кранах-старший не просто поддерживал Мартина Лютера, чей портрет его кисти есть на выставке (грубоватое, мужицкое лицо), – он был его верным другом.