Слева, возле локтя Венеры на фоновой стене нарисован листок бумаги с монограммой художника и датой работы: LC 1509, а между букв-инициалов расположен своебразный «фирменный знак-символ» Кранаха — дракон с поднятыми крыльями, который он использовал во множестве своих работ. Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера". И Венера Кранаха – угловатая фигура подростка, бледная кожа, тонкие длинные руки, что подчеркивает прозрачный, невесомый шарф, который она держит в руках. Венера Кранаха – рослая, длинноногая женщина, в ее образе сочетается архаизм старого немецкого искусства с изысканностью итальянского вкуса, ее жесты грациозны и одновременно несколько неуклюжи – в этом и заключается неповторимое своеобразие произведения Лукаса Кранаха.
«венера и Амур» — картина немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего из собрания Государственного Эрмитажа. В 1769 году Екатерина II приобрела крупную коллекцию из более 600 картин у наследников саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, в которой была и картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур».
И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках.
В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами, лодки на реке — одни подбирают убитых оленей, на других— придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, — вся композиция пронизана динамикой, звуками гона, лаем собак. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело.
Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен. Впрочем, недаром там же был и университет, в котором те же ученые мужи могли предаваться диспутам об античных богах в том числе. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516).
Однако это приносит и неожиданные результаты. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Всего 48 картин и около 50 графических работ. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном.
Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). С просьбой подсказать, как служить Христу, обратился Репрев к отшельнику, а тот направил его на берег реки и велел помогать людям, желающим перебраться через нее.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Linden, Lucas Cr.
Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г. и вскоре переросло в теснуюдружбу. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю.
«Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера», — гласят золотые буквы, выведенные на чёрном фоне картины. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами» мы еще увидим развитие этого сюжета. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Кранах Старший немало преуспел в карьере. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Шёнер»).
К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). Лукас Кранах Старший (нем. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Иероним», «Стигматизация св.
Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
Они долго беседовали, пировали. В этом смысле он вполне современен. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Множатся картины на античные сюжеты. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Год спустя художник скончался в Веймаре. 1530, Вена, Музей истории искусства). Картина «Венера и Амур» была создана вскоре после того, как художник вернулся из Нидерландов.
Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Франциска» и «Покаяние Св. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Художник пристрастился к крупноформатным полотнам и картинам-эпитафиям, которые заказывали представители богатых семей исповедовавших лютеранство. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В основу созданного полотна легла следующая легенда.
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
Охват тем огромный. Картина, несмотря на внушительные размеры и монументальность композиции, отличается почти миниатюрной тщательностью исполнения и тонкостью письма: очевидно, здесь проявилось влияние нидерландской живописной школы XV века, которая произвела на Кранаха сильное впечатление во время его путешествия по Нидерландам в 1508 году. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.
К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Картина «Адам и Ева. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты.
Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Виттенберг был университетским городом.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Надпись наверху переводится как «Гони от себя Купидоново сладострастие или иначе твоей душой овладеет Венера», придумана она, вероятно, гуманистом Конрадом Цельтисом. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях.
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. И все же прославился он прежде всего как художник, замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления— оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. В ставление ста лет понимание «Венера и Амур» не низвергнулось расширением талантливейшего целлюлозного подзамчера лолитки Возрождения. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского.
С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Один из искусствоведов историков творчества Лукаса Кранаха, задается вопросом, как могла использоваться такого рода картина и где она могла находиться и приходит к выводу, что она должна была быть в помещении «еще более укромном, чем спальня».
Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно).
Есть, к примеру, картина из Нижнего Новгорода: мы ее передали в местный музей в начале 1930-х годов. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект.
С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Известно, что у художника было еще три дочери. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте).
Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Согласно легенде, она живёт неподалёку от города Вартбурга, в пещере огненной горы Герзельбург, которую вот таким образом называют ещё «Венусберг».
Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). А. С. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи).
Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Кранах изображая своего друга, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы, живые глаза выдают ум и решительность.
Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника. У художника имелось еще три дочери. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд).
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Множатся картины на античные сюжеты. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Жил в Ханаане человек по имени Репрев, огромный рост и недюжинная сила которого выделяли его из всеобщей толпы. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие.
Для них он написал портреты. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика из драгоценных камней, фигурки людей и животных. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
«Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему. Известен как замечательный мастер портретногожанра. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Благодаря руке мастера современный мир теперь может с любопытством всматриваться в лица людей, живших несколько веков назад и узнать, как выглядели лидеры Реформации, сторонником которой еще с самых ранних этапов ее зарождения был Лукас Кранах. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.
Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах.