Автопортрет Лукас Кранах Старший написал в зрелом возрасте, будучи признанным мастером, работы которого приобретали знатоки и ценители искусства, аристократы и разбогатевшие горожане.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Для них он написал портреты. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
Они напоминают детский рисунок, лубок, нечто нереальное, но подкупающее своей наивностью и своеобразной, сказочной поэтичностью. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины— высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Н. Н. В 1493 г. молодой человек отправился с Святую землю — Палестину.
Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади — настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Никулин). Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок.
Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Однако это приносит и неожиданные результаты. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Известно, что у художника было еще три дочери.
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.
Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3.
Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. У художника имелось еще три дочери. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника».
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Так в 1508 г. Фридрих Мудрый отправляет художника с дипломатической миссией в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I. После смерти Фридриха Мудрого Лукас Кранах продолжает оставаться при дворе его приемников: Иоанна Твердого и Иоганна Фредерика Великодушного.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Год спустя художник скончался в Веймаре. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
Мария как бы находится в широкой раковине, образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок ангелов, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа, прислонившегося к сосне. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь.