Лукас Кранах прожил долгую и, скорее всего, счастливую жизнь. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Обычно при раскрытии такого сюжета на картине изображается много действующих лиц. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Умер Кранах 16 октября 1553. В Вене, где Лукас Кранах провел около пяти лет, его присутствие засвидетельствовано, начиная с 1503-1504 годов именно здесь он написал свои первые известные нам картины («Распятие», «Св. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Спор между первосвященниками и Пилатом теперь вполне понятен. История искусства.
В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты).
История искусства. Творчество Кранаха в последние десятилетияего жизни весьма разнообразно. Ни в одном произведении нестоит Кранах так близко к Дюреру, какздесь. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп.
Приняв учение Лютера в начале 1520-х годов, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Семейства на пути в Египет — у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ — в церкви св. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. В кранаховских картинах 1502 – 1503 годов ощущается цветовое единство.
Однажды он заблудился в заколдованном лесу и уснул. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах «Рай» (1530) и «Источник юности» (1546). Лучше всего удавались ему изображения снебольшим числом фигур.
Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Лицо Христа безучастно. Он писал такжежанровые картины и охотничьи сцены.
Екатерины». В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Лукас Кранах Старший (1472–1553) был самым известным после Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего художником Германии времен Возрождения.
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница передХристом (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселеи Пеште) и др. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж).
Является парной картиной к портрету супруги доктора Анны Куспиниан. Мария и Иоанн изображены ведущими беседу. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). В этом смысле особенно характерны поздние картины Лукаса Кранаха на мифологические темы – «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне) и другие. К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530 Вартбург), в котором дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом. Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника» : «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает».
Художник и график эпохи Ренессанса, мастер портретов и библейских сюжетов. Лукас Кранах Старший (нем.
Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Однако, несмотря на дружбу кранаха с мартином Лютером в числе постоянных заказчиков художника был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Год спустя художник скончался в Веймаре. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера.
Сторонник Реформации и друг Лютера. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году.
Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. После 20-х годов 16 века в творчестве художника нарастают другие тенденции.
Ориентация на нидерландское искусство 15 века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-20, КГ, Дрезден). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В Евангелии от Иоанна сказано: Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского.
Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними испугались и говорили: 8220истинно, человек этот был Сын Божий8221. Заняв пост придворного живописца, мастер вместе с полагающимися привилегиями, в том числе и довольно приличным жалованием (в новой должности Кранаху было положено целых 100 гульденов годовых, в то время как его предшественнику — всего лишь 40), получил и придворные обязанности. Затем картины «Суд Париса» по мотивам античного сюжета неоднократно создавались в его мастерской. Картина «Меланхолия» создана художником в 30-х годах 16 столетия на основе популярного сюжета, пользующегося спросом и бытовавшего в среде мастеров и заказчиков. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург.
Взгляд Марии обращён к Христу. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Вверхней Франконии, в Кронахе, каким же образомшло его дальнейшее развитие неизвестно.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Картина относится к ранним работам художника. Размер доски 51 x 97 см, дерево, масло. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Картина «Суд Париса» написана немецким живописцем Лукасом Кранахом около 1514 года.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Умер Кранах 16 октября 1553.
Немецкий художник и график эпохи Возрождения. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Он сопровождал своего господина на охоту, участвовал в турнирах и празднествах, а в 1508 г. был даже послан с дипломатической миссией в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I. Здесь он написал портрет будущего императора Карла V Габсбурга, тогда еще восьмилетнего мальчика познакомился с творчеством самого мистического художника Европы — Иеронима Босха (а возможно и с ним самим), доказательством чему служит большая копия Кранаха с босховского алтаря «Страшный суд». Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. С Кранахами, Матиаса Грюневальда, дело впрочем, обстоит лучше. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Собственно, позднейшая манера мастера, которая наиболее известна как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции его мужские типы иногда полны благородства, но порою приближаются к карикатуре женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546).
Екатерины». «Наряду с сухими и скучными произведениями, отражавшими те или иные догмы лютеранства, – «Христианские заповеди», «Грехопадение и спасение», он написал несколько картин, осуждающих пороки и недостачей общества. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим.
В то же время в числе его постоянныхзаказчиков был кардинал АльбрехтБранденбургский ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардиналаАльбрехта Бранденбургского»). Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 году послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты.
Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Франциска» все в Художественно-историческом музее в Вене). В зрелые годы Лукас Кранах создал целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга» (Брюссель), «Портрет дамы» (1526 Мюнхен), «Автопортрет» (1527 Флоренция).
Lucas Cranach der Altere, Кронах, Верхняя Франкония, 1472 — Веймар, 1553) — немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Сам великий реформаторсыграл немаловажную роль в Кранаха. Известен как замечательный мастер портретного жанра. Однако художник в своих картинах изображал историю не так, как о ней повествовано в древнегреческом мифе, а так, как ее пересказал итальянский сочинитель XIII века Гвидо делле Колонне в романе «История разрушения Трои». Наибольшее впечатление произвел на него Квентин Массейс.
В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Для них он написал портреты.
Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Картина «Аполлон и Диана» создана художником в 1530 году. имеют переходный характер. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В этой картине только пять персонажей.
Размер работы 88, 5 x 58, 6 см, дерево, масло. Не смей нарушить мой сон». В женских портретах Кранах стремился к созданию идеального типа: лица с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и сладкой улыбкой. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). «Отдыхающая нимфа» – одна из таких картин. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», «Мезальянс», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. В кранаховских картинах 1502 – 1503 годов ощущается цветовое единство.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Впервые Лукас Кранах обратился к этому сюжету в 1508 году, в гравюре на дереве. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
История искусства. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Традиционно искусствоведы говорят о «Семье Кранаха», о «Кранахе и его мастерской» или о «Кранахе и его круге», поскольку доподлинно авторство работ, в частности после 1510 года, определить почти невозможно. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло.
Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – «Оплата» (1532), «Влюбленный старик» уродливая старуха ищет взаимности юноши – «Влюбленная старуха». Вместе с тем это один из лучших видов природы в европейском искусстве. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Размер работы 43 x 32, 2 cm, дерево, масло. Собственно, юношеских работ художника не сохранилось.
Известно, что у художника было еще три дочери. Шёнер»). С 1530-х годов множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготического искусства (смотри иллюстрацию к статье Иудифь). В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. В Веймаре сохранился дом Кранаха в Дворцовом музее — галерея Кранаха. Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св.
Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода. Основательница традиции, эта сонная нимфа является отдаленной родственницей «Спящей 1042енеры» 1044жорджоне и «Олимпии» Мане. Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509).
Умер Кранах 16 октября 1553. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В них еще нет правильного перспективного построения, они перегружены деталями, в изображениях присутствуют элементы мистики сам рисунок кажется составленным из запутанных вьющихся линий. Уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532) – Влюбленный старик уродливая старуха ищет юноши взаимности – Влюбленная старуха, Это жанровые сценки. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Картину «Портрет женщины» немецкий художник Лукас Кранах Старший написал в 1526 году.
Размер картины художника 41 x 26 см, дерево, масло. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. Во сне к нему явились хитрый бог Гермес и три красавицы-богини с просьбой определить, кто из олимпийских богинь является «прекраснейшей».
На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Напротяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретногожанра. Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения.
Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного».
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне). Свою первую 1042енеру в сопровождении маленького Амура Кранах написал в 1509 году (теперь эта картина находится в коллекции петербургского Эрмитажа). Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета.
Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Несколько раньше, в мае 1521 года, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Картину относят к позднему периоду творчества художника. Среди многочисленных и довольнооднообразных поздних работ художникаследует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515, Виттенберг – 25. 1. 1586, Веймар) унаследовал после 1553 мастерскую отца.
Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром.
Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 464). В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Мария обращается одновременно к Иисусу.
Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно.
Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Франциска» и «Покаяние Св.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Высшим достижением портретного искусстваКранаха является профильное изображениеЛютера (1520–1521, гравюра на меди). Размер доски 83, 8 x 56, 5 см, дерево, масло. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» быстро разошелся по Германии.
Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Выделить картины руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «кранаховский стиль» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Он открывает для себя итальянские картины, в первую очередь Леонардо да Винчи. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
Вялые исполненные манерности фигуры портретируемых или персонажей облачаются художником в аристократические костюмы. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Размер 56 x 42 см, дерево, масло. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". Отдыхсв.
Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую так называемый стиль Кранаха. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины.
Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера 150 Лукас Кранах Младший.
Картина «Распятие с преображенным центурионом» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го столетия. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». «Не нарушь ее сна. » – Предостережение запрещает прикасаться к соблазнительной красавице, но действительно ли она тихо-мирно спит. Так ипо работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколькосухого и угловатого рисунка и рутинностьюкомпозиции его мужские типы иногдаполны Позднейшая благородства, манера мастера, которая наиболее известна нам как поего собственным произведениям, с их узкимитальями, но порою приближаютсяк карикатуре женские же типы, четырехугольными головами икосыми глазами, далеко не подходят подпонятие греческой или итальянскойкрасоты. Мартина Лютера.
Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». В наиболее ранних из дошедших до нас произведений, прежде всего в гравюрах, можно отметить признаки связи Кранаха с позднеготическими традициями (гравюры на дереве 1502-1509 годов – «Распятие», «Святой Иероним», «Искушение святого Антония»). Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Лукас Кранах Старший (нем. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Во всяком случае именно здесь он написал первые известные нам картины, среди которых «Голгофа» (ок. Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 герб – крылатый дракон).
Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Картина «Обиженный Амур и Венера», размер 81, 3 x 54, 6 см, дерево, масло.
Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). Но не только.
Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Очевидно, эта поездка стала причиной появления картины «Венера и Амур», где он сделал первую попытку в живописи Северной Европы изобразить античную богиню обнаженной. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Размер 59 x 45 см, дерево, масло. Никулин).
Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Иоанн же старается утешить Марию. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика.
и вскоре переросло в тесную дружбу. Размер работы 77 x 121, 5 см, дерево, масло. Тревожные серые облака над Христом и его развевающаяся набедренная повязка отделяют уже его от земной жизни. Кранах прожил долгую жизнь.
Этот портрет как бы суммирует все его завоевания в области передачи реальной действительности. Портрет относится к раннему периоду творчества художника. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон. Картина «Три грации» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16 века. И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи.
Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). Согласно итальянской версии средних веков Парис – рыцарь, королевский сын.
Охват тем огромный. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Портрет относят к среднему периоду творчества художника.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма. Кранах последовал за ним.
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.
К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темносиним. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Лукреция в мехах, удачно оттеняющих прекрасную грудь, восхищает красотой, а не подвигом. Размер картины 30, 5 x 23 см, дерево, масло.
Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-03, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. Этот «разговор» – безусловно нечто новое для живописи того времени.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516).
Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Распятие Христа – один из главных сюжетов картин на темы Евангелия.
Несмотря на надуманность и гротескность образов, картины были важным шагом в формировании бытового жанра. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Очевидно, эта поездка стала причиной появления картины «Венера и Амур», где он сделал первую попытку в живописи Северной Европы изобразить античную богиню обнаженной.
Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. (нем. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. У художника имелось еще три дочери.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Перед нами человеческая драма. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520 – 1521, гравюра на меди). Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. 1530, Вена, Музей истории искусства).
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Картину относят к зрелому периоду творчества художника. В кранаховских картинах 1502–1503 годовощущается цветовое единство. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства. Кранах превращает пассивную у многих художников сцену в активную. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. К шедеврам такого рода относится «Рождество Христа» (ок.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Портрет доктора философии Иоганна Куспиниана написан Лукасом Кранахом Старшим в 1503 году.
Латинская надпись на краю бассейна предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты правописания — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Подтверждением этому является целый ряд многочисленных картин немецкого живописца «Суд Париса» на известный историко-мифологический сюжет. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 – Веймар, 16 октября 1553) – немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Отдых св.
В картинах художника после 30-х годов проскальзывают элементы эротики. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Это бесконечные «Адам и Ева», «Диана», «Юдифь», «Венера», «Вирсавия» – картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
Меч в руке святой атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Немецкийхудожник и график эпохи Возрождения. В дальнейшем его то забывали на века, то заново «открывали» и превозносили до небес, то вновь отодвигали на задний план, обвиняя в манерности и приверженности к штампам. Семейства на пути в Египет — у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ — в церкви св. Только их поза и взгляды привлекают внимание к распятиям.
В 1550г. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. d. Aeltere (Гёрл., 1879) M. B. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Работал в гравюре, одним из первых вЕвропе начал создавать цветные оттиски.
Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Лукас Кранах Младший (1515 – 1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
КРАНАХ в свое время имел большое влияние наживописные школы средней и северной Германии. Большое внимание в картинах уделяется натурализму деталей. В молодые годы Генрих коллекционировал пушки, а Кранах Старший протирал их и собственноручно чистил. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо под вопросом с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
«Наряду с сухими и скучными произведениями, отражавшими те или иные догмы лютеранства, – "Христианские заповеди", "Грехопадение и спасение", он написал несколько картин, осуждающих пороки и недостачей общества. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. В портретах, созданных в Виттенберге, Кранах не углублялся в психологическую характеристику модели, ограничиваясь суммарным воспроизведением её внешних черт и уделяя особое внимание заострённости характеристики образа. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Кстати пришлась и очень выгодная женитьба на дочери богатейшего виттенбергского пивовара. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством— почти все его время занято выполнением дипломатических поручений.
Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Ср.
Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В основу созданного полотна легла следующая легенда. А. С. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший.
В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственный музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. Его портреты пользовались большой популярностью. Оносделано в период наибольшей близостиКранаха с главой Реформации.
Размер доски 50, 5 x 35, 7 см, дерево, масло. Никулин). Множатся картины на античные сюжеты.
Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки.
Он не в силах что-то ответить. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Картина «Распятие с преображенным центурионом» создана художником по мотивам известной библейской легенды Нового Завета. Немецкий художник также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины.
Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. «Покаяние святого Иеронима» создана в 1502-1503 году. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий.
Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Никулин).
Однако это приносит и неожиданные результаты. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Н. Н. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута.
А. С. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.