Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Лукас Кранах Старший, картини якого в раннй перод його творчост видляються новаторством задуму, свободою композиц, природнстю гармон мж людиною природою, приблизно з 1520 вддаляться вд сво первсно манери написання.
До слова, аптека нмецького художника працювала аж до 1871 року згорла в результат пожеж. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Учн Кранаха Старшого або писали в манер свого наставника, або повторювали багато його картини.
Пятьма персонажами на сцен життя розграна справжня драма. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Потм сус тут же в рчц охрестив Репрева нарк його Христофором (у переклад з грецько – «несучий Христа»). Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Умер Кранах 16 октября 1553. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Помимо обязанностей придворного живописца Кранаху приходится выполнять и различные поручения курфюста. Четыре варианта «Лукреции», дамы благочестивой, не вынесшей позора и заколовшей себя ножом, говорят не о добродетели, а о чувственном начале.
З соковитою зеленню вдмнно гармонують насичен червон тони одягу. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Так в 1508 г. Фридрих Мудрый отправляет художника с дипломатической миссией в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I. После смерти Фридриха Мудрого Лукас Кранах продолжает оставаться при дворе его приемников: Иоанна Твердого и Иоганна Фредерика Великодушного. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Охват тем огромный. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.
Венера, 1529. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Для них он написал портреты.
Высокое профессиональное мастерство Кранаха в поздний период сохраняется в его портретах. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Благодаря руке мастера современный мир теперь может с любопытством всматриваться в лица людей, живших несколько веков назад и узнать, как выглядели лидеры Реформации, сторонником которой еще с самых ранних этапов ее зарождения был Лукас Кранах. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты.
Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Спасибо. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау) гуманистические идеалы выражены также в картинах Венера и Амур (1509, ГЭ), Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий. В фасовом повороте Мадонны, в изысканной правильности ее черт как будто сказались итальянские впечатления. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Год спустя художник скончался в Веймаре.
С одной стороны, это историческая картина, так как изображает конкретный случай – охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Эти произведения затем в больших количествах размножались в его мастерской. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Шёнер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель автопортрет, 1550, Уффици). В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. «Аллегория правосудия», чью наготу никак не скрывает и даже подчеркивает прозрачная вуаль, предназначалась, конечно, не для присутственных мест. Сьогодн досить важко визначити справжн авторство деяких з них. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. «Розпяття» – картина 1501, сюжет яко був узятий з Святого Письма.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Известно, что у художника было еще три дочери. История ее такова. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины— высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника.
Шёнер»). У нй проглядаться совершенно новий пдхд Лукаса Кранаха до теми розпяття Христа. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно. Вн писав ввтар, розробляв монети, займався гравюрами ксилографю. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Картини духовно тематики вдображали розвиток становлення протестантсько Реформац.
Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.
Екатерины». Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах.
В период работы при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Виттенберге (1505-52) определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил художник. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Мартина Лютера.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Почему штаты так шарахаются во все стороны. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Достижения искусства Возрождения претворены в Алтаре св. Ибо более блаженной смерти быть не может». Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Но не только. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, цветовое решение напряжённое и экспрессивное (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) в других картинах, наоборот, преобладает сказочно-идиллическое начало (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
Лукасу чудово вдавалися пейзажн роботи.
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). У 1532 роц Лукас отримав вд Фрдрха III замовлення на 60 портретв. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Картинная галерея, Берлин. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Источник молодости, 1546. Картина «Вдпочинок на шляху до гипту», написана в 1504 роц, показу деальне проведення часу смейства, що розмстився на галявин серед берз ялин. З-пд його пензля вийшло клька портретв Мартна Лютера (Католицького священика, нцатора руху в Церкв, названого Реформацю), його дружини дтей, придворних княжих персон, багатьох духовних осб католицько церкви.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхищающие маньеризм 1530-50-х гг.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Дерево, масло, 3822 см. Немов пустотлив дти, янголятка грають з маленьким Христом, шанувальникв збирають квти. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания.
В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Франциска» и «Покаяние Св. Жив у Ханаан людина на мя Репрев, величезний рст неабияка сила якого видляли його з загально юрби. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Образи Святого Христофора в рзн часи писали багато художникв. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг.
Остропсихологичны, монументальны и его поздние портреты (И. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). сша перестают быть тотальным гегемоном на мировой арене (что особо проявилось при конфликте с Россией) и что бы хоть ненадолго отсрочить своё падение, которое неизбежно, начинают серии управляемых конфликтов, что должны послужить для создания территорий хаоса, непригодных для нормальной жизни. Картина «Адам и Ева.
Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи.
У художника було ще три дочки. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
У художника имелось еще три дочери. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. 1530, Вена, Музей истории искусства).
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Моделями Кранаха были саксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее.
Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода.
Примечание. Однако это приносит и неожиданные результаты. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. На этой довольно еще готической по манерному изяществу картине Кранах сочинил и прелестный, ему лишь свойственный аккорд красок.
Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. и вскоре переросло в тесную дружбу.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстрации к теологическим сочинениям реформаторов, а также значительные станковые произведения, в том числе портреты Лютера, многочисленные гравюры (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви.
В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Его супруга как будто бы светится изнутри.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Творння Лукаса Кранаха гдно зайняло свою ншу в релгйнй тематиц. В основу створеного полотна лягла наступна легенда. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного».
В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно.
В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
Лувр, Париж. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Багато людей, побачивши таке диво, звернулися в вру. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах.
Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Учился он, по-видимому, у своего отца. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1.
В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Ряд творв був створений у лютеранськй манер. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см.
Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Его портреты пользовались большой популярностью. В основу созданного полотна легла следующая легенда.