Именно у Строганова-Щербатова в начале 1970-х годов и купил диптих Нортон Саймон. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Как указано в акте передачи картин Госторгу, к картинам прилагался сопроводительный паспорт и брошюра профессора Гилярова «Новонайденное произведение Кранаха в Музее искусства ВУАН». — А. Г. )» (Бiлокiнь С. Iз старого листування (Меркурiй Сергiйович Гиляров, 1912–1985) // Ханенкiвськi читання. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Музей не был разграблен и открылся сразу же после освобождения Киева Красной армией. 5.
В августе 1929 года в музей является новая комиссия. Подобное упоминание могло стоить десяти лет заключения. Первым номером в этом списке значится «картина Адам и Ева Кранаха — оценка 30000 рублей». «Кранаха отнимут и продадут», – витало в воздухе. Как картина оказалась здесь – неизвестно.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Новое рассмотрение дела состоится в ближайшие месяцы. В мае 1931 года «русский» Кранах был продан на аукционе в Берлине за 10 тысяч долларов. Честно говоря, я отнесся к этой идее скептически (ведь все предполагали, что Кранах находится в какой-то частной закрытой коллекции) и скорее забавы ради набрал в «Гугле»: «Lucas Cranach the Elder».
Плод знаний нужен так для простака И очень может вскоре пригодиться. Виттенберг был университетским городом. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Эта изящно изданная брошюра (на украинском языке, с большим французским резюме) сейчас лежит перед мною. Картина «Адам и Ева.
Он никак не мог предполагать (вот в этом я совершенно уверен), что всего через три года в «Огоньке» выйдет статья К. Акинши, цитаты из которой я приводил выше, а годом позже — его же прекрасная статья в журнале «Наше наследие» (см. : Наше наследие. Дело в том, что это мой дед, Сергей Алексеевич Гиляров (1887–1946), был первым, кто разглядел шедевр мирового значения в огромной (почти два метра в высоту и полтора в ширину) доске, грязной и обшарпанной, но все же еще сохранявшей остатки красочного слоя: изображение двух стоящих обнаженных фигур — слева мужской, справа — женской. Известно, что у художника было еще три дочери. Да и сил у них на это не было. В Избе-читальне вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др. ) Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством.
Вторым основанием стало истечение срока давности в штате Калифорния – он составляет три года для споров о приобретении произведений искусства. Но смотрится, как прежде, с любопытством. Тема картины — бессмертие и вечная молодость, мистическая вера в очищающую и живительную силу воды.
А история современного спора за «Адама и Еву» такова. Тучи над музейными собраниями страны стали собираться в том же 1928 году. В 1949 году диссертация эта с длинным, но точным названием «Особенности почвы как среды обитания и ее роль в эволюции насекомых» была им не только успешно защищена, но и издана отдельной книгой. Он предпочитал выбирать сюжеты, в которых можно было бы обойти запрет церкви и показывать обнаженное тело, что весьма нравилось высокопоставленным заказчикам. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в «Алтаре Святой Екатерины» и «Княжеском алтаре», в картинах «Венера и Амур» и «Нимфа источника». История забавна эта так, Что рассказать о ней необходимо.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. В одной из публикаций (в сетевом издании «The Art Newspaper» за 25. 10. 2007), посвященной данному процессу, прямо говорится, что суд знал о том, что в начале 1920-х годов картину изъяли из церкви Святой Троицы в Киеве, а каким образом картина очутилась в церкви, неясно.
Через год дамоклов меч навис и над диптихом Кранаха. В 1526году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. Сложно понять имеет ли такое мнение реальные основания, но считается, что некоторые аукционы по продаже антиквариата из СССР проходили с условием сохранения «инкогнито» государственного происхождения ценностей и произведения искусства приписывались разным частным собраниям. Адама с Евой он изобразил, Когда запретный плод передавался.
Среди безусловных шедевров (а там есть первоклассные вещи Липпи, Рафаэля, Боттичелли, Рубенса, Рембрандта, Гойи, Сурбарана, Модильяни, Дега и других) приведены и «дедовские» «Адам» и «Ева» — обе половины диптиха целиком и отдельно, во всю страницу, фрагмент фигуры Евы. В 2002 году, по предложению журнала «Природа», я написал воспоминания об отце. Казалось бы, ну какое тебе дело до нешуточного спора, разгоревшегося в Америке между Музеем Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния) и наследниками голландского антиквара Жака Гудстиккера за право владеть «русским Кранахом» — диптихом «Адам» и «Ева» работы Лукаса Кранаха Старшего, выдающегося художника немецкого Возрождения конца XV — середины XVI века. Они были там, где находятся и сейчас, — в Музее Нортона Саймона в Пасадене (Norton Simon Museum, Калифорния, США).
Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Только вот поделать с этим нечего, писать и говорить о таком было просто опасно. Отец мне почти ничего не рассказывал о трагической судьбе деда. В брошюре Гиляров описывает реставрацию работы, приводит доказательства подлинности, коротко рассказывает о жизни Кранаха и сравнивает «Адама и Еву» с другими полотнами художника.
Такая ювенальная женственность и сегодня кажется трогательной. Изъятием гобелена и ряда картин дело не кончилось. Он не хотел портить карьеру сыну (моему отцу) Меркурию Гилярову — талантливому биологу, который работал в это время в Москве над докторской диссертаций.
В беседе с директором и его заместителем (С. А. Гиляровым) он передал устную директиву Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения) — подготовить для экспорта за границу список вещей, случайно оказавшихся в музее, но не представляющих особой ценности (их даже называли «музейными перевесками»). Картину купил антиквар Жак Гудстиккер. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Это всего лишь одна из случайностей, которыми так полна судьба кранаховских «Адама и Евы». Ясно, кое-кто из властей предержащих осознавал, что задуманное дело не очень хорошее. Известна точная дата этого события — 11 июня 1928 года. Посему инструкции были секретными и поступали они только соответствующим начальникам. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Вскоре по электронной почте пришел ответ от Кэрол Тогнери (Carol Togneri), куратора музея в Пасадене.
Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. В конце войны диптих был обнаружен силами западных союзников непосредственно в имении рейхсмаршала нацистской Германии Германа Геринга. Битва за сохранение Кранаха в Киевском музее, конечно же, была проиграна — 29 августа 1929 года «Адам» и «Ева» были переданы уполномоченному Госторга для отсылки в ленинградскую контору «Антиквариат». Кив: Кий, 2002). Дерево, масло, 122, 5186, 5 см.
Адам в руке плод этот ощутил. Помните, у Солженицына в «Круге первом» в шарашке сидел человек, который где-то обмолвился о продаже Эрмитажных картин. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. У Евы же лукавый очень взгляд, Зловещий даже, вовсе не наивный. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Весной 1928 года Лаврский музей чуть было не внёс картину в список «вещей, не отвечающих целевому наставлению музея и не имеющих значения для украинской культуры». Когда представители музея заявили, что наследники Гудстиккера не могут претендовать на «Адама и Еву», поскольку картина была незаконно конфискована большевиками у Строгановых и по справедливости возвращена им после войны — вот тогда на свет был извлечён «Новознайдений твр Кранаха» Гилярова.
Комиссии, являвшиеся в музей одна за другой, намечали для продажи никакие не «перевески», а ценнейшие экспонаты, составляющие гордость собрания. История имеет поворот В оценке двух нагих и их сознанья. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Основания для такого решения были следующие. Но я стал биологом.
Он продолжал туда ходить каждый день, стараясь в меру своих сил поддерживать порядок. Удлиненные фигуры Адама и Евы отчетливо выделяются на темном фоне их позы не лишены театральности, а жесты сознательно акцентированы. Источник молодости, 1546.
А через пять минут, попав на общий каталог работ Кранаха, увидел на экране компьютера «Адама» и «Еву», столь хорошо мне знакомых по фотографиям в дедовской брошюре. С. 28-38), что Киевский музей западного и восточного искусства снова будет носить имя Богдана и Варвары Ханенко (что абсолютно заслуженно, поскольку именно их собрание легло в основу музейной коллекции) и что в этом музее будет проходить конференция, посвященная его отцу — С. А. Гилярову. Когда текст воспоминаний об отце был почти готов, один из моих друзей имевший тогда гораздо больший опыт пользования интернетом, стал настойчиво советовать мне поискать диптих во «всемирной паутине». В пользу Строганова-Щербатова сыграла приписка советских функционеров «Адама и Евы» к собранию князей во время продажи в Берлине.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. В Вене, где Лукас Кранах провел около пяти лет, его присутствие засвидетельствовано, начиная с 1503-1504 годов именно здесь он написал свои первые известные нам картины («Распятие», «Св. 1989.
Что было с картиной до 1919 года — неизвестно. По удачному стечению обстоятельств она попала в руки профессора Киевского университета Гилярова, работавшего в то время заместителем директора Музея искусств Всеукраинской академии наук (ныне — Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко).
Сам Гудстиккер (на фото) погиб на корабле, но его супруга и ребёнок добрались до США. Лувр, Париж. Ряд картин ушел за бесценок, а половина партии в 150 картин оказалась не раскупленной и вернулась в Ленинград. Основанием служит то, что Жак Гудстиккер, еврей по национальности, вынужден был бежать от нацистов в Америку и погиб во время этого путешествия (свалился в открытый люк), а его вдова с годовалым сыном добралась до места назначения.
Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. и нет. Формально никаких отношений между отцом и дедом после войны не существовало, но фотография деда в резной деревянной рамке всегда висела у него над письменным столом (теперь уже в другой квартире она висит над моим столом и я смотрю на нее сейчас). А еще через два года она была удостоена Сталинской премии III степени — наградой, по тем временам, очень высокой. Они долго беседовали, пировали.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. В 1933 году он был арестован за «связь с иностранцами». Понятно: сьеден был запретный плод, И сорван был он с дерева познанья.
Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах. Здесь доску прежде всего отмыли (на это, как пишет Гиляров, ушло не одно ведро воды. ) и приступили к тщательному изучению и реставрации. Противостояние властей и музейщиков было неравным: 20 августа 1928 года ценнейший гобелен начала XVI века, памятник, не имевший аналогов в отечественных музеях (да и в Западной Европе их все можно по пальцам пересчитать), пришлось снять со стены и отдать комиссии. К тому времени все музеи были уже государственные.
Однако по прошествии этого срока был не только освобожден, но и оправдан. Венера, 1529. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. В 1946 году дед умер в тюрьме, находясь под следствием.
Это безупречное и абсолютное изображение великолепных человеческих тел, созданные по классическим образцам, которые показывают нам вершину прекрасного. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном.
Конечно, сначала намеченные для экспорта произведения нужно было из музеев изъять, но в этом ничего трудного не видели. А заканчивалось письмо так: «Как я хотела бы пожать руку Вашему деду и выразить благодарность за то, что он спас шедевр для человечества».
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Именно в этот день С. А. Гиляров — специалист по западному искусству, заместитель директора Киевского музея искусств Украинской Академии наук, пришел по приглашению профессора Ф. Л. Эрнста инспектора по охране памятников культуры, в Киевскую Лавру (тогда уже музей-заповедник). Власть начала действовать жестко и бесцеремонно.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Лукреция в мехах, удачно оттеняющих прекрасную грудь, восхищает красотой, а не подвигом.
К теме изображения прародителей Кранах обращался много раз. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления— оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. На берлинском аукционе диптих Кранаха был заявлен как часть собрания Строгановых (предметы из Строгановского дворца на самом деле также выставлялись). В скором времени реставрация вернула шедевру первоначальный вид. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Вроде бы все это теперь уже очень далеко от нас — и во времени и в пространстве.
Отец не застал эпохи гласности и перестройки (умер в 1985 году). Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. На дереве познания висят. А Бог спросил про эту суету, И почему на лицах их тревога. Адам и Ева.
Неудивительно, что представители музея и инспектор по охране памятников (скорее всего, тот же Ф. Л. Эрнст) согласились с выдачей только четырех экспонатов из двадцати, а от выдачи остальных категорически отказались. Однако это приносит и неожиданные результаты. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Профессор вспоминает без ложной скромности, как «с первого же взгляда убедился, что передо мною вещь не только, как говорят, классная, но и первостепенное произведение». Тогда было решено отдать находку в отдел предметов культа – и использовать для антирелигиозной пропаганды. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Соответствующих документов об изъятии художественного предмета не оформляли, но настоятель сообщил, что картина хранилась с 1919 года и была спрятана в чулан в годы Гражданской войны.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. На заседании Политбюро (где уже главенствовал Сталин) в августе была одобрена бесхитростная идея, как можно легко заработать столь нужную для страны твердую валюту. В тексте «Автобиографии» (написанной, но не подготовленной к печати и никогда не публиковавшейся) он, осторожности ради, об арестах деда вообще не упоминает. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Есть версия, что «Адам и Ева» попали на витрину, отмеченные как часть коллекции из дворца Строгановых. Растерянным он в тот момент казался. По окончании Второй мировой союзники вернули работы голландскому правительству.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Екатериной», Нидерланды, XVI век диптих, приписываемый школе Дирка Боутса, Нидерланды, XV век французский гобелен «Поклонение волхвов» 1512 года (. ) и другие выдающиеся памятники живописи и прикладного искусства. Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника» : «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает». Кажется, гражданское звучание темы не миновало и Лукаса Кранаха, поборника Реформации. Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
Дерево, масло, 3822 см. — А. Г. ) списку, а именно: четырех (4) картин и одного (1) гобелена, причем заместитель директора музея от выдачи указанных вещей отказался» В ответ на отказ Гилярова отдать картины и гобелен поступили телеграфные распоряжения от заместителя наркома просвещения т. Полоцкого с требованиями немедленно все выдать комиссии.
В Германии разрастался экономический кризис. Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. Случай чрезвычайно редкий в советской практике, но то ведь был еще не 1937 год, а только 1933-й. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров.
Иск отклонили и право собственности на картины осталось неизменным. Кто засунул картину под лестницу, Стешенко не знал. Он собирает восстание и идет на Рим. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Франциска» все в Художественно-историческом музее в Вене). В 1929 году, через четырнадцать месяцев после чудесного открытия, диптих изъяли и отправили в главную контору Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей «Антиквариат» в Ленинграде. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. В её интернациональную команду юристов входят арт-детектив Клеменс Туссен и адвокаты из фирмы Herrick, Feinstein LLP, чуть раньше выбившие для наследников Малевича миллионные выплаты и ряд полотен из Музея современного искусства в Нью-Йорке и амстердамского музея Стеделейк. В годы гласности и перестройки Константин Александрович Акинша написал для журнала «Огонек» (51 за 1988 г. ) пронзительный текст о том, как это происходило, причем именно на примере Киевского музея искусств, где работал дед. Впрочем, волнение мое понятно и объяснимо. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Древний сей сюжет.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Варварой и св. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Вдова Гудстиккера, Дэзи, не верила в справедливость властей и потому решила не вести переговоры о реституции. У Кранаха дерево – всегда яблоня, хотя у других живописцев оно может быть и фиговым. В Лавре картину почистили и открылись два обнаженных силуэта. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами.
И это была максимальная вырученная на том аукционе сумма. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Вдова сына голландского антиквара Жака Гудстиккера (купившего диптих на аукционе в Берлине в 1931 году), Марей фон Захер, пытается признать свои права на «Русского Кранаха», но, не претендуя на сами картины, настаивает только на выплате ей денежной компенсации от фонда Нортона Саймона, правда, компенсации весьма солидной — 45 миллионов долларов. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. Целью Дюрера было найти правильные пропорции и убедительно изобразить нагое тело.
В письме, адресованном в Управление делами науки Украины (оно также приведено в статье Акинши), подчеркивается, что «находка и атрибуция Кранаха являются наиболее выдающимися достижениями музея за последние годы». Випуск 4. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Известно, что в 1044ревнем Риме женщины, как и рабы, были лишены политических прав.
Дубровский. Год спустя художник скончался в Веймаре. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
С сотрудниками Киевского музея у меня завязалась интенсивная переписка (я пересылал им фотографии деда и копии кое-каких документов), но на вопрос, где сейчас диптих Кранаха, они ничего ответить не могли. Однако образы лишены индивидуальности, неповторимости. «Впечатлённый художественностью образа» Ищенко незамедлительно отправил картину в Лаврский музей, где её определили в Отдел культов. И волосы отягощая взгляд, Разбросаны вокруг неё небрежно. В написании портретов его кисть становится все более изысканной и вычурной.
Естественно, Гиляров сразу заинтересовался тем, как попала картина в Троицкую церковь. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Недаром на могиле художника высечен девиз Pictor celerrimus (Художник – самый быстрый), как намек на чрезвычайную продуктивность автора и скорость в выполнении заказов. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Целью визита было взглянуть на картину, которую уже чуть было не включили в список предметов, «не соответствующих профилю музея или не имеющих значения для украинской культуры».
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Упомянул там и историю с кранаховским диптихом.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Опять Гиляров отказывается выдавать картину, опять пишет в разные инстанции. Покупателей было мало.
В ходе этой работы стало ясно, что изначально «Адам» и «Ева» были самостоятельными, только потом их соединили в единое целое. «Адама и Еву» Кранаха оценили в 30 тысяч рублей. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Для них он написал портреты. Можно предположить, что после распределения имущества ликвидированных полковых церквей Первой мировой.
Не сомневаюсь, что именно в надежде удержать шедевр эта небольшая книжка была срочно написана дедом (он вообще-то писал медленно и не очень охотно) и быстро издана Всеукраинской Академией наук. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Также ничего он не знал о том, когда и при каких обстоятельствах картина попала в церковь. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
После немецкого вторжения в 1940 году «король европейских антикваров» с семьёй попытался бежал из Нидерландов. Там, наверняка, также были люди, понимавшие важность сохранения диптиха в Киевском музее. Картинная галерея, Берлин. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).