Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553года в Веймаре. Однако 1990-ми годами крупные сделки с живописными произведениями Лукаса Кранаха Старшего не ограничиваются. Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг – 25 января 1586, Веймар) – немецкий художник-живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего. Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре.
Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями. Никулин). гуманист, ректор Виттенбергского университета доктор Кристоф Шойрль. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. В 1501г. Собственно, юношеских работ художника не сохранилось. Мастер часто обращался и к сюжетам на античные темы. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
История искусства. Очевидно, эта поездка стала причиной появления картины «Венера и Амур», где он сделал первую попытку в живописи Северной Европы изобразить античную богиню обнаженной.
Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В зрелые годы Лукас Кранах создал целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга» (Брюссель), «Портрет дамы» (1526 Мюнхен), «Автопортрет» (1527 Флоренция). В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт.
1472–1553) Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. В 1508г. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Мария как бы находится в широкой раковине, образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок ангелов, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа, прислонившегося к сосне. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно.
Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
В 1524 году Кранах сопровождает Фридриха Мудрого в Нюрнберг. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Он открывает для себя итальянские картины, в первую очередь Леонардо да Винчи. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Его портреты пользовались большой популярностью.
Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Но в самую решительную минуту с небывалой силой сказывается компромиссный характер нового учения. Затем картины «Суд Париса» по мотивам античного сюжета неоднократно создавались в его мастерской. Шёнер»). Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Три раза его выбирают бургомистром (1537–1538, 1540–1541, 1543–1544 годах).
История ее такова. После 20-х годов 16 века в творчестве художника нарастают другие тенденции. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. В столице Австрии молодой художник добивается первого успеха. молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Во сне к нему явились хитрый бог Гермес и три красавицы-богини с просьбой определить, кто из олимпийских богинь является «прекраснейшей». Множатся картины на античные сюжеты. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-03, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Портрет относится к раннему периоду творчества художника. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). Н. Н. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515, Виттенберг – 25. 1. 1586, Веймар) унаследовал после 1553 мастерскую отца. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха.
Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Однако художник в своих картинах изображал историю не так, как о ней повествовано в древнегреческом мифе, а так, как ее пересказал итальянский сочинитель XIII века Гвидо делле Колонне в романе «История разрушения Трои». Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. «К лучшим из них принадлежит Портрет отца Лютера (1530), – считает Н. Чегодаева. – Здесь дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом. Известно, что у художника было еще три дочери.
В 1522–1523 годах он впервые становится ратсгерром. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. В 1528 году Кранах становится самым богатым бюргером Виттенберга. Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах.
Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Однако это приносит и неожиданные результаты. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации.
Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Портрет изящной молодой женщины в роскошном наряде является подтверждением манерного стиля поздних работ художника. В старости, в последние десятилетия своей жизни Лукас Кранах работал мало, но количество картин со знаком дракона-саламандры Кранаха не уменьшалось безостановочно работала мастерская художника, также много работали и сыновья Кранаха, Ханс и Лукас Младший, унаследовавший после смерти отца мастерскую и продолживший его дело. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне.
Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Никулин). Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. Екатерины в 1506 году. Картина «Три грации» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16 века. Портрет написан Лукасом Кранахом Старшим к свадьбе молодого человека, пару ему составил портрет будущей супруги Анны. Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме. Картина «Аполлон и Диана» создана художником в 1530 году.
О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера Лукас Кранах Младший. Картина «Обиженный Амур и Венера», размер 81, 3 x 54, 6 см, дерево, масло. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. История искусства.
Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Одних только Лукрециев вышло из мастерской тридцать пять.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха".
Среди принадлежащих его кисти портретов изображения нескольких друзей, в т. ч. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Впоследствии его не раз избирают на эту должность. Облику Мадонны художник придал также национальные черты.
Выделить картины руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «кранаховский стиль» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Год спустя художник скончался в Веймаре. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Картину относят к зрелому периоду творчества художника. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Размер работы 88, 5 x 58, 6 см, дерево, масло. Большое внимание в картинах уделяется натурализму деталей. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2.
Немецкий художник и график эпохи Возрождения. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. Образы Кранаха и раньше не отличавшиеся религиозной глубиной, становятся светскими и поверхностными. Размер доски 51 x 97 см, дерево, масло.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Шёнер»). Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Картина «Распятие с преображенным центурионом» создана художником по мотивам известной библейской легенды Нового Завета. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно.
Портрет относят к среднему периоду творчества художника. Размер картины 30, 5 x 23 см, дерево, масло. Размер картины художника 41 x 26 см, дерево, масло. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Размер работы 77 x 121, 5 см, дерево, масло. Никулин пишет: «В трактовке образа Мадонны можно заметить лишь относительную близость к мастерам итальянского Ренессанса. Примечание.
Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Наибольшее впечатление произвел на него Квентин Массейс.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. «Отдыхающая нимфа» – одна из таких картин. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Размер доски 50, 5 x 35, 7 см, дерево, масло. Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир для него имел значение исключительно внешний облик.
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. В июле 1550 года Кранах пишет свое завещание и отправляется к курфюрсту в Аугсбург. Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Христос, вознесенный над землей, затопленной вешним половодьем, сетка высохших сучьев на фоне грозовых туч – так соединились друг с другом волнующие образы. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. То был без сомнения смелый шаг. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника».
В картинах художника после 30-х годов проскальзывают элементы эротики. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Когда Лукасу исполнилось восемнадцать лет, он отправился в Вену. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. К тому времени Кранах – автор картины «Распятие».
К тому времени уже работает его мастерская. Приняв учение Лютера в начале 1520-х годов, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Впервые Лукас Кранах обратился к этому сюжету в 1508 году, в гравюре на дереве.
Мартина Лютера. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Согласно итальянской версии средних веков Парис – рыцарь, королевский сын.
Екатерины». Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык. Знатные заказчики охотно покупали и украшали этими небольшими картинами свои кабинеты.
Портрет молодого мужчины в берете написан немецким художником Лукасом Кранахом в 1521 году. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Это бесконечные «Адам и Ева», «Диана», «Юдифь», «Венера», «Вирсавия» – картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне). и вскоре переросло в тесную дружбу.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). «Покаяние святого Иеронима» создана в 1502-1503 году. Известны лишь несколько произведений, выполненных им уже в тридцатилетнем возрасте. и вскоре переросло в тесную дружбу. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.
Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Екатерины нависла туча. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. У художника имелось еще три дочери. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Картинная галерея, Берлин. Размер доски 83, 8 x 56, 5 см, дерево, масло. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
Своеобразный характер Иоганна Куспиниана подчеркивается пейзажем, открывающимся за его широкими плечами. Лувр, Париж. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
История искусства. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Поиски в области формы приводят художника к счастливым находкам, которыми изобилует эта работа.
Подтверждением этому является целый ряд многочисленных картин немецкого живописца «Суд Париса» на известный историко-мифологический сюжет. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Создавал алтарные композиции, писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые сцены, сцены охоты. В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур».
Не смей нарушить мой сон». Ученические работы Кранаха не дошли до нас.
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Картину «Портрет женщины» немецкий художник Лукас Кранах Старший написал в 1526 году. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Размер работы 43 x 32, 2 cm, дерево, масло. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Лукас Кранах Старший (нем. Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», «Мезальянс», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы.
Очевидно, отец и дал Лукасу первые уроки живописи. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темносиним. Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший.
Воздействие классического искусства ощущается, в частности и в трактовке образа Мадонны. Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма. 1 января 1508 года курфюрст дарует художнику гербовую грамоту.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Является парной картиной к портрету супруги доктора Анны Куспиниан. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Жизненные мотивы, наблюдаемые художником при дворе виттенбергских курфюрстов, постоянно вводились им также в живописные и графические композиции на религиозные и мифологические сюжеты.
Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Размер 59 x 45 см, дерево, масло. Картина «Суд Париса» написана немецким живописцем Лукасом Кранахом около 1514 года.
За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Для них он написал портреты. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Этот античный миф пользовался большой популярностью у знати и бюргеров Германии, которые любили украшать свои покои и альковы картинами на историко-мифологические темы. В зрелые годы Кранахом создан целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга», «Портрет Дамы» (1526), «Автопортрет» (1527).
В наиболее ранних из дошедших до нас произведений, прежде всего в гравюрах, можно отметить признаки связи Кранаха с позднеготическими традициями (гравюры на дереве 1502-1509 годов – «Распятие», «Святой Иероним», «Искушение святого Антония»). Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В 1525 году документы уже говорят о «книжной лавке Лукаса Кранаха». Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Портрет доктора философии Иоганна Куспиниана написан Лукасом Кранахом Старшим в 1503 году.
Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Однажды он заблудился в заколдованном лесу и уснул. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
Размер 56 x 42 см, дерево, масло. В них еще нет правильного перспективного построения, они перегружены деталями, в изображениях присутствуют элементы мистики сам рисунок кажется составленным из запутанных вьющихся линий. Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь. 16 октября 1553 года старый художник умирает. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Значительной вехой на пути живописца стала работа над алтарем св.
Мы видим залитое кровью место казни, видим изувеченные тела казненных. Картина «Меланхолия» создана художником в 30-х годах 16 столетия на основе популярного сюжета, пользующегося спросом и бытовавшего в среде мастеров и заказчиков. Известен как замечательный мастер портретного жанра. синим. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди).
Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Лукас Кранах прожил долгую и, скорее всего, счастливую жизнь. Учился, по-видимому, у своего отца. Однако мифологические сюжеты художник часто пересказывал по.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504г. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Екатерины». Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). «Мадонна с младенцем» – едва ли не самая любимая тема художника.
В 1501году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую так называемый стиль Кранаха. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. К 1513 году художник – владелец дома с садом, он организует торговлю вином. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Венера, 1529. Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. Его портреты пользовались большой популярностью. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530 Вартбург), в котором дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Ориентация на нидерландское искусство 15 века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-20, КГ, Дрезден). Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Облику Мадонны художник придал также национальные черты. В этом смысле особенно характерны поздние картины Лукаса Кранаха на мифологические темы – «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне) и другие. С 1530-х годов множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготического искусства (смотри иллюстрацию к статье Иудифь). В основу созданного полотна легла следующая легенда.
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. Источник молодости, 1546. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
В 1493г. Тот же колорит в картине 1504 года Отдых на пути в Египет. Н. Н. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. 1530, Вена, Музей истории искусства).
С 1519 года Кранах – член виттенбергского городского совета. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Картину относят к позднему периоду творчества художника. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно.
В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. КРАНАХ, ЛУКАС СТАРШИЙ (Cranach, Lucas) (14721553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. Однако, несмотря на дружбу кранаха с мартином Лютером в числе постоянных заказчиков художника был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Картина относится к ранним работам художника. Словно опасаясь, что зрители не смогут определить характер портретируемого по его лицу, художник Лукас Кранах Старший написал полузасохшее дерево, планету Сатурн и сову, несущую в лапах добычу.
Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Картины позднего периода творчества мастера наполнены персонажами с неестественно изогнутыми телами, томными, жеманными движениями. Картина «Распятие с преображенным центурионом» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го столетия.
В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Ибо более блаженной смерти быть не может».
Дерево, масло, 3822 см. В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственный музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 герб – крылатый дракон). Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации.
В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Такие картины при дворе саксонского курфюрста пользовались большой популярностью.
своему. Латинская надпись на краю бассейна предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Немецкий художник и график эпохи Возрождения.
Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Известен как замечательный мастер портретного жанра.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Умер Кранах 16 октября 1553. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.