Необычным символом в виде дракона (или крылатой змеи) свои картины подписывал немецкий художник – автор таких известных работ как "Венера и Амур", "Отдых на пути в Египет", "Охота на оленей" и многих других – Лукас Кранах Старший.
Однако это приносит и неожиданные результаты. В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график.
В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Лукас Кранах отправился с посольством к отцу невесты и написал её портрет. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон.
Венера, 1529. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Заэто чувство природы раннего Кранаха причисляют кдунайской школе, мастера которой стали родоначальниками пейзажного жанра— для них это уже нефон для сюжета, асамостоятельный пласт картины.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю – Палестину.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. 1530, Вена, Музей истории искусства). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Частое обращение к образу Венеры, для трактовки которого характерны тонкие изящные линии, свидетельствуют о влиянии на Кранаха итальянского стиля. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду и в довершение всего принял имя Йорг. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Иоганн Фридрих являлся сыном брата курфюрста Фридриха Мудрого, Иоганна Постоянного. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость.
Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Его супруга как будто бы светится изнутри. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). С каждым шагом сидящий на плечах мальчик становился все тяжелее и тяжелее и посреди пути, с трудом выдерживая ребенка, Репрев испугался, что оба могут утонуть. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Лувр, Париж. Картина «Адам и Ева.
Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
В позднем периоде творчества художнику лучше всего удавались изображения с небольшим числом фигур и жанровые сцены, такие как картина «Мезальянс». В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. и вскоре переросло в тесную дружбу. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Невысокого роста изящная Сибилла и полный добродушный Иоганн Фридрих составляли своеобразную пару. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Для них он написал портреты. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Является парной картиной к портрету жениха Иоганна Фридриха Саксонского. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Картина «Мезальянс» создана художником Лукасом Кранахом Старшим после 30-го года 16 века. По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом.
Принцесса Сибилла Клевская, 1526, Государственное художественное собрание, Веймар Портрет принцессы Сибиллы Клевской или иначе картину «Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты» художник Лукас Кранах написал в 1526 году. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Его портреты пользовались большой популярностью. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Княжеская знать боролась за абсолютную власть, городская буржуазия — за самостоятельность и господствующее положение, крестьяне — за мало-мальски сносные условия существования. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Учился, по-видимому, у своего отца.
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Ибо более блаженной смерти быть не может». Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В основу созданного полотна легла следующая легенда.
Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Искусствоведы продолжают спорить. Год спустя художник скончался в Веймаре. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Лукас Кранах Старший (Верхняя Франкония, 4 октября 1472 – Веймар, 16 октября 1553) – немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло возможно картина была обрезана.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты. Картинная галерея, Берлин. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Главным требованием его самого к своему искусству была чистота и основательность работы. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Размер доски 108 x 119 см, дерево, масло.
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Колите, бейте, давите их, кто как может и если кого постигнет при этом смерть, то благо ему. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
У художника имелось еще три дочери. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Екатерины». В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Дерево, масло, 3822 см. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
Художник писал её в виде Саломеи, Юдифи, Дианы и богини любви Венеры.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Шёнер»).
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Принцесса, впоследствии курфюрстина Сибилла стала музой Кранаха. Источник молодости, 1546. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
Известно, что у художника было еще три дочери. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом.
Он с малых лет находился на попечении Лукаса Кранаха. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Размер портрета 55 x 36 см, дерево, масло.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
История ее такова. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Дунайская школа живописи— направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Прозрачная вуаль — пример художественного мастерства — выписана таким образом, что не прикрывает, а подчеркивает прелести богини. Имеет также другое название «Расплата».