В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Н. Толстого, 1873 П. М. Третьякова, 1876 Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78) живописца А. Д. Литовченко (1878) М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) все —Третьяковская галерея И. И. Шишкина (1880) В. С. Соловьева, 1885 оба —Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. Он писал о Крамском: «Вот так учитель.
Демократическая направленность творчества Крамского, его взгляды на искусство, представления о высоком общественном долге художника оказали существенное влияние на художественную жизнь России последней трети XIX в. Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». Третьякова (1876, ГТГ), И. И. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой).
В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Вдохновитель организатор передвижников. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. К теме Христа художник неоднократно возвращался. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский».
Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884, ГТГ варианты – ГРМ и Музей Латв.
В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. Морозова (1868), И. И. Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. И. Н.
Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Учился в петербургской АХ (1857-63). Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».
Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. Тогда и был сделан первый набросок композиции. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» —такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884 все —Третьяковская галерея). С детства увлекался искусством и литературой. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша).
Были созданы также собирательные портреты крестьян: Полесовщик (1874, ГТГ), Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ). В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Крамской создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы (Некрасов в период Последних песен, 1877-78, Неизвестная, 1883, Неутешное горе, 1884, – все в ГТГ). Крамской – выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов.
Один из создателей и идеологов ТПХВ (смотри Передвижники). Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при совершенной невозможности для него поступать иначе.
Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника —неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста.
Так выполнены известные портреты художников А. И. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Героиню полотна — красивую даму, одетую по последней моде, — обсуждали и критики и публика.
Дополним этот «трудовой» список — пятнадцати лет от роду он поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. Эта картина была одной из любимых картин П. Третьякова, купившего её без торга за 6000 рублей. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя.
Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России. Портреты Крамского, составившие галерею образов крупнейших деятелей русской культуры, воплощают возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине (Л.
Вечером художники собирались вместе и проводили время за чтением, рисованием, обменивались творческими планами и идеями. Работа художника была долгой и мучительной. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. За картину Моисей источает воду из скалы (1863, местонахождение неизвестно эскиз – в Таллинском музее) получил Малую золотую медаль. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи.
Выезжал он в Европу и в последующие годы. Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880 или «Неизвестной», 1883 оба —там же).
В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. оказавшись в безвыходном положении. Она потрясена. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы.
Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. Объединение свободных художников процветало. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Одним из его учеников был Илья Репин.
Картина «Н. А. Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Таковы Автопортрет художника (1867, ГТГ) и Портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР). Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен.
В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров. Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности.
Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок».
В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Некоторые подобные работы воспроизведены в данном издании. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом.
В 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие его лучшие работы, в том числе цикл портретов выдающихся людей эпохи: Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. Крамской вышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок.
Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др. ) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе из письма Стасову, 1876) при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», то есть умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует.
Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Собирая для него материал, Крамской побывал в Италии (1876).
Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Кошелева (1866) все – в ГРМ.
В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Шишкина (1880, ГРМ) и других. Бархатная шубка, мех, лиловые атласные ленты, белое страусовое перо, тонкие кожаные перчатки, плотно облегающие руки, подчеркивают грациозность фигуры. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.
В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.
Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Отец художника был писарем. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
В концу десятилетия артель утеряла свое единство и общественное значение. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения.
Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). Некрасивая получилась история.
Относящееся к ней большое полотно Хохот (ГРМ) осталось, однако, незаконченным. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям.
Чистякова (1861), Н. А. Антокольского (Музей БССР). Васильева (ГТГ) и Портрет М. М. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». За Крамским был установлен полицейский надзор. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью.
Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Как видим, происхождение художника Крамского было демократическим, разночинным. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской.
Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. На первой выставке Товарищества экспонировались Портрет Ф. А. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка».
Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. ССР). После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники).
В тот же год лишился отца, писаря городской думы. Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский художник, рисовальщик и художественный критик. В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е.
Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. Позже в Артели появилось фотоателье. Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873 И. И. Шишкин, 1873 Павел Михайлович Третьяков, 1876 М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галереи портрет Боткина, 1880 — частная коллекция, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики.
Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника.
П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. В картине Христос в пустыне (1872, ГТГ) Крамской, продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, трактовал религиозный сюжет в морально- философском плане, воплотил сложные раздумья современников над судьбами мира идею героического самопожертвования. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом, далекий от жизни сюжет. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности.
Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М. Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Крамской – русский художник жанровой исторической и портретной живописи. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». Картина «Н. А. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны.
Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. Товарищи последовали его примеру. Этот скандал получил широкую огласку. Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Это полотно создавалось в течении десяти лет. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка.
В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Свидетельством того остался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность.
В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти».
Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Родился в городе Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности при этом образы (Л.
Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Когда Ивану исполнилось пятнадцать лет, мать отдала его в учение к местному иконописцу, а через год юноша нанялся ретушером к харьковскому фотографу, вместе с которым много путешествовал по России. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».
Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».
Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.
.