Т. шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, факты биографии художникаИвана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений. Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.
Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. И это еще один «чернышевский» сюжет его жизни. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос.
Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. В 1870 году он стал руководителем и идейным наставником Товарищества передвижных выставок, сообщества художников-единомышленников, которое предполагало самостоятельно определять развитие художественной культуры в стране. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Крамскому славу одного из лучших живописцев России.
Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Крамской, художник, прославившийся своими реалистическими картинами, родился в 1837 году в Воронежской губернии в мещанской семье. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». Это полотно создавалось в течении десяти лет. Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна.
Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. В итоге для изображения пустыни совсем не осталось места.
Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь. » Он любил Гоголя, много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Некоторые ее участники скрывали свои доходы (декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы).
Большинство передвижников обвиняет его во всех смертных грехах – и в том, что его работы стали «неискренними» и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи и в панславизме и в роскоши, в которой он якобы погряз и даже в том, что он носит модные красные чулки. Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. В начале 1880-х годов его отношения с Товариществом уже напоминают жесткую конфронтацию. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.
В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. «В парке.
Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Работа художника была долгой и мучительной. В последние годы жизни Крамской создал ряд картин, по-новому открывших его живописное Дарование: «Лунная ночь» (1880), «Неутешное горе» (1884 все в Государственной Третьяковской Галерее). Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства.
Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Озеро», 1879 «Сиверская. «Мимолетное» его не интересовало – он ощущал себя пророком, бьющим в набат и страшно огорчался, когда ему казалось, что его не слушают. Тут пригодились Крамскому навыки, приобретенные в прежних скитаниях. Кроме «Майской ночи» — первой своей большой картины, — Крамской думал дать на выставку несколько портретов, написанных маслом: скульптора Марка Матвеевича Антокольского, художников Михаила Константиновича Клодта, Федора Васильева. Он этого не мог понять, что личное счастье не наполняет жизни. » «Оттепель» (1871) кисти Ф. Васильева, к которому Крамской всегда относился с почти отцовской заботой.
Все же именно в 1880-х гг. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. С конца 1870-х заметно стремление художника трактовать портрет как сюжетную композицию («Некрасов в период Последних песен"», 1877 «Неизвестная», 1883). Это внешняя сторона деятельности И. Н.
В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы. А если приглядеться, то можно увидеть, что взгляд полуопущенных глаз в густых темных ресницах выражает грусть и невысказанное страдание. На картину холил смотреть чуть ли не весь Петербург, о ней писали восторженные современники («лама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. »), но никто так и не разлагал ее тайну. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил за границу, посмотреть полотна других художников, раскрывших эту же тему.
Во главе «бунтовщиков» стоял двадцатишестилетний Иван Крамской. И это оче-видный «Чернышевский» сюжет в судьбе художника – вспомним артель Веры Павловны. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». Художник сказал, что портрет все равно будет написан, пусть лет через 30 или 40.
Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885).
Третьякова, приносят И. Н. На вертикальном полотне практически все пространство занимала фигура Христа. В этом году в Императорской Академии художеств произошло событие, названное «Бунтом четырнадцати». Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности.
Попытать удачу в Ясную поляну отправился сам Иван Николаевич. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым.
Художник в конце концов изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). Некрасивая получилась история. Крамской работал над картиной долго, терпеливо. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий.
После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского. Итак, 1863 год – знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологиче-скую историю, отказались соревноваться за Большую зо-лотую медаль и хлопнули дверью. Известно, что образ Иисуса он писал с крестьянина Строганова из Переяславского уезда.
В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883). Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. «Неутешное горе» — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями (смертью двух младших сыновей). В 1857 году поступил в Академию Художеств.
Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» (1883), до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», – писал он. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская Галерея) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский Музей этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев). Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи.
Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. Самый замечаемый и выразительный портрет Крамского был, портрет Александра Дмитриевича Литовченко, в образе, которого чувствуется могучий порыв и внутренний мир, положительный отзыв дал этому портрету Стасов В. В. Позже в Артели появилось фотоателье. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа.
Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок». Событием российской художественной жизни стало появление картины Крамского «Христос в пустыне» (1872) на Второй передвижной выставке. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках.
Крамской явился идейным вождем и главным организатором Товарищества передвижных художественных выставок (1870) — объединения художников, позитивное влияние которого на последующую культурную жизнь России трудно переоценить. Свой путь в искусство Крамской начал с ученика иконописца и ретушера фотографа. На самом деле «заведение» было одним из первых российских фотоателье. Объединение свободных художников процветало. Но это только на первыйвзгляд. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя.
Жизнь его была нелегкой, приходилось постоянно искать источники пропитания. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске».
Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877 оба – Государственная Третьяковская Галерея). Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Ибо И. Н. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка.
Картина «Н. А. Тогда и был сделан первый набросок композиции. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». В двадцать лет Васильев был уже взыскательным мастером, умным, взволнованным певцом родной природы, автором картины «Оттепель», получившей первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.
Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще и мне хотелось бы ее поправить».
Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина «Н. А.
Продолжение темы в картине «Хохот» окончилось поражением: работа так и не была завершена. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. На ней Мария Федоровна держит под руку императора в затемненном зале. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. Как художник и гражданин он остро реагировал на важнейшие явления окружающей действительности, сознательно стремился служить своим искусством родному народу.
Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос. Крамской принял решение начать работу заново.
Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. В 1867 году был создан первый вариант картины.
Четырнадцать выпускников отказались писать конкурсную работу по мифологической истории, желая выбрать свободную тему. Портрет Васильева был особенно дорог ему. Впервые в жизни он едет за рубеж России в Дрезден в 1969 году, гуляет по музеям, Его очень впечатляет произведение Рафаэля Сикстинская Мадонна, которой он еще долго восхищался рассказывая часто о картине своей жене. Сейчас картина экспонируется в Государственном музее-заповеднике «Павловск».
В 1880-е художник активно занимался пейзажем («Жуковка. Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. «Лунная ночь» (1880) — картина о властном и таинственном воздействии природы на душу человека — одна из трех главных работ Крамского 1880-х, где выражение общечеловеческого граничит с воплощением женских образов («Неизвестная» и «Неутешное горе», 1884).
Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. И Васильев умер. Интересно, что уговорить Льва Толстого позировать было непросто. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью.
Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старое-той и вдохновителем которой стал Крамской. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. «Трудная штука луна», — говорил он.
Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам – в частности и Крамскому, который пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши». Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Одним из итоговых произведений этого периода стал портрет С. Крамской, жены художника (1879). После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники).
И. Н. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст). Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок.
В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. «Искусство обширно и неисчерпаемо. Не все ладно было в самом Товариществе.
Одним из его учеников был Илья Репин. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Несколько раз Крамской ездил за границу – в последний раз это случилось в 1884 году.
Год спустя очередная программная картина Моисей источает воду из камня получила малую золотую медаль. Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком. Товарищи последовали его примеру.
«Русским гражданином» назвал его И. Е. Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью.
П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи.
Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). Вот таким образом-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться. «Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно.
Далее последовали создание Артели художников, участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве (1863—1866), серия графических и живописных портретов известных российских деятелей и главное дело жизни — создание Товарищества передвижников. Брак оказался счастливым – Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем. Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения «Артели».
Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову.
Река Оредеж», 1883). 1867 год – первый неудачный вариант картины. В 1871 году он даже поехал в Крым (в Бахчисарай и средневековый город-крепость Чуфут-Кале), чтобы прочувствовать атмосферу пустыни.
Впрочем, в реальности все оказалось не столь гладко. Здесь же он являлся участником известного Бунта Четырнадцати, когда ученики взбунтовались против навязывания темы для рисования к конкурсу, основанной на сагах Пир в Валгалле. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые.
Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние). Судя по его письмам и статьям, а также по воспоминаниям о нем современников, Крамской обладал задатками государственного деятеля, которому доступно решение существенных вопросов жизни страны. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны.
Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок. Интеллигент-разночинец идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир, – таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская Галерея). Она потрясена. Он писал о Крамском: «Вот так учитель. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности.
В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888). Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии. ». Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения.
Смысл картины был сформулирован ее автором, говорившим о «возможности человеческого счастья чрез усилия каждой личности над собою. ». В 1880-х он создал парадный портрет молодой Марии Федоровны, супруги Александра III. Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян.
Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Портрет жены и дочери» (1880) – одна из таких работ. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее).
Но к исканиям новейшей живописи он остался равнодушен. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Кто изображен на портрете. Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью.
С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Устойчивый интерес художника к крестьянским типажам проявился еще в «Портрете крестьянина» (1866), прозвучал в работах 1870-х: «Полесовщик» (1874), «Крестьянин с уздечкой» (1883).
Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. Потом Попов уехал за границу и репутация молодой женщины «пала».
В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Крамского. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.
Лучшие свои работы в этом жанре художник создал в 1870-е — начале 1880-х: Л. Толстого (1873), М. Антокольского (1876), Н. Некрасова (1877), М. Салтыкова-Щедрина (1879), И. Шишкина (1880) и др. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. И пусть это только сказка и сказочным кажется дом на горе и дремучий лес и глухой, заросший пруд и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.
В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение». Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Бытовыми вопросами в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова). Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен.
В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Навечно остались его картины, любовь и благодарность россиян. Правда иногда это «исполнительство» несколько походило на кабалу, но, ска- жем так, «кабалу» дружественную, теплую, основанную на взаимопонимании.
В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. Сам он картиной был не совсем доволен — требовательность его к себе не знала границ.