Фундаментальное художественное образование в биографии Корреджо было получено от дяди Лоренцо Аллегри. Фундаментальное художественное образование в биографии Корреджо было получено от дяди Лоренцо Аллегри.
Окончив эту работу, он написал в трапезной монастыря СантaposАнна, принадлежащего этому же ордену и находящегося от Монте Оливетто в пяти милях историю пяти хлебов и двух рыб, а равно и другие картины10. Дерево, масло, 105102 см. Его первый учитель Мартино Спанцотти в Верчелли мог научить его немногому. Прибыв в Рим, в течение нескольких месяцев он не получал от папы никакой работы. cit. Ему принадлежит в сиенском соборе, слева от входа, капелла, украшенная стуками и расписанная фресками.
4. Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески Благовещение (в церкви св.
Рохом и патроном людей этого цеха, св. Там тоже три фрески: «Изгнание Илиодора», «Освобождение апостола Петра» и «Больсенская месса». Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. По этому же поводу, когда к нему пришел однажды сын Франча, которого считали очень красивым юношей, Микеланджело сказал: «В жизни твой отец делает фигуры куда красивее, чем в живописи». Екатерину и стоящих но бокам – св. Вазари описывает обе картины не вполне точно он имеет в виду «Леду», находящуюся ныне в Берлине и «Данаю» (а не «Венеру», как он утверждает), находящуюся ныне в Риме (галерея Боргезе).
Помимо того, соблюдая приличествующие каждому облики, он подчеркнул в патриархах их преклонный возраст, в апостолах – простодушие, в мучениках – Но еще большую гениальность проявил он в изображении богословов христианских, которые группами по двое, по трое, по шестеро ведут спор и в их лицах видны любознательность и усилие разрешить свои сомнения, передающиеся и жестами их и движениями тела, настороженным вниманием и нахмуренными бровями и изумлением, выражающимся у каждого на свой лад, по-разному и особенности.
Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием «Цыганки» (La Zingarella) и «Мадонна с кроликом». биографию Мазаччо, 45) и абсолютно исключительный гений декоративного искусства Джованни да Удине (1487-1564).
На упомянутом выше чане Джан Беллино написал:Joannes Bellinus Venetus р. 151427. Более прелестных и совершенных фигур ни один художник не мог бы создать. Добавлю еще, что каждому следовало бы довольствоваться тем, к чему влечет его природный инстинкт, а не пускаться в соревнование в том, что ему не дано, чтобы не мучить себя понапрасну и часто даже со стыдом и позором.
Он исполнил собственноручно все картоны и написал фреской многие фигуры65. На вопрос, кто его оскорбил, он достал свой набросок. Он держал там своих помощников, продолжавших по его рисункам работу, которую он постоянно исправлял, чтобы с помощью их выполнить свою грандиозную задачу.
Кроме того, Джованни обладал большим вкусом и очень разнообразными талантами. В этом произведении перспективно взятый храм изображен так любовно, что удивительно видеть, какие трудные задачи ставил он себе в этом опыте7. Третьей была (1516-1517) «Станца Пожара» (прежняя Torre Borgia), где фрески были исполнены учениками по картонам Рафаэля, а личное его участие выразилось только в отдельных частях главной фрески «Пожар в Борго». Петра вокруг церкви св.
Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532годы, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж).
Голову Ио впоследствии восстановил Прудон, голову Леды Шлезингер. «Ночь» (для црк. Точно также исполнял он картины и другие живописные работы для многих владетельных особ в Ломбардии, в том числе – две картины в Мантуе по заказу герцога Федериго II12 для посылки их императору: вещи поистине достойные такого властителя. Предложение это понравилось Рафаэлю и вот таким образом, бросив работу во Флоренции и не докончив картины для Дэи (хотя он и оставил ее в таком виде, что после его смерти она была перенесена мессером Бальдассаром из Пеши в приходскую церковь на его родине), он уехал в Рим. Прибыв в Поджибонси, стоящее на флорентийской земле, он сделал остановку, чувствуя себя в безопасности немного спустя прибыли пять посланцев от папы с тем, чтобы вернуть его, однако ни на просьбы, ни на письмо приказывавшее ему возвратиться под страхом немилости, он не обратил никакого внимания. Таковы портреты короля французского Франциска I, о котором я уже говорил, Франческо Сфорца, герцога Миланского, маркиза Пескара Антонио да Лева, Массимилиано Стампа, Джованбаттиста Кастальдо и бесконечного количества других знатных лиц98. Эта статуя была поставлена в нише над порталом собора св. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности.
Тем не менее, Агостино, который был человеком благородным, не обращая внимания на посрамление, полученное Джованантонио, поручил ему написать в одной из главных комнат своего дворца в Трастевере, соответствующей главной зале внизу14, приход Александра в спальню Роксаны. Ибо мне передавали за достоверное, что Джованантонио дошел в своем ничегонеделании и в своей лени до того, что не делал ни рисунков, ни картонов, когда ему нужно было писать сюжеты вроде этого, но ограничивался тем, что набрасывал рисунок кистью по извести (чего никогда не делается), очевидно, таким способом он писал и эту картину.
Вазари по ошибке (может быть, повторяя венецианскую шутку) говорит о битве при Кьярададде, в которой венецианцы потерпели поражение.
29. Плацидия их отцами для служения Богу, третий – сожжение готами Монтекассино. Возможно также, что учителем его был Бианки Феррари (ок. Р. 116, 134, 140, 163) датирует картины так: Даная – 1526 г., Ио – ок. Один из читателей Вазари написал на полях этого места биографии Рафаэля, что ее звали Маргаритою.
В этой вещи Тициан обнаружил пылкую, прекрасную манеру и совершенство техники15. Для черных монахов монастыря св. При этом по своему измышлению Рафаэль изобразил тут же святых Петра и Павла в воздухе, державших мечи и явившихся для защиты церкви, хотя и нет этого в повествовании о Льве III желая украсить свое произведение, художники и поэты часто так поступают, однако и не удаляясь от основного смысла события.
4). Плакидия» и «Положение во гроб» (в пармской пинакотеке). В биографии Джулиано и Антонио Сан Галла Вазари упоминает, что после того как Джулиано, старый и больной, отказался от заведования постройкой, его должность была передана al graziosissimo Raffaello da Urbino.
5. «Славнейший» Гвидубальдо II делла Ровере, сын Франческо Мария. Иеронимом» (в Гамптонкортском собрании) и «Четыре святых» (у лорда Ашбуртона). А в той мере, в какой он учился, это сводилось только к срисовыванию произведений Якопо делла Фонте3, которые пользовались славою, да немногого другого.
Случайно тогда Пьеро Содерини взглянул вверх, статуя ему очень понравилась, но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: «Нос у него, кажется мне, великоват».
В церкви Сан Доменико, в капелле св. Иоанна и св. S. 45 (1890).
В это время у Микеланджело произошла та яростная ссора с папой в капелле – об этом мы расскажем в его «Жизнеописании», – и он принужден был бежать во Флоренцию. Иосифом и св. Также и монахини находящегося в этом городе монастыря св.
Он написал также портрет Фердинанда, короля римского, впоследствии императора и его обоих сыновей, Максимилиана, ныне императора и его брата96. Следующей Рафаэль расписал Станцу Илиодора (1512-1514), почти всю (еще плафон, по-видимому, работы Перуцци) собственноручно. Если бы Рафаэль сумел на этом остановиться, не старался изменить свою прежнюю Манеру или придать ей больше величия, упорством своим доказывая, что не хуже Микеланджело передаст нагое тело, он не умалил бы отчасти своего имени ибо написанные им обнаженные фигуры в зале именуемой «башней Борджиа», где представлен пожар в Карго, хотя и прекрасны, не могут, однако, быть названы во всем совершенными. Если даже не говорить о вилле Фарнезина, то и упоминаемые Вазари вилла Мадама (здание в папских виноградниках), к сожалению, плохо сохранившаяся, капелла Киджи и дворец папского придворного Джанбаттиста даль Аквила дают представление об особенностях архитектурного таланта Рафаэля. му времени относятся: Мадонна, кормящая Младенца грудью (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), Христос в Гефсиманском саду (в Апслейгоузе), Мученическая кончина св.
Гвидубальдо Монтефельтро, герцог Урбинский (ум. В переводе то и другое опущено. Он изобразил римлянку Лукрецию, обнаженную, закалывающую себя кинжалом.
Если бы Маттаччо, у которого были прекрасные задатки и к которому очень была щедра природа, обратился при постигшей его неудаче к усердной работе, как это сделал бы всякий иной на его месте, он пошел бы очень далеко. Ему было указано ехать в Болонью, куда прибыл уже из Рима его святейшество.
Иоанна Евангелиста (часть Коронования Богоматери снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Если это и принесло ему кое в чем пользу, то под конец обратилось во вред. Роспись купола пармского собора – последняя большая работа Коррелло начата около 1525 г. (контракт подписан еще в 1522) и продолжалась до смерти художника, вполне ее закончить он не успел. Севастианом» (исполненная для моденского собора) и «Мадонна со св. 22.
54. Ее окружают несколько амуров, поистине прелестных. aposГак или иначе, с папой он поссорился. В целях усиления эмоционального звучания образов Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов» или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден).
Поступок такой не понравился Микеланджело, тем более, что совсем иначе обращались с ним прежде и с негодованием приказал он привратнику, как только его святейшество о нем спросит, сказать, что он уехал. Георгия и коленопреклоненных заказчиков, написанных с натуры среди них – епископ пафосский и его брат, которые в то время только что вернулись после победы, одержанной этим епископом над турками37.
Когда Джованантонио был молод и имел средства он женился в Сиене на девушке из очень хорошей семьи47 и в первый год имел от нее дочь. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства.
Проспера в Реджо) Мадонна с св. Начал он с потолка в Зале подписей, где папы обыкновенно подписывали бреве о помиловании. примеч.
Для церкви Санта Мария Маджоре он написал картину изображающую св. Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей.
Весьма вероятно, что это – литературная реминисценция, понятная притом пиетете, который питал Вазари к античности: Плиний Старший в своей «Естественной истории» хвалит Парразия за изображение волос, а с Плинием Вазари, несомненно, был знаком. Франциска прямо поразительна. Поистине, думается мне, все это не могло бы быть передано с большим совершенством. Убедившись в такой ошибке, Рафаэль, как человек сообразительный, впоследствии решил работать самостоятельно, без чужой помощи, над картиной «Преображение», писанной им для церкви Сан Пьетро – ин – Монторио, в которой проявил все вышеописанные особенности, необходимые для хорошей живописи. 42). Назарий, Бастиан, архангел Гавриил и Богоматерь, принимают благовестие77.
В оратории братства св. В церковке св. В эту пору приехал в Сиену очень богатый и славный коммерсант Агостино Киджи, сиенец родом11. На что Аньоло, которому нравилось произведение, сказал: «Дам ему 70» а тот не удовлетворялся и за малое доверие к себе и потребовал у Аньоло вдвойне против того, сколько запросил сначала таким образом, чтобы получить картину, Аньоло принужден послать ему 140 скуди. Отступление это сделано мною ради истины его будет достаточно и для остальной части этого «Жизнеописания».
Для королевы португальской он сделал на холсте «Бичевание Христа», привязанного иудеями к столбу, с фигурами немного меньше натуральной величины107 для церкви Сан Доменико в Анконе в качестве алтарного образа – распятие с превосходнейшими фигурами Богоматери, св. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения – в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Лучшие в этой великолепной группе портретов исполненных Рафаэлем в эту пору в Риме, – мадридский портрет неизвестного кардинала (не Алидози) и двойной портрет Наваджеро и Беаццано в римской галерее Дориа. Петра в Риме и в нем поместить свою гробницу, о чем рассказано в другом месте. Вернувшись и увидев рисунок Микеланджело, Доменико сказал: «Этот знает больше меня», – и поразился новой манерой и новой передачей натуры, которыми в столь раннем возрасте уже владел юноша благодаря данному небом таланту, столь развитому, что большего не мог пожелать себе и художник, работавший много лет.
Это искусство так трудно и имеет много сторон, что очень часто одному художнику невозможно достигнуть совершенства во всех них вот у многих, кто рисовал божественно, колорит отличался каким-нибудь несовершенством другие хотя и владели колоритом, а в рисунке не достигали половины того.
Анна, причем для картины этой не может быть большей похвалы, как если сказать, что исполнена она рукой Рафаэля из Урбино вот почему помянутые графы относятся к ней с высочайшим и должным благоговением, ни за что не соглашаясь уступить ее государям, предлагавшим за нее огромные деньги47. Затем папа поручил Рафаэлю, талант которого все возрастал, расписать еще комнату возле большой залы, а он, достигнув уже в то время величайшей славы исполнил еще маслом портрет папы Юлия так правдоподобно, что жутко на него глядеть, будто бы и в самом деле он сидел перед нами живой произведение это находится теперь в Санта Мария дель Пополо вместе с одновременно написанной прекраснейшей картиной «Рождество Христово», где дева Мария держит покров над младенцем, который прекрасен и лицом и телом, как подобает истинному сыну Божию столь же прекрасна лицом и статью Богоматерь исполненная не только высочайшей красоты и благоговейного счастья. Проспера в Реджо) «Мадонна с св.
Заказ был исполнен в 1530 г., когда испанский гарнизон занимал Сиену. Да и, правда, скорее творение божественное, чем человеческое32. Якова Компостельского существуют.
Вот таким образом он принялся за работу, чтобы показать свое искусство новому папе. Получил Микеланджело за свою работу от Пьеро Содерини 400 скуди поставили ее в 1504 году. св. Вазари ошибается: вознесение Богоматери на небо изображено в пармском соборе (об этой фреске см.
Бернардина, рядом с церковью св. То же сделал Рафаэль в фигуре св. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме.
Лица их не только необычайно прекрасны, но и настолько по-новому и разнообразно написаны, что, по единогласному мнению всех художников, это наиболее славная, прекрасная и божественная его картина. 1494) был – Вазари прав – живописцем очень скромным.
Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающейся большей свободой движений, живостью концепции, правильностью рисунка, силой и гармонией красок. А у своих ног изобразил ворона, мартышку9 и других своих животных. После них сиенские художники продолжали писать своих задумчивых Мадонн, как будто опять ничего не произошло. Когда мальчишки, собираясь по обыкновению идти вслед за сорванным палио и при салюте труб выкрикивать имя или прозвище хозяина лошади-победительницы, стали спрашивать у Джованантонио, какое нужно возглашать имя, он ответил: «Содома Содома. » Они и принялись так кричать.
Петра, заключенного Иродом в темницу и охраняемого вооруженной стражей. Над этой картиной в полукружии прекрасно написал он Бога-отца, а на пределле алтаря – три небольшие картины: «Моление о чаше», «Несение креста» (где прекрасны изображения влекущих Христа солдат) и тело Христово на руках матери – «Пьета» произведение это, поистине изумительное и полное благочестия, высоко чтимо монахинями и весьма прославлялось всеми художниками19. Петра было подписано 1 августа того же года. Если бы у Джованантонио из Верчелли1 вместе со счастьем было бы такое же мастерство (а это могло бы быть, если бы он работал и учился), то к концу жизни, полной увлечений и животных страстей, он не делал бы глупостей в старости и не был бы доведен до жестокой нужды. св.
Однако вернемся к гравюрам: щедрость Рафаэля по отношению к Бавиера была причиной того, что Марко из Равенны и многие другие так заинтересовались этим совершенным способом, что гравюры – до сих пор бывшие большой редкостью – стали очень многочисленными, как это мы видим теперь а Уго да Карпи, человек изобретательный и одаренный большим воображением, придумал способ гравировать по дереву при помощи трех дощечек, последовательно передающих средний тон, свет и тень таким способом можно прекрасно воспроизводить световые оттенки – прекрасное и остроумное открытие55, создавшее множество гравюр, о чем подробнее будет сказано в «Жизнеописании Маркантонио из Болоньи». Был мрамор иссечен и испорчен мастером Симоном так, что в некоторых местах он не подходил к замыслу Микеланджело и пришлось ему оставить с краев первоначальные нарезы мастера Симона из коих некоторые и сейчас можно видеть и поистине чудом было, как Микеланджело вернул к жизни бывшее мертвым. Джованни Санти (род. Продолжая свою работу, еще в одной зале он написал апостолов и святых под сенью, поручив Джованни да Удине, своему ученику, необыкновенно искусному в изображении животных, написать здесь всех зверей, бывших у папы: хамелеона, виверу, обезьян, попугаев, львов, слонов и других самых диковинных зверей. А так как Джованни знал, насколько важно для детей молоко их собственной матери, а не кормилицы, то он и пожелал, когда родился Рафаэль (которому дали это имя при крещении в знак счастливого предзнаменования), чтобы его единственного сына кормила родная мать3 и чтобы он с нежного возраста привыкал у себя дома к отцовским обычаям, а не к грубым и неблагородным нравам и навыкам простолюдинов и крестьян.
В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Это относится и к св. 1460- 1510), моденский художник. Якова. Кроме того, он написал еще Европу, переплывающую море на быке104. Явились посредники с просьбой, чтобы он был допущен и было ему разрешено. На алтаре – статуя Мадонны работы флорентийского скульптора Лоренцетто (1494-1514), того самого, которому Рафаэль заказывал статуи для капеллы Киджи.
71. Разгневавшись, папа посохом ударил епископа со словами: «Невежа – ты, раз говоришь ему такие грубости, каких и мы не хотим ему сказать».
Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя87 и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Естественно, что этим не исчерпывается значение Корреджо в истории живописи, тем более, что Вазари в начале «Жизнеописания» хвалит Корреджо как превосходнейшего колориста.
Марк и св. Ночь (для црк. Рох и несколько бичующихся.
Ниже по бокам алтаря он написал св. Заказ был исполнен в 1537 г. Картина сгорела в 1577 Сохранились: 1) уменьшенная, хорошая копия во Флоренции в Уффици, 2) гравюра Джулио Фонтана, сделанная с оригинала, 3) рисунок Рубенса с рисунка или с эскиза Тициана (Вена, Альбертина). Гипсы и гротески делались под наблюдением Джованни да Удине, а фигуры писал Джулио Романо, впрочем, работавший мало, вследствие чего Джованни Франческо из Болоньи, Пьерино дель Вага, Пеллегрино да Модена, Винченцо да Сан Джиминьяно, Полидоро да Караваджо и еще многие другие художники трудились над разными частностями этой работы, которую Рафаэль завершил с таким совершенством, что велел даже доставить из Флоренции пол исполненный Лука делла Роббиа59. Доминика у подножия, причем эта вещь исполнена в той последней мазковой его манере, о которой я только что говорил108 его же кисти в церкви крестоносцев в Венеции алтарный образ для капеллы св. Св.
Когда Микеланджело начал заниматься искусством у Доменико, ему исполнилось четырнадцать лет и хотя некто, составлявший его жизнеописание после 1550 года, когда я впервые написал мои «Жизнеописания», утверждает2, что другие по незнанию наговорили много небылиц и пропустили достойное упоминания и в частности, хотя он называет Доменико завистником, который будто бы никакой помощи Микеланджело не оказал, однако все это неправда, как то можно видеть по записи, сделанной рукою Лодовико – отца Микеланджело в книге Доменико эта книга принадлежит ныне его наследникам и гласит так: «1488. Марию Магдалину и св. Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Бастиана и св. Иосифом и св.
Епископ, сопровождавший Микеланджело к папе, желая смягчить его вину, сказал его святейшеству, что такие люди в приличиях несведущи и помимо своего ремесла ни на что не пригодны: стоит ли сердиться на них. Пока Рафаэль работал над этими картинами, отказываться от которых было не в его интересах, так как предназначались они для важных и влиятельных лиц, он не переставал в то же время по порядку расписывать папские комнаты и залы.
Иеронимом (в пармской пинакотеке), прозванная Днем, по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита Юпитер и Антиопа (в луврском музее в Париже), Школа Амура (в национальной галерее, в Лондоне), Ганимед, Ио и Юпитер (в Вене), Даная (в галерее Боргезе, в Риме), Леда (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Эрмитажная «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна» музея Шантильи. В «Сне» и «Короновании» уже больше заметно влияние Перуджино.
в 1612) известным своими копиями с картин Корреджо. И вот Джулиано да Сангалло и его брат Антонио построили из дерева крепчайшую подвижную башню и на канатах подвесили к ней статую, чтобы и при толчках она не разбилась, а двигалась, все время, покачиваясь, при помощи поворотов по бревнам, положенным на землю, потащили ее и привели в движение. И для Биндо Альтовити43 написал он портрет его в юности, считающийся изумительным. Амуры испытывающие стрелы, заполняют нижний правый угол римской картины, а вода, которой восхищается Вазари, омывает ноги Леды.
Его похоронили с тем почетом, какого заслужил столь благородный гений и не было ни одного мастера, который не рыдал бы сокрушенно, провожая его гроб. Окончив эту картину, он вернулся в Сиену, усталый, бедный и старый.
Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света.
Но потом она ему надоела и так как он был скотом, то не пожелал больше ее видеть. Иллюзионистическое мастерство Корреджо при этом было настолько велико, что на нем училось все последующее поколение, подражая его сокращениям снизу вверх. Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Иеронимом (в Гамптонкортском собрании) и Четыре святых (у лорда Ашбуртона). Джованни умер, когда его сыну было 11 лет.
Содома действительно гениальный художник.
60. Национальная галерея, Парма.
По их же уговору он написал в качестве подарка для папы полуфигуру Христа в образе «Се человек». Людовика, св. Для братства св.
Ансана, св. Удостоверяю сего первого апреля, что я, Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти, поручаю сына моего, Микеланджело, Доменико и Давиду ди Томмазо ди Курарадо на ближайшие три года с тем условием и сговором, что означенный Микеланджело обязуется находиться у вышеназванных означенное время, обучаясь рисованию и упражняясь в означенном ремесле и во всем, что вышеназванные ему поручат и что означенные Доменико и Давид обязуются уплатить ему в течение трех лет двадцать четыре полноценных флорина: в первый год шесть флоринов, во второй год восемь флоринов, в третий – десять флоринов, а всего 96 лир» и ниже имеется такая собственноручная расписка Лодовико: «Сего 16 апреля вышеназванным Микеланджело получено два золотых флорина золотом получено мною, Лодовико ди Леонардо, его отцом, за его счет 12 лир 12 сольдо». Там изображены Богоматерь, вознесшаяся на небо, Иисус Христос, ее венчающий и возле саркофага – двенадцать апостолов, созерцающих небесную славу, а на пределле внизу три небольших картины: «Благовещение», "Поклонение волхвов» и «Сретение Господне»5. Вернувшись, наконец, в Венецию, Тициан закончил для маркиза дель Васто так называемое «Обращение» этого полководца к своим солдатам88. Вот таким образом тот, кто пожелал бы видеть божественно преображенного Христа, пусть созерцает эту картину, где Христос изображен в прозрачной дали над горой, с просветленными его сиянием Моисеем и Ильей, написанными необычайно живо. Мадонна с младенцем и святыми, 1523.
Затем для короля католического он написал поколенную фигуру св. На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Вокруг окна на последней стене он написал с одной стороны Юстиниана, передающего закон ученым для исправления, над ним – Умеренность, Силу, Мудрость, а с другой – папу, несущего церковные декреталии в нем Рафаэль дал портрет Юлия, написав его с натуры, а рядом с ним изобразил кардиналов: Джованни деи Медичи – впоследствии папа Лев, Антонио ди Монте, Алессандро Фарнезе – впоследствии папа Павел III – и других33.
Георгием. (вплоть до Тьеполо и даже позже). 1530 г., Леда – 1530-1532.
«Станца Константина», четвертая, была расписана уже почти без участия Рафаэля. 57. Иоанном Крестителем, св. К этому времени относятся: Мадонна, кормящая Младенца грудью (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), Христос в Гефсиманском саду (в Апслейгоузе), Мученическая кончина св. Для кардинала Колонна написал он на холсте прекрасного св. Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. Елизаветы, успение и венчание на небе.
до 1446 – 1 авг. О нем нечего больше сказать49.
Антония – аббата и св. Обе картины показывают только по торжественным праздникам. Весьма характерно для Корреджо, что в центральной фреске («Вознесение Богородицы на небо») он абсолютно пренебрег теми основными требованиями, которые вытекали из архитектуры собора.
И заказал ему его святейшество свою собственную статую в пять локтей вышиной. Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях. Могила Рафаэля находится между второй и третьей нишей слева. Иеронимом» (в пармской пинакотеке), прозванная «Днем», по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита «Юпитер и Антиопа» (в луврском музее в Париже), «Школа Амура» (в национальной галерее, в Лондоне), «Ганимед», «Ио и Юпитер» (в Вене), «Даная» (в галерее Боргезе, в Риме), «Леда» (в берлинской галерее) – произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности.
Затем, продолжая роспись дворцовых зал, написал он чудо с причастием, происшедшее в Орвието или в Больсене, где изображен служащий мессу священник, сгорающий от стыда при виде того, как из-за его неверия гостия (причастие) кровью заливает антиминс (алтарь), в глазах его виден ужас, он вне себя, смущенно и растерянно оглядывая прихожан и по положению его видно, что они трясутся от страха, как это обычно бывает в таких случаях. Павла, которая действительно кажется исполненной Святого Духа140. Существует анекдот о том, как Содома познакомился с испанским командованием. Здесь так прекрасно написана самая архитектура тюрьмы, что поистине у других, по сравнению с ним, больше путаницы, чем у него красоты, так как он, стремясь передавать события так, как они описаны в истории, умел создать такую изящную и превосходную вещь, как эта ужасная тюрьма, закованный в железные цепи старик меж двух солдат, глубоким сном объятая стража, лучезарное сияние ангела, позволяющее отчетливо увидать в ночном мраке все подробности темницы и ослепительно отражающееся в оружии, блеск которого как будто существует действительно, а не только написан кистью.
На гробнице элегантная латинская эпитафия, составленная другом его, кардиналом Бембо.
Там же имеется и св. Наряду с этим он исполнил множество других произведений, помимо уже упомянутых. Бернардо Дивицио да Биббиена или просто Биббиена (1470-1520) – один из обаятелънейших и остроумнейших людей своего времени, автор комедии «La Calandra», немного гуманист, ни в какой мере не богослов, в кардиналы, конечно, не годился. Этот образ жизни, с одной стороны – чудачества, с другой – работы и картины, в числе которых было кое-что хорошее, создали ему такое имя в Сиене, главным образом среди народа и низших слоев (нобили знали его гораздо лучше)6, что многие считали его великим человеком. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо.
Сикстом и св.
Петра. Все эти фигуры вышли гораздо лучше, чем на картинах в соборе45. Св. Окончив эти работы, он исполнил для церкви Санта Мария Нуова в Венеции, на маленькой доске «Благовещение»91, а затем, пользуясь помощью своих учеников, – «Тайную вечерю»92 в трапезной церкви Сан Джованни Паоло далее, в церкви Сан Сальвадоре – алтарный образ с Преображением на горе Фавор93, а для другого алтаря этой же церкви – Благовещение94.
Когда картина была окончена, Агостино Киджи, находившийся в тесных деловых сношениях с папою, поднес ее его святейшеству.
С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские Мадонна со св. Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием Цыганки (La Zingarella) и Мадонна с кроликом. Сикста, в Пьяченце, написал он алтарный образ Богоматери со св.
в 1527) и от Антонио Бартолотти (ок. К этому же периоду относятся Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника (в мадридском музее) и Мадонна с корзиной (в лондонской национальной галерее). В 28 лет (если он родился в 1494) Корреджо женился на своей землячке Джиролиме Мерлини и имел четырех детей: трех девочек (из них две умерли очень рано) и сына Помпонио (1522- 1593) впоследствии ставшего живописцем. Эта картина по-настоящему хороша и заслуживает больших похвал23. В предисловии к третьей части «Жизнеописаний», а также при описании «Леды (см.
св. Михаил» (маленький). Павел и Моисей.
Оказав сравнительно небольшое влияние на современников и попав в круг тех влияний, которые исходили от Мелоццо да Форли, Микеланджело и Мантеньи (произведения первых двух Корреджо, по- видимому, не мог знать), Корреджо сильнее повлиял на живописцев барокко XVII и XVIII вв. Мавра и св. А теперь обратимся к рассказу.
Я не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобных тем, коими она в течение многих и многих лет украшала Тоскану в числе их был Антонио из Корреджо1, одаренный отменным прекраснейшим талантом, художник своеобразнейший, который изучил современный стиль в таком совершенстве, что благодаря природному дарованию и упражнению в своем искусстве он в течение немногих лет сделался редкостным и удивительным художником2. А Микеланджело (см.
О искусство живописи. Цецилию, брошенную в кипящее масло. Когда настал 1546 год, Тициан, вызванный кардиналом Фарнезе, отправился в Рим там он встретился с Вазари, который вернулся из Неаполя и расписывал залу во дворце канцелярии кардинала. В изголовии у него после смерти поставили в той комнате, где он обычно работал, законченную им для кардинала де Медичи картину «Преображение» и у всякого, видевшего его мертвым и столь живое его произведение, душа разрывалась от горя. св. В этой росписи было кое-что достойное похвалы.
Более подробно на содержании этих фресок Вазари не останавливается в «Жизнеописании Джироламо да Кар пи» и несколькими строками ниже. Что это в самом деле так, можно видеть как по самой картине, так и по рисунку, который я получил от самого Содомы и который находится в моей «Книге рисунков»34. И здесь замечательны перспективные сокращения снизу вверх.
св. 2. Воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить собор св. Проспера в Реджо) Мадонна с св.
Варварой, редчайшее и необычайное произведение61. Однако что за потеря времени все это перечислять. Плакидия и Положение во гроб (в пармской пинакотеке). Gronau (op.
Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 – 1530 гг. ) «Взятие Богоматери на небо», – произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. Так приобрел он себе очень большую известность. его биографию, 61), наоборот, вернулся к проекту Браманте, так как его душе была в высокой степени присуща именно идея движения. Франциска, Содома надписал, соревнуясь с сиенскими художниками Джироламо дель Паккиа и Доменико Беккафуми26, несколько фресок, а именно: введение Богоматери во храм, посещение св.
Его привезли в Сиену купцы, агенты Спаннокки2. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: Бегство в Египет (в галерее Уффици), Мадонна со св. На обратной стороне хоругви – Богоматерь с сыном на руках, а внизу св.
Тогда же он сделал в мраморе набросок статуи св. Исходя от этого исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие «Мадонны», предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции и в городских музеях Павии и Милана. И уже возврат стал невозможен. Ансан, который производит обряд крещения и другом – св. Иоанна Евангелиста (часть «Коронования Богоматери» снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке).
св.
Св. Проект Браманте представлял собою храм центральной системы в виде греческого креста. Петрония.
Слава благороднейшего этого мастера достигла Франции и Фландрии и Альбрехт Дюрер, превосходный немецкий художник и гравер по меди, уплатил ему дань своего восхищения, прислав собственный головной портрет52 исполненный гуашью на столь тонком холсте, что светлые места просвечивали насквозь, так как для их передачи он пользовался лишь прозрачностью ткани, а не белилами, тени же накладывал акварельными красками такой способ изумил Рафаэля и он послал Дюреру несколько своих рисунков, которыми тот чрезвычайно дорожил. Madonna della Sedia галереи Питти, написанная в Риме). Содома умер в 1549 г. Биография Содомы у Вазари – одна из самых пристрастных. На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело.
Родители его, занимавшиеся мелкой торговлей, были достаточно обеспечены и могли дать сыну лучшее образование, чем можно было ожидать от бедных родителей: языку и литературе Корреджо учился у Джованни Корни и Маррастони, философии – у Джованни Баттиста Ломбарди ди Корреджо известного медика, который был уже профессором в Болонье и Ферраре. Севастианом (исполненная для моденского собора) и Мадонна со св. Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: «Теперь посмотрите». Петра и св. Но двухлетнее пребывание в Милане (1498-1500), где он если и не был учеником Леонардо, то во всяком случае складывался непосредственно под его влиянием, сформировало его вполне. Correggio, собственно Антонио Аллегри (Allegri), прозванный Корреджо по месту своего рождения (в Моденской области) – знаменитый итальянский художник (1494 – 1534).
Франческо Мария делла Ровере – сын его сестры им усыновленный и его преемник на урбинском престоле. Недаром впоследствии Микеланджело увидел работу Рафаэля, он подумал, что Браманте (как это и было в действительности) сделал ему это назло для пользы и славы Рафаэля.
Содома – грань. Фрески пармского собора дошлидо нас в довольно хорошей сохранности, а об испорченных местах можно судить по акварелям Паоло Тоски (1788-1854), хотя последний сильно «подсластил» Корреджо. Потом написал последовательно (1509-1512) «Диспут» и «Афинскую школу» на продольных стенах, а на поперечных, где окна, – «Парнас» и еще серию аллегорических фигур.
Благодаря им обоим Рафаэль овладел пространственной композицией школы Пьеро делла Франческа. После отца учителем Рафаэля был Эванджелиста ли Пьяндимеллето. Когда весть об этом дошла до монахов, они пожелали получить ее обратно однако только с трудом при помощи папы добились они ее возвращения, щедро заплатив ее спасителям. Оба портрета находятся в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин. В гардеробной этого же герцога находятся написанные рукой Тициана две весьма изящные женские головы71, а также юная лежащая Венера, с цветами и в окружении тонких тканей, написанных с большим искусством и законченностью72 помимо этого полуфигура Марии Магдалины с распущенными волосами – исключительная вещь73.
Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре76. 14. Лувр, Париж. биографию Тициана, 94), Перине дель Вата (см. Но очень типично, что план, выработанный Рафаэлем, отклонился от плана Браманте.
Исполняя этот заказ, он изобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах – купидонов играющих с охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась уже прелесть и грация его кисти. Другой его портрет, написанный Рафаэлем, находится в галерее Питти, где Рафаэлев же портрет Томмазо (Федры) Ингирами их общего друга, актера, тоже едва не ставшего кардиналом при тороватом на красные шапки Льве Х. Еще один портрет члена дружеской римской компании, графа Кастильоне, сделанный Рафаэлем для его молодой жены, теперь в Лувре. Совершенство этой работы было причиной того, что на Рафаэля возложили всю ответственность за живопись и архитектуру, которые выполнялись во дворце. Картина преисполнена благородства и высокой духовности.
История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. К этому времени относятся: «Мадонна, кормящая Младенца грудью» (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), «Христос в Гефсиманском саду» (в Апслейгоузе), «Мученическая кончина св. Потом он принялся за работу в мастерских попечительства Санта Мария дель Фьоре, устроив между стеной и столами загородку вокруг мраморной глыбы, так что никому не было видно и, непрестанно трудясь над своим произведением, довел его до конца. Вентури доказал, что аллегория Силы в полукруге одной из стен – первое произведение Рафаэля (1500).
Содома прожил 75 лет и умер в 1554 году50. В углах той же оратории он написал27 святого в епископском облачении, св.
Studien, V. I. Марии-Аннунциаты) и «Мадонна делла-Скала» (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами).
Иоанна, св. В церкви Сан Спирито по заказу испанцев он расписал капеллу св. «Скорбь о Христе», Гигант флорентийский иупомянутый картон создали такую славу Микеланджело, что, когда в 1503 году33 умер папа Александр VI, новый папа Юлий II пригласил к себе Микеланджело, которому было около 29 лет, обещав ему великие милости и заказал ему свою гробницу на путевые издержки выплатили ему сто скуди из папской казны.
Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. Но и тут и там он рос, не теряя своей индивидуальности. Я приложил всяческие старания к тому, чтобы иметь его портрет, однако раздобыть не смог ибо, будучи человеком нрава положительного, он никогда сам с себя не писал, равно не изображался и другими20.
С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские «Мадонна со св. А с другой стороны, абсолютно ясно (и свидетелем тому каждодневный опыт), что и талант один не приносит больших плодов, если ему не сопутствует счастье. Георгий» и луврский же «Св. Франциск принял стигматы, в Аретинском епископстве в шестой день марта месяца, в воскресенье, в восьмом часу ночи родился мальчик. Его композиция весьма неординарна.
Из учеников – сотрудников Рафаэля – самым деятельным был Франческо Пенни, по прозванию Фатторе (1488-1528), а самыми даровитыми – Джулио Романо (см. Антония Падуанского и – лучшую из этих фигур – св. Герцог поставил Победу в Большую залу своего дворца, расписанного Вазари. Вознесение Богородицы. На первой стене представил он пожар в Борго Веккьо в Риме, где св. «Леда» вместе с «Ио» (ныне в Вене, повторение в Берлине) попала после долгих скитаний во владение герцога Филиппа Орлеанского, сын которого совершил акт вандализма, вырезав головы на обеих картинах.
Георгий» был написан несколько позднее (1506) и герцогом Урбинским предназначен в подарок Генриху VII английскому в виде благодарности за присланный Гвидубальдо орден Подвязки. Вопросы, которые едва ли когда- нибудь будут разрешены, см, об этом: Ivan Lermolieff (G.
Женские и юношеские фигуры исполнены им с такой живостью и совершенством колорита, что фреска эта принесла ему величайшую славу не только при жизни, но и после смерти ибо, это в самом деле, самая выдающаяся и превосходная вещь, какую он только сделал в своей жизни. Позволительно думать, что душа его украшает теперь небеса, как талант его украшал землю. Эту картину Тициан подписал своим именем28. Сиенская живопись из тихого треченто сразу перескочила в бурное чинквеченто. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 годами) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко. Не менее искусно и талантливо изображен св.
Якова, а сверху в пирамидальном полукружии – Бога отца, окруженного ангелами39. Николая полнена маленькая картина на дереве с изображением св. Виктора, св. Там же находится обнаженный св. Немного позже он написал для Якопо VI синьора Пьомбино еще ряд полотен.
Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства. Маркуолы.
3. Папа вознаградил Содому и сделал кавалером за эту великолепную работу16. 50. По правде говоря, если бы Антонио не доводил своих произведений до совершенства, которое мы в них видим, его рисунки (хотя в них есть и хорошая манера и красота и мастерство) никогда не заслужили бы ему среди художников той славы, какою пользуются лучшие его произведения. Прибыв во Флоренцию, он оставался здесь три месяца, заканчивая картон для Большой залы, по желанию Пьеро Содерини, гонфалоньера. 7.
Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: «Бегство в Египет» (в галерее Уффици), «Мадонна со св. Но особенно среди других хорош один из амуров, который мочится в реку и отражается в воде, в то время как остальные окружают пьедестал имеющий форму алтаря, на котором статуя Венеры с морской раковиной в правой руке, а по обеим сторонам Грация и Красота – прекраснейшие фигуры исполненные с невероятным тщанием29. Иеронимом (в пармской пинакотеке), прозванная Днем, по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита Юпитер и Антиопа (в луврском музее в Париже), Школа Амура (в национальной галерее, в Лондоне), Ганимед, Ио и Юпитер (в Вене), Даная (в галерее Боргезе, в Риме), Леда (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности.
Марии-Аннунциаты) и Мадонна делла-Скала (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами). В другом круге, находящемся над композицией изображающей диспут о таинстве, помещена Теология, окруженная книгами и другими предметами, с такими же прелестными амурами. Вслед за тем он попал во Флоренцию, где монах из рода Брандолини, настоятель монастыря Монте Оливетто, что за воротами Сан Фриано, заказал ему написать на стене трапезной названного монастыря несколько фресок. Вот таким образом она вышла очень обыкновенной и успеха не имела.
Плакидия и Положение во гроб (в пармской пинакотеке). Они сделали свое дело и ушли. Вазари преувеличивает бедность Корреджо. Подумал Микеланджело, что больше он хвалит бронзу, чем мастерство и сказал: «Этим я абсолютно также обязан папе Юлию, давшему мне материал, как вы москательщикам, у которых покупаете краски для живописи», – и с негодованием в присутствии некоторых дворян назвал его болваном. Обняв, его поддерживает старик, выказывая своими расширенными глазами с остановившимся зрачком, приподнятыми бровями и нахмуренным лбом одновременно и силу и страх он пристально смотрит на апостолов, как бы надеясь почерпнуть в их лицах мужество.
Многим обязан он также Тимотео делла Вите (1469-1523), своему земляку, вернувшемуся в 1495 г. в Урбино из Болоньи, где учился у Франческо Франча. биографию П. делла Франческа, сн. По смерти Лоренцо. Дерево, масло, 205141 см. Когда увидел он произведение Микеланджело, то изумился. 52. Марка для увековечения памяти дожа24.
Тем более знаменательно его троекратное упоминание изящной техники изображения волос. Значит, он должен был отвезти его в Перуджу раньше, что мало правдоподобно. Описание работ Рафаэля в ватиканских Станцах у Вазари чрезвычайно путано и дает абсолютно неверное представление о фресках, особенно о тех, которые в Stanza della Segnatura: тут он свалил в одну кучу фигуры «Диспута» и «Афинской школы». Кроме того, папа пожелал иметь богатейшие стенные ковры, вытканные золотом и шелком, для которых Рафаэль собственноручно приготовил картоны в красках67 натуральной величины, отправленные затем во Фландрию, откуда и были присланы в Рим сделанные по ним ткани.
Вслед за тем он для дома своего кума мессера Джованни Данна, фламандского дворянина и купца, написал его портрет, где он изображен как живой11, а также картину «Се человек» со многими фигурами, которую как сам Тициан, так и другие считают очень хорошим произведением12. Обошлась же эта работа в семьдесят тысяч скуди и до сих пор хранится в папской капелле. Над хижиной – хор поющих ангелов, которые так хорошо сделаны, что кажутся скорее потоками небесного дождя, чем произведениями руки живописца18. Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Иосифа.
Он же расписывал и арку перед капеллою, где изобразил Бога-отца35. Содома произвел полную революцию.
В XVIII веке ее окрестили Форнариной. Зарабатывал он много, так как ему очень хорошо платили за его вещи, однако было бы лучше, если бы он в эти последние годы работал не иначе как для собственного развлечения, чтобы не лишиться благодаря худшим вещам той репутации, которую он приобрел себе в лучшие годы, когда талант его еще не был на склоне и еще не тяготел к неабсолютному. Там к имевшемуся уже образу Богоматери он написал справа св. Севастианом (исполненная для моденского собора) и Мадонна со св. Но она в большей своей части сильно пострадала от погоды и от времени. Георгием».
Бастиана, голого, возле колонны эти произведения считаются очень хорошими картинами30. Бенедикт все эти фигуры – превосходны28. 4.
Его двор, где блистала супруга его Елизавета Гонзага, был прославлен графом Кастильоне, будущим ближайшим другом Рафаэля, в книге «Il Cortegiano». Якова, где у них гробницы.
– «Теперь мне больше нравится, – ответил гонфалоньер, – вы придали больше жизни». Kunstkrit.
Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. Ночь (для црк. К этому, по правильной мысли Рафаэля, присоединяется обогащение картины сложной и необычайной перспективой, зданиями, пейзажем, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – подвижность и смелость. В действительности же мы часто видим обратное.
Неверно. Morelli).
выше) Вазари снова и снова хвалит Корреджо за изображение волос. Бастиана. Живописные работы его относятся приблизительно к 1512 году. Средняя часть фрески (две центральные фигуры коронования) была снята и находится ныне в Пармской библиотеке.
Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. Картины капеллы св. 1450-1527), посредственного живописца из Корреджо. Наконец, этот отличнейший художник послал королю католическому «Тайную вечерю», написанную на холсте длиною в семь локтей, – произведение исключительной красоты129.
(В 1798 г. образ был разрезан и недавно отдельные куски его отождествлены в музеях Неаполя и Брешии. ) Одновременно написан «Сон рыцаря» лондонской Национальной галереи, а «Коронование Марии», о котором говорит Вазари, сделано в следующем 1502 г. (ныне в Ватиканской галерее). И поистине велика сила дарования у тех, кого поддерживает щедрость правителей. 13. Таким образом, в скором времени он смог открыть для обозрения залу именуемую «башней Борджиа», где на каждой стене исполнил по композиции, две из которых оказались над окнами, а две – на сплошных стенах.
В то время Тициан подружился с божественным Людовико Ариосто33, который признал его отличным живописцем и прославил его в своем «Неистовом Роланде». вступительную статью).
Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: «Рождество Христа» или так назыв. Портрет этот достался потом его наследнику, Джулио Романо и находился в Мантуе. Августина и. св.
В противоположность ему св. Однако, возвращаясь к его работам, скажем, что когда он написал несколько сюжетов ремесленным образом безо всякого старания и когда генерал стал ему выговаривать за это, Маттаччо сказал, что он работает с причудами, что его кисть пляшет в зависимости от того, как звенят деньги и что если дадут ему больше, то он сумеет сделать гораздо лучше. Сигизмунд, св. Оба эти произведения превосходны и удивительны. Эрмитажный «Св. История дебютов Рафаэля теперь разработана очень подробно и, по-видимому, окончательно благодаря решающим открытиям Адольфо Вентури.
И кроме благодеяний, оказанных им как другом искусству, он и нас всегда учил тому, как следует обращаться с людьми великими, посредственными и ничтожными. Словом, жил он не как художник, а как князь. Рафаэль прибыл в Рим поздней осенью 1508 г. и с 1509 г. начал работать в Ватикане. Так это произведение еще гораздо больше прежних прославило и возвеличило его талант.
Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. 14. 2.
Между тем умер Юлий II и папою стал Лев Х, которому были по душе люди с чудачествами и без большого ума, каким был Маттаччо. Проект Рафаэля – базилика в виде латинского креста. К этому же периоду относятся «Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника» (в мадридском музее) и «Мадонна с корзиной» (в лондонской национальной галерее). Вскоре затем Агостино Киджи из Сиены, богатейший купец и большой друг талантливых людейЗ8, заказал Рафаэлю расписать капеллу, после того как тот написал в лоджии его дворца (ныне известного под именем палаццо Киджи в Трастевере)39 в нежнейших тонах Галатею на колеснице, влекомой по морю двумя дельфинами и окруженной тритонами и разными морскими божествами.
30. С росписи существуют копии работы Агостино и Аннибале Карраччи и акварели Паоло Тоски.
Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески «Благовещение» (в црк. Прибыл он в Болонью и не успел даже переменить сапоги, как явились приближенные папы и повели его в сопровождении одного из епископов кардинала Содерини – так как сам кардинал по болезни не мог явиться – к его святейшеству во Дворец шестнадцати когда подошли они к папе, Микеланджело склонил колени, а его святейшество, взглянув исподлобья и как будто гневно, Сказал: «Вместо того, чтобы явиться к нам, ты ждал, чтобы мы явились к тебе», намекая на то, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские Мадонна со св. Вот таким образом при нем дело мало подвинулось вперед. Его учеником был Эванджелиста ди Пьяндимеллето. Ибо поистине тот, кто целиком доверяется одному счастью, не раз бывает обманут.
Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари. Франциском, св. Золотой же блестящий шар на кресле папы, в котором, как в зеркале, отражается (так велик его блеск) свет, падающий из окна и плечи папы и перспектива комнаты – все сделано так искусно, что никакой другой мастер ничего подобного не написал и не мог бы написать за эту картину папа щедро его вознаградил и находится она теперь во Флоренции, в гардеробной герцога.
Видно, как люди уже выносят вещи и сокровища, но, заметив Гелиодора, спасающегося от жестокого преследования и повергнутого ниц некими, одному ему видимыми, тремя воинами (ибо это – видение), они чувствуют себя охваченными приступом ужаса и страха, которые испытывают все спутники Гелиодора и пытаются бежать, но спотыкаются со своей ношей. А так как Пьетро Перуджино, который расписывал свод одной из комнат рядом с "башней Борджиа», работал вследствие своей старости медленно и не мог, как было уговорено раньше, приняться за что-нибудь другое, то Джованантонио была поручена роспись другой комнаты, рядом с той, где работал Перуджино12. В церкви св. Видя это и Микеланджело из соревнования вылепил их несколько, а Лоренцо, видя его прекрасное дарование, навсегда его отметил приободренный этим, через несколько дней принялся он копировать в мраморе имевшуюся там античную голову Фавна, старого и морщинистого, с отбитым носом и смеющимся ртом и хоть никогда Микеланджело в руках не держал ни мрамора, ни резца, подделка удалась ему так, что Великолепный изумился и, видя, как по собственной своей фантазии открыл он Фавну рот и сделал ему язык и показал все зубы, Лоренцо сказал, милостиво шутя, как ему было свойственно: «Однако ты должен был бы знать, что у стариков не все зубы бывают целы, всегда скольких- нибудь у них не хватает». Для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, написал он картину «Преображение»69, которую собирался отправить во Францию, причем над ней он безустанно и собственноручно работал и достиг последней степени совершенства в этой вещи представил он преображенного Христа на горе Фавор, у подошвы которой поджидают его одиннадцать апостолов сюда же привели бесноватого мальчика, чтобы Христос, сойдя с горы, его исцелил мальчик корчится в конвульсиях, кричит и закатывает глаза, являя муки своего тела, оскверненного коварным бесом и, побледнев, делает вынужденные и пугливые движения. Георгием.
В другом круге, против окна, выходящего на Бельведер, олицетворена Поэзия в виде увенчанной лавром Полигимнии, держащей в одной руке античную лиру, а в другой – книгу бессмертное лицо прекрасно, очи воздеты к небесам, а возле нее – два резвых и живых амура, которые образуют с ней и другими фигурами сложное сочетание и с этой же стороны, над упомянутым уже окном, он написал гору Парнас. На той, что справа, он изобразил св.
Когда он подрос, отец начал обучать его живописи, видя в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейший талант таким образом, уже через несколько лет Рафаэль, еще будучи отроком, стал оказывать большую помощь Джованни во многих работах исполненных им в герцогстве Урбинском. В другой раз он опять пошел, чтобы поговорить с папой, но не был допущен и привратник папский сказал ему, что не приказало его впускать некий епископ сказал тогда привратнику: «Может быть, ты не знаешь, кто это такой" – «Отлично знаю, – отвечал тот, – но ведь меня поставили, чтобы выполнять приказы начальства и папы». Виктор в античном вооружении с мечом в руке, рядом с ним св. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Затем он написал портреты Карла V89, короля католического90 и многие другие.
И нам неизвестно, какой из существующих женских портретов Рафаэля должен считаться ее изображением: «La donna velata» галереи Питти, женская фигура в Трибуне галереи Уффици (принадлежность ее Рафаэлю оспаривается), портрет римской галереи Барберини или какая-нибудь из мадонн (например. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526—1530 гг. ) Взятие Богоматери на небо, — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. В церкви Сан Себастьяна им же для алтаря св.
.