Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. В Урбино и Перудже Рафаэль создал 5 образов мадонн: «Мадонна Солли» (1500-1504), «Мадонна фон дер Роппа» (1500-1504), «Пасадинская Мадонна» (около 1503), «Мадонна Диоталеви» (около 1504), «Мадонна Конестабиле» (около 1504). Рассмотрим некоторые из названных полотен. В Мадонне Конестабиле, чарующем своей лирической прелестью и каким-то особым обаянием чистосердечия произведении совсем молодого мастера, уже отчётливо выражены специфические черты живописного стиля Рафаэля: ритмичность изящество, певучесть линий, гармоничность образов. Роскошная рама «Мадонны Конестабиле», видимо, тоже была исполнена по эскизу Рафаэля.
Их лица нежны и задумчивы. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Масло, доска, 55, 2х40 см. Все здесь значительно и законченно – ясно.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте.
Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году.
Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос. Их действия объединены вниманием к книге. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру.
Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. В разделе Живопись, Графика на вопрос сравните Мадонну Конестабиле и Сикстинскую Мадонну Рафаэля. Дерево, масло, 107х77 см. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. «Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника.
Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.
Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Такова «Сикстинская мадонна». Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны.
Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров.
Лица, тела персонажей идеализированы. Этому взору доступно то, что скрыто от других. Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. У края фрески Рафаэль изобразил самого себя и живописца Содому, который до него начал работать в станце.
На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая. Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см.
Ее фигура поставлена строго в центре. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку.
Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути.
Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Вторым наставником после отца можно считать мастера Пьетро Перуджино, который оказал на своего ученика серьёзное влияние на видение в искусстве. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне.
Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино.
«Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Масло, доска, 215х158 см. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука». Этой задумчивостью пропитана вся работа.
Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Холст, масло, 265х196 см. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже.
В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату. Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн.
«Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо.
Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Главная героиня расположена в самом центре картины.
Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Только эту пилку приводила в движение не рука, а станок, нажимаемый ногою, как швейная машина: продели же пилку внутрь доски сквозь одну из ее трещин». Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Это образ весенней пробуждающейся природы.
«Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
(9) Рама. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте. Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Она идет к людям, юная и величавая, что–то тревожное затаив в своей душе. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Мастер взялся их изваять сам. И в результате они оба смотрят в книгу.
Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Тем бесценнее встречи с картинами художника. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину.
Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. «Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле».
«Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность.
В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором.
В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына.
Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Слава ее ничем не подчеркнута. Картина задумана специально для небольшого формата.
Однако при этом было сделано открытие. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод. (4) Книга. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце.
Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Колено преклонный, покорный Сикст не отрывает восторженного взора от богоматери. Фигуры образуют треугольник. Доска, масло, 122х80 см. Св. В то время ему не было еще и семнадцати лет.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Она вся выдержана в мягких округлых линиях: плечо мадонны, склоненная голова, второе плечо. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Ноги босы.
Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана.
Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию.
Малыш находится в игривом настроении. Лицо ее задумчиво. В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта.
Когда картину освободили от деревянной основы, то проступила первоначальная версия, на которой Мария и младенец держали не книгу, а плод граната — символ страстей Христовых. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. И в природе царит весна.
«Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Это творение гения. Просто посмотрите на обе картины и всё станет ясно. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера.
В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993).
Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. На изображении насчитывается примерно триста фигур. Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж.
Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II.
Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея. Картина написана в теплых золотистых тонах. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази.
Она смотрит прямо на зрителя. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. От картины веет поэзией и чувственностью. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны.
Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя.
Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Она находилась в собрании семьи графа Конестабиле именно там, где ее написал Рафаэль, в Перудже. Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра. Эта мадонна – воплощение того идеала красоты и добра, который смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, то самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты и показал этот идеал миру. «Мадонна Конестабиле». Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей.
Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле».
Капитолийская площадь в Риме — один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ). Микеланджело работал без помощников, в очень трудных условиях: при плохом освещении, лёжа на спине на специально изготовленном помосте. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.