Облик женщины настраивает зрителя на символическое восприятие картины. Поиски Жерико были продолжены Эженом Делакруа (1798 – 1863). Прославился как автор масштабного рельефа Выступление добровольцев в 1792 году (или Марсельеза, камень, 1833–1836), украсившего Триумфальную арку на площади Этуаль композиция с группой вооруженных граждан, устремившихся вперед под водительством парящей Свободы, патетически ярко выразила революционные идеалы.
В романе «Жермини Лассерте» они изображают жизнь низов общества, полагая, что биологическое начало легче проследить на примитивных людях из народа. В замечательном романе «Красное и черное» (1830 г. ) Стендаль изображает французское общество периода Реставрации. В 1863 г. Делакруа умирает.
В 1870 г. Гюго вернулся во Францию. Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. том VI).
В этом смысле очень интересен памятник Нею (1852—1853) на площади Обсерватории в Париже. 1841). Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию.
Его «Парижский тряпичник» (1847 г. ) в замечательном исполнении Фредерика Леметра был высоко оценен А. И. Герценом. Происходит из простой, неартистичнои семьи. Одной из лучших французских романтических драм был «Чаттертон» А. де Виньи (1835 г. ) – психологическая драма, показывающая трагедию поэта, не находящего себе места в торгашеском буржуазном обществе. В осажденном Париже он зовет народ защищать отечество. Однако большинство его проектов не получило осуществления.
Но очередная военная авантюра Наполеона, закончившейся поражением и национальной катастрофой для Франции, стала в преграде. Повернувшись до Франц, виконав ряд робт, навяних античною мфологю («Меркурй, що завязу сандалю», бронза, 1827, Лувр, Париж). Написанная под впечатлением революции 1830 г. его картина «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах») раскрыла грозную красоту народного восстания.
Техника незадолго до того введенной в искусство литографии дала широчайшее распространение таким его работам, как «Законодательное чрево», «Улица Транснонен», «Печатник, ставший на защиту свободы печати», «Слово предоставляется подсудимому», «Этого можно освободить, – он больше не опасен» и многим другим, где Домье открыто высказывал свои симпатии и антипатии, совмещая иногда в одном и том же листе образы положительных героев с образами беспощадно сатирическими. Лицо императора идеализировано, на голове венок из лавра. Только это и завидно, остальное не в счет», – скажет он позднее.
Автор многих скульптурных памятников, в том числе исполненного порывистого движения памятника маршалу Нею (бронза, 1852-53) на площади Обсерватуар в Париже. Картина «Свобода, ведущая народ» закрепила победу романтизма во французской живописи. Новые мастера отвергают замысел Рюда, а в результате меняется и вся композиция. Исполнив, кроме того, бюст нидерландского короля Вильгельма и восемь барельефов для дворца в Терваренке, он в 1827 г. вернулся в Париж и вскоре занял весьма видное место среди его художников. В комедии «Делец» он дал исключительно яркое сатирическое изображение мира дельцов и спекулянтов, в котором царит биржевик Меркаде. Родился в городе Дижон, проявил заинтересованность в рисовании.
Жерико заинтересовала ситуация предельного напряжения духовных и физических сил людей. В исторических картинах 1840-х годов («Взятие Константинополя», «Правосудие Траяна») новая манера художника явлена в полной мере. С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 г. в Париж, к главному директору императорских музеев барону В. Денону, который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению сперва в ученики Голя, а потом в мастерскую Картелье и, наконец, в парижское училище изящных искусств. Но Тальма не дожил до завершения «Кромвеля», появление которого открыло во Франции эру прогрессивного романтизма в театре. К счастью, дворец построить не удалось. С этой темой связано еще несколько произведений: «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир».
Возвращение Наполеона Рюд встретил в родном Дижоне, но через сто дней праздник закончился – мятежный император отправился на остров Святой Елены. Она только для истинных мастеров. Среди всеобщего оживления в толпе вместе с женой был и Рюд. Возвращение Наполеона Рюд встретил в родном Дижоне, но через сто дней праздник закончился— мятежный император отправился на остров Святой Елены.
«Свобода, ведущая народ» соединяет в себе черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской. В 1810 году работа над Вандомской колонной была завершена. Из 148 человек, высадившихся на плоты (из которых один сразу оторвался и сгинул), лишь девять полумертвецов подобрал бриг "Аргус" на двенадцатый день.
Автором архитектурного проекта был сэр Чарлз Бэрри (1795—1860) известный своими постройками в духе итальянского Возрождения. Но ему не удается достигнуть избранной цели. Другой поэт той эпохи Мари Жозеф Шенье (1764 – 1811) был автором гимнов, которые исполнялись в дни праздников, а также трагедий революционно-патриотического содержания. Когда появилась возможность вернуться на родину, Франсу Рюд с семьей перебрался в Париж. Рюд, очевидно, сам почувствовал это. Так возникли его роман «Саламбо», посвященный восстанию наемников в древнем Карфагене, повести «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада».
Вот таким образом один из рельефов называется Апофеоз Наполеона. Позднее он повторил в мраморе бюст ещё раз (1838, Париж, Лувр) и ввёл в композицию одежду». Романтики опирались на фантазию, классицизм предпочитал основываться на исторической и мифологической реальности.
Старий дипломат сам прихильник мистецтв сприяв отриманню провнцалом Рюдом художньо освти. На переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40 – 70-е годы XIX в. стоит творчество великого французского художника Оноре Домье (1808 – 1879).
Бертрана (в Шатору), барельефы «Прометей, одушевляющий искусства» (в здании Законодательной палаты) и «Возвращение франц. В 1814 году Франсуа собирался в Италию. Тальма прошел сложный путь. Постепенно освобождаясь от первоначального тяготения к необычайным эффектам природы, пейзажисты так называемой «Барбизонской школы» (по имени деревни, где многие из них часто работали) стали раскрывать прекрасное в самых простых и обыденных, связанных с повседневной жизнью и трудом народа уголках страны.
Знаменитой водевильной актрисой Франции была В. Дежазе (1797 – 1875). Рюд працював скульптором-декоратором у палац в Терваренку (знищено), в оперному театр Ла Моне, в Брюссел.
Людовик XV остался доволен замыслом своего архитектора. Учился у живописца Ф. Девожа в Дижоне (с 1798), а также у скульпторов Э. Голля и П. Картелье в Париже (с 1807). Особенное значение имеет роман «Отверженные» (1862 г. ), затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. Рисуя судьбу неграмотного крестьянина Жана Вальжана, за безделицу попавшего на каторгу и молодой женщины Фантины, ставшей проституткой, автор показывает, что их губят социальная несправедливость и пороки буржуазного общества. В этом вся тайна жестов, передаваемых искусством. Дух классики, преображенной романтическим пафосом и тревогой, жил также в произведениях наиболее значительного скульптора романтической эпохи – Франсуа Рюда (1784-1855) монументальный рельеф которого «Марсельеза», украшающий Триумфальную арку на площади Звезды в Париже, родственен "Свободе" Делакруа. В предисловии к своей пьесе «Кромвель» (1827 г. ) Гюго сформулировал принципы Новой, романтической драматургии. Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863).
Они сказываются у Жана-Батиста Карпо (1827 – 1875) в его тонких, одухотворенных портретах или в полных бурной взволнованности и динамики скульптурных группах («Танец», «Четыре страны света») и позднее у крупнейшего французского реалистического скульптора Огюста Родена (1840 – 1917), первые произведения которого были созданы в 60-х годах. Вместе они уезжают в Брюссель. Ко времени работы художника над рельефом он уже имел большой творческий опыт.
Но имел либеральные взгляды, что привело к политической эмиграции в франкоязычную Бельгию при восстановлении монархии Бурбонов во Франции. Вы можете тут проверить мои слова: движение статуи заключено в превращении первой позы маршала, когда он выхватывал саблю из ножен, в следующую, когда он уже бросается на неприятеля с поднятым оружием. Порой его произведения звучат фальшиво (например, памятник Наполеону в парке около Дижона). Благодаря Коро живопись на открытом воздухе (на «пленэре») стала достоянием массы художников Франции, обогатив искусство необычайной правдивостью передачи световоздушной среды и словно физически ощутимым дыханием жизни. Сейчас уже трудно сказать использовал ли скульптор мотив великого Тициана, который в своей картине «Аллегория на победу при Лепанто» изобразил летящую крылатую женщину с венком — «посланницу небес», хоть такая аналогия и напрашивается. Первые произведения Давида дАнжера (1788—1856) выполнены в духе классицизма периода Империи, но уже в статуе Конде (1817), предназначенной для моста Людовика XVI (мост де ла Конкорд), заметны новые веяния: разрушая статичность классической композиции, скульптор стремится передать внутреннюю жизнь, движение не только увековечить героя, но изобразить его действие.
Именно эти победы и была призвана увековечить Триумфальная арка. Так, в опере Шарля Гуно «Фауст» (1859 г. ) на первом плане оказался образ любящей и покинутой Маргариты. Единственные люди, о которых великий писатель говорит с нескрываемым восхищением, – это республиканцы, такие как молодой Мишель Кретьен («Утраченные иллюзии») или старый дядюшка Низерон («Крестьяне»), бескорыстные и благородные герои.
Меняется смысл ее. 1831), "Шопен" (1838): в поздние годы исполняет несколько декоративных работ: купол библиотеки Люксембургского дворца (1845-1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849-1861), пишет натюрморты, пейзажи. Однако, вдохновясь особой ролью здания Парламента как национального символа, зодчий придал ему облик памятников английской готики XVI в. Комплекс совмещает чёткость, ясность планировки с живописностью: лёгкое кружево готического убранства придаёт грандиозному сооружению неожиданную лёгкость. Наполеон приподнимается со своего ложа, сбрасывая погребальное покрывало.
Неудачно сложилась и сценическая судьба пьес великого реалиста Бальзака. Слон должен был стоять на огромном пьедестале. Круг иллюстрируемых авторов необычайно обширен. Мнения разделились и монумент маршалу Нею вызвал как захваченных в лагере французских романтиков (Виктор Гюго), так и раздражение их идейных противников. Иногда Мериме обращается и к миру фантастических образов («Венера Ильская»), но изображая романтических героев и романтические ситуации в трезвых спокойных тонах, сопровождая их ироническими комментариями и реалистической системой мотивировок, переводит действие в иную, не романтическую плоскость.
После поездки Делакруа в Африку в конце 1831 г. он показал себя как блестящий мастер колорита («Алжирские женщины в своих покоях», всадники, сцены охот и сражений). Думки роздлились монумент маршалу Нею викликав як захоплення в табор французьких романтикв (Вктор Гюго), так роздратування х дейних супротивникв. Особенно выразителен воин — воплощение опыта и силы. "Метеор, упавший в болото" (Т. Начав с романтически взволнованных образов («Портрет Шопена» и др. ), он в конце 40-х – начале 50-х годов создал свои наиболее значительные реалистические работы. Сходный путь развития прошел другой жанр, родившийся в годы революции, – водевиль.
Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга-психиатра Жорже (1822-1823). Многие его планы остались неосуществленными, сохранились только наброски композиций. Напередодн, 10 серпня 1792 року в Париж скасували монархю владу номнально отримав народ Франц. Рюду удается разыскать своего старого учителя Картелье. С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 г. в Париж, к главному директору императорских музеев барону В. Денону, который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению сперва в ученики Голя, а потом в мастерскую Картелье и, наконец, в парижское училище изящных искусств.
Главные из его произведений, явившихся с этого времени, — статуи Богородицы (мрамор, в церкви Гервасия), «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» (мрамор, 1831, в Лувре), «Меркурия, привязывающего после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (бронза, 1827, там же) и «Жанны дАрк» (мрамор, 1852, там же), группы «Крещение Господне» (в церкви Святой Магдалины), «Распятие» (бронза, 1852, в церковь Святого Викентия де Поля), «Геба с орлом Юпитера» (мрамор) и «Отправление в поход» (также известное как «Марсельеза» на Триумфальной арке на площади Звезды), монументы маршала Нея (в Париже, на Avenue de lObservatoire), Наполеона I (в Фиксене, близ Дижона), Г. Монжа (в Боне) и маршала Бертрана (в Шатору), барельефы «Прометей, одушевляющий искусства» (в здании Законодательной палаты) и «Возвращение французской армии из Египта» (на Триумфальной арке на площади Звезды), надгробный памятник Кавеньяку (на Монмартрском кладбище), бюсты Лаперуза (в Морском музее, в Лувре), Луи Давида (в Лувре), принца Морица Саксонского (там же) и др. Откликаясь на события Французской революции 1830 г., он пишет картину «Свобода, ведущая народ» (1831). Именно Курбе впервые употребил слово «реализм» по отношению к живописи и смысл этого реализма 50 – 70-х годов заключался в пристальном анализе и справедливой оценке действительного положения вещей в буржуазной Франции того времени. Бодлер так же, как и Флобер, ненавидел буржуазное общество.
Жерико настойчиво ищет драматические образы в современности. ч ТПДОПН ЗПТПДЕ тАДБ ПФЛТЩФ РЕТУПОБМШОЩК НХЪЕК УЛХМШРФПТБ. В драмах «Вотрен», «Находчивый Кинола», «Мачеха» Бальзак ярко разоблачал подлинные основы стяжательского буржуазного общества, бессердечность денежных людей и жажду наживы, показывал отражение социальных конфликтов в семейной среде. Но жёсткий веризм трактовки лица сразу же снимает возможность такой интерпретации. Соответственно, рельефы должны были называться «Отправление добровольцев», «Отступление», «Сопротивление» и «Мир».
С 1808 по 1818 г. были созданы «Сидящая купальщица», «Зевс и Фетида», «Большая одалиска», «Роже и Анжелика», «Паоло и Франческа», «Рафаэль и Форнарина». Репутацию вождя классицизма за Энгром закрепила картина «Обет Людовика XIII», присланная в Салон 1824 г. Энгр как, классицист отчетливо представляет возможности живописного языка и никогда не пытается, подобно романтикам, нарушить пределы традиции. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма.
Автор багатьох скульптурних памятникв, у тому числ виконаного поривчастого руху памятника маршалов Нею (бронза, 1852—53) на площ Обсерватор в Париж. Вместе они уезжают в Брюссель. Тревожный момент выступления добровольцев в поход, когда судьба будущего поединка с опасным врагом еще никому не была известна и стал сюжетом произведения Франсуа Рюда. В 1814 году Франсуа собирался в Италию.
По сравнению с монументами другим французским генералам – монумент нем не хуже среди них. К тому же он не мог оставить в беде семью вынужденного скрываться от нового короля господина Фремье, ставшего для Рюда вторым отцом. «Как было бы прекрасно уметь воспроизвести все, что чувствуешь. На французской сцене сложились и достигли высокого совершенства все основные художественные направления искусства этого периода, были разработаны все театральные жанры, так же как и новые формы организации театрального дела, характерные для буржуазного общества с присущим ему законом капиталистической конкуренции и принципом свободы предпринимательской деятельности. В своей первой книге стихов «Испанские и итальянские сказки» он в ироническом тоне трактует романтические мотивы, как бы снижая и осмеивая их. Л. Давидом що зробив на Р. сильний вплив.
Не менее патетичны и эмоциональны мемориал Наполеона в Фиксене под Дижоном (Наполеон, пробуждающийся к бессмертию бронза, 1845–1847) и памятник М. Нею на площади Обсерватории с фигурой маршала, взмахнувшего саблей в призыве к атаке (бронза, 1852–1853). Рюд Франсуа (Rude) (1784-1855), французский скульптор. Энгельс называл Жорж Санд «мужественной защитницей прав женщин». (Ф. К двум первым он сделал эскизы. Но художник не терял заинтересованности в событиях французской революции и ее героях. Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза», 1833—1836), украшающий Триумфальную арку на площади Звезды в Париже.
уРЕТЧБ ПВХЮБМУС Х ПФГБ Й ВТБМ ХТПЛЙ ТЙУПЧБОЙС. Диагональная композиция наилучшим образом усиливает эффект движения. Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу.
Ему кажется, что он одинок в своей ненависти к буржуазному миру. В ансамбль Парламента Бэрри включил также Вестминстер-холл, одно из старейших лондонских зданий (XI в. ).
Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда (1784 – 1855) «Выступление добровольцев в 1792 году», который чаще называют «Марсельеза». Образы ее глубоко типичны. Композиция приближается к внешнему течению жизни, т. е. к относительно ровной поверхности буржуазного общества, его постепенной эволюции. Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении. Характерной особенностью последней являлись отказ от четких разграничений жанров, стремление к слиянию драмы с лирикой и эпосом, смешение трагического с комическим, возвышенного с гротескным (значение гротеска как эстетической категории романтической драмы было впервые подчеркнуто Гюго в предисловии к «Кромвелю»). В театре Второй империи ставятся апологетические охранительные пьесы Александра Дюма-сына, Эмиля Ожье и Викториена Сарду, которых М. Е. Салтыков-Щедрин метко назвал «драматургами-паразитами» за их угодливость по отношению к господствующей буржуазии.
Основным стимулом поведения людей Гонкуры считают биологические факторы, причем их особенно интересуют патологические случаи, отклонения от нормы. 29 июля 1836 года Триумфальная арка была торжественно открыта. Но в бульварных театрах Парижа, хотя их репертуар и был засорен пустыми развлекательными спектаклями, ставились значительные пьесы, насыщенные демократической идейностью здесь вырастали и великие актеры, с именами которых связан расцвет романтизма во французском театре и в творчестве которых получили яркое выражение гуманистические идеи, протест против общественной несправедливости.
На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848), писатель, представлявший консервативное крыло этого движения. Нея (в Париже, на Avennue de lObservatoire), Наполеону I (в Фикселе, близ Дижона), Г. Монжа (в Боме) и марш. Наибольшей выразительности художник достигает цветом. Среди находящихся на плоту мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку.
И все это разворачивается на фоне хотя и сумрачного, но безмятежного пейзажа. Рюд, очевидно, сам почувствовал это. Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Ни годы, ни изгнание не сломили великого бунтаря.
Знаменитая опера Бизе «Кармен», не имевшая успеха при первой своей постановке, в наибольшей степени отражала проникновение живых человеческих чувств в оперную музыку, – чувств, превращающих яркую романтику сюжета в реальную психологическую драму. Готье), "пламенный гений" – такие отзывы о "Хиосской резне" соседствовали с выражениями: "это резня живописи" (Гро), ". В романе «Исповедь сына века» (1835 г. ) Мюссе прямо говорит о своем герое, как о представителе поколения 30-х годов. 29 июля 1836 года Триумфальная арка была торжественно открыта.
я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров". И если, к примеру, первоначально рельеф «Отступление» задумывался как осуждение императорских войн, то затем, с усилением имперских амбиций правителей Франции, его заменил рельеф «Слава» с фигурой Наполеона. Смена идей отразилась в возникшем в годы революции новом жанре мелодрамы. Меняется самое понятие типического. В области архитектуры на рубеже XVIII – XIX вв.
Таким же он был и историком: еще в 20-е годы опубликовал «Историю Французской революции», написанную с либерально-буржуазных позиций, но позднее переработал ее в откровенно реакционном духе. Домье принадлежит к тем мастерам XIX в., у которых трезвый, резко критический анализ действительности сочетался с истинно романтическим пафосом утверждения своих идеалов, революционной непримиримостью к буржуазному строю и всем его социальным, моральным и идейно-художественным основам. Революционный отряд выступает в поход. Впрочем, мелодрама Дюканжа относится уже к следующему, романтическому периоду в истории французского театра.
Объявляя Шекспира «богом театра», Гюго требовал свободы и естественности, соблюдения «местного колорита», смешения трагического и комического. Главные принципы Энгра как художника классической школы – точный контур, обрисовывающий фигуру, скульптурная лепка форм, динамичный рисунок, строгий, но разнообразный ритм, монохромность колорита – реализуются в лучших работах позднего периода: «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием», «Венера Анадиомена», «Турецкая баня» и др. Ее появление в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но и восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке.
Вернувшись во Францию исполнил ряд работ, навеянных античной мифологией (Меркурий, завязывающий сандалию, бронза, 1827, Лувр), создал своё крупнейшее произведение – революционный, пронизанный героическим порывом монументальный рельеф Марсельеза (Выступление добровольцев в 1792 году, камень, 1833-36) на Триумфальной арке на площади де Голля (бывшая площадь Этуаль) в Париже. Государство приобретает «Меркурия» для Лувра и делает с него бронзовую отливку. муз. ), принца Морица Саксонского (там же) и др. Пейзажи лидера «барбизонцев» Теодора Руссо (1812 – 1867) и в особенности младшего в этой группе художников – Шарля Добиньи (1817 – 1878) по существу впервые утвердили во французском искусстве восхищение реальной природой, подготовив еще более высокий расцвет искусства пейзажа.
из признанных художников, кто готов был поддержать это новое поколение. Обучение длилось три года (1809 – 1812). Он проронил тогда: «Что слава. Программы симфоний Берлиоза иногда заимствовались из литературных произведений («Гарольд в Италии» – по поэме Байрона, «Ромео и Джульетта» Шекспира) иногда создавались самим композитором.
Герой его книги – Жюльен Сорель, плебеи по происхождению, является страстным поклонником наполеоновской эпохи, которая, по его убеждению, открывала для талантливого человека из низов возможность пробить себе дорогу в жизни. В работе над пейзажем середины века наряду с «барбизонцами» очень большую роль сыграл Камиль Коро (1796 – 1875). Крупнейший представитель нового этапа реализма Гюстав Флобер (1821 – 1880) всю жизнь ненавидел буржуазию, считал ее бездарной, мелочной, пошлой, эгоистичной. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Учился в дижонской художественной школе.
рТПУМБЧЙМУС ЛБЛ БЧФПТ НБУЫФБВОПЗП ТЕМШЕЖБ чЩУФХРМЕОЙЕ ДПВТПЧПМШГЕЧ Ч 1792 ЗПДХ (ЙМЙ нБТУЕМШЕЪБ, ЛБНЕОШ, 1833-1836), ХЛТБУЙЧЫЕЗП фТЙХНЖБМШОХА БТЛХ ОБ РМПЭБДЙ ьФХБМШ ЛПНРПЪЙГЙС У ЗТХРРПК ЧППТХЦЕООЩИ ЗТБЦДБО, ХУФТЕНЙЧЫЙИУС ЧРЕТЕД РПД ЧПДЙФЕМШУФЧПН РБТСЭЕК уЧПВПДЩ, РБФЕФЙЮЕУЛЙ СТЛП ЧЩТБЪЙМБ ТЕЧПМАГЙПООЩЕ ЙДЕБМЩ. Выход из этого упадка наметился только на рубеже XX века. На гасло «Батьквщина в небезпец. » вдгукнулися стар мал, х уособлюють— лучник, вояк ветеран, пдлток, немчний старий, що благословля захисникв рдного краю. В этот трактат автор включил две повести – «Атала» и «Рене», в которых он полемизирует с идеями великого французского просветителя Руссо. С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 г. в Париж, к главному директору императорских музеев барону В. Денону, который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению сперва в ученики Голя, а потом в мастерскую Картелье и, наконец, в парижское училище изящных искусств. Одним из известных поэтов революции был Экушар Лебрен (1729 – 1807).
Вспоминаются слова Делакруа из "Дневника": ". В 1814 году Франсуа собирался в Италию. В отдельных частях симфонии Берлиоз развертывает разнообразнейшие музыкально-живописные картины от идиллической «сцены в полях» до мрачно-гротескного «Шествия на казнь».
Гений победы, рассекающий воздух крыльями, зовет за собой народ. Всестороннюю критику, которой он подверг буржуазные нравы и мораль, власть денег, тупость мещанства, мрачные комедии суда и фарс академического «салонного» искусства, можно сравнить с разоблачительным анализом «Человеческой комедии» Бальзака. Он выступил первым во Франции крупнейшим истолкователем ролей трагических героев Шекспира. Из хобота слона должен был бить фонтан «вечной славы», а под хоботом предполагалось устроить мраморный вход. Его картины и акварели, полные глубокого сосредоточенного чувства, посвящены суровой жизни простых людей Франции («Бурлак», «Суп», «Вагон III класса»), величию их жизненного пути («Тяжелая ноша»), чистоте их внутреннего мира («Прачка»).
тАД жТБОУХБ (Rude, Franois) (1784-1855), ЖТБОГХЪУЛЙК ИХДПЦОЙЛ, НБУФЕТ ТПНБОФЙЮЕУЛПК УЛХМШРФХТЩ. Здесь воспевались победы революционных войск и разыгрывались фарсы, обличавшие врагов революции обывателей и приспособленцев. Диапазон интересов и чувств художника необычайно велик, подлинно универсален. Великолепное знание классического искусства и тут приходит на помощь Рюду. Глубоко трагической фигурой был самый яркий поэт этой эпохи Шарль Бодлер (1821 – 1867), автор книги «Цветы зла» (1857 г. ).
Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. армии из Египта» (на Триумфальной арке на площади Звезды), надгробный памятник Кавеньяку (на Монмартрском кладбище), бюсты Лаперуза (в Морск. Она создает теперь образы людей из народа. А за год до этого там же, в Салоне, появляется картина Софи «Прощание Карла I с детьми» (перед казнью), которая получает Вторую медаль и с тех пор уже не было ни одного года, чтобы Софи не выставлялась в Салоне, хотя при этом, как писали современники, она умело «укрывала свой талант в блеске таланта мужа». История Жана Вальжана и Фантины раскрывается на широком общественном фоне.
Водевили ставились в Париже в двух специальных театрах: «Водевиль» и «Варьете». В жанре лирической оперы работали также Амбруаз Тома, автор «Миньоны», позже – Визе и Масснэ. Театр «Комеди Франсез» именуемый часто «Домом Мольера», после смерти великого Тальма утерял свое ведущее положение. Цветом художник прежде всего создает определенное настроение.
Главным достоинством лучших его произведений является энергия монументального жеста, та «тайна жестов», которая восхищала О. Родена. Но жёсткий веризм трактовки лица сразу же снимает возможность такой интерпретации. Он призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», посвятить себя служению красоте. Позднее он повторил в мраморе бюст ещё раз (1838, Париж, Лувр) и ввёл в композицию одежду». Видимо, герои его картин были близки художнику и портреты ему на редкость удались.
1809 року дстався Парижу, де показав невеличкий власний твр «Тезей пднма з земл диск» Вван-Денону. Драматическое напряжение достигает своего апогея в выражении лица женщины, широко раскрытых глазах, сдвинутых бровях, открытом рте из которого вырывается призыв. Только это и завидно, остальное не в счёт», — скажет он позднее. Первоначально мелодрама была проникнута революционно-плебейскими тенденциями, носила острую антиклерикальную («Монастырские жертвы» Монвеля, 1791 г. ) или антидеспотическую направленность («Робер, атаман разбойников» Ла Мартельера, 1792 г. ). Сдержать стихию частных интересов, с его точки зрения, может только законная монархия, где решающую роль играют церковь и аристократия. Елены Проверки Великобритании. В период реставрации Бурбонов эмигрировал в Бельгию (1815-27), где сблизился с Ж. Л. Давидом.
Таковы героини новелл «Кармен» и «Коломба», корсиканский крестьянин Матео Фальконе (в новелле того же названия) и др. В изгнании Гюго создал романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца. Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы).
Весьма талантливым (но значительно позже оцененным) драматургом-романтиком был А. де Мюссе, создавший лирические драмы «Прихоти Марианны» (1833 г. ), «Любовью не шутят» (1834 г. ) историческую драму «Лоренцаччо» (1834 г. ). С его помощью он получает заказ — статую девы Марии для церкви Св. Она поднялась над баррикадой, неуязвимая, в отличие от убитых восставших.
лени пд пильний контроль Велико Британ. 20 сентября 1792 добровольцы и завоевали решающую победу над чужаками под Вальми. Лицо императора идеализировано, на голове венок из лавра. Проспер Мериме создал в период Реставрации сборник очень тонких, остроумных реалистических комедий (по большей части одноактных), вышедший под названием «Театр Клары Гасуль» (1825 г. ) пьесы этого сборника проникнуты свободолюбием, антифеодальными и антиклерикальными тенденциями. Тальма был неутомимым новатором и реформатором театра.
В своих ранних романах – «Индиана», «Валентина», «Лэлия», «Жак» – Жорж Санд касалась положения женщины в семье и обществе, выступала против буржуазной морали. ч РПЪДОЙИ УФБОЛПЧЩИ УЛХМШРФХТБИ НБУФЕТБ ЧОПЧШ ЧПЪПВМБДБМБ ОЕПЛМБУУЙЛБ (бНХТ-РПЧЕМЙФЕМШ, 1855, нХЪЕК тАДБ, дЙЦПО). уТЕДЙ ДТХЗЙИ ТБВПФ тАДБ – РБНСФОЙЛ НБФЕНБФЙЛХ з. нПОЦХ Ч вПОЕ (вХТЗХОДЙС ВТПОЪБ, 1846-1848), ЖЙЗХТБ цБООЩ ДбТЛ (НТБНПТ, 1845-1852, мХЧТ), ДТБНБФЙЮЕУЛЙ-УХТПЧПЕ ОБДЗТПВЙЕ з. лБЧЕОШСЛБ ОБ ЛМБДВЙЭЕ нПОНБТФТ (ВТПОЪБ, 1845-1847).
Представители "Школы", академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для "классиков", статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. В другом стиле написана историческая драма-хроника «Жакерия», рисующая крупнейшее крестьянское восстание во Франции на исходе средних веков.
У 1833—36 Р. створив свй найбльший твр — монументальний рельф «Марсельза» («Виступ добровольцв в 1792 роц» камнь) Трумфально арки на площ де Голля (що був Етуаль) в Париж. Вместе с тем он презрительно относился и к народным массам. В 1874 г. вышел его последний роман «Девяносто третий год», посвященный Французской революции конца XVIII в. и изображающий борьбу молодой республики против контрреволюции. наполовину написанные посиневшие трупы" (Стендаль. ). В Салоне 1812 г. Жерико показал большое полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки».
Даже смерть не в состоянии сгладить нервную энергию, запечатлевшуюся на челе. И в то же время Дега мог быть нежным и восхищенным зрителем подлинной человеческой красоты («Туалет», «Звезда»), мог с подлинным сочувствием изображать тяжелую, неприглядную жизнь маленьких людей Парижа («Гладильщицы», «Отдых танцовщиц», «Абсент»). В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности. Они являются сторонниками внесения «научного метода» в литературу, сторонниками «документализма», т. е. тщательного, до мелочей, воспроизведения среды, в которой происходит действие. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя саму "Свободу" "босой девкой, бежавшей из тюрьмы", левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. Рюд працював як скульптор-декоратор у палац в Терваренку (знищено), в оперному театр Ла Моне, в Брюссел.
После революции он стал ведущим артистом «ампирного» классицистического театра, проникнутого консервативно-монархическими идеями, Присущими этому времени. Всегда спокойный и уравновешенный, Франсуа в этот раз не находил себе места. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. "Плот "Медузы"" на цветной вклейке). пУЧПЙМ НПОХНЕОФБМШОП-ДЕЛПТБФЙЧОПЕ ЙУЛХУУФЧП Ч ПУОПЧОПН Ч УЧПЙ ВЕМШЗЙКУЛЙЕ ЗПДЩ (ТЕМШЕЖЩ ЪБНЛБ фЕТЧАТО, 1879 ОЕ УПИТБОЙМЙУШ).
Тому один з рельфв ма назву «Апофеоз Наполеона». Многое изменилось во Франции за это время: отшумела Великая французская революция, рухнула с установлением авторитарного режима Наполеона Бонапарта после пятнадцати лет существования Первая французская республика, страна была увлечена жестокими и коварными, но блестящими военными и дипломатическими победами этого нового «императора французов», провозглашенного сенатом и коронованного римским папой. «Человеческая комедия» Бальзака должна была включать в себя 140 произведений с персонажами, переходящими из одной книги в другую. Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф.
В станковых произведениях эволюционировал от стандартного неоклассицизма (портретный бюст Ж. Л. Давида, мрамор, 1827 Меркурий, завязывающий сандалию, бронза, 1827) к более динамичным романтическим образам (Неаполитанский мальчик-рыбак играющий с черепахой, мрамор, 1833 все работы – Лувр, Париж). Вчився у живописця Ф. Девожа в Джоне (з 1798), а також у скульпторв Е. Голля П. Картелье в Париж (з 1807). Однако стиль Рюда изменяется, когда он начинает работать над рельефом Триумфальной арки. А главное — ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье — милой и очаровательной Софи. Всегда спокойный и уравновешенный, Франсуа в этот раз не находил себе места.
Наиболее значительной фигурой во французском театре конца XVIII и начала XIX в. являлся актер Ф. Ж. Тальма (1763 – 1826). Оно рассматривается теперь обычно как наиболее распространенное, заурядное, «среднеарифметическое». Но такого единодушного порыва, такой страстности в движении мы не найдем нигде.
Когда подходишь к арке и окидываешь взглядом рельеф и до сознания еще только доходят образы мужественных воинов и парящей над ними женщины, уже слышишь ритмичную поступь марша и громкий призыв Свободы: «К оружию, граждане. » Зритель захвачен героическим пафосом произведения. Недаром одной из его гравюр впоследствии вдохновился Ван-Гог (см. 13 января 1791 г. Законодательное собрание издало декрет о «свободе театров», предоставивший всякому французскому гражданину право открыть театр и исполнять в нем пьесы любых жанров под свою личную ответственность. Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре. Жерико создал свое произведение на основе реальных событий.
Ни годы, ни изгнание не сломили великого бунтаря. Его жена Софи пытается говорить о славе, успехе. Они как бы подготовляют движение центральных фигур.
Пребывание Франсуа Рюда в эмиграции в Бельгии продолжалось двенадцать лет (1815 – 1827). «Критик был прав, — считает Н. Н. Калитина. — Рюд очень точно фиксирует все особенности внешности Давида: подчёркнуты углубившиеся с годами морщины, разросшиеся кустистые брови, акцентирован даже дефект лица — перекошенный рот и распухшая щека.
Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно. А главное— ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье— милой и очаровательной Софи. Картина Давида «Консул Брут, осудивший на смерть своих сыновей изменивших Республике» (1789 г. ) была воспринята современниками как «взятие Бастилии в живописи». Слава римских императоров не давала спать Наполеону.
Его трактат «Дух христианства» (1802 г. ) прославляет «красоту религии» и обосновывает мысль о том, что католицизм – прекраснейшая из религий – должен служить основой и содержанием искусства. Она только для истинных мастеров. Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831-1832 г., в экзотические страны, обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: "Алжирские женщины в своих покоях" (1834) и "Еврейская свадьба в Марокко" (ок. Картина Жерико написана в суровой, даже мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зеленых пятен. Тривожний момент виступу добровольцв у похд, коли доля майбутнього двобою з небезпечним ворогом ще нкому не була вдома, став сюжетом твору Франсуа Рюда. Многочисленные декреты Конвента и Комите общественного спасения были устремлены к поискам театра, пробуждающего революционный героизм народных масс.
Избирая для картин трагические сюжеты из античной истории, Давид облекал их в строгую и четкую форму, с безукоризненно точным рисунком и ясным, холодным цветом, с повышенно выразительным действием, развертывающимся словно на сцене театра, всем этим стремясь придать поступкам своих героев характер совершенной закономерности и необходимости. Революционный отряд выступает в поход. Наполеон приподнимается со своего ложа, сбрасывая погребальное покрывало. Политическая острота его графики от этого не уменьшилась. Вернее всего, это было сделано сознательно, для усиления ощущения общего хаоса, конца бытия.
Наиболее прославленная из его дореволюционных картин «Клятва Горациев» (1784 г. ) звучит как призыв к оружию, к революционному и патриотическому действию, наподобие ставшей гимном революции «Марсельезы» Руже де Лиля. 20 вересня 1792 року добровольц вибороли виршальну перемогу над чужинцями пд Вальм. Вождем романтизма Делакруа становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину «Резня на Хиосе». У порвнянн з монументами ншим французьким генералам— монумент Нею не грший серед них.
В перод реставрац Бурбонв емгрував до Бельг (1815—27), в Брюссел зближувався з Же. На протяжении всего творческого пути Энгр с увлечением работает в жанре портрета (портреты семьи Ривьер, госпожи Девосе, госпожи Шовен, художника Те вене на – директора Французской академии в Риме). Бодлер не чужд демократической симпатии к простым труженикам, он говорит об их тяжелой жизни (стихотворения «Душа вина», «Сумерки вечера»), но видит в них лишь страдальцев, а не борцов. Наконец, в Англии он находит тему своей последней большой картины "Скачки в Эпсоме" ("Дерби в Эпсоме", 1821) – произведения, в котором он создал любимый им образ летящих, как птицы, над землей коней. Подобная ситуация была наиболее благоприятной для решения творческой задачи. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов – "Паганини" (ок.
Меняется и структура произведений. Особое место во французском романтизме занимает Альфред де Мюссе (1810 – 1857). рТЙЕИБЧ Ч рБТЙЦ (1805), ЪБОЙНБМУС Ч УФХДЙСИ УЛХМШРФПТПЧ ь. зПММС Й р. лБТФЕМШЕ.
оЕ НЕОЕЕ РБФЕФЙЮОЩ Й ЬНПГЙПОБМШОЩ НЕНПТЙБМ оБРПМЕПОБ Ч жЙЛУЕОЕ РПД дЙЦПОПН (оБРПМЕПО, РТПВХЦДБАЭЙКУС Л ВЕУУНЕТФЙА ВТПОЪБ, 1845-1847) Й РБНСФОЙЛ н. оЕА ОБ РМПЭБДЙ пВУЕТЧБФПТЙЙ У ЖЙЗХТПК НБТЫБМБ, ЧЪНБИОХЧЫЕЗП УБВМЕК Ч РТЙЪЩЧЕ Л БФБЛЕ (ВТПОЪБ, 1852-1853). Этьена в Лилле, в музеях Бельгии. Выдающимся писателем-реалистом этой эпохи был и Проспер Мериме (1803 – 1870), который вошел в историю литературы прежде всего как мастер новеллы, лаконичной, строгой изящной. Частным образом занимался рисованием с Пьером Картелье. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника.
Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. Вдомий як тонкий малю. Особое место среди драматургов-романтиков занимает Феликс Пиа (1810 – 1889), зачинатель радикально-демократического течения в романтизме 30-х годов, создатель жанра социальной мелодрамы, рисующей конфликты труда и капитала. Марокканская тема еще долго будет занимать Делакруа. По его замыслу, новое архитектурное украшение Парижа должно вдвое превосходить по размерам классический образец — арку Константина в Риме: она вознесется на пятидесятиметровую высоту и своим 45-метровым фасадом «замкнет» один из самых известных и красивейших проспектов города — Елисейские поля.
С трибуны якобинского клуба, а затем революционного Конвента Франция признала лидера классицизма Жака Луи Давида (1748 – 1825) художником, «чей гений приблизил революцию». Первые деньги скульптор зарабатывал как декоратор, чтобы приобрести известность, делал бюсты изгнанников.
Задуман был также зимний сад и обеденный зал, оборудованный «автоматической» подачей кушаний с первого этажа. Скульптор изобразил маршала призывающим к атаке. Видной представительницей демократического направления в романтизме была Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюдеван, 1804 – 1876), поднимавшая в своем творчестве жгучие социальные вопросы. В них находят свое выражение и дух народного возмущения («Восстание», «Камилл Демулен призывает народ к восстанию») и очарование интеллектуальной тонкости французского народа и лучшей части французской интеллигенции («Любитель эстампов», «В мастерской художника»). У него отнимают большую часть заказа, оставив лишь один рельеф из четырех. Однако не все в его творчестве было равноценно. Среди всеобщего оживления в толпе вместе с женой был и Рюд.
цЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч рБТЙЦЕ. Звездный час Франсуа Рюда пробил два года спустя. Свидетельство тому – бюст Гаспара Монжа, математика, деятеля французской революции, сенатора и представителя новой, наполеоновской аристократии. Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре.
Как впоследствии писал Роден, Рюд уловил «тайну жестов, передаваемых искусством».
В картине «Резня на Хиосе», впервые выставленной в 1824 г. он изобразил один из трагических эпизодов борьбы греческого народа против турецкого ига. Помимо постановки революционных классицистических трагедий, якобинцы в годы своей диктатуры (1793 – 1794) делают первые попытки создания массового агитационного театра, выражающего устремления революции. Место Жерико в искусстве – как бы на пересечении столь важных путей – и делает особенно значительной его фигуру в истории искусства. Но Энгр вошел в историю французского искусства другой стороной своей деятельности как первоклассный реалистический портретист, поднимавшийся в лучших работах, например в «Портрете Бертена» (1832 г. ), до глубоко обобщенного и ярко критического изображения духовного и морального облика французской буржуазии и как вдохновенный поэт прекрасной реальной натуры, хотя и несколько отрешенной от своего времени («Источник» и другие картины). Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции.
Спасение лишь в обращении к религии, к простодушной вере – такова мысль Шатобриана. Рюд работал как скульптор-декоратор в дворце в Терваренку (уничтожено), в оперном театре Ла Моне в Брюсселе.
В значительнейшем произведении Берлиоза – «Фантастической симфонии» (1830 г. ) – воплощен образ романтического героя с его бурными страстями, пылкими надеждами и горькими разочарованиями. Мериме, как и Стендаль, близок к просветительным идеям XVIII в. Одно из его первых выдающихся произведений, пьеса-хроника «Жакерия» (1828 г. ) посвящена изображению крестьянского движения во Франции XIV в. В единственном своем большом романе «Хроника времен Карла IX» (1829 г. ) Мериме рисует борьбу католиков и протестантов и события Варфоломеевской ночи. Ее крылья поистине «окрыляют» движение воинов. Романы «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Грех господина Аитуана» направлены против эгоизма собственников и буржуазной цивилизации, несущей страдания народу.
Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца. Его жена Софи пытается говорить о славе, успехе. Но как изобразить Свободу — тот идеал, во имя которого эти люди идут на бой и смерть. Кавеньяк в интерпретации Рюда— это страдалец, подвижник. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден.
Картина изображала пятнадцать спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте «Аргус». Иной характер носила поэзия его брата – Андре Шенье (1762 – 1794), самого яркого французского лирика этого времени. В своих эклогах и элегиях он прославляет радости земной любви и наслаждение жизнью. Главные из его произведений, явившихся с этого времени, — статуи Богородицы (мрамор, в церкви Гервасия), «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» (мрамор, 1831, в Лувре), «Меркурия, привязывающего после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (бронз., 1827 там же) и «Жанны дАрк» (мрамор, 1852 там же), группы «Крещение Господне» (в церкви Святой Магдалины), «Распятие» (бронз., 1852 в церковь Святого Викентия де Поля), «Геба с орлом Юпитера» (мрам. ) и «Отправление в поход» (также известное как «Марсельеза» на Триумфальной арке на площади Звезды), монументы марш.
Он был насыщен жизнерадостным остроумием, в котором А. И. Герцен видел «один из существенных и прекрасных элементов французского характера». Но всегда и неизменно все его оценки жизненных явлений окрашены народным, демократическим духом и глубокой принципиальностью.
Он выдвинул плеяду выдающихся драматургов и крупнейших актеров. Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов. Писатели отказываются от создания могучих образов, похожих на типы Стендаля и Бальзака. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин "романтизм". В годы Реставрации эти возможности крайне сузились.
Однако со временем, с изменением взглядов Тьера изменился и замысел. Подлинным новатором в области скульптуры выступает Франсуа Рюд (1784— 1855), автор одного из самых популярных во Франции произведений: грандиозного рельефа «Выступление добровольцев в 1792 г» («Марсельеза», 1833—1836), украшающего Триумфальную арку на площади Этуаль в Париже. Революцйний пдйом народу втлений Р. в узагальнених в той же час глибоко життвих образах, особливо в повною пристрасного пориву алегоричнй жночй фгур. Але мав лберальн погляди, що призвело до полтично емграц у франкомовну Бельгю пд час вдновлення монарх Бурбонв у Франц. Эдгар Дега, друг Манэ и верный ученик Энгра, совместил безупречно точное наблюдение обоих со строжайшим рисунком и сверкающим изысканно красивым колоритом.
Давид был на 36 лет старше Рюда, но это не помешало их дружбе. Фрегат "Медуза" потерпел крушение у берегов Сенегала. тПДЙМУС Ч дЙЦПОЕ 4 СОЧБТС 1784 Ч УЕНШЕ ЧМБДЕМШГБ ЛХЪОЕЮОП-МЙФЕКОПК НБУФЕТУЛПК. Черты романтизма оказались более стойкими во французской скульптуре.
– Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало. Рюд начал с того, что в соответствии с замыслом Тьера придумал композицию всех четырех рельефов. Рюд (Rude) Франсуа (4. 1. 1784, Джон, — 3. 11. 1855, Париж), французький скульптор, представник романтизму. Представитель романтизма. Этим же объясняется и его трагическое одиночество.
Он проронил тогда: «Что слава. Не избежал воздействия этого глубокого кризиса классицизма и крупнейший из учеников Давида – Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867), который тщетно пытался вдохнуть жизнь в отжившие свой век художественные принципы и терпел одну за другой неудачи со своими большими картинами на исторические или религиозные темы. Но герои его исторических произведений обладают психологией людей XIX в. Несмотря на то что расцвет натурализма относится к 80-м годам, натуралистическая тенденция появляется раньше – уже в творчестве братьев Гонкур, Жюля (1830 – 1870) и Эдмонда (1822 – 1896). Подлинным вождем он становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину "Резня на Хиосе" ("Хиосская резня"). Природа безучастна к резне, насилиям, безумствам человечества и человек, в свою очередь, ничтожен перед ее величием. Он сочувственно рисовал в своих стихах бунтарей и богоборцев, поднявшихся против существующего строя (Каин в стихотворении «Авель и Каин», Сатана в «Литаниях Сатане», алхимик в «Каре гордости»).
Появившаяся в 1819 г. картина Теодора Жерико (1791 – 1824) «Плот «Медузы»» изображающая людей, потерпевших кораблекрушение и затерянных среди волн океана, явилась манифестом романтизма в живописи. Среди других работ Рюда – памятник математику Г. Монжу в Боне (Бургундия бронза, 1846–1848), фигура Жанны дАрк (мрамор, 1845–1852, Лувр), драматически-суровое надгробие Г. Кавеньяка на кладбище Монмартр (бронза, 1845–1847). Но Рюд изображал знакомых ему людей. В поисках людей с легко возбудимой и неуравновешенной психикой Гонкуры обращались к жизни артистов, художников, литераторов (романы «Шарль Демайо», «Манетт Соломон» и др. ). В итоге длительной работы Жерико создает гигантское полотно (ок.
Но это было не простое столкновение двух ярких, совершенно разных индивидуальностей, это была борьба двух различных художественных мировоззрений. На годы революции приходится наивысший расцвет творчества Давида. Одна из лучших картин художника – «Плот "Медузы"» – была выставлена в Салоне 1819 г. и произвела настоящий фурор.
Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Гениальная «Марсельеза», созданная композитором-любителем Руже де Лилем – лучший образец музыки Французской революции. Але митець не втрачав зацкавленост в подях французько революц та героях. Бальзак говорил о Домье: «У этого малого под кожей – Микельанджело». Рельеф Рюда композиционно разделен на аллегорическую (верхнюю) часть и низ с воинами-добровольцами.
ч УФБОЛПЧЩИ РТПЙЪЧЕДЕОЙСИ ЬЧПМАГЙПОЙТПЧБМ ПФ УФБОДБТФОПЗП ОЕПЛМБУУЙГЙЪНБ (РПТФТЕФОЩК ВАУФ ц. м. дБЧЙДБ, НТБНПТ, 1827 нЕТЛХТЙК, ЪБЧСЪЩЧБАЭЙК УБОДБМЙА, ВТПОЪБ, 1827) Л ВПМЕЕ ДЙОБНЙЮОЩН ТПНБОФЙЮЕУЛЙН ПВТБЪБН (оЕБРПМЙФБОУЛЙК НБМШЮЙЛ-ТЩВБЛ, ЙЗТБАЭЙК У ЮЕТЕРБИПК, НТБНПТ, 1833 ЧУЕ ТБВПФЩ – мХЧТ, рБТЙЦ). Это порождает в его поэзии мотивы смерти, гниения, распада. У берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Теодор Жерико (1791 – 1824) прожил короткую жизнь.
Доре создает интересные образы, когда иллюстрирует басни Лафонтена, сказки Перро, «Дон Кихота» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле. Сочетание ясной чистоты и гармонии художественной формы с большой душевной тонкостью и взволнованностью отличает и работы живописца и рисовальщика Теодора Шассерио (1819 – 1856). По смерти французского скульптора Жана-Батисты Романа (1792 – 1835), работавший в стиле академизма, Франсуа Рюд закончил мраморную скульптуру Катон Утичський, выполненную в полный рост и высотой два метров тридцать четыре сантиметра (2 м 34 см). Рельф вдрзняться ритмчною цлснстю динамкою композиц, багатою пластичною розробкою фгур.
Даже смерть не в состоянии сгладить нервную энергию, запечатлевшуюся на челе. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном ("Крушение Дон Жуана"), пишет "Взятие Константинополя крестоносцами" (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. Творчество Давида предреволюционного и революционного времени воплотило суровый и героический дух эпохи, а одновременно и рожденные общенациональным подъемом иллюзии скорой победы «царства разума» и справедливости. В последние годы жизни он встречался с молодыми романтиками (Ламартином, Гюго) и мечтал об исполнении ролей нового репертуара, в частности о роли Кромвеля в одноименной драме Гюго.
30-е и 40-е годы XIX в. во французской литературе ознаменованы подъемом реализма. Революционный отряд выступает в поход. Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с сто программным произведением эстетики романтизма "Гений христианства" (1800-1802), затем наиболее передовое крыло – Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве – Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, – имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Бельгия того времени – место эмиграции многих французских семей, сторонников революционных идей, сторонников Наполеона и противников монархии Бурбонов. Она зовёт и ведёт вперёд и только вперёд.
Бальзак поставил перед собой грандиозную задачу – нарисовать историю французского общества от первой Французской революции до середины XIX в. Как контраст знаменитой поэме Данте «Божественная комедия» Бальзак назвал свое произведение «Человеческой комедией». Такой вид французская мелодрама получила у Г. де Пиксерекура (1773 – 1844), прозванного «Корнелем бульваров» (лучшие пьесы – «Виктор или Дитя леса», 1798 г. «Селина или Дитя тайны», 1800 г. «Человек о трех лицах», 1801 г. ). В своей лучшей картине «Убитый Марат» (1793 г. ), в замечательных, ярко реалистических портретах, подобных «Зеленщице» или «Старику в черной шляпе», Давид по существу отбросил классицистические принципы, положил начало новому реализму XIX в. и стал вместе с испанцем Гойей и англичанином Констеблем родоначальником наиболее сильной линии развития европейского искусства этого времени. Вместе они уезжают в Брюссель. Зато следующее большое произведение – "Раненый кирасир, покидающий поле боя" (1814) – потерпело полную неудачу ибо многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывала французская молодежь.
Казна была пуста. Погибающему кораблю удалось сбросить плот, на котором собралась горстка людей. Серед перших творв митця у Париж псля повернення— скульптура Богородиц та скульптура «Меркурй, що привязу крильця до власних сандалв», як покажчики компромсно, еклектично уяви митця його художньо манери.
Это был год апогея славы Наполеона и военного могущества Франции. Пьесы Бальзака не имели успеха у современников и подвергались запретам. Кенье («Сорока-воровка», 1815 г. ) и В. Дюканж, автор мелодрамы «Тридцать лет или Жизнь игрока» (1827 г. ), лишенной сентиментальной фальши, пронизанной демократизмом и обличающей стяжательство.
Все написанное им представляет собой полемику с идеями Просвещения и революции. Светлая и вместе с тем очень звучная гамма "Хиосской резни" – бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) – послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Следующий этан творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе "Свободы на баррикадах" (другие названия – "Свобода, ведущая народ", "Марсельеза" или "28 июля 1830 года"). Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном – в прессе (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Известен также как тонкий рисовальщик.
хНЕТ тАД Ч рБТЙЦЕ 3 ОПСВТС 1855. Однако жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Его преемниками были III.
Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. В 1828 году эта статуя вместе со статуей «Меркурий, завязывающий крылатые сандалии» выставляется в Салоне и это сразу вызывает в художественном мире Парижа сенсацию. Очень часто скульптор создавал посмертные портреты. Кавеньяк в интерпретации Рюда — это страдалец, подвижник. А главное, ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье – милой и очаровательной Софи. Двенадцать дней их носило по бушующему морю, пока они не встретили судно «Аргус».
Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре. «Как было бы прекрасно уметь воспроизвести всё, что чувствуешь. Не случайно же именно Тьер стал автором обширной работы «История консульства в Империи», восхваляющей Наполеона. Это портретные бюсты Ламартина (1829 Анжер, Музей), Паганини (1833, Анжер, Музей), а также бесчисленные медальоны писателей и художников он сумел уловить индивидуальные и очень характерные черты Делакруа, Альфреда де Мюссе, Стендаля, Жорж Санд и многих других. Но не только литература.
В Англии Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий "Большая английская сюита", 1821). Жерве. В композиции смело объединены аллегория и реальность. Творчество Оноре де Бальзака (1799 – 1850) представляет собой высшую точку развития западноевропейского критического реализма.
Наоборот, воины, стоящие справа, спокойны. В иллюстрациях к «Лондону» (1872) порой с протокольной точностью, но чаще создавая выразительные образы, он запечатлел контрасты большого города. поисками строго классицистического, лаконичного и возвышенного стиля был занят Клод Никола Леду (1736 – 1806) изучавший для этого суровые сооружения эпохи римской республики и те немногочисленные памятники греческого искусства, какие были известны в то время. Так, в конце сороковых годов художник исполнил надгробие республиканцу Годфруа Кавеньяку (1846–1847) и памятник в Фиксене, близ Дижона, — «Наполеон, пробуждающийся к бессмертию» (1845–1847). Когда архитектор Жан Франсуа Шальгрен начал в 1806 году по специальному декрету императора сооружать на круглой пляс дЭтуаль (площади Звезды) триумфальную арку, со дня падения Бастилии и провозглашения Декларации прав человека и гражданина прошло 17 лет. Он украшает Триумфальную арку на площади Звезды в Париже.
Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца. Она зовёт и ведёт вперёд и только вперёд. Не отрицая известного величия, которое проявляется в энергии людей, создающих основы власти капитала, даже у таких накопителей сокровищ, как Гобсек, писатель с огромным уважением относится к бескорыстной деятельности в сфере искусства и науки, заставляющей человека жертвовать всем ради достижения высокой цели («Поиски абсолюта», «Неведомый шедевр»). Эта тенденция будет впоследствии развита Рюдом в статуе маршала Нея. Но на какие бы сюжеты (исторические, мифологические, религиозные) ни были выполнены работы Рюда, в основе его творчества всегда лежит глубокое изучение натуры. Лицо учёного полно энергии, в глазах светится мысль, рот полуоткрыт, как будто Монж обращается к слушателям (в статуе выражение лица находит поддержку в жесте правой руки, пластически передающем это обращение).
Рельф Рюда композицйно подлений на частину алегоричну (верхню) реалстичну— низ з вояками-добровольцями. Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков.
Он нападает на правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, присущего классицизму. Вскоре «свобода театров» обернулась их зависимостью от буржуазных дельцов использовавших их в целях личного обогащения, но на первых порах театр явился могущественным фактором развития революционных идей. Освоил монументально-декоративное искусство в основном в свои бельгийские годы (рельефы замка Тервюрн, 1879 не сохранились). музее, в Лувре), Л. Давида (в Луврск. Эжен Делакруа (1798 – 1863) в поисках наиболее драматических ситуаций, позволяющих раскрыть максимальные возможности человеческой воли, благородства и героизма, обратился не только к литературным образам Данте, Шекспира, Байрона Вальтера Скотта, но и к животрепещущей, злободневной современности в ее наиболее мятежных и свободолюбивых проявлениях.
уФТБУФОЩК ВПОБРБТФЙУФ, РПУМЕ ТЕУФБЧТБГЙЙ вХТВПОПЧ (1815) ЬНЙЗТЙТПЧБМ Ч вЕМШЗЙА, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЧП ЖТБОГХЪУЛХА УФПМЙГХ Ч 1827. Жерико, несомненно, явился провозвестником и даже первым представителем романтизма. Она зовет и ведет вперед и только вперед. Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов. Он написал "Ладью Данте" ("Барка Данте", "Данте и Вергилий", 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2 х 2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Правда, работы, выполненные по приезде в Париж, — «Меркурий, завязывающий сандалию» (1827 Лувр) или «Неаполитанский рыбак с черепахой» (1833 Лувр) — как будто говорят о том, что Рюд становится мастером занимательных жанровых сцен, взятых из античной мифологии или из современной жизни.