Как свидетельствуют многочисленные документы и картина «Купающаяся женщина», Франсуа Клуэ, в отличие от его отца, был не только портретистом.
Жан Клуэ Младший (около 1475 – около 1540/1541), первый художник Франциска I (с 1523). В календарях впервые заявляет о себе новый образ природы. Политическое объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. Одно из самых необычных и загадочных творений художника «Портрет четы Арнольфини» — первый в истории искусства пример двойного светского портрета. Одна из лучших работ Франсуа Клуэ — картина «Купающаяся женщина» (ок. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
Очевидно. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. («Портрет Елизаветы Австрийской», Париж, Лувр). апостолом Иоанном Богословом в страшное время преследования христиан, — исходит меч.
И действительно, женщины были украшением французского двора. Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. Клуэ, несомненно, хорошо знал подобный типаж, ведь двор Франциска I был средоточием ренессансной культуры Франции. Искусство Клуэ было воспето поэтами, в частности, Ронсаром, который описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Нац. Вместо мира – Варфоломеевская ночь.
Известен также строгими по графической манере, объективно точными подготовит, рисунками (для живописных портретов) исполненными итальянским карандашом и сангиной (портрет госпожи де Лотрек, Музей Конде, Шантийи). Так возник «Портрет неизвестного с томиком Петрарки». 24 августа 1572 года, в праздник Святого Варфоломея, среди ночи во всех парижских церквях ударили в набат и началось кровавое избиение спящих мирным сном детей, женщин, стариков, всех, кого называли гугенотами (еретиками), — Варфоломеевская ночь и король Карл IX был ее участником. Бригитты Шведской, написанные в XIV веке. В супруги же был избран молодой Генрих Наваррский.
Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Создавая подобные образы. Хотя картины Шаронтона отличались декоративностью (утонченные линии, соединяющиеся в причудливый орнамент, симметричность композиции), но важное место в них занимали детально выписанные бытовые сцены, пейзаж, человеческие фигуры.
К середине 15-го века относится и начало французского Возрождения. Таковы прекрасная картина морского путешествия в алтаре Св. Вероятно, он исполнил и «Купание Дианы» (Руан, Музей изящных искусств), чью важность подтверждают многочисленные реплики. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. («Портрет Елизаветы Австрийской», Париж, Лувр).
Победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную Комментарии к Галльской войне. Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. Французский художник. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть — фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона.
Значительно влияние художника на творчество Марка Дюваля, часть работ этого мастера раньше атрибутировалась Клуэ (или его мастерской). Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть — фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. Его картины пользуются популярностью не только в Нидерландах, но и за их пределами.
Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. А как прекрасно умели дамы музицировать, танцевать в балетах, писать стихи. Однако ему удается преодолеть механическую многосоставность ранних памятников. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же).
Хольбейн пишет великого гуманиста и лорда-канцлера в период пика его придворной карьеры. Парящие вокруг него ангелы трубят в трубы, пробуждая души к суду. Их руки соединены в знак обручения или, по другой версии, бракосочетания. Франсуа Клуэ часто путают с его отцом, Жаном Клуэ, чему способствовало прозвище «Жане», которое они оба имели.
Изгиб его тела близко повторен в фигуре падающей без чувств Богоматери. Большие по размеру, с фигурами, подчас в натуральную величину подобные картины выполняли представительные функции, демонстрируя мощь монархии и всевластие короля: Портрет короля Генриха II (1559, Флоренция, Уффици), Портрет короля Карла IX (1566, Вена, Альбертина). Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками. Самая знаменитая картина из серии — «Времена года». Альтдорфер (ок.
Почти все значительные французские художники того времени были придворными живописцами. В 1572 он исполняет миниатюрный портрет испанской королевы (вероятно, Елизаветы Австрийской). В 1530-е гг.
гал. Уже сразу после своего создания Гентский алтарь стал знаменитым. Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре. Во всяком случае, нидерландские «корни» Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как прелестный портрет дочери Франциска I Шарлотты. Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи.
Франсуа Клуэ (фр. Перед нами личность, независимый, свободно мыслящий человек.
Генрих де Гиз не стал мужем прелестной Марго – он стал ее первым возлюбленным. Эта миниатюра иллюстрирует Псалом 52, 5: «Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб и не призывающие Бога. » На абстрактном фоне со стилизованным пейзажем изображен полуобнаженный безумец. Их духовный мир более сложен и противоречив, нервная организация — тоньше. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
Заметно его влияние и в работах Франсуа Кенеля. Дивные ландшафты на нидерландских картинах хочется рассматривать неустанно. Брак был призван скрепить мир между католиками и гугенотами.
Навряд ли сам мэтр Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой: более 25 лет он занимал должность «живописца короля» Франциска I — одного из самых могущественных государей той поры. Радостная и звучная живопись створок близка по манере исполнения к миниатюрной живописи. И чем больше он жил, чем больше видел лица людей, тем шире, утонченнее становился арсенал его графических средств, большую духовную сложность и богатство обретали образы его портретов. В прекрасном живописном портрете, где Карлу одиннадцать лет (1561, Вена, Музей истории искусства), черты стали тоньше, определеннее, взгляд карих глаз не по-детски проницателен. Они не только позируют, но и демонстрируют предметный мир, связанный с их интересами, будто предлагают свой вариант жизненного уклада, где гармонично сочетаются vita activa («активная жизнь») и vita contemplativa («жизнь созерцательная»). Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику.
Наиболее значительные произведения Гужона появились в результате творческого союза с архитектором Пьером Леско. В пределле находятся скульптурные изображения Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Франсуа Клуэ, сын художника Жана Клуэ (предполагают, что он помогал отцу в работе над портретом Франциска I), унаследовал от него звание «художника короля». Но как глубоко прочувствована художником неповторимость, уникальность каждого характера: тихая, скромная серьезность милой и нежной мадам Лотрек — супруги одного из героев Мариньяно смелость, почти дерзость уверенной в себе, раскованной Леоноры Сапаты – испанки, придворной дамы королевы Элеоноры спокойное достоинство, овеянное таинственными настроениями, неприступной красавицы мадам Летранж тончайшая одухотворенность мадам Авогур. Вместе со скульптором Марком Бешо и другими художниками он устраивал похороны, посвящения, коронования с «маскарадами, турнирами и другими забавами».
Слава о нем вышла за пределы Франции и распространилась в Англии, Германии, Италии. Дирк Баутс (Боутс) был художником искусство которого сформировалось под влиянием Рогира. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. Сохранился ряд его портретным работ, среди которым портрет Марии Тюдор (1514), Людовика XII, Карла VIII. Карандашный портрет завоевал Францию, к концу XVI века почти вытеснил все другие формы этого жанра и стал, по мнению знатоков, самым ярким явлением французского искусства эпохи Возрождения.
Художник прожил достаточно долгую жизнь. Искусство Клуэ было воспето поэтами, в частности, Ронсаром, который описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Нац.
Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Однако в противоположность итальянским художникам, которых вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон воплощал в своих произведениях дух искусства Древней Греции. Отец Франсуа Клуэ. Ее одежды красивыми рельефными складками спускаются на ступени, покрытые узорчатым ковром.
Эрмитаж), Клуэ приписывается и живописный портрет Карла IX (Вена, Музей истории искусств), а также серия рисунков (Шантийи, музей Конде и Париж, Нац. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа). 1 В мастерской изготовлялись копии созданных им портретов.
Значительно влияние художника на творчество Марка Дюваля, часть работ этого мастера раньше атрибутировалась Клуэ (или его мастерской). Во второй половине XV века живопись в Нидерландах приобретает определенный размах. В основе картины, написанной в необычной технике — темпера по холсту, лежит евангельская притча о слепце, который идет неведомо куда и не видит близкой погибели: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» (Мф. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. Произведение создано под впечатлением от «Мадонны канцлера Роллена» Яна ван Эйка.
Именно вот таким образом его иногда называют «северным Корреджо», сравнивая с выдающимся итальянским колористом. гал. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. В героинях Клуэ всегда есть оттенок светскости, аристократической замкнутости. Период после возвращения из Италии — пора творческой зрелости художника. Одним из самых одаренных мастеров франко-фламандского круга был Жакмар де Эсден.
Современники считали Франсуа Клуэ и прекрасным мастером портретной миниатюры, ему приписывают «Конный портрет Франциска 1» (Париж, Лувр) и «Конный портрет Генриха II» (Флоренция, Уффици) однако часто эти же портреты связывают и с именем Жана Клуэ. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам. Маргариту буквально вынудили пойти под венец. Считается, что он родился в Руане. Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве приМариньяно в 1515 году. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре.
ОтецФрансуа Клуэ. Эти лица хранят отсвет трагедии, которую переживала страна. Французы, современники Клуэ, быстро заметили и оценили его «карандаши».
И, как видно в гравюре «Адам и Ева», ему удается, преодолев определенную графическую сухость ранних работ, создать композицию с удивительно естественными в своих жестах, в своем движении нагими фигурами. Несколько лет при королевском дворе работали Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам. Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве при Мариньяно в 1515 году.
Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику. XV век для Германии — это эпоха створчатых алтарей. Фигуры мужчин импозантны (Хольбейн с характерной для его стиля тщательностью выписывает каждую деталь их одеяний), лица серьезны и исполнены достоинства. 1571), которая по манере исполнения немного напоминает живопись школы Фонтенбло. Он самоценен, поскольку своим существованием прославляет деяния Творца. Ошеломителен живописный контраст между будничной и праздничной сторонами алтаря.
В раскрытом виде триптих представляет собой фантастическую панораму «сада любви», обрамленную картинами сотворения Евы, слева и одной из самых завораживающих в истории искусства картин ада, справа. Большой интерес представляет графика Франсуа Клуэ. Восставшие одержали несколько блестящих побед. В раскрытом виде алтарь являет резную золоченую композицию — вознесение Св. Портрет прост и «классичен» по композиции, поза исполнена сознания спокойного достоинства естественность придает облику человека особое изящество и аристократизм. ыл, в первую очередь, замечательным портретистом.
Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Французы, современники Клуэ, быстро заметили и оценили его карандаши. Автор картины был придворным живописцем и, очевидно, написал немало портретов. Большую роль в культурной жизни Франции начинает играть светское искусство. Невольно поражаешься богатству дарования живописца, его умению видеть мир разнообразным.
В карандашных рисунках он пользуется теми же материалами, что и Клуэ-старший, но извлекает из них более богатые эффекты. в Вашингтоне. Заметно его влияние и в работах Франсуа Кенеля. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа). 1 В мастерской изготовлялись копии созданных им портретов3. Большие по размеру, с фигурами, подчас в натуральную величину подобные картины выполняли представительные функции, демонстрируя мощь монархии и всевластие короля: Портрет короля Генриха II (1559, Флоренция, Уффици), Портрет короля Карла IX (1566, Вена, Альбертина). гал. ). Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе.
Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе. Некоторые из них позировали художнику неоднократно. в Вашингтоне. Современники считали Франсуа Клуэ и прекрасным мастером портретной миниатюры, ему приписывают «Конный портрет Франциска 1» (Париж, Лувр) и «Конный портрет Генриха II» (Флоренция, Уффици) однако часто эти же портреты связывают и с именем Жана Клуэ.
Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам. Нам известно только две подписных картины Клуэ: портрет его друга и соседа аптекаря Пьера Кюта (1562, Париж, Лувр) и «Купающаяся женщина» (Вашингтон, Нац. Наблюдавший Карла мемуарист XVI века аббат Брантом писал, что на двадцать третьем году жизнь короля "превратилась в жизнь автомата", всё и вся смертельно надоело ему и сам он себе смертельно надоел.
Об этом портрете упоминает сам Бюде и среди эскизов из Шантильи уцелел набросок этого полотна. Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. Французский художник и график эпохи Возрождения. Босх не датировал свои картины и лишь некоторые из них подписывал. Антоний, а по сторонам от него — Святые Августин и Иероним. Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов.
В эту пору талант мастера достиг наивысшей зрелости и силы. Перреаль служил у короля Карла VIII и Франциска I, в Лионе занимал должность эксперта по строительству.
Одним из крупнейших представителей французского Возрождения был работавший в Провансе художник Ангерран Шаронтон, писавший монументальные и сложные по композиционному построению полотна, в которых, несмотря на религиозную тематику, ярко выразился интерес к человеку и окружающей его действительности («Мадонна милосердия», «Коронование Марии», 1453). Как свидетельствуют многочисленные документы и картина «Купающаяся женщина», Франсуа Клуэ, в отличие от его отца, был не только портретистом. Интересно, что он предложил новый вид барельефов: его фигуры полностью размещены в раме и являются самостоятельными. Нам известны три портрета героя битвы при Мариньяно Гайо де Гануйака (1516, 1525, 1526 гг. ), два портрета маршала Бриссака (1531, 1537 гг. ). 24 августа 1572 года, в праздник Святого Варфоломея, среди ночи во всех парижских церквях ударили в набат и началось кровавое избиение спящих мирным сном детей, женщин, стариков, всех, кого называли гугенотами (еретиками), — Варфоломеевская ночь и король Карл IX был ее участником.
В 1572 он исполняет миниатюрный портрет испанской королевы (вероятно, Елизаветы Австрийской). 1572). Триптих до начала XIX века находился в капелле церкви Св.
Созерцая такую картину, верующий должен был осознать неизбежность Страшного суда, оценить свою земную жизнь и определить свое место в день Второго пришествия: либо подле светлых солнечных врат рая, либо на пороге в огненную пучину ада. Заметно его влияние и в работах Франсуа Кенеля. Символический смысл, который вложил Брейгель в композицию, однозначно истолковать нелегко.
Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. На основе портретного рисунка Карла IX, на котором стоит дата – 1566 (Санкт-Петербург, Гос. Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых «храбрецов Мариньяно» — гувернера молодого государя сеньора Буази, главнокомандующего Анна де Монморанси, адмирала Бонниве, маршала Лотрека, Ла Палиса и Флеранжа, генерала де Турнона — будущего кардинала. Молчаливой чередой проходят французские короли и королевы их фавориты, родственники, придворные.
библиотека). В мастерской изготовлялись копии созданных им портретов. Алтарь был заказан Баутсу членами братства Святого причастия. Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых «храбрецов Мариньяно» — гувернера молодого государя сеньора Буази, главнокомандующего Анна де Монморанси, адмирала Бонниве, маршала Лотрека, Ла Палиса и Флеранжа, генерала де Турнона — будущего кардинала. Франсуа Клуэ часто путают с его отцом, Жаном Клуэ, чему способствовало прозвище «Жане», которое они оба имели.
Он оказал значительное влияние на живописцев и графиков своего времени. Один из современников отмечал, что у Карла в эти годы был уже вид старика. Блистательная победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную «Комментарии к Галльской войне». Фукс был великолепным портретистом. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. В его картинах религиозный сюжет впервые обогащается «зарисовками» из реальной жизни.
Самый яркий тому пример — картина «Семь радостен Марин», написанная для капеллы собора в Брюгге.
Одна из лучших работ Перреаля — очаровательная и поэтичная «Девушка с цветком». Принято считать, что «Притча о слепых» — это завещание Питера Брейгеля, предупреждение, которое он оставил человечеству. Сын и ученик Жана Клуэ Младшего с 1540 придворный художник.
Мельхиор, самый старший, — властитель Европы, Каспар — Азии, самый младший. Свидетельство этому — работы живописца и миниатюриста Жана Фуке.
Им близки и некоторые картины (портрет Генриха II в рост, Флоренция, Уффици) и блестящие реплики исполненные его помощниками. «Двор без дам — все равно, что весна без цветов» — любил повторять король Франциск. Фигуры на них даны крупным планом в трехчетвертном развороте и погрудном изображении. Он элегантен, рыцарствен, это блестящий дворянин и государь. Первый автопортрет Дюрер нарисовал, еще будучи мальчиком.
исполненный в традициях итальянского Ренессанса и воплотивший образ ученого-мыслителя Как и его отец, Франсуа Клуэ – превосходный мастер карандашного портрета Рисунки, выполненные черным карандашом и иногда подкрашенные сангиной, пере дают мгновенно схваченное впечатление от модели доносят до нас образы и характеры людей прошлого («Екатерина Медичи», 1540 «Принцесса Маргарита Французская», 1560). Перед ним фонтан с живой водой, вечный источник жизни. Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру. Портрет графа дЭтан представляет образец лучших карандашных портретов Клуэ». Уже у девятилетнего мальчика с пухлыми щеками, округлым овалом мы замечаем особый, «следящий» взгляд (1559, Париж, Национальная библиотека). То же означает и ветка с цветами лилии в расписанном кобальтом керамическом кувшине.
Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец 1540-х — 1550-е годы). Герои Клуэ не ищут взгляда зрителя – нечто другое, невидимое нам, привлекает их, а зритель лишь посторонний наблюдатель, он не допускается к участию в происходящем. Хотели, как лучше, получилось же, как всегда. Как свидетельствуют многочисленные документы и картина «Купающаяся женщина», Франсуа Клуэ, в отличие от его отца, был не только портретистом. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
В Бургундии творили знаменитые нидерландские мастера (художники братья ван Эйк, скульптор Слютер), вот таким образом в этой провинции в искусстве французских мастеров заметно влияние нидерландского Возрождения, в то время как в других провинциях, например в Провансе, усилилось влияние итальянского Ренессанса. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Вместе со скульптором Марком Бешо и другими художниками он устраивал похороны, посвящения, коронования с «маскарадами, турнирами и другими забавами». Он быт не только художником, но и писателем, архитектором, математиком.
Вместе со скульптором Марком Бешо и другими художниками он устраивал похороны, посвящения, коронования с «маскарадами, турнирами и другими забавами». Если следовать буквально тексту морально-этического сочинения великого гуманиста, рыцарь здесь — образ истинного христианина, который, преодолевая все трудности, неуклонно держит путь к «небесному замку» или царству небесному. Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе. Пьера Кюта (1562). В 1493 году, находясь в Страсбурге, он снова пишет себя и посылает картину домой, отцу («Автопортрет с остролистом», Лувр, Париж).
Миниатюры сделаны согласно правилам этого старинного искусства цветной гуашью и золотой краской на пергаментных листах рукописи. Современники считали Франсуа Клуэ и прекрасным мастером портретной миниатюры, ему приписывают «Конный портрет Франциска I» (Париж, Лувр) и «Конный портрет Генриха II» (Флоренция, Уффици) однако часто эти же портреты связывают и с именем Жана Клуэ. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа).
Безукоризненная правильность черт лица сродни античной скульптуре. На рисунке 1572 года ему двадцать два (Париж, Национальная библиотека). Jean Goujon, родился около 1510/1520 — умер ок.
Для многих художников природа все еще — лишь условный фон библейского повествования. И только редкие счастливцы, чаще всего исследователи, получают возможность посмотреть оригиналы. Северное Возрождение получило свое название по аналогии с Итальянским Ренессансом.
Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписываетсяЖану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Рядом с крестом — падающая без чувств Богоматерь, которую поддерживает Св. В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском — «Цезарем, победителем швейцарцев», как льстиво прозвали его подданные. В закрытом состоянии центральная часть алтаря являет Голгофу с распятым Христом. Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке.
гал. ). Его рисунки отличаются чеканной тщательностью изяществом и законченностью. Важным звеном этого процесса стало творчество Робена Кампена (Флемальского мастера), работавшего в 20-30-е годы XV века в Турне.
Блистательная победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную «Комментарии к Галльской войне». Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. В изображении Клуэ, Гийом Бюде истинный служитель науки, сухой, серьезный, даже суровый человек с сосредоточенным взглядом, не лишенный, однако, своеобразного изящества.
Влияние Клуэ заметно и в нескольких произведениях неизвестных мастеров («Сабина Поппеа», Женева, музей Рат и «Купающиеся женщины», Париж, Лувр). Под широкими свободными складками одежд чувствуются умело очерченные тела. Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена. В 1572 он исполняет миниатюрный портрет испанской королевы (вероятно, Елизаветы Австрийской). Хольбейн был знаком с Эразмом и по просьбе гуманиста иллюстрировал его сочинение «Похвала глупости», вышедшее в 1515 году.
Несколько дней спустя, 10 июля 1559 года, Генрих умер от этой раны, несмотря на помощь, оказанную лучшими врачами того времени, включая анатома Везалия. Так возник Портрет неизвестного с томиком Петрарки.
Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Экспрессия и резкость ему чужды, характеристика строится на едва уловимых нюансах.
Во всяком случае, нидерландские «корни» Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как прелестный портрет дочери Франциска I Шарлотты. До нас дошло также несколько алтарных картин, созданных Фуке. Но вместе с тем он не оставляет размышлений о месте человека в мире и правильном выборе жизненного пути, о чем свидетельствует полотно «Притча о слепых», где художник иллюстрирует знаменитый библейский сюжет. Известный фармацевт был соседом художника по улице Авуа в Париже.
Эти лица хранят отсвет трагедии, которую переживала страна. Эпоха Возрождения стала знаменательным этапом в развитии французской культуры. Такие крупные художники, как Ганс Мемлинг и Герард Давид, возглавляли большие мастерские.
Нам известно только две подписных картины Клуэ: портрет его друга и соседа аптекаря Пьера К. юта (1562, Париж, Лувр) и «Купающаяся женщина» (Вашингтон, Нац. В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском — «Цезарем, победителем швейцарцев», как льстиво прозвали его подданные. Его характеристики безукоризненны в их исторической достоверности. сын знаменитого художника Жана Клуэ Младшего. На ранних стадиях оно еще тесно было граничит с готическими традициями. К этой группе принадлежит и композиция «Красавица» известная по многочисленным повторениям (Франция, частное собрание Лугано, коллекция Тиссен-Борнемиса).
Лицо загорелой кормилицы, пухлая рука ребенка, бахрома на тяжелом и ломком шелке занавеса, мелкая оборка синей бархатной шапочки на голове купающейся, тщательно «обсказанный» декор камина, картина на стене, приоткрытый ставень окна с зарешеченной рамой, бликующий металл сосуда, – все как будто бы обыденно-конкретно и напоминает бытовую сцену. Во всяком случае, нидерландские корни Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как портрет дочери Франциска I Шарлотты. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).
Руки моделей выполнены в разной технике, что свидетельствует об участии в их написании подмастерий. Его работы отличались насыщенностью цвета и подчёркиванием величавости человека изображенного на картине.
Этот человек скрытен, лукав, не очень надежен, может быть, даже жесток. Сохранилось несколько изображений Карла IX разного возраста. Были у него и творческие контакты с художниками школы Фонтенбло, о чем свидетельствует «Купающаяся женщина», а также «Купание Дианы», сохранившаяся в позднейших копиях. С именем этого художника связано начало ренессансного искусства во Франции. Художник увеличивает формат портретов и заменяет погрудное изображение поясным. Самым ярким представителем Дунайской школы был Альбрехт. Грюневальд изображает сцену Рождества как момент славы и наивысшей радости Девы Марии.
Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам (Генрих II, 1559, Уффици Аптекарь Пьер Кют, 1562, Елизавета Австрийская, около 1571, – оба в Лувре) присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов. Сохранилось несколько изображений Карла IX разного возраста.
По дороге в Венецию Дюрер пишет ряд прекрасных акварельных пейзажей. Торс, детали костюма намечены несколькими тонкими линиями, а вот голова, лицо проработаны подробно. Им близки и некоторые картины (портрет Генриха II в рост, Флоренция, Уффици) и блестящие реплики исполненные его помощниками. Среди известных нам картин Франсуа Клуэ – портреты Генриха II (1559) и Карла IX (1566), прекрасный портрет австрийской принцессы Елизаветы в пору ее юности (1571), портрет друга художника.
Ее неординарность — в оригинальном подходе к изображению природы. Здесь у Кюта был большой сад, где он выращивал целебные растения (на столе можно видеть умело переплетенный гербарий). Портрет прост и «классичен» по композиции, поза исполнена сознания спокойного достоинства естественность придает облику человека особое изящество и аристократизм. Подражатели и ученики «мастера Жане», а среди них был и его сын Франсуа, ставший позднее знаменитым портретистом, усвоили и развили традиции учителя.
Создается впечатление, будто все персонажи диптиха находятся в одной комнате. Подобные вспышки интереса к замечательным памятникам прошлого, своеобразные «цитаты» классического наследия время от времени дают о себе знать в романском и готическом искусстве. Меняется возраст, пол, костюм, но всюду позы одинаковы, а лица сдержанны, только губы или глаза могут выдать помыслы этих людей, скрытые под маской учтивости и внешнего спокойствия. Эрмитаж), Клуэ приписывается и живописный портрет Карла IX (Вена, Музей истории искусств), а также серия рисунков (Шантийи, музей Конде и Париж, Нац.
Выходит второй вариант «Апокалипсиса» (первый увидел свет в 1498 году), вслед за ним две серин гравюр на тему Страстей Христовых, так называемые «Большие Страсти» (12 листов) и «Малые Страсти» (36 листов), а также никл «Жизнь Марии». В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи.
Значительно влияние художника на творчество Марка Дюваля, часть работ этого мастера раньше атрибутировалась Клуэ (или его мастерской). Такой тип композиции и техника рисунка типичны для портретов Жана Клуэ и его школы. библиотека). Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска I (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля.
В своих иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье», «Иудейским древностям» и «Большим французским хроникам» он создает ряд прекрасных пейзажей и реалистичных зарисовок из жизни Франции того времени. Этот процесс был стихийным и длительным. Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет.
Небольшая закрытая беседка, наполненная цветущими, благоухающими розами, напоминает о библейском bonus conclusus («закрытом садике»)— одном из символов непорочности и чистоты Девы Марин. Антония. Жан Гужон (фр.