Клод Лоррен (настоящая фамилия — Желле или Желе 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Клод Лоррен (Lorrain настоящая фамилия — Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей. Клод Лоррен (настоящая фамилия – Желле) родился приблизительно в 1600 году, точная дата рождения неизвестна. Лоррен Клод (Lorrain собственно Желле, Gellйe), французский живописец, рисовальщик и гравёр. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.
Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей.
Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Этот сборник был гравирован в два приема Р. Ирломом в 1770 и Л. Караччоло в 1815. В 1633 принят в Академию св. Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в Книгу истины – Liber Veritatis (195 гравюр в настоящее время – в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес. С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси.
Под конец он стал слабее, напыщеннее и холоднее. 1635-1645) всегда вызывали восхищение.
Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. В описи, составленной после его похорон, упомянута дюжина альбомов один из них, альбом Вильденштейна, содержит 60 рисунков иллюстрирующих всю творческую эволюцию художника – от влияния Тасси и Дерюэ в 1620-е и Бренберга около 1630 и до достижения зрелости в 1633. В ранних работах Лоррен больше увлекался деталями, несколько перегружал их архитектурными мотивами, передний план утяжелял коричневатыми тонами. Едва ли затронутый влиянием Пуссенов, но наряду с ними стоит Рафаэль ландшафтной живописи, Клод Желе (1600-1682), по прозванию Клод Лоррен, лотаринжец из Шамани, не француз, не учившийся и не живший во Франции, а молодым переселившийся в Рим, где прошел учение у Агостино Тасси, ученика Карраччи.
Аллегри и Н. Колонбеля. В этом отношении он действительно пролагает новые пути. Теплее и нежнее картины Клода шестидесятых годов: Похищение Европы (1667) в Букингемском дворце, прибрежье с отражением солнца (1667) в Бриджватерской галерее в Лондоне и ландшафт с изгнанием Агари (1668) в мюнхенской Пинакотеке. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг. Согласно Библии, мать Моисея, опасаясь преследований фараона, спрятала новорожденного младенца в просмоленной корзине в зарослях тростника у берега Нила. Центральное место занял образ разумного, мужественного человека.
Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). По свидетельству Зандрарта, чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, ЛОРХ Александр Георгиевич (1889-1980) – российский селекционер, один из зачинателей селекции и сортоиспытания картофеля в СССР, Герой Социалистического Труда (1964). В благородных линиях выступает один план впереди другого. Аллегри и Н. Колонбелю.
гал. ) и Париже (Гран Пале). Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Автор сортов Лорх, Кореневский.
Двумя его главными заказчиками были король Испании (ок. Он оставался образцом и для итальянского классического пейзажа XVIII и начала XIX в. (Ориццонте, Вантивелли, Локателли, Анези). Самые поздние картины его, «Римский Форум», как и римская «Морская гавань» в Лувре, отличаются тяжелым коричневым тоном. Самым крупным явлением в художественной жизни Франции XVII века стал классицизм.
Ср. его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, Сильвестр Щедрин и др. В 1633 принят в Академию св.
Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Первые известные произведения Клода восходят к 1629. В сумрачную тень еще погружены античные руины, вносящие оттенок грусти в ясный и тихий пейзаж. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец.
ЛОРРЕН (Lorrain) Клод (наст. Клод Лоррен (настоящее имя Клод Желле) – художник, который сумел открыть новую страницу в жанре идиллического пейзажа. — Художественной Академии) с 1634. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. К 1629 относится первая датированная картина Пейзаж со стадом и крестьянином (Музей искусств, Филадельфия).
Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. При этом Клод всегда приспособляет к своим картинам (за исключением нескольких идеальных гаваней с постройками в античном духе, например в Лувре, в Уффици, в Лондоне и Мюнхене) идиллические ландшафты с пастухами и стадами (в Берлине, Мюнхене, Будапеште и в Лувре), а иногда свободные местные виды (Тиволи в Виндзоре и Гренобле, Кастель Гандольфо в палаццо Барберини, римский Форум в Лувре) — исторические эпизоды, большей частью из мифологии или Ветхого Завета, реже из христианского мира. Творческий метод Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы – нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер. Творческий метод Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы – нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер.
Композиции, в зависимости от размеров картины, состоят из многочисленных планов и элементов (группы деревьев, здания). Позже, в 1650 ему предлагают стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказывется, предпочитая спокойную работу. Хотя в искусстве Клода проявлялись не французские, а только нидерландские и итальянские элементы, с примесью влияния (не личного) немца-римлянина Адама Эльсхеймера (1578–1610), однако, нельзя оспаривать его у французского искусства, так как он происходил из области говорившей французским языком, позднее вошедшей в состав Франции. Найдя свой стиль около 1630 г., Клод в дальнейшем развил лишь свои краски. Около 1640 влияние классического пейзажа Аннибале Карраччи и Доменикино проявляется в более солидных композициях и безмятежной атмосфере картины увеличиваются в размерах, а их сюжетами оказываются, как правило, религиозные сцены и иногда классические («Мельницы», «Отплытие царицы Савской», Лондон, Нац. Столкновение нового со старым, борьба различных направлений в искусстве.
Клод Лоррен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. «Храм в Дельфах», Рим, гал. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Ничто не предвещает трагической развязки.
1638) и князь Колонна (после 1663). Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. В конце 1630-х гг. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н.
В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Художник черпает свои сюжеты преимущественно из «Энеиды» иногда включая в них намеки на семью или на жизнь заказчика фигуры вытягиваются (серия «Четыре времени суток», Санкт-Петербург, Гос. гал.
Очень редки в творчестве Клода быстрые эскизы. С 1636 Клод систематически копировал свои картины эти копии он расположил в хронологическом порядке в так называемой «Книге правды» (Лондон, Британский музей, в котором хранится более 500 рисунков Клода). J. Р. Voiard, «Eloge historique de C. G» (Нанси, 1839) Ch. Творческий метод Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы – нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер. Луки, в 1643 – в Конгрегационе деи виртуози.
Он не был женат, но на протяжении 20 лет жил с «garzone» Дезидери, а потом до самой смерти со своей внебрачной дочерью Аньез и двумя племянниками. Даже его огненная гавань 1644 г. в Лондоне еще рыжевата по краскам, Деревенский праздник и вторая Морская гавань в Лувре 1639 г. пронизаны золотистым светом теплый золотой свет наполняет также его третью гавань в Лувре 1646 г., Помазание Давида на царство там же и знаменитую Мельницу (Исаак и Ревекка) в палаццо Дориа в Риме, копия с которой имеется в Национальной галерее в Лондоне. Рано остался сиротой. Теплее и нежнее картины Клода шестидесятых годов: «Похищение Европы» (1667) в Букингемском дворце, прибрежье с отражением солнца (1667) в Бриджватерской галерее в Лондоне и ландшафт с изгнанием Агари (1668) в мюнхенской Пинакотеке.
Клод Лоррен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682. Его влияние было ощутимо также во Франции (Патель, Руссо) и Германии.
У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно – главный герой его искусства. Рис.
Среди них эскизы к его полотнам, а кроме того рисунки, сделанные с его картин. Едва ли затронутый влиянием Пуссенов, но наряду с ними стоит «Рафаэль ландшафтной живописи», Клод Желе (1600–1682), по прозванию Клод Лоррен, лотаринжец из Шамани, не француз, не учившийся и не живший во Франции, а молодым переселившийся в Рим, где прошел учение у Агостино Тасси, ученика Карраччи.
В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). В этом отношении он действительно пролагает новые пути. Blanc, «Histoire des peintres de toutes les coles» M-me E. Pattison, «Cl.
Герои сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль). Его ближайшие друзья – Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. Лучшие картины – в ясном, свежем, серебристом тоне Морская бухта с Акисом и Галатеей (1657) в Дрездене, римский ландшафт с руинами в Гросвенор-Хаузе в Лондоне и четыре петербургские ландшафта с Иаковом и Рахилью, отдыхом в пути (1654), Товией и борьбой Иакова с ангелом известные под названиями Утро, Полдень, Вечер и Ночь. В 1627 он уехал в Рим. В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим – Италия становится его новой родиной.
Хотя в искусстве Клода проявлялись не французские, а только нидерландские и итальянские элементы, с примесью влияния (не личного) немца-римлянина Адама Эльсхеймера (1578-1610), однако, нельзя оспаривать его у французского искусства, так как он происходил из области говорившей французским языком, позднее вошедшей в состав Франции. К раннему периоду относят небольшие картины на меди исполненные в традициях Эльсхеймера (собрание герцогов Вестминстерского и Ратленда), пейзажи на холсте, сначала грубые по фактуре с жанровыми и пасторальными фигурами в духе Бамбоччо (1629, Филадельфия, Музей искусства 1630, Кливленд, му- зей) и виды морских портов. В Англии, где около 1850 коллекционеры владели почти полным собранием произведений Клода, его влияние проявилось как в живописи (от Уилсона до Тёрнера), так и в садовом искусстве (Стурхед). Под конец он стал слабее, напыщеннее и холоднее.
С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Влияние Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт, Ян Бот и др. ), в 18-19 вв. Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Холодный свет идущий слева, обозначает утро теплый свет, который идет справа, – вечер. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин.
При этом Клод всегда приспособляет к своим картинам (за исключением нескольких идеальных гаваней с постройками в античном духе, например в Лувре, в Уффици, в Лондоне и Мюнхене) идиллические ландшафты с пастухами и стадами (в Берлине, Мюнхене, Будапеште и в Лувре), а иногда свободные местные виды (Тиволи в Виндзоре и Гренобле, Кастель Гандольфо в палаццо Барберини, римский Форум в Лувре) – исторические эпизоды, большей частью из мифологии или Ветхого Завета, реже из христианского мира. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название Утро, Полдень, Вечер и Ночь (1651-72), составив как бы единый цикл. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Картины сохраняют грандиозность концепций, но становятся более лиричными и более тонкими в деталях («Очарованный замок», 1664, Лондон, Нац.
В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. Как тщательно Клод изучал природу, показывают многочисленные этюды к его картинам в Британском музее и других собраниях. 1669 г. (1600, Шамань, близ Нанси – 23 ноября 1682, Рим), французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в. Биография Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище – Лотарингец (по-французски – Лоррен). С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625 – 27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Клод исполнил также 40 пасторальных гравюр (большинство до 1642). имя Клод Желле – Claude Gellee) (1600 – Шамань, близ Нанси – 23 ноября 1682, Рим), французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в. Биография Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище – Лотарингец (по-французски – Лоррен).
Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, выпущенных из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавшихся под его манеру, Ж. воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, черченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber ventatis» (200 рисунков находится ныне у герцога Девонширского, в Англии). он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Аллегри и Н. Колонбелю.
Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Лоррен не получил особого образования— он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). Если слава Клода, видимо, поблекла в последние десятилетия, привыкшие к современному изображению полного света, а декоративные строения, группы деревьев Клода стали казаться утомительными и театральными подражаниями, то во всяком случае никто не отнимает у него места в истории искусств как пролагателя новых путей в области ландшафтной живописи. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657).
Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. Аллегри и Н. Колонбеля. Входит также в Клуб перелетных птиц (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище огнепоклонник. Дориа-Памфили). Клод Лоррен оставил уймище рисунков.
Луки, в 1643 – в Конгрегационе деи виртуози. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин.
Входит также в Клуб перелетных птиц (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище огнепоклонник. Даже его огненная гавань 1644 г. в Лондоне еще рыжевата по краскам, «Деревенский праздник» и вторая «Морская гавань» в Лувре 1639 г. пронизаны золотистым светом теплый золотой свет наполняет также его третью гавань в Лувре 1646 г., «Помазание Давида на царство» там же и знаменитую «Мельницу» (Исаак и Ревекка) в палаццо Дориа в Риме, копия с которой имеется в Национальной галерее в Лондоне. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Переход к серебристому тону характеризует его великолепное «Бегство в Египет» (1647) в Дрездене, лучезарную «Царицу Савскую» в Лондоне (1646) и «Неопалимую купину» (1654) в Бриджватерской галерее.
Особенно хороша картина «Утро». В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. – один из ведущих пейзажных мастеров в Риме.
Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) он — член Академии св. Пейзаж с нимфой Эгерией которая оплакивает Нуму Помпилия. Для Гете Лоррен был высшим идеалом в искусстве. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Аллегри и Н. Колонбеля.
Lorrain, sa vie et ses oeuvres» (П., 1884). Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Особенно интересны его перовые рисунки и акварели, быстрые эскизы углем. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Герои сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль). Там он живёт до самой смерти (1627—1682).
Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. В благородных линиях выступает один план впереди другого. Два других источника его вдохновения менее важны: двухлетнее пребывание в Неаполе вместе с Готтфридом Вальсом из Кельна (ни одна картина которого нам неизвестна) и годичное пребывание в Нанси (1625-1626) в качестве помощника Дерюэ.
Клод часто использовал слегка тонированную бумагу, в частности, голубую. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. в последнем их находится 12, в том числе «Четыре времени года», едва ли не самые замечательные из всех произведений художника. Там он живёт до самой смерти (1627—1682). Переход к серебристому тону характеризует его великолепное Бегство в Египет (1647) в Дрездене, лучезарную Царицу Савскую в Лондоне (1646) и Неопалимую купину (1654) в Бриджватерской галерее. гал. ).
В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. Его акварельные этюды природы (ок. Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Этот сборник был впоследствии (в 1774 г. ) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Рано остался сиротой.
В 1620-е Клод Желле подражал своему римскому учителю, работая в технике фрески (сохранились только росписи Палаццо Крешенци). Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром.
Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Луки (т. е. — Художественной Академии). С этого времени он не покидал Рима, за исключением кратких поездок в кампанью. Во II веке она была умерщвлена. Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата искусного гравера на дереве в Фрибурге, в Брейсгау, он отправился, вместе с одним из своих родственников, в Италию учился перспективе и архитектуре у Г. Вельса, в Неаполе и усовершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где, после того, протекла вся жизнь Ж., за исключением двух лет (1625—27), проведенных во Франции.
– один из ведущих пейзажных мастеров в Риме. Луки (т. е. Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея) Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). Большая выставка произведений Клода прошла в 1983 в Вашингтоне (Нац.
К 1629 относится первая датированная картина Пейзаж со стадом и крестьянином (Музей искусств, Филадельфия). Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Луки (т. е. художественной академии).
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси.
гал. Желле или Желе (Клод Gelle, Gele, прозванный Клодом Лорреном) — знаменитый французский художник и гравер пейзажей (1600—1682). Зритель, не знающий сюжетную основу картины, ощущает, прежде всего, красоту пейзажа, его мечтательный лиризм. В конце 1630-х гг. Если этот период можно назвать «героическим», то два последних десятилетия жизни Клода, которые стали высшей точкой развития его искусства, были самыми классическими, даже антикизирующими.
Почти все произведения Клода парные, они посвящены одной и той же теме имеют те же пропорции, но отличаются по композиции и атмосфере. Найдя свой стиль около 1630 г., Клод в дальнейшем развил лишь свои краски. Подготовительные рисунки к картинам преобладают в поздние годы. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим – Италия становится его новой родиной. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Их число иногда доходило до 10 на каждое произведение и не только этюды общего построения, но и этюды отдельных фигур (1645-1678). Шотландии «Нагорная проповедь», Нью-Йорк, собрание Фрик «Эсфирь», не сохранилась). Лучшие картины — в ясном, свежем, серебристом тоне «Морская бухта» с Акисом и Галатеей (1657) в Дрездене, римский ландшафт с руинами в Гросвенор-Хаузе в Лондоне и четыре петербургские ландшафта с Иаковом и Рахилью, отдыхом в пути (1654), Товией и борьбой Иакова с ангелом известные под названиями «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь».
Его жизнь и его художественное развитие не отмечены никакими особыми событиями. Картины Ж. имеются почти во всех значительных галереях Европы. У Клода был только один ученик, Анджелуччо, умерший молодым но влияние искусства Клода было огромным еще при жизни мастера, особенно на Дюге и его школу (Онофри) и на некоторых итальянизирующих голландских живописцев. Влияние Клода. Эрмитаж «Парнас», Джексонвиль, США).
Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, выпущенных из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber ventatis» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). В эту эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. В 1650-е – зрелый и наиболее плодотворный период – стиль Клода Желле приобретает монументальный характер, определяющий как размеры картин и строгость композиций, так и выбор сюжета, часто взятого из Ветхого Завета («Парнас», Эдинбург, Нац. Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в Книгу истины – Liber Veritatis (195 гравюр в настоящее время – в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес.
Государственная премия СССР (1946).