Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Леду КЛОД НИКОЛА – французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры. Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (1736-03-21)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма.
Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественносимволические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде.
Его город олицетворяет идею автономных сооружений, свободный союз самостоятельных блоков. Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия).
От нее радиальными лучами расходятся улицы, обсаженные деревьями они вливаются в широкие кольцевые магистрали, также озелененные, описывающие все более и более широкие круги вокруг центральной площади. Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими. И хотя заложенный дворец из-за смерти короля был заброшен, его проект обсуждался в широких кругах архитекторов. Одна из самых монументальных — застава Ла Виллет.
Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки. Иногда он предвосхищал Ле Корбюзье и его «Лучезарный город», а иногда – Гауди с его безумным барокко. После обучения он стал заниматься оформлением витрин.
В своих постройках (театр в Безансоне, Франш-Конте, 1778—80 заставы, т. н. «пропилеи Парижа», 1784—89, запроектировано 80 из 6 построенных сохранились 4) Л. противопоставлял изяществу французского классицизма формы, отмеченные аскетическим стереометризмом, подготавливая тем самым стиль ампир. Леду, Ле Ду (Ledoux, Le Doux) Клод Никола (1736, Дорман, Шампань, — 19. 11. 1806, Париж), французский архитектор. Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу.
Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля дАлльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма.
Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Гэндон и др. ), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм).
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно. Из проектов общественных зданий Леду выделяется проект здания Учетной кассы. Здесь эта целесообразность заключена прежде всего в легкости и широте зрительного охвата – законы здесь диктует человеческий глаз и, признав это, Леду не останавливается перед подлинной революцией в интересах человека. Захаров, Дж.
то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его.
Каждое здание должно было выражать определенную идею, воспитывать человека. Поставленная на возвышении пологого холма, начинающегося у Елисейских полей, она завершает грандиозную панораму города. В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б.
Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». В проекте г. Шо при соляных копях (Франш-Конте, с 1771, осуществлен частично) развил ренессансные идеи «идеального» города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. обратился к так называемой «говорящей архитектуре». В его проектах возникают удивительные находки, словно предвещающие конструктивизм века двадцатого.
В ансамбль входили Дом дружбы, Дом братства, Дом воспитания. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба – в Ролампоне). Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. В середине 1770 годов Леду начал заниматься проектированием солеваренного завода и застроек вокруг него в Салинде Шо в АркэСенан.
Он разрабатывал новые жилища для кустарей и крестьян, он требовал разрушения трущоб. Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство.
В 1780-е гг. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье.
В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятник Всемирного наследия). Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Остальные были сожжены и уничтожены. Читая его, часто думаешь, что это современный автор.
Труара. Первые проекты: Pavilion Hosquart (1764–1770), шато в Бенувилле (1768–1775). Среди этих работ сохранились, например, павильон Хоккар (1764 — 1770), дворец Бенювиль в Нормандии (1770) и известный павильон мадам Дюбарри в Лювесьенне (1771 — 1773). К разработке проектов сооружения был привлечен Леду.
Его архитектурная деятельность началась в шестидесятые годы. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Вместо этого в его проекте возникает демократический амфитеатр с широкими рядами скамей. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен.
В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. 1773 год связан со строительством дворца для фаворитки короля Людовика XV, мадам Дюбарри. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний и предельной выразительностью в своем замкнутом величии. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale dArc-et-Senans). Среди прочего Леду разработал «храм Терпсихоры», как называли современники интимный театр танцовщицы, возведенный на участке усадьбы. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля».
После освобождения из тюрьмы Леду провел свои последние годы за написанием книги Архитектура в отношении к искусству, традициям и законодательству (1804), в которую были включены также гравюры его работ. Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». Их без конца рисовали, обмеряли изучали. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма. Так в его проектах возникают то реминисценции далекого прошлого – конус пирамиды, кольцо амфитеатра, – то формы, обращенные своей новизной в такое же далекое будущее.
В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки. С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное.
Многие здания были впоследствии разрушены толпой во время революции. Умер Леду 19 ноября 1806 года в Париже. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства.
Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии.
Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом.
Это отели мадам Дюбарри в Сен. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. Однако стоимость этих построек оказалась разорительной для общественной казны, вот таким образом в 1789 году архитектор был отстранен от выполнения проекта.
Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания — памятник Всемирного наследия). Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. Известный бразильский архитектор и историк архитектуры Э. Миндлин писал, что Алейжадинью в своих скульптурных и архитектурных работах «выкристаллизовал поэтические чувства новой расы». Труарда.
Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства.
Гимар в 7 округе Парижа (1770). «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте) и в еще большей степени – связанные с ними проекты. Он проектирует около восьмидесяти зданий разного масштаба, – все они, охватив столицу единым кольцом, должны дать ее границам стройные архитектурные формы, дать каждой из дорог-въездов торжественные ворота.
Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. Архитектура подражает также и организации человеческого общества.
Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля». Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773) заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)6 было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект.
В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Леду не позволяет ни одной стене остаться невыразительной служебной плоскостью: все они должны являться архитектурными акцентами, твердо и весомо расставленными в пространстве. «Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство».
Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер — таковы дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 г., второй том был опубликован посмертно, в 1847 г. Написал книгу «Архитектура, рассматриваемая с точки зрения искусства, морали и законодательства» (издана в 1804 г. ), в которой далеко опередил свое время, предвосхитив ряд идей современной архитектуры. Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж. Ф. Блондель (J. F. Blondel) и Л. Ф. Труард (L. F. Truard). На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю.
Так в его проектах возникают то реминисценции далекого прошлого – конус пирамиды, кольцо амфитеатра, – то формы, обращенные своей новизной в такое же далекое будущее. Архитектура не только подражает обществу, но и воспитывает его: характер монументов служит очищению нравов. Называя Антониу Франсиску Лисбоа «наиболее значительной фигурой этого периода», Э. Ди Кавалканти писал: «Несмотря на то что его творчество было сковано и ограничено твердо установленными канонами стиля барокко, а также религиозным назначением сооружений, все созданное им было исполнено глубокого смысла и носило на себе черты его индивидуальности, его трагической личности.
символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. Леду настойчиво подчеркивал моральную сторону искусства, приписывая архитектуре самые неограниченные возможности. Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы).
В 1784-1789 гг., возвел вокруг Парижа пояс из сорока шести таможенных застав из которых ныне сохранилось только три (Пантен, Ла Виллет, застава на улице Бланш). Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа».
В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы интерьер не сохранился) и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке). Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII – 1-й половины XIX веков (Ж. Ф. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Так, архитектор Пьер Виньон (1762—1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера.
Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампани, 21 марта 1736 года. В конце жизни написал книгу «Архитектура, рассматриваемая с точки зрения искусства, морали и законодательствах» (издана в 1804 г. ), в которой далеко опередил свое время, предвосхитив ряд идей современной архитектуры. Забывая об узкопрактическом назначении тех зданий, которые он должен строить, архитектор мечтает создать из пояса этих застав монументальное обрамление всего Парижа.
Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо», обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа (1762), «Павильон музыки» в лувесьеннском поместье мадам дю Барри (1770-71), дом балерины М. -М. Ученик Блонделя. С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («LArchitecture consideree sous le rapport de lart, des murs et de la legislation» задуман как 5-томный, написан только 1-й том в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен.
В этих и некоторых других своих работах (театр в Безансоне, 1775-1784 гг. ) Леду использовал строгие стереометрические формы, отчасти подготавливая стиль ампир. Кваренги, А. Д. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. Работы Леду из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т. е.
Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)5. Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором». Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы».
Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чегото необычного и дерзкого. Леду— сторонник монархии, он считает, что общество и государство нуждаются в реформе, но в рамках старого порядка, с сохранением добродетелей дворянства. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. План города, который он спроектировал для того, чтобы создать адекватные условия для производства и комфортного проживания рабочих, стал прототипом будущих проектов Роберта Оуэна и других утопических социалистов 19 века. В 1760-е и начале 1770-х гг. Руссо в романе «Эмиль». Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство.
Архитектор Франсуа Шальгрен (1739—1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку (1806—1836) на площади Звезды (Этуаль, теперь площадь генерала де Голля). В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж. Ф.
Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). Леду – необычное явление, на первый взгляд абсолютно вырывающееся из рамок архитектуры XVIII века. До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть.
«Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. Влияние Дж. Б. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comt), при рудниках с солевыми залежами. Он занимался у Д. Ф.
На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р. Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, вот таким образом Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Блонделя и Л. Ф. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 году, второй том был опубликован посмертно, в 1847 году.
Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. «Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство».
Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток.
К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях) исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. В проекте города Шо (с 1771 г. осуществлен частично) развил идею ренессансного идеального города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. Тома де Томон, Дж. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания – памятник Всемирного наследия). Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства.
На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы дАнфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары. Блонделя, затем – у Л. Ф. проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено ещё в XIX веке. В декорировании всех зданий были использованы античные архитектурные элементы и основные ордера в большом количестве.
был в заточении за связи с жирондистами. В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Врене, Табари, Эспиналь и Жернак.
На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Еще несколько проектов завершил Леду в конце 1770-х. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого. особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766 замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777 постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772 и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI».
Начинал Леду с оформления витрин. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Становится излюбленным мотив триумфальной арки.