Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампани, 21 марта 1736 года. Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (1736-03-21)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux) – яркий представитель французского классицизма, предвестник многих принципов модернизма.
Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампани, 21 марта 1736 года. Леду КЛОД НИКОЛА – французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры. Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Клод Никола Леду родился в Дормане, в 1736 году.
Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма.
Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. проектирует заставы – т. н. Пропилеи Парижа (всего 80). Леду мечтает создать нечто вроде величавой архитектурной прелюдии, подготовляющей путника к вступлению в первый город мира.
Начинал Леду с оформления витрин. проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено ещё в XIX веке.
Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). Руссо в романе «Эмиль». особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766 замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777 постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772 и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI». В 1771-1773 гг. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором». Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу).
В 1784-1789 гг., возвел вокруг Парижа пояс из сорока шести таможенных застав из которых ныне сохранилось только три (Пантен, Ла Виллет, застава на улице Бланш). Гимар в 7 округе Парижа (1770). На кубе возвышалась обширная ротонда, окруженная колоннадой, несущей аркаду. Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев.
Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII – 1-й половины XIX веков (Ж. Ф. Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Леду запроектировал подземные подъезды для повозок и построил туннель для карет во дворец Телюссон, проходящий под фундаментами здания. Влияние Дж. Б.
Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю.
Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж. Ф. Так в его проектах возникают то реминисценции далекого прошлого – конус пирамиды, кольцо амфитеатра, – то формы, обращенные своей новизной в такое же далекое будущее. Кваренги, А. Д. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду.
«Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство». Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). «Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы.
Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Это демонстративное признание того, что свое творчество архитектор подчиняет целесообразности, практическому удобству для человека. В 1760-е и начале 1770-х гг.
Блонделя и Л. Ф. проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено уже в XIX веке. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский.
Она состояла из огромного куба, украшенного четырьмя портиками пестумско-дорического типа. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен.
Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Красота для Леду в пропорции, соотношении масс и деталей и это красота способна воздействовать на общество, в чём и есть её цель. В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б.
«Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство». Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). находился в тюрьме.
В 1784-1789 гг. Его архитектурная деятельность началась в шестидесятые годы. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. был в заточении за связи с жирондистами. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля.
В декорировании всех зданий были использованы античные архитектурные элементы и основные ордера в большом количестве.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Работы Леду из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т. е. Планируя здание театра в Безансоне, он делает свой знаменитый рисунок: амфитеатр зрительного зала вписывается в человеческий глаз. Он занимался у Д. Ф.
Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. В этих и некоторых других своих работах (театр в Безансоне, 1775-1784 гг. ) Леду использовал строгие стереометрические формы, отчасти подготавливая стиль ампир. Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте) и в еще большей степени – связанные с ними проекты. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля».
Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу.
Он бесповоротно сметает старую схему театрального интерьера, где система ярусов и лож была как бы наглядным олицетворением феодальной иерархии и строгих классовых членений. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. Из осуществленных сохранилось четыре: Пригородная, Орлеанская, Трона и Монсо. В 1780-е гг.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Вместо стихийно сложившегося тесного хаоса феодального города возникают стройно организованные перспективы, широкие и просторные, полные света и воздуха. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Читая его, часто думаешь, что это современный автор.
Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». Намёк на литературу в названии трактата уже говорит о связи словесного и архитектурного искусства, по крайней мере, так он хотел представить свой труд. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба – в Ролампоне). Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом.
С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («LArchitecture consideree sous le rapport de lart, des murs et de la legislation» задуман как 5-томный, написан только 1-й том в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773) заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы интерьер не сохранился) и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке).
Его город олицетворяет идею автономных сооружений, свободный союз самостоятельных блоков. Архитектор построил для поэта Делиля дом без окон, который освещался через световой купол. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний и предельной выразительностью в своем замкнутом величии.
Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Ученик Блонделя. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы). Во время своего заключения заканчивает проект города Шо, где развил идею ренессансного «идеального» города, задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий – т. е. идеальное поселение при производстве. Труарда. Тома де Томон, Дж. Он демонстративно презирает все архитектурное наследие феодальных веков – пристрастие к декоративности, пышности, усложненным планам извилистым линиям.
Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)6 было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. Труара. Он разрабатывал новые жилища для кустарей и крестьян, он требовал разрушения трущоб.
В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. ХVIII в. относят к палладианскому периоду. Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу.
С 1773 г. – архитектор короля и член Королевской академии архитектуры. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Гэндон и др. ), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм). Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого. В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comt), при рудниках с солевыми залежами. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса.
Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чегото необычного и дерзкого. После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Одни здания вовсе вычеркивались из проекта, другие сохранялись только при условии кардинальных изменений, – предложения архитектора слишком монументальны и слишком неэкономны. Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. В проекте города Шо (с 1771 г. осуществлен частично) развил идею ренессансного идеального города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий.
В его проектах возникают удивительные находки, словно предвещающие конструктивизм века двадцатого. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу. Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. Учился в частной архитектурной школе у Ф. Блонделя и Л. Труара и в Школе изящных искусств.
Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер — таковы дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 г., второй том был опубликован посмертно, в 1847 г. Написал книгу «Архитектура, рассматриваемая с точки зрения искусства, морали и законодательства» (издана в 1804 г. ), в которой далеко опередил свое время, предвосхитив ряд идей современной архитектуры. Две заставы находятся на площади Нации, две – на площади Денфер, одна ротонда расположена в парке Монсо, а другая ротонда – на заставе Виолетт. Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р. Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, вот таким образом Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». В 1793-1794 гг. Творчество Леду 1770-х годов настолько овеяно влиянием великого зодчего XVI века Палладио, что этот период даже называют палладианским.
Город уже не подчинен королевским резиденциям или дворцам знати: на сцену выходят новые, демократические принципы, основанные на разумной логике и справедливости. Его творчество 70-х гг. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное.
Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы дАнфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары. Вместо этого в его проекте возникает демократический амфитеатр с широкими рядами скамей. Забывая об узкопрактическом назначении тех зданий, которые он должен строить, архитектор мечтает создать из пояса этих застав монументальное обрамление всего Парижа. В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки.
Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма.
Архитектура подражает также и организации человеческого общества. И хотя заложенный дворец из-за смерти короля был заброшен, его проект обсуждался в широких кругах архитекторов.
В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания – памятник Всемирного наследия). Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия).
В конце жизни написал книгу «Архитектура, рассматриваемая с точки зрения искусства, морали и законодательствах» (издана в 1804 г. ), в которой далеко опередил свое время, предвосхитив ряд идей современной архитектуры. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев.
Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого. Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)5. Он даже изобрел своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятник Всемирного наследия). Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale dArc-et-Senans).
Иногда он предвосхищал Ле Корбюзье и его «Лучезарный город», а иногда – Гауди с его безумным барокко. обратился к так называемой «говорящей архитектуре». В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля».
Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Возведение в Париже ряда особняков поспособствовало тому, что архитектор начал стремительно подниматься по карьерной лестнице и к 1773 году его назначили членом Королевской академии архитектуры. Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью.
Блонделя, затем – у Л. Ф. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Этот проект был опубликован им в 1804 г. в книге «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов и законов», которую он посвятил русскому царю Александру I. Большая часть работ архитектора не сохранилась.
возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Одновременно с этим, в случаях, когда Леду говорит о мироустройстве, он описывает его в архитектурных образах, через призму архитектуры. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде.
В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Театр этот был так «изукрашен» реставраторами, что от произведения Леду почти ничего не оставалось. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа».
Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. В 1760-е и начале 1770-х гг.
Захаров, Дж. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге. Известность ему принес павильон мадам Дюбарри (1771).
Строгое, оправданное, полезное и рациональное в формах – именно эти, приемлемые для него истины, оставляют неизгладимый след на любом произведении, которое он создавал. Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж. Ф. Блондель (J. F. Blondel) и Л. Ф. Труард (L. F. Truard). В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо» (обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа), 1762 «Павильон музыки» в Лувесьеннском замке мадам дю Барри, 1770-71 дом балерины Гимар в 7 округе Парижа, 1770.
В монолитный объем цокольного этажа вписывается громадный полый цилиндр и в эту внутреннюю полость врывается текущий с горы поток. при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром.
Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки.
Вместо этого в его проекте возникает демократический амфитеатр с широкими рядами скамей. Город уже не подчинен королевским резиденциям или дворцам знати: на сцену выходят новые, демократические принципы, основанные на разумной логике и справедливости. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо», обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа (1762), «Павильон музыки» в лувесьеннском поместье мадам дю Барри (1770-71), дом балерины М. -М. Ученик Блонделя.
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественносимволические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. В 1785-89 гг. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». И хотя заложенный дворец из-за смерти короля был заброшен, его проект обсуждался в широких кругах архитекторов. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей.
Это – первый во Франции пример монументальной индустриальной архитектуры. Умер Леду 19 ноября 1806 года в Париже.
Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Первые проекты: Pavilion Hosquart (1764—1770), шато в Бенувилле (1768-1775). был в заточении за связи с жирондистами.
«Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия. Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля дАлльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля.
До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. В проекте г. Шо при соляных копях (Франш-Конте, с 1771, осуществлен частично) развил ренессансные идеи идеального города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. Остальные были сожжены и уничтожены. В своих постройках (театр в Безансоне, Франш-Конте, 1778-80 заставы, т. н. пропилеи Парижа, 1784-89, запроектировано 80 из 6 построенных сохранились 4) Леду противопоставлял изяществу французского классицизма формы, отмеченные аскетическим стереометризмом, подготавливая тем самым стиль ампир.
Развивая идею ренессансного идеального города, он считал, что домам, с определенным назначением, должна соответствовать конкретная форма. В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях) исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. Леду, Ле Ду (Ledoux, Le Doux) Клод Никола (1736, Дорман, Шампань, – 19. 11. 1806, Париж), французский архитектор. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампане, в 1736 году.
Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов.