Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на реке Мозель), где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник. Клод Лоррен (фр. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей. Полотно Клода Лоррена «Утро» было написано в 1666 году и на данный момент является экспонатом московского Эрмитажа. Полотно Клода Лоррена как раз иллюстрирует этот момент.
Клод Лоррен родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия в семье крестьян. Азы искусства пейзажа юный Клод Лоррен осваивал, работая слугой у известного пейзажиста Агостина Тасси. Клода Моне «Клодом» не называли, просто Клодом был Лоррен. Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод. Але волелюбний Клод Лоррен вдмовився.
Клод Лоррен (фр. Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600 г. – 1682 г. ) – великий французский художник, живописец, гравер. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.
В картине используются типичные приемы классического пейзажа – характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Гете писал о французском живописце Клоде Лоррене: «нет и следа повседневной реальности в его картинах, но есть высшая правда». Клод Лоррен стал одним из первых художников, тщательно изучивших солнечное освещение и светонасыщенность атмосферы. Пейзажи Клода Лоррена воспевают красоту Кампаньи.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Лоррен Клод (Lorrain собственно Желле, Gellйe), французский живописец, рисовальщик и гравёр. За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество. Клод Лоррен (настоящая фамилия — Желле или Желе 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.
Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600-1682) – французский живописец, мастер классического пейзажа. Свой главный шедевр «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», Клод Лоррен написал в последний год жизни. Клод Лоррен (родившийся Клод Гелле, дит ле Лоррен традиционно просто Клод на английском языке c. 1600 – 23 ноября 1682), был французский живописец, чертежник и гравер барочной эры. Клод Лоррен, как и его великий соотечественник Никола Пуссен, прожил почти всю жизнь в Италии, но писал только пейзажи, пользовавшиеся шумным успехом. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей.
Служба у Тасси принесла Клоду Лоррену немало пользы: у него будущий художник обучился многим техническим приемам изобразительного искусства. Клод Лоррен (фр. Клод Лоррен (настоящая фамилия – Желле) родился приблизительно в 1600 году, точная дата рождения неизвестна.
Все это делает «Утро» самым тонким и лирическим произведением Клода Лоррена. В раннем возрасте Клод Лоррен лишился обоих родителей и, получив от своего брата базовые навыки в рисовании, в 13 лет вместе с родственниками переехал в Италию. Клод Лоррен был описан как вид его ученикам и трудолюбивый остро соблюдающий, но неграмотный человек до его смерти. Пейзажи Клода Лоррена покупали многие известные личности того времени – короли, принцы, послы и даже папа Римский.
Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен. Ещё один живописец, представляющий французское искусство XVII века – Клод Лоррен.
От этого пункта была обеспечена репутация Клода. Джин была художницей и преподавала Клоду рудименты его профессии. Он был третьим из пяти сыновей Джин Гелле и Энн Пэдоз. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.
Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата искусного гравёра на дереве во Фрайбурге (в Брайсгау), в 1613–1614 гг. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена.
Мотивы рисунков очень разнообразны: от величественной, окруженной парком виллы Альбани, до простого, заросшего мхом камня на берегу реки. В пдлтковому вц вн дстався Риму, аби навчитися художньому ремеслу. Луи Ленен создает и одно из самых лучших своих произведений—«Семейство молочницы» (Эрмитаж). Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок.
Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Мы не найдем в творчестве Луи Ленена образов, которые были бы в такой степени исполнены силы и гордости, как герои его «Кузницы»— простой кузнец в окружении семьи. Пока что творческая эволюция художника остается во многом неясной. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Особенно хороша картина «Утро». Замечательно, что именно в труде художник увидел подлинную красоту человека.
Ймоврно, вн дав початков навички майбутньому художнику. Жизнь как кишение человеческих ничтожеств, как деятельность общества, без остатка поглотившего индивидуальность, – вот что являет нам почти все офорты Калло. Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. 1623-1624) «Большие» и «Малые бедствия войны» 1632 и 1633), а с другой – к большим панорамам, буквально перенасыщенным изобразительным материалом (таковы уже ранние листы вроде «Войны любви», 1616, а затем – «Партер в Нанси», 1625 или два Больших вида Парижа», ок. 1630-31). Аллегри и Н. Колонбеля. Он также был великолепным орфистом (оставил занятие офортом лишь в 1642 г., окончательно избрав живопись). Эта «первая роль» Клодом отдана свету.
Утратив ренессансную иерархию ценностей, восходящую к человеку – средоточию мира, он предоставляет равные права «высокому» и «низкому», трагическому и комическому (которые тут же смешиваются и приобретают характер трагикомической неразделенности), сакральному и светскому историческому и бытовому. Юсупова («Европа» и «Битва на мосту») к 1657 г. — дрезденская «Ацис и Галатея» к 1661—1672 гг. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя.
Недоверие ко всему идеальному естественно сочетается с особой привязанностью к подробностям, мелочам, а также всякого рода курьезам, выпадающим за пределы нормы (серия «Горбуны», 1622). Четыре картины были сделаны для Папы Римского в 1635–38. Еще поразительнее офорт «Казни» (ок. 1632-34), где лист размером 10х21, 5 см вмещает население целого города или огромные гравюры-ландкарты «Взятие Бреды» (1627), «Осада острова Ре» и «Взятие Ла-Рошели» (1629), где художник с высоты птичьего полета и с поистине орлиной зоркостью наблюдает движение целых армий и флотов, осаждающих или обороняющих города, а где число изображений приходится исчислять десятками тысяч.
Недаром у него, также как и в «пикаресках», царит дух своеобразной измельченности жизни, нередко оборачивающейся ощущением социального неблагополучия и часто действуют персонажи, являющиеся из недр деклассированного, «донного» общества, – актеры и шуты, нищие и бродяги («Балли ди Сфессания», 1621 «Нищие», 1622 «Цыгане», ок. 1627-1628). Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Иосифу» (Нант, Музей), где ангел — стройная девочка — касается руки задремавшего у свечи Иосифа жестом одновременно властным и нежным. В 1650 Клод переместил в соседний дом на пути Паолину (сегодня Через дель Бабуино), где он жил до своей смерти.
Если океанский горизонт представлен, это от урегулирования оживленного порта. В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. Существует предположение, что в молодости он посетил Италию.
Холст, масло, 5612 см. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Всегда сдержанные, мало связанные друг с другом действием, герои Ленена воспринимаются тем не менее как члены коллектива, объединенного единством настроения, общностью восприятия жизни.
В этом вопросе важности пейзажа Клод был наделен даром предвидения. Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Свет в этой композиции приобретает огромное значение.
Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже. Новаторство Луи Ленена заключается в принципиально новой трактовке жизни народа. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Для Калло первопланность, первостепенность человека в мире и в обществе не правило (как то было в ренессансном искусстве и как это стало утверждать барокко по отношению к сильным мира сего), но сомнительная, связанная с обманом и требующая развенчания претензия. Ощущение духовной чистоты и спокойной созерцательности в этих произведениях поднимает образы Латура над повседневностью.
Клод Лоррен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета. Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея) Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин.
Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. За следующие несколько лет его репутация росла постоянно, как свидетельствуется комиссиями от французского посла в Риме (1633) и Король Испании (1634–35). — «Четыре времени дня» (в Эрмитаже) к 1669 г. — «Эгерия» в Неаполитанском музее к 1672 г. — «Эней на охоте» (Брюссельский музей).
Действие происходит в лесу у озера Неми. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Сначала Клод состоит помощником своего учителя (в 1619 г. он помогает ему расписывать виллу Баньяю-Ланте, близ Витербо), затем начинает работать на свой страх, но долгое время не может себе пробить дорогу. Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр.
Аллегри и Н. Колонбеля. отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. То, что он провел свою жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. Луки (т. е. Сыновья братьев Клода присоединились к домашнему хозяйству в 1662 (Джин, сын Дениса Гелле) и приблизительно в 1680 (Джозеф, сын Мелкиора Гелле).
С 1627 г. он, во всяком случае, безвыездно живет в Риме, где и умирает холостым 23 ноября 1682 г. Наиболее ранним произведением мастера считается его офорт, помеченный 1630 г. далее следуют офорты 1636 г. : «Сатро Vaccino», «Le Bouvier». Сюжет Нахождение Моисея — один из самых распространенных в европейской живописи, — как правило, переносился в обстановку современной тому или иному художнику жизни и в картине Лоррена река, римский акведук вдали, призрачные горы, таинственные башни и весь окружающий пейзаж не имеют ничего общего с Египтом и с древним Нилом.
Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев. Новые черты улавливаются в образе Себастьяна. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции».
Тасс деякий час спвпрацював з вдомим римським майстром Орацо Джентлск. Но и его положение ущербно ибо (не говоря уж об одиночестве критически мыслящей личности) чего стоит эта максимальность, если объект приложения ее сил и способностей признан столь ничтожным, третьесортным, минимальным. И Зандрарт и Бальдинуччи знали живописца лично. Клод Лоррен особенно любил изображать лазоревое море, его бескрайний простор, рябь волн, бегущую солнечную дорожку.
Одно из самых лиричных произведений Латура— картина «Рождество» (Ренн, Музей). Себастьян, оплакиваемый св.
Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Напротив именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен. Вплив був на життпис под у бограф. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг. Серия достоверно датируемых картин открывается с луврской картины «Fetes villageoises», написанной в 1639 г. для папы Урбана VIII к 1644 г. относится картина в Гренобльском музее «Тиволи» к 1646 г. — луврский «Порт» к 1647 г. — «Избрание Давида на царство» (Лувр) к 1648 г. — «Царица Савская» (Лондонская галерея), «Брод» (Лувр), «Магдалина» (Прадо) к 1651 г. — маленькие батальные картины из истории Людовика XIII (в Лувре) к 1655 г. — обе картины в галерее кн. Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Кампо Ваччино в Риме, около 1636. художественной академии).
В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде.
Напротив того, у Лоррена мы встречаем характерное для барокко подчинение всех частей одной доминирующей. После этого в Риме (1627–1682 гг. ) прошла вся жизнь Клода Лоррена, за исключением двух лет (1625–1627 гг. ), когда он вернулся на родину и жил в Нанси. Согласно ему, Клод не преуспевал в деревенской школе и был отдан в учение пекарю печенья. Хотя Лоррен не получил особого образования (был самоучкой), тем не менее, читал и писал на французском и итальянском языках. Он был первоначально похоронен в Trinita dei Monti, но его остается, были перемещены в 1840 в San Luigi dei Francesi. Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты.
Он общается с художниками, в частности— с Н. Пуссеном, соседом, которого он посещает часто в 1660-х, чтобы выпить с ним по стаканчику хорошего красного вина. Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко. Это подтверждается примером творческой эволюции младшего из Лененов — Матье.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам). См. В мире Клода (а он действительно сотворил цельный живой мир, в котором всё гармония, но гармония, построенная на определенной мелодии) солнце, если даже и скрывается за облака, то это для того только, чтобы еще ласковее и нежнее сквозь дымку лобзать возлюбленную землю, а не для того, чтобы устрашать ее или грозить своим гневом3.
Engravings from a hundred Drawings in the British Museum», 1870 статьи E. Michel в «Revue des deux Mondes», 15 января 1884 г., V. Jocz в «Мегсurе de France», январь 1900 г. и Edm. Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей). Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье.
Клод Лоррен оставил множество рисунков. У Калло таких композиций очень мало. Отсюда, с другой стороны, чрезвычайная привязанность Калло как раз к измельченным, миниатюризированным, пространственно третьеплановым фигуркам, каждую из которых он схватывает в жизни, рисует (в одном лишь Эрмитаже хранится более 850 зарисовок Калло) и затем, уменьшив, гравирует с поистине ювелирной тщательностью, наделяя всякий раз характерными признаками сословии, профессии, пола, возраста, обуревающего чувства, а главное – повышенной подвижностью, какой-то поистине неистребимой жизненной активностью. По свидетельству Бальдинуччи, Клод и учился одно время в Германии — во Фреабурге.
Таковы уже упомянутые «Рождество» и «Поклонение пастухов», «Кающаяся Магдалина» (Лувр) и подлинные шедевры Латура—«Св. С 1617 по 1621 гг. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св.
Картины Латура на религиозные темы часто трактованы в жанровом духе, но при этом они лишены оттенка тривиальности и будничности. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). В наивности его образов, в оттенке религиозного воодушевления, который можно уловить в некоторых его произведениях, в подчеркнутой статичности его образов и в своеобразной элементарности его художественного языка еще сказываются в какой-то степени отголоски средневекового мировосприятия. В дальнейшем тематика и весь характер его творчества резко меняются — Матье пишет портреты аристократов и элегантные жанровые сцены из жизни «хорошего общества».
Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея). Антония на листах 1617 и 1635 годов. Во II веке она была умерщвлена.
Любимых тем Пуссена — бури, надвигающейся грозы, серого дня — мы вообще не найдем у него. В 1637 г. французский посол в Ватикане купил у Клода Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». Он начал свой творческий путь как последователь Луи Ленена («Крестьяне в кабачке» Эрмитаж). Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Художник вдохновлялся мотивами реальной итальянской природы, однако в его картинах они складывались в обобщенный идеальный образ, соответствующий нормам классицизма.
Самые ранние биографии Клода найдены в Teutsche Academie Йоахима фон Зандрарта (1675) и Notizie de Филиппо Бальдинуччи39 professori del disegno da Cimabue в в качестве (1682–1728). Холст, масло, 155199 см. В 1627 г. Лоррен опять уехал в Италию и обосновался в Риме.
Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси (1578–1644 гг. ), усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Или – это сугубо временное, едва ли не случайное состояние, результат действий и причуд центробежных сил далевого, малого мира, на миг выталкивающего к рампе одного из своих актеров, чтобы тут же втянуть его обратно (таковы фигуры всадника, барабанщика и знаменосца в одноименных листах серии «Каприччи», 1617). Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.
Национальный музей Каподимонте, Неаполь. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Раннее, овеянное туманной дымкой утро крестьянская семья отправляется на рынок. Аллегри и Н. Колонбеля.
Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Але на художню манеру Лоррена живопис караваджиств не вплинув. Герои Пуссена -- люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана.
Луки (т. е. художественной академии). Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке.
Он нарисовал пасторальный мир областей и долин, не отдаленных от замков и городов. Позже, в 1650 ему предлагают стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказывается, предпочитая спокойную работу. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. Художник сумел здесь передать не только общее чувство, объединяющее всех участников действия, но и оттенки этого чувства в каждой из четырех плакальщиц — оцепенелую застылость, скорбное недоумение, горький плач, трагическое отчаяние. Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров».
Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа. Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур.
Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Он родился в небольшой деревне Chamagne, Вогезы, затем части Герцогства Лотарингии. «Не плакать, не радоваться, но понимать» – этот завет Спинозы как будто является символом веры для Калло.
В этом смысле он подлинный мастер Ренессанса, последний «Renaissance-Mensch», достойный числиться среди представителей «золотого века». Лоррен не был женат, но имел дочь (Агнесс), которая родилась в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество. Клод своим душевным воспитанием обязан скорее Эльсгеймеру, нежели Пуссену.
Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси. Mrs Pattison (Lady Dilke) «Claude Lorrain, sa vie et ses oeuvres» Paris, 1884 Raymond Bouyer «Claude Lorrain» в серии «Les grands artistes Ch.
Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. — 18 г. н. э. ). Себастьяна на одноименной гравюре 1631 года или мучают св. Зритель, не знающий сюжетную основу картины, ощущает, прежде всего, красоту пейзажа, его мечтательный лиризм. Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить.
Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Среди других заказчиков были папа Урбан VIII (1623–1644 гг. ), который заказал четыре работы, кардинал Бентивольо, принц Колонна. В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины под 1671 годом — одна.
Есть «германизм» и в Пуссене. 3 Однако яркие полуденные эффекты претили всему вкусу того времени и не менее других — Клоду «солнечность» в современном понимании есть порождение лишь XIX в., впервые, пожалуй, обнаруживающееся в творчестве жанристов. В 1640-е гг. Он продолжал выполнять много важных комиссий и итальянских и международных.
Ибо в них заключена та самая «прелесть разнообразия», о которой говорит у Гевары Хромой бес и которую Калло понимает не только в новом, связанном с исследованием, нравоописательным энциклопедизмом и социальным анализом, но и в старом – колдовском – смысле. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке.
Луи Ленен непосредственно обратился в своем творчестве к жизни французского крестьянства. С 1634 г. Лоррен – член Академии св.
de Meinoton de Dombasle «Claude le Lorrain, Nancy, 1903 Edward Dillon «Claude», London, в серии «Little books of art» G. Lande «Histoire de lEcole francaise du paysage», Paris, 1901 J. P. Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. В своем искусстве Матье Ленен тяготел к вкусам дворянского общества. Рано остался сиротой.
Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр. Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Не знаючи талйсько мови, найнявся слугою в оселю художника-пейзажиста Агостно Тасс (1578— 1644). Именно в крестьянах художник видит лучшие стороны человека. Иосиф-плотник» (Лувр) и «Явление ангела св. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец.
Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Холст, масло, 116153, 5 см. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Во Франции это случилось на рубеже двадцатых – тридцатых годов.
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Ничто не предвещает трагической развязки. Причем каждый из этих листов имеет два плана: нарочито пустой, подобный сценическим подмосткам первый и другой – столь же нарочито удаленный, уменьшившийся, но полный движения, жизни. Но образы эти остаются одинокими, неразвитыми, равно как и забрезжившая было в двух офортах 1628 года – «Игорный дом (Блудный сын)» и «Молитва перед обедом (Воспитание Христа)» – еще одна концепция искусства XVII века, уже не претендующая на универсальную миромоделирующую (а потому – стилеобразующую) систему, но зато обращенная в глубь человеческого микрокосма, в обособившуюся, впервые вполне отчленившуюся от Большого мифа сферу внутренних человеческих отношений и связей. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин.
Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей – Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. На ум приходит аналогия с театральной сценой. Hequet «Essai biographique de C. L» в «Journal de la Societe Archeologique de Lorraine, 1863 F. C. Lewis «Liber Studiorum of C. L. Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея).
Многие этюдные наброски Лоррена отличаются широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. Ведь его соотечественником был Калло, а разве не очевидно, что Калло «самый французский из всех французских художников».
Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет. В офорте «Ярмарка в Импрунете» (1620) по подсчетам копировавшего его Давида Тенирса младшего на листе размером 44х68 см уместилось 1138 человек, 45 лошадей, 67 ослов, 137 собак и, сверх того, еще стада, лавки балаганы, всевозможные товары и всевозможные действия. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Но когда они все же появляются в сериях «Три Панталоне» (1618-19) или «Дворяне Лотарингии» (1624), то приобретают пародийный смысл: это либо комическая игра шута, принимающего псевдозначительные позы, либо пустая претензия разряженного ничтожества, модного болвана.
В лучшем случае он обречен одиночеству, как фигуры нищих в одноименной серии Калло. Это мир множащихся двойников, мир нагнетаемых количеств. Сюжет о похищении Европы достаточно известен. У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты.
На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен. В этом контексте весьма показательно противоречие, которое возникает у него между размерами холста и недостаточностью его наполнения.
Серед родичв хлопця— гравер (старший брат). Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена.
Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах придворного живописца герцога Лотарингского Клода Дерюэ. Счет Сэндрарта первых лет Клода, однако, очень отличается. Первая датированная живопись Клодом, Пейзажем с Рогатым скотом и Крестьянами (филадельфийский Художественный музей) с 1629, уже показывает хорошо развитый стиль и технику.
Сам смотрит на нее как бы в перевернутый, удаляющий видимое бинокль. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины. Является соблазн характеризовать «линию» Пуссена — более французской и латинской, «линию Лоррена» — более германской. Уже одно это побуждает рассматривать Калло как художника, стоящего на грани эпох позднего Возрождения и XVII века, существующего в промежуточном, говоря словами шекспировского Гамлета – «свихнувшегося» времени, в котором ренессансные идеалы уже утратили силу, а новые положительные перспективы еще не раскрылись и общество более всего характеризовалось распадом прежних связей Такой представлялась действительность уже творцами испанского плутовского романа XVI – XVII веков.
Временами кажется даже, что люди в слиянии с ее энергией смогут почерпнуть пафос цели (такова приближающаяся к барочным пейзажам вольных стихий «Большая охота», ок. 1626-28) или, познав скрытый в ней порядок, сами создадут стройно-гармоничный мир – новое подобие Телема (таков отдаленно предвосхищающий классицистическую концепцию архитектурализованного ландшафта «Партер в Нанси, 1625). Рано остался сиротой. Клод Лоррен шел по пути интимизации природы, тем более, что она утратила для него мирообъемлющее значение. Разуверившись в ренессансном прошлом, Калло не питает иллюзий относительно настоящего и не верит в возможность возникновения новых идеалов в будущем. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. «La Danse au bord de Геаи» и «Le soleil levant».
Более того, полнота и точность познания являются для него главнейшим средством самоутверждения и сохранения собственной целостности в противовес распавшемуся миру, Видеть этот мир с повышенной зоркостью во всем, что в нем есть сегодня, включая и теневые, «потаенные» стороны, оставаясь самому вне досягаемости, как бы над ним и испытывая к нему сочувствия не больше, чем может испытывать микробиолог по отношению к занятной колонии бактерий, – вот, собственно, позиция Калло. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Bour в «Bulletin des Societes artistiques de lEst», 1902. 2 Клод «Лотарингский» был, несомненно, более «немцем», нежели нормандец Пуссен.
Согласно Бальдинуччи, умерли родители Клода и, когда ему было двенадцать лет и он тогда жил во Фрайбурге со старшим братом (Джин Гелле). Высшим достижением Луи Ленена может быть названа его луврская «Кузница». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии. Его похоронили в церкви Святой Троицы. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Скуден завтрак бедной крестьянской семьи в картине «Крестьянская трапеза» (Лувр), но каким чувством собственного достоинства проникнуты эти труженики, сосредоточенно слушающие мелодию, которую мальчик наигрывает на скрипке. Он рисовал менее после 1670, но работы, законченные после той даты, включают важные картины, такие как Вид на Побережье с Персеусом и Происхождением Коралла (1674), окрашенный для знаменитого покровителя искусств Камилло Массимо и Ascanius Стрельба в Оленя Сильвии, последней живописи Клода, уполномоченной Лоренсо Онофрио Колонной. Вдалеке виден Колизей.
Он испытывает особое удовлетворение, практикуя технику графической миниатюры, позволяющей, будто играя, вместить макромир в микроформу и тем самым как бы физически подняться над ним на недосягаемую высоту, стать Гулливером (конечно, avant la letter) в стране страшных своей бескачественной множественностью лилипутов. Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи в Риме под руководством Агостино Тасси, который был одним из учеников Пауля Бриля (1556–1626 гг. ). Побывал ли Клод еще раз на родине, остается под сомнением. Умер в Риме. Однако все же в XVII в. «латинский дух» был уже настолько распространен повсеместно, что искать германские основы в творчестве Лоррена представляется некоторой натяжкой. Ведь кажется порой, что где-то между фигурками-капельками еще присутствует тень общего тела из которого они только что возникли и разбежались в разные стороны (этот эффект особенно впечатляет в офорте «Бег свободных лошадей» из серии «Каприччи»), в то же время достаточно той или иной фигуре повернуться, принять новую позу и она будет уже другой фигурой. Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин.
Тем не менее, Клод Лоррен получил признание и жил в достатке, снимая большой трёхэтажный дом в центре итальянской столицы, неподалёку от площади Испании (его соседом был, в частности, Никола Пуссен, которого он посещал в 1660 гг. ). ЛОРРЕН Клод (1600–1682 гг. ) – французский художник и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Lorrain в «Archives de lart francais», I, 1851—2 G. Duplessis «Les eaux fortes de C. L», Paris, 1879 Ch. Эти объемы Клод назвали Liber Veritatis.
В 1639 г. испанский король Филипп IV (1621–1665 гг. ) заказал ему семь работ (ныне – в музее Прадо) из которых два пейзажа с отшельниками. Вначале он выполнял заказные декоративные работы (так называемые «пейзажные фрески»), но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Легкий бриз, развевающий одежды Европы и ее подружек, помогает нам справиться с жаром итальянского лета, да и глубокие тени деревьев указывают на то, что солнце клонится к закату. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии).
Но еще скорее его сметет, затопчет истребит механическое человеческое множество, причем сделает это с таким же страшным равнодушием, с каким расстреливают св. Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж). Скептицизм по отношению к этой «чужой» или, точнее – «отчужденной» жизни человеческого общества закономерно сочетается у Калло с повышенным интересом к ней, взятой в целом – в ее многообразии, противоречиях, гримасах.
Выход за рамки традиционных сюжетов, обращение к новой теме способствовали в данном случае созданию одного из ранних впечатляющих образов труда в европейском изобразительном искусстве. Лорреновские же – более разрежены. Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы.
В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Ириной» (Берлин). В 1627 он уехал в Рим. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу.
Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Разумеется, Клод прекрасный знаток природы в целом, он и прекрасный архитектор. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин.
Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. Народився в селянськй родин рано став сиротою. К высшим достижениям Латура относится «Св. L» в серии «Portfolio», 1895 Leon de Laborde «Notes manuscriptes de CI. Здесь сохраняется еще принцип синтетического ландшафта, но он более сужен – до компоновки наблюдаемых в натуре частей. Рассеивая ночную тьму, он выделяет с пластической осязательностью четкие, до предела обобщенные объемы фигур, лица крестьянского типа и трогательную фигурку спеленатого ребенка под действием света загораются глубокие, насыщенные сильным цветовым звучанием тона одежд. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо.
Voiart «Eloge historique de C. Gellee», Nancy, 1839 Owen J. Dullea «Claude Gellee», 1887 George Graham «C1. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение.
Говоря о «пуссенистах», мы умышленно до сих пор не касались величайшего мастера того же круга — Клода Лоррена1. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Да и в «потомствах» обоих мастеров (особенно многочисленном на стороне Пуссена) разница эта продолжала чувствоваться, несмотря на частичные и временные сближения некоторых последователей.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625 – 27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. С этим связано, с одной стороны, тяготение к серийной графике, позволяющей с максимальной широтой охватить действительность, рассматривая ее в целом и по частям, в причинных связях и, наконец, в движении (особенно характерны, с этой точки зрения, уже упомянутые «Каприччи», а также «Большие» и «Малые страсти Господни», ок. Такой представляется она и их младшему современнику Калло. Впрочем, снижения качества при этом не произошло.
Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры. Отсюда, с одной стороны, склонность Калло к снижению «возвышенного», к комедийному пародированию и развенчанию всего того, что претендует в мире и обществе на исключительное, мироравное, мирообъелющее значение. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Немногие биографические сведения, сохранившиеся о Латуре, чрезвычайно отрывочны.
Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины. Ведь всё это кишение отдает наваждением, магией калейдоскопа, демонической энергией распыления единого и создания из множества подобных друг другу фигурок новых многоголовых и многоголосых единств (например, батальонов-ежей в «Осадах» или человеческих гирлянд в праздничных процессиях). Художник умер в своем доме 23 ноября 1682.
Мир Калло приравнивает друг к другу все явления действительности. Лувр, Париж.