Флоран Клод (фр. Florent Claude, род.
В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. Во II веке она была умерщвлена. Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр. И всё же лотарингец отчаянно скучает по Риму, сравнения с которым, с точки зрения уровня художественной жизни, не выдерживает даже Нанси, являющийся культурным центром герцогства.
Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. С 1634 года он -- член Академии св. В зрелый период творчества мастера происходит ещё одна немаловажная вещь. Не менее интересен формат работ.
Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречия. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Луки (т. е. художественной академии).
Композиция картины делилась на чёткие планы. В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в неморских работах художника). Mrs Pattison (Lady Dilke) «Claude Lorrain, sa vie et ses oeuvres» Paris, 1884 Raymond Bouyer «Claude Lorrain» в серии «Les grands artistes Ch. Так, лорреновские живописные определения ассоциируются с украшающими эпитетами (солнце светлое, рощи кудрявые и т. п. ).
В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Только по прибытии на остров девушка узнает, что она была похищена самим Зевсом. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг.
Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом. Даниэль С. М. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей – Ф. Лаури, Я. Миля, Фр.
Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, они ещё более живописны и эмоциональны, чем его живописные работы, в них с исключительной яркостью сказалось присущее Лоррену эмоциональное и непосредственное чувство природы, они отличаются поразительной широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. «Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в» /С. М. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. Чаще всего он обращался к более утончённой сепии или отдавал предпочтение лавису.
Серия достоверно датируемых картин открывается с луврской картины «Fetes villageoises», написанной в 1639 г. для папы Урбана VIII к 1644 г. относится картина в Гренобльском музее «Тиволи» к 1646 г. — луврский «Порт» к 1647 г. — «Избрание Давида на царство» (Лувр) к 1648 г. — «Царица Савская» (Лондонская галерея), «Брод» (Лувр), «Магдалина» (Прадо) к 1651 г. — маленькие батальные картины из истории Людовика XIII (в Лувре) к 1655 г. — обе картины в галерее кн. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Влюбленные убежали, а Полифем в гневе убил Ациса, метнув в него огромный валун.
Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Стр. Любимых тем Пуссена — бури, надвигающейся грозы, серого дня — мы вообще не найдем у него.
Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Леса и луга Лоррена всегда населены мирным пастушьим племенем. На картине мастерски исполнены тональные переходы от желто-розового рассеянного свечения солнца сквозь вуаль легких, почти прозрачных, облаков до безмятежного глубокого лазурно-голубого небосвода и живых, подвижных бликов на волнующемся море.
Он полон творческих сил и честолюбивых замыслов. Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена. Крутые скалы и стремительные потоки горных рек, непроходимые лесные чащи и могучие стволы поваленных деревьев, оплетённые плющом, фрагменты руин древних построек и диковинные животные – всё это присутствовало в его немного сумбурных, запутанных, но неизменно таинственных и завораживающих композициях. Холст, масло, 5612 см. Адам Эльсхаймер был дружен с Рубенсом и Паулем Брилем.
Луки (то есть художественной академии). Создаётся образ природы идеально прекрасной, очищенной от всего случайного. Так, небо в пейзаже Товия и ангел переливается всеми оттенками оранжевого: похоже, мы снова становимся свидетелями захода солнца. Ничто не предвещает трагической развязки. В композиции уравновешены две части: справа высится красивый античный храм с ионическими колоннами, на его высокой платформе — стройные фигуры женщин. Это и река и мосты и туманная линия горизонта. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины.
8). Офорты Лоррена поражают виртуозной светотеневой нюансировкой (Ил 18). Безупречно гладкая поверхность позволяет мастеру достичь невероятных результатов: уверенной рукой талантливого миниатюриста Лоррен наполняет сравнительно небольшую площадь композиционного пространства бесчисленным множеством деталей – как реальных исторических, так и вымышленных. Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Интересен созданный на данном этапе творчества пандан – пара работ Осада Ла-Рошели и Наступление на Па-де-Сюз (Илл 4 и 5). Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение.
Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур.
Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. — «Четыре времени дня» (в Эрмитаже) к 1669 г. — «Эгерия» в Неаполитанском музее к 1672 г. — «Эней на охоте» (Брюссельский музей).
Многие этюдные наброски Лоррена отличаются широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. Один из римских приятелей Клода, немецкий художник Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) утверждает, что Тасси свалил на юного слугу слишком много обязанностей, в число которых входили стирка, уборка, приготовление завтраков и ужинов, а также мытьё кистей и палитры. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.
Исключительное место занимает теперь наблюдение, передача и обыгрывание движения. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев. На это указывают как одинаковые размеры и форма картин (овальная в обоих случаях), так и общая тема: и одна и другая работы посвящены важнейшим событиям военной истории Франции периода правления короля Людовика XIII (1610-1643). Voiart «Eloge historique de C. Gellee», Nancy, 1839 Owen J. Dullea «Claude Gellee», 1887 George Graham «C1. – 408 с., 6 л. ил. Аллегри и Н. Колонбеля. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище.
Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало.
Перед нами царь и жрец Делоса Алий приветствуют Энея, его отца Анхиса и сына Аскания. Он общается с художниками, в частности— с Н. Пуссеном, соседом, которого он посещает часто в 1660-х, чтобы выпить с ним по стаканчику хорошего красного вина. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева.
В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. В едином картинном пространстве он одновременно представлял множество природных явлений и стихий. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием Книга истины – Liber Veritatis (195 авторских копий в настоящее время находится в Британском музее). 19).
Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В своих первых итальянских картинах он отдаёт предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554-1626) – фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме и, по некоторым сведениям, являвшегося учителем Агостино Тасси. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Представление о его целостности сочетается с ощущением изменчивости мира. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. С последним мастера объединял интерес к проблеме освещения.
Поскольку бизнес был очень выгодным с финансовой точки зрения изготовителей подделок не слишком заботила моральная сторона этого сомнительного предприятия.
– Москва : Искусство, 1964. Если выстроить картины Лоррена в ряд, мы увидели бы, что эта линия находится на одном и том же уровне (с незначительными колебаниями), являясь как бы сквозной осью полотен. Уже в этих ранних работах присутствуют те композиционные приёмы, которым художник останется верен всю жизнь, приёмы, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, – замыкающие вид с боков кулисы деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от тёплых цветов переднего плана к холодным дальнего.
Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея).
Вписать композицию в овал – сложнейшая задача, но, как мы видим, Лоррен берётся за неё уже на ранних этапах своего творчества, возможно, вдохновившись примером А. Тасси и А. Карраччи, также экспериментировавших с форматом (Например, см. Действие происходит в лесу у озера Неми. Ведь его соотечественником был Калло, а разве не очевидно, что Калло «самый французский из всех французских художников».
илл. Обратите внимание, насколько мастерски передано смятение чувств, охватившее Европу: одной рукой она ухватилась за рог быка (даже не подозревая о том, кто принял его облик), а другой судорожно поправляет развевающуюся на ветру накидку. В пейзажах Лоррена всегда царит лето, природа не знает увядания и непогоды, в ней все дышит безмятежностью, все исполнено величавого спокойствия. Так, композиция Осады Ла-Рошели.
Холст, масло, 155199 см. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Картину Клода Лоррена Утро можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен (Ил. 14). Hequet «Essai biographique de C. L» в «Journal de la Societe Archeologique de Lorraine, 1863 F. C. Lewis «Liber Studiorum of C. L. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). — 18 г. н. э. ). – 196 с: ил. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». Смерть настигнет великого художника в процессе работы: Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии (Илл. 10) так и останется незаконченным.
Он -- первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью.
Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Лоррен никогда не работал в технике акварели или пастели.
Интересно, что Лоррен обращался к сцене отдыха по пути в Египет, по меньшей мере, двадцать раз и при этом каждая работа представляла собой именно пейзаж, а не иллюстрацию к одной из глав Священного Писания. Художественный образ строится как единство ряда поэтических ассоциаций: встреча Иакова и Рахили и встреча с солнцем, пробуждение любви и пробуждение природы, событие легендарной истории и мгновение настоящего времени. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. В подготовке данной работы так же было полезно знакомство с книгой К. Богемской Пейзаж.
Все детали композиции – деревья, постройки, фигуры – расположены против источника света. Пара картин Осада Ла-Рошели войсками Людовика XIII и Наступление на Па-да-Сюз (Ил. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643.
В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. 11).
Лувр, Париж. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Есть «германизм» и в Пуссене. 3 Однако яркие полуденные эффекты претили всему вкусу того времени и не менее других — Клоду «солнечность» в современном понимании есть порождение лишь XIX в., впервые, пожалуй, обнаруживающееся в творчестве жанристов. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи.
Храм Аполлона изображен в виде величественного древнего здания Рима -- Пантеона. Тёплые, осенние цвета растительности и светлый цвет неба над равниной в Осаде. О его детстве известно немного. Особенно хороша картина «Утро». Испания, Фландрия.
Стр. См. Клод своим душевным воспитанием обязан скорее Эльсгеймеру, нежели Пуссену.
По прибытии в Рим Клод Желле нанимается слугой к итальянскому пейзажисту Агостино Тасси (1580-1644). Однако юный Желле недолго пребывает во Фрайбурге. В этом смысле он подлинный мастер Ренессанса, последний «Renaissance-Mensch», достойный числиться среди представителей «золотого века». Юсупова («Европа» и «Битва на мосту») к 1657 г. — дрезденская «Ацис и Галатея» к 1661—1672 гг.
Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Лоррен сделал свет основным живописно-композиционным фактором. На самом деле это был один бесконечный миф, разобраться в котором так никому до сих пор и не удалось.
Тасси симпатизирует старательному юноше и с удовольствием обучает его всем премудростям профессии живописца. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко. Ещё эффектней смотрится лавис на разноцветной бумаге (Лоррен чаще всего останавливал свой выбор на голубой бумаге).
Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. Bour в «Bulletin des Societes artistiques de lEst», 1902. 2 Клод «Лотарингский» был, несомненно, более «немцем», нежели нормандец Пуссен. Основой концепции пейзажа Лоррена является изображение заходящего или восходящего солнца, а приоритетной проблемой – представление световоздушной среды, сопутствующей этому явлению (Мария Репинская). Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Побывал ли Клод еще раз на родине, остается под сомнением. С 1627 г. он, во всяком случае, безвыездно живет в Риме, где и умирает холостым 23 ноября 1682 г. Наиболее ранним произведением мастера считается его офорт, помеченный 1630 г. далее следуют офорты 1636 г. : «Сатро Vaccino», «Le Bouvier».
– 17 н. э. ). Лоррена часто называют Мастером суточного цикла: солнце в его работах либо только восходит, либо уже садится за линию горизонта. Однако, кроме этого, характерной особенностью работ Бриля является стремление к единству освещения. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643--1715 гг. ) Государство -- это я имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма.
На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве -- классицизм. Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669.
С огромным мастерством художник показывал игру солнечных лучей в различное дневное время, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. Позже, в 1650 году ему предлагали стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу. Я мыслю, следовательно, я существую, -- утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596--1650). Отдельного рассмотрения заслуживают графические работы мастера. Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея). Рано остался сиротой. По заказу епископа Лоррен исполнит ещё шесть картин. Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии.
Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. Даниэль. Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж). Lorrain в «Archives de lart francais», I, 1851—2 G. Duplessis «Les eaux fortes de C. L», Paris, 1879 Ch.
Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины. В этом шедевре Лоррен создает идеальный мир, полный тонких световых эффектов, драматичных контрастов и глубоко продуманного движения. Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей).
Голландия. Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ. 81.
Присутствию на светских вечеринках он предпочитал одиночество. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Огромные здания по обе стороны композиционного пространства создают величественное обрамление фигуративной сцены на переднем плане и погружают её в атмосферу драматического напряжения, убеждающую в исключительной важности происходящего.
– Л. : Искусство, 1986. Аний указывает на оливковое дерево и пальму в центре картины, за которые цеплялась Лето (Латона), рожая близнецов Аполлона и Диану (Артемиду). Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен. Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.
Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам). Образование художника должно было проходить в стенах академии.
Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Национальный музей Каподимонте, Неаполь. Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание.
Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Искусство XVII века : Италия. Однако, национальное своеобразие не исключало общих черт. В это время сложилось новое философское направление -- рационализм (от лат. Мастер пространственных решений, художник изображает действие на фоне заката солнца — чуда природы.
Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Картина хранится в Лондонской Национальной галерее. Это заставляет вспомнить об Эльсхаймере, оказавшем воздействие на творчество Лоррена.
16). Стоит отметить, что мастер очень любил работать на пленэре. У Валса юный художник учится перспективе и архитектуре. К тому же, он был одним из первых, кто очень точно передал небесную сферу.
Картины, по-видимому, связаны между собой темами Жизни и Смерти, но их содержательный смысл отступает на второй план перед образом прекрасной итальянской природы. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи. Солнце скрыто за горизонтом и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении. Дрезденская картина обладает всеми теми же чертами, что и его Пейзаж с бегством в Египет. В 1627 году Желле принимает окончательное решение переехать в Вечный Город. Его улавливают в игре света, состоянии природы и человеческой души.
В мире Клода (а он действительно сотворил цельный живой мир, в котором всё гармония, но гармония, построенная на определенной мелодии) солнце, если даже и скрывается за облака, то это для того только, чтобы еще ласковее и нежнее сквозь дымку лобзать возлюбленную землю, а не для того, чтобы устрашать ее или грозить своим гневом3. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. И все же, коль скоро есть сюжет, он должен быть понят. Скорее всего, каждая из пары этих картин задумывалась автором как пандан (pendant (фр. ) – в дополнение) по отношению к другой. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Сначала Клод состоит помощником своего учителя (в 1619 г. он помогает ему расписывать виллу Баньяю-Ланте, близ Витербо), затем начинает работать на свой страх, но долгое время не может себе пробить дорогу.
Разумеется, Клод прекрасный знаток природы в целом, он и прекрасный архитектор. Да и в «потомствах» обоих мастеров (особенно многочисленном на стороне Пуссена) разница эта продолжала чувствоваться, несмотря на частичные и временные сближения некоторых последователей. Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. L» в серии «Portfolio», 1895 Leon de Laborde «Notes manuscriptes de CI. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627.
Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом – рукой, а не кистью. Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Холст, масло, 116153, 5 см. (Ил.
Название классицизм (оплат. Мотивы рисунков очень разнообразны: то это пейзаж панорамного характера, где несколькими смелыми мазками кисти создается впечатление бескрайней широты, то густая аллея и лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, падают на дорогу, то просто заросший мхом камень на берегу реки, то, наконец, законченный рисунок величественного Здания, окруженного прекрасным парком (Илл 17). Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. Engravings from a hundred Drawings in the British Museum», 1870 статьи E. Michel в «Revue des deux Mondes», 15 января 1884 г., V. Jocz в «Мегсurе de France», январь 1900 г. и Edm.
На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. По свидетельству Бальдинуччи, Клод и учился одно время в Германии — во Фреабурге. Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура. В 1618 году, вместе со своим мастером, Клод Желле выезжает в Неаполь.
Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава и разделил свои стада и людей со словами: Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись (Бытие 32, 8).
12). Эта «первая роль» Клодом отдана свету. Говоря о «пуссенистах», мы умышленно до сих пор не касались величайшего мастера того же круга — Клода Лоррена1. Можно провести параллель между его картиной Диана обнаруживает беременность Каллисто и Пейзажем с купцами Лоррена, последняя композиционным и колористическим решением цитирует работу Бриля (Илл 2 и 3). Является соблазн характеризовать «линию» Пуссена — более французской и латинской, «линию Лоррена» — более германской. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы.
«La Danse au bord de Геаи» и «Le soleil levant». Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью.
6 и 7). rationalis -- разумный), которое признавало основой познания разум человека. Для пейзажистов эта тема представляла особый интерес, поскольку позволяла проявить фантазию и известную свободу в изображении природы – ведь точных описаний местности, где остановилось на отдых Святое Семейство, не существует.
Аллегри и Н. Колонбеля. Вдалеке виден Колизей. По ясному небу плывут лёгкие, прозрачные облака. Однако все же в XVII в. «латинский дух» был уже настолько распространен повсеместно, что искать германские основы в творчестве Лоррена представляется некоторой натяжкой. Он постигал новый язык выражения эмоций, слова которого находил в естественной среде. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Он использует один из своих любимых приемов: свет идущий из глубины пространства. При этом взгляд зрителя как бы отбрасывается назад, к горизонту.
Франция : Исторические очерки / Н. А. Лившиц, Л. Л. Каганэ, Н. С. Прийменко. de Meinoton de Dombasle «Claude le Lorrain, Nancy, 1903 Edward Dillon «Claude», London, в серии «Little books of art» G. Lande «Histoire de lEcole francaise du paysage», Paris, 1901 J. P.