Дунаев «Сандро Боттичелли» Клевета Сандро Боттичелли 62 х 91 см Галерея Уффици, Флоренция Как утверждает Джордже Вазари, Боттичелли написал эту картину для своего друга, Антонио Сенъи. «клевета» (итал. Calunnia)— картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году. Сандро Боттичелли Клевета 1495г, темпера на дереве, 62 x 91 см Галерея Уффици, Флоренция, Италия Последняя картина на светскую тему. Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета» Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы.
«клевета» (итал. Calunnia)— картина известного итальянского художника периода Возрождения, Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.
Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5. ) Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем. изящное движение рук Венеры, сплошь усыпанное цветами платье Флоры, рождается очарование одной из самых прекрасных картин итальянского Ренессанса. Боттичелли воспроизводит в своем варианте всех, кого перечислили и Лукиан и Альберти, но оставляет за собою свободу в окончательном общем решении и создании ни на что не похожих характеров. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея.
Он вел Клевету и назывался Завистью. От античности здесь только тема. Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5. ) Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем.
Подозрение и Невежество. Он вел Клевету и назывался Завистью. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Возле Клеветы её спутницы – Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие.
Известно, что Александр только ему доверял писать себя. 203 x 314 см. Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно. Раскаяние.
Подозрение и Невежество. Со стороны подходила Клевета. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры.
Перед Боттичелли стояла трудная задача написать очень красивую женщину (причем, речь идет именно о красивом лице), но при этом оно должно выражать всю ее коварность. Коварство и Ложь. В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Сандро Боттичелли. Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве». САПОЖНИК (Притча)Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указалВзяв тотчас кисть исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал:«Мне кажется, лицо немного криво. Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены allantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому).
И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета». Умер Боттичелли в безвестности.
В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 – 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело). Протоген признал себя побежденным. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. Апеллес был придворным живописцем Александра Македонского, для которого создал ряд произведений. Согласно описанию, она раздирала на себе одежды. Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем.
О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. Она предстает, как и в описании Лукиана, в образе молодой женщины. Тут Апеллес прервал нетерпеливо: «Суди, дружок, не свыше сапога. » () Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84).
Сандро Боттичелли. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником, тоже художником, Антифилом. Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса известный всем как Сандро Боттичелли (1445-1510).
1453) Леон Баттиста Альберти. Kороль Птолеми реабилитировал живописца и отдал ему Антифилоса, как раба. Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним. (ДЕТАЛЬ 1) КЛЕВЕТА левой рукой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину. Ей (ему) нечего скрывать, ее (его) фигура, как и фигура Правды, обнаженная (лишь в набедренной повязке). Раскаяние.
Флоренция. Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса – повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории). Согласно описанию, она раздирала на себе одежды. Она предстает, как и в описании Лукиана, в образе молодой женщины. Ее облик соответствует приведенному выше описанию Лукиана. Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело). Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса – повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории).
Как в случае с царем сопутствующими Глупости оказываются два порока – Подозрение и Невежество, так и Клевету сопровождают две ее спутницы – Коварство и Ложь. Да, действительно, его облик таков. Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 – 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Опять-таки, в силу автобиографичности апеллесовской картины, которую «реконструирует» Боттичелли, в юноше, которого за волосы тащи к царю Клевета, должно видеть самого Апеллеса (не как портрет, а как персонаж).
Да, действительно, его облик таков. По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam. Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. Это произведение, рожденное в древности жизненной драмой, ренессансный его толкователь Леон-Баттиста Альберти за давностью времени приводит уже в качестве красивого вымысла, «который нам мил сам по себе».
И рассказывают, когда какой-то сапожник, порицавший его за то, что на одной санадалии с внутренней стороны сделал меньше петель, а на следующий день этот же сапожник, гордясь исправлением, сделанным благодаря его вчерашнему замечанию, стал насмехаться по поводу голени, он в негодовании выглянул и крикнул, чтобы сапожник не судил выше сандалий – и это тоже вошло в поговорку». Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры. Художников вдохновляла идея (частая в русле общего движения по возрождению классической античности) воссоздать картину по оставленному описанию. Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета» Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы. Ей (ему) нечего скрывать, ее (его) фигура, как и фигура Правды, обнаженная (лишь в набедренной повязке. И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета».
Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа».
Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. Ее облик соответствует приведенному выше описанию Лукиана. Дерево, темпера. Возрождение.
В ее построении использован принцип «полярной симметрии» – темному в разных частях соответствует светлое и наоборот. В композиции «Клевета» (нач. Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам. Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Раздвигая рамки традиционного сюжета в своем «Поклонении волхвов», Боттичелли первым из художников Флоренции дерзает на равных изобразить себя среди знатнейших современников. Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц и поведением и своими одеждами. Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове).
Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. В «Клевете» два взаимосвязанных общею обнаженностью и угнетенностью героя не только удручающе пассивны, в отличие от всепроникающей динамической активности прислужников зла, но вдобавок еще и оторваны в композиции друг от друга. Однако она-то как раз и беспомощней всех.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Сохранилось описание Лукиана картины Апеллеса «Клевета», которое приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников. На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Протоген признал себя побежденным.
Опять-таки, в силу автобиографичности апеллесовской картины, которую «реконструирует» Боттичелли, в юноше, которого за волосы тащи к царю Клевета, должно видеть самого Апеллеса (не как портрет, а как персонаж). Боттичелли делает ее похожей на Раскаяние. Известно, что Александр только ему доверял писать себя. Возле Клеветы её спутницы— Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. Картина таким образом — последнее у Сандро крупное произведение светской тематики источник которого точно известен: описание Апеллесова сюжета, сделанное Лукианом в трактате «О клевете».
Очищенный до жесткой ясности ритмический строй «Клеветы» всецело дает почувствовать человека как игрушку стихийности природы, судьбы и более всего — собственных страстей. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. Это были, прежде всего, литературные упражнения в риторике, обязательные в программе обучения будущего писателя.
Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете. С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. В золоченых рельефах подножия разукрашенного трона, где современность причудливо спутана с древностью, смешение вавилонское священноцерковных и светских «языческих» сюжетов, в которых узнаются слегка преображенные реплики картин, вышедших в последние годы из мастерской художника: легенда о Настаджо дельи Онести по сюжету любовной новеллы Боккаччо, Кентавромахия и сюжеты Овидиевых «Метаморфоз» — Аполлон и Дафна, Вакх и Ариадна — и семейство Кентавров согласно описанию Лукиана. Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера.
Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве.
Черта эта, вещь, казалось бы, элементарная, проводилась им с таким мастерством, что приобретала самостоятельное художественное значение. Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц и поведением и своими одеждами. Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве». САПОЖНИК (Притча)Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указалВзяв тотчас кисть исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво. Итак, желая пояснить каждую фигуры на картине Боттичелли, мы должны двигаться взглядом справа налево. Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем.
Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам. А эта грудь не слишком ли нага. ». Инфернальное очарование миловидных обольстительниц «Клеветы» напоминает об особой популярности в конце XV века всего «сатанинского», популярности, породившей в германских странах демонические видения Босха, Шонгауэра и Брейгеля, а в Италии — особое неистребимое влечение причудников, подобных Леонардо да Винчи, к изображению огнедышащих драконов, паукообразных машин, звероподобных воинов и злобных уродов. Позади – Раскаяние, в виде старухи, последняя – нагая и прекрасная Истина. Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов.
Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. Он вел Клевету и назывался Завистью. По-латински она звучит: Nulla dies sine linea, которая у нас больше известна как: Ни дня без строчки. Художник использует резкие краски, запечатлевая судорожные движения персонажей. А сама композиция абсолютно антиклассична. Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно.
Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). Зависть.
Тяжеловесная архитектура и оголенный пейзаж создают эмоциональное напряжение. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани.
Впереди идет мужчина, бледный и безобразный, с пронзительным взглядом, кожа да кости, как после долгой болезни. Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. Хитрость и Обман величают ее, перед ней изображена Зависть в темных лохмотьях. Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете. А эта грудь не слишком ли нага. ». Зависть. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником, тоже художником, Антифилом.
Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 – 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». В них он возвращает рассказу утраченное за «милым вымыслом» Альберти ощущение животрепещущей сиюминутности. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 – 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе – Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу. Монументальная фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание и в 1481 г. папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах».
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. Аллегория на тему «Клеветы» кисти греческого художника Апеллеса (IV век до н. э. ) была известна ренессансным гуманистам по описанию Лукиана сама картина, как и другие работы Апеллеса, не сохранилась.
Около 1494. Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников искавших античные сюжеты. Следовательно и эту фигуру можно считать аллегорией – Глупости.
Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность». Следовательно и эту фигуру можно считать аллегорией – Глупости. Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены allantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
1453) Леон Баттиста Альберти. Со стороны подходила Клевета. КОРОЛЬ сидит на троне в зале, украшенном скульптурами (на картине -справа). Клевета. Впрочем, для Сандро «демонология» инфернальное начало странным образом обозначили мучительный поворот в нем от язычества к христианству, для которого милые его сердцу богини античности — всего лишь бесовские исчадия Vanitas. Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе – Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу. Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась.
Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников искавших античные сюжеты. «Клевета Апеллеса». Сюжет картины происходит из трактата Лукиана именуемого «О клевете».
Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Италия. Массы в большинстве своем уравновешены и по горизонтали и по вертикали. В результате, оставляя позади описания обоих первоисточников, создатель новой «Клеветы» творит уже свою собственную трагическую легенду, то и дело разрывая предписанную ими сюжетную канву так, как сам он считает нужным.
Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов. Боттичелли делает ее похожей на Раскаяние. Тут Апеллес прервал нетерпеливо:«Суди, дружок, не свыше сапога. » () Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84). Рядом — аллегорические фигуры Невежества, Подозрения и Подлости, которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля.
Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа».
Перед Боттичелли стояла трудная задача написать очень красивую женщину (причем, речь идет именно о красивом лице), но при этом оно должно выражать всю ее коварность. Коварство и Ложь. В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона. По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam. В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона.
Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы». Галерея Уффици. В литературе часто встречается утверждение, что у Боттичелли на этой картине изображенный царь и есть Мидас. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность». Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера.
У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников. Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы». Подле него стоят две женщины: одна, по-моему, Невежество, другая – Легковерие.
Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость. «Клевета» изначально была написана для друга Сандро – Антонио Сеньи. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. По-латински она звучит: Nulla dies sine linea, которая у нас больше известна как: Ни дня без строчки. Это, по-видимому, Зависть.