ХАРД РОК (Hard Rock) (буквально «жесткий рок»), направление в рок-музыке. В частности, элементы жесткого звучания перенял панк-рок (punk rock), который был особенно популярен в Британии. Пословам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Столпами хард-рока считаются такие группы, как «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Блэк Саббат», «Юрайя Хип» (Uriah Heep), «Бэд Компани» (Bad Company), хотя творчество вышеперечисленных коллективов слишком многогранно для однозначной формулировки. Считается, что данный стиль был основан коллективом The Kinks, который выпустил в 1964 году простенькую песенку You Really Got Me.
Хард-рок в их исполнении был просто великолепен. Коллективы были совсем не плохими, однако широкой известности они не добились. Другие наиболее знаменитые ихарактерные хард-рок-риффы— «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath. Первый хит группы «Кинкс» (The Kinks) – Ты по-настоящему завладела мной (You Really Got Me, 1964) – уже практически настоящий хард-рок.
Одной из немногих хард-рок-групп имевших в тот период мировую популярность, были «Скорпионз», прославившиеся, в первую очередь, своими лирическими балладами: Всегда где-то (Always Somewhere), Все еще люблю тебя (Still Loving You) и др. Вскоре группа перестала существовать, однако вслед за этим образовалось два прекрасных коллектива – Rainbow, основанный Р. Блэкмором (в дальнейшем он породил Dio) и Whitesnake – детище Д. Ковердэйла. Там появились группы Bloodrock, Blue Cheer, а также Grand Funk Railroad. В США тоже многие обратили внимание на этот стиль. Группы играющие в этом стиле у нас на родине, можно было пересчитать по пальцам, а «Gorky Park», несомненно, обошел их всех.
Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. Давно эти страны не видели такой замечательной группы. Если вы любите радио. Одной из наиболее оригинальных групп того времени были «Блэк Кроуз» (Black Crows), возрождавшие стилистику конца 1960-х. Вскоре после этого ребята стали называть себя по-английски – «Gorky Park», а в 1989 году был записан одноименный альбом.
Только представьте: мы бы, возможно, ничего не знали об этом стиле, если бы не вклад данной группы. И не удивительно, ведь это был лучший русский хард-рок. Но многим все же полюбились эти группы. Под определение «хард-рок» в свое время попадала группа «Дорз», чему в немалой степени способствовал весьма брутальный имидж лидера группы, Джима Моррисона (Jim Morrison).
Были среди них и такие группы, которые заигрывали с другими стилями (к примеру, Atomic Rooster и Uriah Heep не чурались прогрессива, Foghat и Status Quo играли буги, а Free тяготели к блюз-року). Их успех был грандиозным. Вконцертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10минут) инструментальные фрагменты собилием соло иимпровизаций (например, наконцертном альбоме Deep Purple 1972года «Made inJapan»). Вскоре появились такие хиты на все времена, как Paranoid и In Rock. На каждом выступлении был аншлаг, люди толпами шли послушать хорошую музыку. В середине 1960-х появилось еще одно направление в рок-музыке, получившее название «гаражный рок», так как местом репетиций групп были именно гаражи. Хард-рок, который они играли, зажигал сердца их поклонников. В конце 1980-х хард-рок в коммерчески ориентированном виде присутствовал в музыке таких групп, как «Ганз-н-Роузис», «Мотли Крю» (Motley Crue), «Бон Джови» (Bon Jovi) и др.
Это звучание достигалось либо перегрузкой лампового гитарного усилителя, либо при помощи «примочки» (гитарной приставки) «фузз-бокс» (fuzz-box). Следует отметить, что данное направление активнее всего развивалось в Великобритании и вскоре сформировались лучшие хард-рок группы: Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin. И никто не остался разочарованным, все были в восторге от выступления этой группы.
Но в ней чувоствовалась примесь психоделики. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что группа добилась успеха. Затем группа полетела в Нью-Йорк, чтобы сделать там клипы под названием «Bang. » и «My Generation». И это далеко не все коллективы, основанные в это время.
Знаменитый рифф песни «Роллинг Стоунз» Я не могу получить удовлетворения (I Cant Get No Satisfaction, 1965) также исполнялся на гитаре с искаженным жестким звуком. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый иузнаваемый и, вследствие этого, заезженный рифф изкомпозиции «Smoke OnThe Water» группы Deep Purple. В наиболее чистом виде оформилось в начале 1970-х.
В середине 70-х были основаны такие прекрасные коллективы, как Montrose, Kiss и Aerosmith. Вэтом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся настилистической грани между прогрессивным итяжелым роком, аих«фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, авдальнейшем ихэви-метала. Некоторые работы групп хард-рока можно отнести икпрогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло иимпровизациями (особенно наконцертах). Но, как бы то ни было, все они играли именно хард.
Через два года группа получила статус наиболее успешной новой интернациональной команды. А вот у Deep Purple все складывалось не очень хорошо – они переживали сложный период в своей жизни. Со второй половины 1970-х хард-рок начал постепенно растворяться в новых стилях. В США же позиции хард-рока оставились прочными гораздо более продолжительное время. Такие коллективы, как «Зомбиз» (The Zombies) или «Соникс» (The Sonics) увлекались жестким и грязным звуком, предвосхитив этим многие достижения хард- и панк-рока. Группой, совмещавшей в своей музыке «грязь» гаражного рока и пафос хард-рока, была английская группа «Стэк Уэдди» (Stack Waddy). Хард-рок появился именно благодаря этому коллективу. Поделитесь.
В дальнейшем хард-рок перестал быть отчетливым стилем, превратившись, с одной стороны, либо в весьма общее понятие (так, по большому счету, к хард-року могут быть отнесены даже такие принципиально далекие работы, как альбом Красный (Red) группы «Кинг Кримзон» (King Crimson) и альбом Аппетит к разрушению (Appetite for Destruction) группы «Ганз-н-Роузис» (GunsnRoses), либо в один из элементов других разновидностей рока: панк-рока, гранджа и др. Другими общеизвестными примерами хард-рока 1960-х могут послужить песни «Битлз» Автор дешевых романов (Paperback Writer, 1966) и, конечно же, Беспорядок (Helter Skelter, 1968). В целом хард-рок в начале 1980-х был отодвинут на задний план другой разновидностью жесткой музыки, выросшей на его основе – «хэви метал» (heavy metal). На заре 90-х коллектив удачно гастролировал по Швеции, Германии, Дании, а также Норвегии. Она, однако, была интересна тем, что музыканты играли на зафузованных гитарах. При малых составах (гитара, бас иударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары.