Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э. Скульптура классицизма, как правило, рассчитана на восприятие с определенной точки обозревания, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм. Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Среди самых известных мастеров классицизма в скульптуре – итальянский скульптор Антонио Канова.
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости. Этому способствовали в том числе и археологические раскопки древних городов, в результате которых стали известны многие скульптуры эллинизма. Наивысшего воплощения классицизм достиг в работах Антонио Кановы. А. канова «Автопортрет» (1792)Итальянский скульптор, представитель классицизма в европейской скульптуре.
Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства». 1801-1825 гг. ) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции. Канун Великой французской революции (1789-94) породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами.
Высокий – торжественный, величавый. На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса. Козловский. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Мир его пейзажей полон живой красоты и поэтических чувств.
Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. Барельеф разделен на две части. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы.
У органа 2155 трубок и он считается лучшим в Англии. В его раннем творчестве можно обнаружить стилевые элементы роккоко и сентиментализма. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг.
Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Не все из них сохранились, так, например, картина "Убитый Лепелетье" известна только по гравюре Тардье. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. Они символизируют победы русского оружия под руководством Суворова. Если в начале века новый стиль в архитектуре представляли архитекторы-иностранцы, то к середине века и в его второй половине уже появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие, получившие прекрасное европейское архитектурное образование, создали замечательные памятники, в которых соединились черты классической архитектуры Запада с русской любовью к живописности постановки, слиянию с природой, смягченным формам, простоте и ясности объемов.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Вместе с творчеством Козловского отошла в прошлое эпоха становления русского классицизма. Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад.
Собор святого Павла. Баженов, например, в результате обучения за границей стал членом нескольких зарубежных Академий и профессором архитектуры. Хемницера, одах М. В. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами.
В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа, статую Екатерины II – законодательницы (1789-1790). С 1810 он занимал пост директора Академии св. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса.
Щит с фигурами Слав на круглом пьедестале великолепно исполнил известный скульптор Ф. Г. Фигуры людей, которые художник вводит в свои картины, обычно связаны сюжетом, созвучным своим смыслом или эмоциональной интонацией образу природы или по контрасту оттеняющим его суть ("Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", 1648 "Пейзаж с Геркулесом и Какусом", 1649 и др. ). В середине XVIII в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. Описывая 60-е гг.
России с его гениальным градостроительным чутьем перенес его ближе к Неве. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
Этим порталам придана полукруглая форма и каждый из них украшен пятью колоннами. В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. Нередко он включает в свои картины архитектурные памятники – античные здания и руины. Избегая резких контрастов, он передает тонкие переходы светотени.
Модель Большого Кремлевского дворца, созданная в 70-е годы XVIII в. Баженовым. Его творчество многообразно по жанрам: рельефы, статуарная пластика, надгробия, монументы. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе.
Ему принадлежит огромная статуя короля, портреты его друзей Лебрена, Мольера и покровителей Кольбера, Мазарини (всего более пятидесяти бюстов). Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец.
Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв. В 1774 г. Шубину присуждено звание академика. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона).
Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). Это породило волну интереса общественности к искусству. М. И.
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры.
Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.
Его пейзажи лиричны, подчас меланхоличны, природа в них дышит спокойствием. Но, видимо, это была юношеская дань моде. Пигаля, Э. М. В "Весне" на фоне роскошной райской растительности изображены первые люди – Адам и Ева. Гильдебрандта) из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.
Жак Габриэль, ученик Мансара, придал ему облик палладианской виллы. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични Виды Рима, 1745-1748). Но ранняя смерть не дала ему и тут многое осуществить.
Его конная статуя ЛюдовикаXV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Вуд Младший, Дж. Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл.
Вуд, Дж. Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества.
Франция. Они стремились к героической суровости и ясности образов, к максимальной простоте и лаконичности пластического языка. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать одно очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей русской пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре или её жанра: она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и классицизма, барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения классицизма. Пьермарини), Испании (архитектор X. де Вильянуэва), Бельгии, странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (архитекторы Г. Джефферсон, Дж. Екимов.
Сумарокова, И. И. Их смысл сводится к победе разума и воли над слепыми страстями. получил звание академика. Неотвратимое движение природы от жизни к смерти, от цветения к увяданию связано в них с человеческими судьбами, воплощенными в эпизодах библейских легенд.
Этот парк — один из самых значительных по своей художественной ценности. С. Колли). Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия. Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» изображает бога Купидона (Амура) в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. Персье, П. Ф. Л. Лангханса, Д. и Ф. Жилли.
Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. Существовала также опора и на традиции высокого Возрождения, которое также видело образец в античности.
Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца. Героизация природы Лоррену не свойственна. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. От неё требовались: сбалансированность частей произведения, тщательная отделка деталей, разработка основных канонов музыкальной формы. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Если осматривать собор снаружи, то поражаешься прежде всего его длине — почти 180 метров.
Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Новый стиль – классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических условиях. Иоахим Мюрат подарил первую версию (изображенную справа) Лувру в 1800 году.
В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии — «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их — 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст. Этим порталам придана полукруглая форма и каждый из них украшен пятью колоннами.
«Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта. В Британии ампиру соответствует т. н. Для немецкого классицизма XVIII – начала XIX вв. Лекё). В. Боровиковский «Портрет Г. Р.
В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция "Венера и Марс", ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной. Крупнейшая постройка этого времени – Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713 – 1780).
Гармония природы и человеческого существования трагически разрушена. В своих работах он следовал классицистическим требованиям идущим от Аннибале Карраччи. Памятник А. В.
Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Баженов мог строить архитектурные утопии типа Кремлевского дворца, оставшиеся только на бумаге или романтические сооружения Царицына.
Обе эти части соединяются между собой под землею. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Козловского, такие выдающиеся зодчие, как А. Н. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант и в палладианской архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.
От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории. Луки в Риме. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми.
Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда английского парка.
Таков библейский пророк Моисей, побеждающий силой своей воли стихию природы и человеческих страстей ("Моисей источающий воду из скалы"). Здания Сената и Синода в Петербурге. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII в. – восточный фасад Лувра (К. Его «Пастушок с зайцем» (1789, мрамор), «Спящий амур» (1792, мрамор), «Амур со стрелой» (1797, мрамор) говорят о глубоком проникновении в эллинистическую культуру.
С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Вводится должность «архитектора короля». Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим.
Петра, учился гравированию. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля.
Винкельман рассматривает историю искусства на основе рационалистической методологии, связывая расцвет античного искусства с социальными условиями греческих городов-республик. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». Стены трактуются как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы.
По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Обе эти части соединяются между собой под землею.
В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы).
классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен виадук. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом.
Но картина предельно статична, она похожа на эскиз для скульптора. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже. классицизм утверждается также в Италии (архитектор Дж. В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.
Оригинален он и в выборе мотивов и в их трактовке. Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания – 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера. Н возвратился в Петербург в 1772г., в 1776г. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса).
Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров. Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц. Последние работы Гордеева – четыре барельефа на северном портике Казанского собора.
В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос. Так писал, например, Н. Пуссен. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль». Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт».
Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах.
Воронихин, А. А. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь Риджент-стрит). Шальгрен).
Однако его живопись абсолютно своеобразна и узнаваема. В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан.
В творчестве замечательного русского скульптора редкого дарования Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни. Следующая зона была больше в 10 раз. Павла составляет купол.
Козловский изобразил Суворова в виде древнеримского бога войны Марса. Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия. В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось.
Античный плащ и меч на боку, лавровый венок, повелительный жест императора, конь, вставший на дыбы на знаменитом Громкамне, напоминающем невскую волну, змий под копытами коня третья точка опоры, надпись Петру Первому- Екатерина Вторая все эти детали очень убедительны. В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии – «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их – 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст. Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства.
Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности».
Основной идеей их творчества был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Целью творчества классицизма становится изменение мира в лучшую сторону. Клод Лоррен (1600-1682) – второй после Пуссена мастер пейзажа во французской живописи XVII в. Настоящее имя Клод Желле.
Учение о трёх стилях, т. е. Этьен-Морис Фальконе (1716–1791 книга Эдм. В XVII – начале XVIII вв. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). (архитектор Н. Тессин Младший).
Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.
Наконец, третий этап – «образцовый стиль» или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом.
Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822. Во французском классицизме XVIII в. определились новые архитектурные типы: изысканно- интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь (архитекторы Ж. А.
При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. У его ног сидит младенец, который держит песочные часы, напоминающие о быстром движении времени. По небу мчится колесница бога солнца Аполлона, сопровождаемая богинями времен года.
От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура» (Psyche ranimee par le baiser de lAmour). Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить.
Нить предания не порвалась. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. Внимание архитекторов, скульпторов привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры, в частности древнегреческой. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре.
Гипсовая копия петербургской версии находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Верхний ярус увенчан аттиком.
На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. Уроженец Лотарингии, он еще ребенком связал свою жизнь с Римом. Позже их стали изображать в античных тогах. Это был высший образец.
Это должен был быть крупнейший протестантский храм. Скульптор редко обращалс к бронзе, он работал в основном в мраморе и и всегда использовал, в сущности, очень замкнутую и ограниченную форму бюста.
Англия. Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве – керамика Дж. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. В последнюю треть XVIII века в русском искусстве формируется новый стиль — классицизм.
Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе». В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Разочарование в оптимизме I половины ст. Его создатели – архитектор Луи Лево и мастер садово-парковых ансамблей Андре Ленотр, художник Шарль Лебрен.
Архитектура и вслед за ней пластика обратились к античности раньше прочих жанров. После этого пожара перед Кристофером Реном была поставлена трудная задача — не просто восстановить сгоревшую церковь, которая десять лет стояла в развалинах, а создать новое грандиозное сооружение. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Просторы Невы, плоский рельеф Петербурга, открытые пространства постоянно ставили перед архитекторами подобные задачи, которые усложнялись еще и тем, что необходимо было учитывать вкусы коронованных заказчиков и стараться сохранить городской ансамбль с постройками предшествующих эпох. Его работы – памятник Копернику (Варшава), статуи апостолов (собор Копенгагена), Ганимед кормящий орла (музей Торвальдсена, Копенгаген) – несомненно работы талантливые и высокохудожественные. Гёте, Ф. Милиции.
Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726 гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Через 80 лет Людовик XV приказал построить Малый Трианон для маркизы Помпадур. Это должен был быть крупнейший протестантский храм.
Она оставила также целую серию портретов современников. Позы женщин значительны и торжественны. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами. Винкельмана, И. В. Россия. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа.
Описывая 60-е гг. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Три «стиля» по Ломоносову:1. Ф. Шубин.
Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. К высоким жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к низким – портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт.
Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора. В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии. Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему.
В XVIII – начале XIX вв. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш). Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры.
Здесь она представлена в облике античной богини в изящно ниспадающих одеждах, сквозь которые легко угадывается её чудесно сложённая фигура. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.
Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. Мировоззрение эпохи требовало естественности, простоты и целесообразности и Леду предлагает использовать только круг и квадрат – предельно простые геометрические формы безо всяких декоративных излишеств. все бронзовые элементы, включая статую полководца, отлил мастер-бронзолитейщик В. П. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе.
Антуан Куазевокс (1640-1720) – младший современник Жирардона, с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой Версальского дворца и парка вместе с Мансаром. Уэджвуда и мастеров завода в Дерби. Со второй половины XVII в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля – архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. Каждая деталь этого памятника имеет свой художественный смысл. Первый этап, екатерининский или ранний классицизм, послужил переходом от позднего барокко к собственно классицизму на закате эпохи Екатерины II (прав.
Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Когда можно только вот так и никак иначе. «империя») и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры. Даже колонны – непременный атрибут классицизма – все чаще заменяются плоскими пилястрами. Третья зона включала охотничьи угодья и деревни.
Булле, Ж. Ж. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг. ) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»).
Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801». Зрелые черты классицизма проявляются в загородном ансамбле дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена (1655-1661 гг. ). Гордеев. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
Хобан художники Б. Уэст и Дж. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. Все, что было создано ранее, требовало восстановительных работ и для этого привлечены лучшие художественные силы. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. С годами углубляется философская сторона в творчестве Пуссена. Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему.
Строительство и контроль над ним сосредотачиваются в руках государства. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов.
Одной из первых известных женщин-художниц была представительница немецкого классицизма Мария Анна Ангелика Кауфман (1741 -1807). Основанная еще в 1757 году Академия художеств возрождает с 1760-х годов пенсионерство – обучение своих лучших учеников за границей. В другом проекте – доме директора источников в городе Шо Леду предлагает еще более фантастический вариант: в мощный монолитный цоколь вписывается полый цилиндр, сквозь который вырывается бушующий горный поток. Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний и совершенно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма. Но внутренний мир его не показан.
Б. Пиранези) послужили отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира. Фонтен, Ж. Ф. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма.
Собор святого Павла. окончательно сложился национальный вариант английского классицизма. Задуманный как церковь св. Обычные люди и обычная жизнь оставались за пределами скульптуры.
Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Однако в XVII в. классицизм, существуя в полемике с барокко, превращается в целостное стилевое явление только в искусстве Франции. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна.
Открытия античной археологии сказались в особом изяществе ордерного декора построек Р. Адама. Лоррен мастерски писал морские мотивы ("Утро в гавани"), величественные пейзажи Компаньи.
Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии). Фонвизина, сатирах А. Д. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузов и Барклая де Толли перед Казанским собором). Задуманный как церковь св. Антонио Канова (Antonio Canova) (1757–1822) итальянский скульптор, мастер европейского классицизма.
И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме). Нить предания не порвалась. Градостроительство классицизма XVII в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах городов-крепостей) концепции идеального города, создало свой тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль). Высоким образцом данного направления является живопись Никола Пуссена (1594-1665).
Изящные наклоны очаровательных головок, бесчисленные завитки причёсок, образующих сложные венки и гирлянды, призваны усилить это впечатление. Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Здесь сплавлены высокая героика и поэзия.
Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).
Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия». Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще у профессора Никола Жилле, с 1758 по 1777 г. возглавлявшего в Академии класс скульптуры, общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности. 8 В 1759 г. Баженов был направлен в Париж (став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу). Соун). Этими постройками Мансар дополнил трехъярусное ядро дворца, окружающее первоначальный Мраморный двор.
Гудона, в мифологической живописи Ж. М. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина.
Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Северное и южное крылья двора формируют второй королевский двор. Главную достопримечательность собора св. Стихия безжалостно губит жизни и тщетны всякие усилия по спасению. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже.
У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом. Вот таким образом античность сыграла немаловажную роль в формировании классицизма. Французская архитектура дала миру наиболее "классический" вариант классицизма. Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики.
Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора. Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841) и с разработкой первого регулярного плана города (1807), совершенно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.
Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. Леду, Э. Л.
Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Это труд Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) "История искусства древности" – первая научная работа, посвященная вопросам искусства. Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту.
Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом.
Деятельность Ж. Л. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. В 1775-1785гг.
Скульптором редкого дарования был М. И. Его называют французским Фидием. Над ней – скрещенные ветви лавра и пальмы изображения Славы и Мира. Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (страстей) и разделение жанров на высокие и низкие.
Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к античности. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже.
Фальконе, Ж. А.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц. Навсегда запоминается его призывный жест. И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года.
Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года. Это 42 скульптурных произведения, которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером.
Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16. Пушкин сделал монумент Петра героем своей поэмы «Медный всадник» и тем самым придал ему еще большее значение. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом.
«Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1824 дня. Новаторски подходит художник к свету, который идет как бы из глубины картины. Шубин работал не только как иортретист, но и как декоратор. В годы империи Наполеона I в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов.
Их строгие классические формы так же гармоничны, как и пейзажные мотивы. 1762-1796 гг. ) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг. ). Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом. Кох, скульпторы – итальянец А. Канова, датчанин Б. Торвальдсен). его сменил Большой Трианон, построенный Ардуэн-Мансаром.
Скульптура юного Марса в шлеме и латах стремительно поднимает обнаженный меч. В архитектуре наступает период застоя. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Его называют французским Фидием. Французская архитектура дала миру наиболее "классический" вариант классицизма. На трех гранях жертвенника изображены аллегории Веры, надежды и Любви.
Грибоедова. Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. Герои его картин – люди необычайной нравственной силы исполненные сознанием своего долга. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Заказы поступали к нему со всех концов Старого Света.
Россия. Пейн, У. Чеймберс).
Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства XVIII – начало XIX вв. Созданный в 1799-1801 годах по проекту скульптора М. И. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре.
боз-ар). Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества.
Клод Лоррен более свободен в построении композиции, нежели любой из его современников. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром», появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы.
Авторами архитектурного решения памятника были, кроме М. И. Воронихин смог придать этому храму поистине огромный пространственный размах, торжественность и достоинство, сделав площадь Казанского собора одним из важных общественных центров города. Он учился у лучших архитекторов классицизма.
Внутри – строго регулярная прямоугольная или радиально-кольцевая система улиц с площадью в центре. Козловского, памятник А. С. Жак Луи Давид (1748-1825) завершает череду выдающихся представителей французского классицизма.
От своего первого учителя Гильома Кусту он заимствовал больше плавной прелести в смысле французского XVIII столетия, чем вообще принято думать. Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже. Кантемира, баснях А. П. По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы. Габриель, Ж. Ж. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.
Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного», с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш).
А. Канова «Три грации». и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера).
Не спешите с отрицательным выводом. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Они пытались постичь общие тектонические закономерности древней архитектуры.
Классицизм (от лат. Он прекрасно усвоил уроки и итальянского Возрождения и барокко и французского классицизма.
Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр). Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Не удивительно, что именно в Италии — сердце Римской империи с традициямиэллинистического искусства — произошло величайшее классическое Возрождение в Европе. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима.
Михайлов и их помощники. Он написал много работ на мифологические темы ("Нарцисс и Эхо", "Спящая Венера", "Ринальдо и Армида", "Царство Флоры", "Танкред и Эрминия"). Суворову является одним из лучших произведений скульптуры конца XVIII века. Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить.
Гильдебрандта) из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти». Нэш). Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания — 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Мастер вошел в историю искусства, как один из самых плодовитых скульпторов. После этого пожара перед Кристофером Реном была поставлена трудная задача — не просто восстановить сгоревшую церковь, которая десять лет стояла в развалинах, а создать новое грандиозное сооружение.
Тогда она всеми воспринималась как актуальное политическое воззвание. Гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике Ж. Б. Разочарование в оптимизме I половины ст.
Кроме того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской пластики второй половины XVIII в. После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не определять, а быть собственно при Ея Величестве». Развитие стиля определило творчество других художников – Щедрина и Мартоса. Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия».
Парк разделен на три части: первую зону составлял Малый парк, в котором дорога через партеры шла к пруду Аполлона. Главные темы для станковых произведений Козловского взяты из античности. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством. Суфло).
Это традиционный для классицизма парадный портрет. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Это мы находим в комедиях Д. И. Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (расколки Геркуланума, Помпеи и др. ) свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум).
Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Затем он берет верх и властно подчиняет себе художественную деятельность всех европейских и североамериканских художников с тем, чтобы уже не уходить никогда. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке.
Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. Главную достопримечательность собора св. Павла составляет купол. Ломоносова, Г. Р. Суворову великолепно смотрится на фоне Невских просторов, Марсова поля, окружающих зданий.
23 КЛАССИЦИЗМ В СКУЛЬПТУРЕ. Эти просветленно-поэтические полотна по колориту похожи на возрожденческую живопись венецианской школы (Пуссен учился непосредственно у Тициана).
Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой», стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). В форме отдельных школ, кругов, академически ориентированных творений этот стиль вновь и вновь дает о себе знать. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. У органа 2155 трубок и он считается лучшим в Англии.
В начале XIX в. в английской архитектуре проявляются черты стиля ампир (Дж. Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины», вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи», привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Она привносит в классицизм элементы почти барочной фантазии, создавая и укрепляя такие жанры, как историческое полотно по мотивам современного романа ("Прощание Абеляра и Элоизы") или костюмированный портрет ("Портрет дамы в образе весталки").
Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Среди его работ – аллегорические скульптуры Силы, Изобилия, для украшения зала Войны им были выполнены золотые и серебряные десюдепорты, над камином – огромный стуковый барельеф с изображением Триумфа короля, для парка Куазевокс изготовил копии античных скульптур «Нимфа с раковиной», «Венера Медичи», «Венера на корточках», «Кастор и Поллукс». Помещения на юге были предназначены для королевы, на севере – для приближенных. Менгс, австрийский пейзажист И. А. Давид принимал активное участие в работе революционного якобинского Конвента.
Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613-1700) в соответствии с принципами классицизма – строгая симметрия, ясность композиции. В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Она носила наименование «Большой парк». Давида "Смерть Марата".
Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Баженов строил дома по заказам богатых дворян. Этому призыву последовал русский писатель Н. М. На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами.
Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире.
Этьен-Морис Фальконе (1716–1791 книга Эдм. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Ведущим английским архитектором этого времени был Кристофер Рен. на пьедестале памятника надпись: «Князь италийский, граф Суворов-Рымникский. 1801». проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу».