Нынешний Китайский дворец, построенный Ринальди в 1762—1768 годах, получил это название только позже, после сломки первого домика, в XVIII же веке назывался обыкновенно «Голландским» или «собственным Ее Величества домиком» (Там же. Подражание так называемому «китайскому стилю» помогало достичь в восприятии декоративности фантазийной, почти сказочной атмосферы. Первое помещение западной анфилады — Китайская опочивальня. На гладкой белой стене располагается теперь одно панно или один рельеф. В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории.
Потолок «Китайского зала» был расписан в китайском вкусе, стены зала частью украшались китайскими картинами в рамах из черного дерева, а частью – золоченой резьбой. Долгое время исследователи считали, что панно изготавливались во Франции. Ломоносовым. Пёппельмана в 1711— 1722 гг. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. ТореллиL 3.
План прост и ясен. Скульптор Э. Фальконе писал Екатерине II: «. Дворец не зря называют Большим. chinoiserie), что дословно переводится как «китайщина». 12 панно работы французских мастерой де Шен, вышитые синелью (ворсистым шелком) по фону из стекляруса, дали название Стеклярусному кабинету. Декоративному оформлению углов комнаты отвечают широкие ленты и гирлянды, сходящиеся в верхней части перекрытия и обрамляющие плафон «Китайское жертвоприношение» кисти Д. Гварапы. где стиль рококо проявился еще более ярко, стал построенный в 1762—1768 гг. Катальная горка – крупное и сложное сооружение.
Мягко прорисованные барочные элементы, бледно-розовый цвет стен и желтовато-белое декоративное убранство их не нарушают спокойного и уравновешенного облика этого своеобразного памятника архитектуры переходного периода от рококо к раннему классицизму. В период же с 1771 по 1782 гг. Самый значительный из «столпов славы», созданных Ринальди, высится над сияющими «светлыми водами» Большого озера: это сооруженная в 1771—1778 годах в честь победы в морском сражении над флотом «Блистательной Порты» в Чесменской бухте Эгейского моря ростральная Чесменская колонна.
Впоследствии плафон стал восприниматься как символ синтеза искусств. «Китайский зал» освещался тремя большими и тремя мезонинными окнами, расположенными с каждой стороны две другие стены имели по две двери, тоже богато украшенные в китайском стиле. Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат)L 3. По всей видимости, панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал.
Своим внешним обликом дворец Петра III неуловимо напоминает Малый Трианон Ж. -А. Екатерина же, устав от помпезности и пышности елизаветинского двора, хотела стать законодательницей европейской моды и создать нечто, что свидетельствовало бы о ее утонченном вкусе и интеллекте. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями.
Тьеполо. В 1860 г. сделана мраморная лестница-спуск к воде. Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат). Главным в этом комплексе был «зубчатый столп» – трехъярусная башня, к фасаду которой пристроили галерею на четырехгранных столбах с дорическими колоннами. Этот зал вызывает ощущение парадности и торжественности не только своеобразием архитектурного приема, но и «одеждой» – декоративным убором. Он великолепно согласован с не менее фантастическим и красочным решением всего интерьера.
XVIII век, подаривший нам праздный и чувственный стиль рококо, эстетика которого включала в себя создание новой рафинированной и куртуазной культуры, отводил особую роль слабому полу. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. Это создает впечатление, что дворец словно парит над берегом. Уже с 1770-х гг. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Стиль рококо ранее всего сформировался во Франции в первой четверти XVIII в. в Италии он не привел к значительным результатам, так как в годы наибольшего увлечения им здесь вновь усилились классицистические тенденции.
Первоначально этот сравнительно небольшой парковый павильон носил название «Голландский домик» или «Домик в верхнем саду». В скругленных углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Открывает анфиладу Зал муз (Музыкальный зал), украшенный лепкой, живописью и позолотой. де Сент-Илером, можно представить весь масштаб и грандиозность созданной резиденции.
Фактура и тон дерева в сочетании с росписью создали гармоническое декоративное созвучие. В гостиной находятся большие живописные полотна исполненные в 1862— 1863 гг. Однако интерес этот был более формальным, без углубления в сложности восточной философии.
В архитектуре этого сложного сооружения в равной степени применялись декоративные мотивы китайского зодчества (форма кровли и дымников, орнаментика, раскраска) и классические элементы (пилястры, лепные панно и пр. ), которые по своей композиции и пластической трактовке перекликаются с аналогичными формами использованными в различных «китайских» вариациях Ринальди. Плафон кабинета, написанный братьями Бароцци, в середине XIX в. получил название «Китайская свадьба». Именно в это время шло усиленное расширение торговых связей стран Европы и Востока. Камерные по духу интерьеры этой интимной загородной резиденции располагаются по периметру.
В середине 1750-х годов в Царском Селе частью парка завладел «китайский каприз» – самый большой в Европе ансамбль экзотических сооружений. В восточную входят личные комнаты Павла: Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет. «Мастера, работавшие и в 1760-х и в начале 1770-х гг., по-прежнему стремились создать иллюзию беспредельного небесного пространства, достигая этого впечатления передачей освещения неба и облаков путем тончайших переходов одного оттенка тона в другой».
Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом — раковиной и гирляндами. Особенно эффектно решен его центральный граненый выступ. Плафон «Встреча Орфеем Солнца» исполнен венецианским художником Ф. Цуньо.
Такое цветовое решение не контрастирует с бледно-бежевым цветом стен. Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Панно инкрустировано пластинками из моржовой кости. Две малые анфилады персекают главную. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам.
На островках располагались пять маленьких беседокL 2. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуямиL 4). Он не кажется массивным, хотя размеры его достаточно велики – тридцать три метра. Внутри дворца мало чисто архитектурных деталей, так как вся его декорация состоит почти исключительно из стенной росписи, принадлежащей замечательным итальянским декораторам, братьям Бароцци (Джузеппе Джокино Бароцци умер в Болонье в 1780 году, брат его и ученик, Серафино Лодовико Бароцци, умер там же в 1810 году (Художественные сокровища России, 1901, 10, с. 204). Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Позднейшие исследователи назвали его «чудом XVIII века».
Четкий геометрический план дворца с достаточной ясностью читается по его внешнему облику. К сожалению, в середине XIX в Китайский дворец по проекту А. Штакеншнейдера подвергся весьма неудачной частичной перестройке. Особую нарядность придает Большому залу отделка стен искусственным мрамором. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ). Принято считать, что он воспроизводит в дереве первоначальный мозаичный рисунок.
Голубая гостиная расположена рядом со Стеклярусным кабинетом. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Вскоре «китайские комнаты» делаются непременной принадлежностью почти каждого европейского дворца. На этом фоне мягко читается декоративный убор падуг. На плафоне Бароцци Азию представляет желтолицый юноша, Европу — молодая белая девушка.
Она — существенный элемент перекрытия, а не только рама живописного плафона. Средняя часть потолка акцентирована вписанным в круг плафоном работы Г. Дицциани «География». «Китайский зал» дворца в Царском Селе по существу являлся музеем китайского искусства. и все же в рисунках ринальдиевских паркетов заметны уже черты раннего классицизма. На протяжении 1925 года в мастерских Государственного Эрмитажа отреставрировали плафон кабинета «Фортуна и Зависть», пришедший к этому времени в удручающее состояние.
Она облицована гранитом и обнесена кованой решеткой изящного рисунка. Гварана, Ф Цуньо, Д. Маджатто, Ф. Цукарелли. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями.
Росписи восточной стены и западной стены обрамляют асимметричный орнамент. Что же касается самих панно, то поновления затронули и их. Двор русских царей оказался в особо счастливом положении для потворства этой моде. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами.
Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Здесь он прожил много лет, обретя на русской земле вторую родину. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым.
Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. С начала 1970-х гг. Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна.
Не случайно эта личная интимная резиденция Екатерины II называлась "дача" и строилась не для парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. Овальный зал занимает центральное положение среди парадных помещений.
Орнаменты в технике гризайли украшали Охотничий или Белый, кабинет. Несмотря на это, считается, что вертикальные линии и темные тона ореховых панно вступают в противоречие светлому и свободному убранству потолка,, . В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Граненый выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
Д. А. Кючарианц исследователь творчества А. Ринальди в России, замечает, что такое несоответствие убранства пола и потолка для Ринальди несвойственно и первопричиной считает то, что мозаичный пол был сделан по крайней мере на 10 лет позже, чем было завершены работы по внутренней отделке в самом Стеклярусном кабинете. Своей роскошью он затмил даже дворец Петра Великого, который в тот период строился в Петергофе. На островках располагались пять маленьких беседок. Отдельного внимания заслуживают редкостные паркеты Китайского дворца. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ).
Породы дерева использовались самые различные— это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. К концу XVIII века он включал полтора десятка построек Китайской деревни – театр, несколько мостов, а также «Большой каприз» и «Малый каприз» – две «искусственные горы», прорезанные арками и украшенные китайскими беседками и оригинально посаженными деревьями. Китайский дворец – единственный памятник рококо в русской архитектуре. В конце XVIII века «Китайский зал» был разрушен, но некоторые его фрагменты пошли на отделку «Китайского зала» Ч. Камерона, созданного им на месте Большой парадной лестницы.
Маляры (бригадир А. В. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Это, бесспорно, один из лучших образцов лепного убранства дворца. Китайская опочивальня, Голубая гостиная, Розовая гостиная, Стеклярусный кабинет, Золотой кабинет, Зал Муз и другие помещения дворца поражают богатством фантазии и изысканным декоративным вкусом Ринальди и работавших с ним вместе мастеров.
Чесменской победы русской императрицы. Плафон «Фортификация» работы Г. Дицциани в аллегорической форме прославляет одну из областей науки, что характерно для официального искусства того времени. Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз— Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. он именуется «Союз Европы и Азии».
В этой оценке нет ни грана преувеличения. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. Однако огромную роль в этом играет и колористическое решение: нежная цветовая гамма блеклых серых, розовых, белых (в скульптуре) тонов естественного камня, с великим искусством примененного Ринальди не только как облицовка, но и как составной элемент кладки стен.
Тьеполо. Каждая из них получила соответствующее название: «половина» Екатерины II (западная) и «половина» Павла (восточная). Петр III изменил дворцовые интерьеры. Они имитируют стволы деревьев, увитые цветами, листьями и гроздями винограда. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворцеL 3.
К ним примыкают Кухонный и Фрейлинский флигели. Углы и стены плавно закругляются. Катальная горка – крупное и сложное сооружение.
Ри-нальди уже в 1760-х гг. А. И. Успенский замечает, «что если картина и не создана для потолка Ораниенбаумского дворца, то потолок, своеобразная форма его создана для венецианского художника». Более тонкий узор исполнялся интарсией во многих случаях применялись резьба и выжигание. XVIII в. тем, что иллюзорная архитектура, обрамлявшая центральную часть потолка исчезла. Дворецким реставрировала камин и панели, сделанные из искусственного мрамора.
Тьеполо «Триумф Марса» был исполнен по заказу русского двора специально для Китайского дворца. Рядом со Штукатурным покоем расположен Малый Китайский кабинет. Здесь тоже нет аналогов. Так же, как и в лепке, видная роль отведена растительному орнаменту. Сквозная анфилада шла от одного конца здания до другого.
Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. Сюда она приводила особенно важных гостей. Ринальди возводит в Ораниенбауме дворец Петра III (1756–1762), небольшое, кубической формы двухэтажное здание с балюстрадой. Второй подобной постройкой. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха.
С востока и запада к торцовых частям дворца были пристроены небольшие помещения— антикамеры. Первая— это темный фон паркета и преобладание в нем темных экзотических видов дерева разных оттенков. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Оно дополнено живописными десюдепортами и картиной над зеркалом камина. Осуществление своего замысла Екатерина поручила итальянскому зодчему Антонио Ринальди (1709/1710-1794).
Оригинальной чертой декора Кабинета Павла является сочетание росписи с подлинными китайскими плакетками, покрытыми различными изображениями и иероглифами. Для фасадов Гатчинского дворца характерна плоскостная обработка поверхности стен. В каждой комнате – свой рисунок пола, связанный с декоративной отделкой интерьера.
Облик дворца спокоен и прост. Граненой абсидой он выступает в фасаде дворца и является центром всей композиции. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). Всего во дворце 17 помещений.
Стеклярусная комната продолжала дарить людям подлинное эстетическое наслаждение. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Из контекста письма явствует, что Вьельке охарактеризовал Ринальди как «искусного архитектора», достойного поступить на службу к гетману Малороссии К. Разумовскому, брату всесильного фаворита Елизаветы Петровны. Живопись плафонов Китайского дворца отличается от работы 50-х гг. Композиция перекрытия аналогична по своей структуре рисунку паркета. Парадной спатьни — использованы мотивы китайского искусства.
На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). Мода на «китайщину» началась в Европе еще с начала XVII века, когда в Голландии впервые появились «индийские», как их тогда называли, товары, особенно фарфор, вызвавший вскоре подражания в Дельфте. по проекту того же А. Ринальди Китайский дворец в Ораниенбауме. В композиционный строй включена живопись на любовную тему— это «Венера и Адонис» П. Ротари, «Анжелика и Медор» работы крупного итальянского живописца Дж. велись работы по замене полов на наборный паркет, который также выполнен по рисункам Ринальди «столярных дел мастерами» И. Петерсеном., И. Шульцом, Я. Ланги и Витте совместно с русскими столярами Зиновьевым, И. Кузьминым, Горшковым, Крашенинниковым, Коноваловым, Колпаковым, Демидовым и другими. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана ПильманаL 1L 8L 10, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен).
В 1754 году Ринальди становится архитектором «малого двора», как тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола – будущего императора Петра III, по предложению которого Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме, продолжавшиеся более двух десятилетий. Маджотто, Г. Дициани, Д. Гуарана, Ф. Цуньо и Д. Б.
Внешний облик дворца изысканно прост. На фоне стекляруса ворсистым шелком (синелью) вышиты композиции изображающие фантастических птиц на фоне живописного пейзажа. К возведению дворца Ринальди приступил в 1762 году. Стены Зала муз сплошь покрыты живописью изображающей девять муз.
Это касается и личных покоев Екатерины и более официальных комнат. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. Многочисленные панно, настенная живопись, плафоны занимают важное место в его интерьерах.
Это как бы «разгружает» его от повествования и в то же время дает возможность максимально сконцентрировать внимание зрителя на его архитектуре. Три широкие грани центрального выступа прорезаны высокими дверями с полуциркульным завершением. Тематика живописи Китайского дворца типична для рококо. Заканчиваются эти рамы фигурами двух свившихся драконов.
Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. От фасада вниз идут террасы. Во внешнем облике здания нет ничего общего с архитектурой Китая. Бригада мраморщиков во главе с бригадиром И. И.
Его белизна и хрупкость тут же стала тонким эпитетом девичьей красоты. Она низкого рельефа и удивительно мягко сочетается с блеклой окраской фона. Чиньяролли (сюжет взят из поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд»), «Селена и Эндимион» в исполнении С. Торелли. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины II.
Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Ансамбль Собственной дачи следует упоминать с эпитетом «единственный». В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Блестящим мастером в области декоративного оформления огромных дворцовых анфилад был Растрелли. Однако Великая Отечественная война в одночасье оборвала недавно начавшуюся жизнь музея.
На стенах изображены музы, на падугах – амуры. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Она прекрасно сознавала изысканную роскошь и художественную ценность интерьера ее «редкой драгоценной игрушки» и видеть восхищение иностранных гостей ей было особенно приятно.
В его размещении следует отметить полную согласованность с оформлением стен. Рисунки для изготовления стеклярусных панно были выполнены «вольным живописных дел мастером», Серафино Бароцци, который работал в Петербурге, в 1762 г. Стеклярус изготовили на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, организованной неподалеку от Ораниенбаума М. В.
Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. В феврале 1763-го Екатерина II выплачивает Марии де Шель «за всю выполненную работу 4100 рублей», а в мае 1764 года накладывает резолюцию: «Выдать 1000 рублей за работу и отпустить в отечество. ».
К июлю 2008 года, после проведения обследования, разрабатывается методика реставрации, а уже через год после начала работ первые шесть панно (три – с восточной, два – с западной, одно – с южной стороны) были приняты комиссией. В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Венчает колонну скульптура орла, отлитая из темной бронзы и обращенная на восток. Живописный декор интерьера развивает «сюита» из 22 портретов работы П. Ротари.
Это Ломоносов. В годы войны он был похищен фашистскими захватчиками. Граненый выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Полуциркульные дверные проемы граненого выступа завершены сандриками сложного рисунка с изящным рельефным орнаментом — раковиной и гирляндами. Итальянец по происхождению, он приехал в Россию по приглашению К. Г. Разумовского.
Известны многие блестящие примеры богатой утонченно-изысканной орнаментики рококо. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок.
Безукоризненным является и выбор цветовой палитры шелковых нитей. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам.
Наличник двери в Зале муз украшен раковиной.
Передняя и Гардеробная соединяют малую восточную анфиладу с Большим залом. Этому назначению соответствует и главное жилое здание ансамбля – Китайский дворец. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана,, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен).
Развешенные в саду или в доме, они привлекали удачу, успех и согласие издавая при этом тонкий перезвон, услаждающий слух и призванный вносить ощущение полной гармонии. В официальной переписке этот комплекс для краткости стали называть Ламским павильоном. Смена облицовки стен не повлияла на единство оформления декора Будуара. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Благодаря дошедшим до нас альбому зодчего и аксонометрическим планам 1775 года, выполненным П. -А.
По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Китайский дворец органично оформлен ценнейшими образцами декоративной живописи. проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце.
Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в узоры и образуют «чарующий стенной убор». Стены Кабинета так же, как и в аналогичном интерьере «половины» Екатерины II, затянуты холстом, расписанным С. Бароцци. Антонио Ринальди, вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещениеL 3. Мраморная скульптура Тритон, спасющий детей (ск.
На столах и этажерках в «Китайском зале» размещалась огромная коллекция китайских изделий: резные фигурки из кости, дерева и цветного камня, красные лаковые шкатулки, великолепные фарфоровые вазы и расписные эмалевые чаши. Так, для орнаментики характерно движение, как бы замкнутое в себе и более уравновешенное, чем в безоговорочно рокайльных произведениях. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип.
Во всех рассмотренных интерьерах ораниенбаумских построек Ринальди, несмотря на то, что все переходы плавные, все же чувствуется выявленное разграничение поверхностей. Это создало не только дополнительный декоративный акцент, но и внесло ноту настоящей «китайщины», которой отмечено стилистическое звучание многих интерьеров Китайского дворца. Прежде его называли Ораниенбаум.
Правда, это всегда был избранный круг. Асимметрия эта вносит исключительную живость и динамичность. Чарующая, выполненная Альберто Джанни в технике намазной лепки, отделка становится прекрасным обрамлением плафона «Фортуна и Зависть» кисти Гаспаре Дициани. Это аллегорические панно «Музыка», «Живопись», «Драма» работы Д. Гвараны. Лепка часто соединялась с росписью в технике фрески (Кабинет Орлова, где, возможно, работали те же братья Бароцци – Серафино и Джузеппе, что и в Ораниенбауме).
Лепные гирлянды и изысканные наборные паркеты, наддверные панно декорировали Круглый зал. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. Четырехгранная усеченная пирамида основания отделана рустами серо-розового гранита.
На нем установлены три металлические декоративные скульптуры, окрашенные в белый цвет. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. Это в равной степени относится и к лепке и к рисункам паркетов. Орнаментика пола построена на сочетании геометрического и растительного орнамента. Ученик выдающегося архитектора Луиджи Ванвителли, он после своего переезда в Санкт-Петербург быстро завоевал расположение будущей императрицы. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа.
Только после этого завершающего «штриха» стало возможным увидеть и понять первоначальный авторский замысел, главная задача которого состояла в достижении удивительной согласованности и целостности восприятия разных по художественному воплощению элементов декора такого необычного даже для своей эпохи интерьера. Бренна добавил в декор барельефную скульптуру). Это касается и личных покоев Екатерины и более официальных комнат.
Благодаря слаженной работе сотрудников КГИОП, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Государственного Эрмитажа летом 2009 года произошло долгожданное событие – реставрация уникальных музейных предметов. Особенно эффектно решен его центральный граненый выступ. Остальное пространство падуги декорировано орнаментальной и фигурной живописью. Большую роль в декоративном оформлении помещений дворца играли живописные плафоны на потолках, настенные панно на аллегорические темы и великолепный наборный паркет, выполненный по эскизам Ринальди из различных ценных пород дерева.
Согласно второму пункту контракта, Ринальди брал на себя обязательства отправиться на Украину «для выполнения построек, которые ему будут поручены». В течение этого времени художники компании ООО «Петрорестком» провели первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке, сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка для определения соответствующих колеров, закончили реставрацию плафона. Парадные помещения, нанизанные на одну ось, составляют основной корпус здания протяженностью 65 метров (исключая последние пристройки). По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями.
Лепка в отделке Китайского дворца так же, как дворца Петра III и Катальной горки, занимает значительное место. Причем Зависть изображена поверженной у ног Фортуны.
Хуже обстояло дело с резными рамами. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны.
Композиции создавались группой русских мастеров под руководством Г. Шталмеера, вероятно, по рисункам С. Бароцци, поскольку именно он написан плафон для этого зала, называемый «Союз Европы и Азии» им же были расписаны падуги потолка. Спрятанный в глубине парка дворец сначала удивляет простотой и строгостью внешнего облика. На территории крепости в 1758—1762 гг. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Прихотливая полихромная рокайльная орнаментация подчеркивает игривость мифологических сюжетов («Силена и Эндимион», «Венера и Парис», «Меркурий»), а также изображения вакханок и сатиров.
На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой— птица на фоне двух китайских пагод. Как ни странно, спасение пришло от Совета народных комиссаров. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Небольшие вставки в виде деревянных плакеток с китайскими иероглифами, врезанные в паркет, придают ему своеобразие.
Питтони), которые группировались вокруг крупного живописца-декоратора того времени Д. Б. Лаки, живопись, шпалеры, резьба и лепка и изящный рисунок паркетов составляют изысканный декор этих комнат. В XVIII веке ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик, в центре которого находился вход во дворец. В ней использованы мифология, аллегория, пасторали.
Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому.
Контраст их разителен. Облик дворца спокоен и прост. Балдасев восстановил поломанную во многих местах резьбу рам Стеклярусного кабинета. Уже c 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце.
Простенки в западах фасада прорезаны прямоугольными окнами. Ореховые панно, подлинная отделка XVIII века, в центре украшены живописью, выполненной C. Бароцци. Любительница «строить и сажать», Екатерина за свою жизнь создаст немало дворцов и парков, но именно здесь, в Ораниенбауме, реализовались ее самые первые смелые идеи и мечты. 1709/1710–1794).
Росписи обрамлены золоченым и белым лепным орнаментом. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. В 2009 году благодаря финансовой поддержке ОАО «Газпром», концерна BASF и компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» впервые за всю историю музея в залах дворца начались полномасштабные исследовательские и консервационно-реставрационные работы с комплексным подходом, включающим в себя изменение прежде всего климатического состояния дворца.
К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели. Архитектор в то время, по его словам, получал 1500 скуди в год имел карету, прислугу, дом «и великолепные подарки, в зависимости от обстоятельств». Он был полон беспокойства, по его форме изгибали и ломали все линии в орнаментике. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. Габриэля. Она стала и одним из самых своеобразных творений зодчего.
Ослабление цвета идет от середины к краю композиции. Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие полосы.
На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). Меняются цвет отделки и материалы. Свое название «Китайские дворец» он получил из-за того, что в убранстве нескольких залов — Большого и Малого китайских кабинетов. Из Рима он приехал уже сформировавшимся у себя на родине архитектором позднего барокко (недаром его учителем был Л. Ванвителли, строитель знаменитого дворца неаполитанских королей в Казерте) по приглашению гетмана К. Г. Разумовского строить в его любимом Батурине и Глухове.
В полном соответствии с перекрытием решен и паркет. Фон стен лилово-розовый и серо-голубой. В декоре стен Китайской опочивальни щедро использован расписной шелк. На островках располагались пять маленьких беседок. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. В 1831 году Ораниенбаум вместе с Китайским дворцом передается в единоличное владение великому князю Михаилу Павловичу.
Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди. Раковина окружена переплетающимися гирляндами. На нем установлены три металлические декоративные скульптуры, окрашенные в белый цвет.
Это великолепное сооружение было возведено в 1762-1768 годах. Мызу Гатчина императрица даровала графу еще в 1764 г. Через два года Ринальди начал здесь строить дворец (1766–1772), который после смерти Орлова в 1783 г. Екатерина купила у его наследников и отдала своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. Основным элементом декора здесь выступает обильная золоченая лепка на стенах и потолке (именно вот таким образом комнате дано такое название— Штукатурный покой). С южной стороны отсюда и начинался скат горы (не сохр. ). Однако в 50-е годы XIX века с южного фасада по проектам архитекторов А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта был надстроен второй этаж.
Наибольший художественный интерес представляет северный фасад дворца. Этому отвечает и все архитектурно-декоративное убранство. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). (Де Шель – сценическое имя, ее настоящая фамилия – Фош. ) Всего через один месяц после восшествия на престол Екатерина II издает указ «об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель».
Граненый выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Они представляют собой холсты, на которых выполнена вышивка стеклярусом (из трубочек молочного стекла), а также ворсистым разноцветным шелком (синелью – от фр. «chenille»). Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Стеклярусная комната (позднее она стала называться «кабинет») получила свое название благодаря панно, которые украшают три его стены. Замыкает анфиладу личных комнат Екатерины II так называемый Золотой кабинет. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию.
Казалось, что так будет всегда. Стены этого помещения разделяются золочеными резными рамами на несколько отдельных панно. Ансамбль Собственной дачи следует упоминать с эпитетом «единственный». Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова.
Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Панно находятся в рамах с золоченой резьбой.
Воронцов просил передать Ринальди, что «он может надеяться на особые милости гетмана, по мере того как он даст последнему доказательства своего искусства и своего хорошего поведения». На панно множество изображений одного из самых главных талисманов Китая – колокольчиков. Два плафона изготовленные им для Ораниенбаума, поистине увлекательны. и где бы не встречался мотив раковины — в Маленьком ли кабинете, в Кабинете ли Ротари (в завершении двери) — она всюду трактована как раковина-пальметка изящная по рисунку, довольно симметрично построенная и плоская может быть, единственный пример асимметрии — раковина на плафоне Кабинета Ротари. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно.
Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку. в барочно-рокайльном характере возведены дворцово-парковый ансамбль Цвингер и к юго-востоку от Дрездена, в Пильнице, — загородная резиденция, главным строением которой был «Водяной дворец». По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна.
Павильон удивительно пропорционален и представляет собой великолепный пример синтеза архитектуры с природной пространственной средой.
Картины взяты в прямоугольные профилированные рамы и окружены лепным растительным орнаментом. Позолотные работы выполнялись золотарного дела подмастерьями из команды Якобо Мартини: Гавриилом Туболкиным, Николаем Холщевниковым, Михаилом Кривоноговым и другими. Внутри покоев замечателен паркет на полу, для его изготовления использовано минимум 36 самых разных пород дерева. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Интересно сопоставить характер лепки в орнаментике Растрелли и Ринальди.
Во внешнем облике театра причудливые крыши с драконами, росписи с китайскими мотивами, занимавшие большие поверхности, окна со стрельчатыми завершениями. XVIII в., а также известный русский путешественник и ученый И. Г. Георги. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Здесь тоже нет аналогов.
Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Архитектурное решение здания характеризуется сдержанностью и строгостью, но, несмотря на это, внутреннее его убранство отличается изысканностью и праздничностью оформления. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ). Их заменили на паркетные, ныне существующие. Этому отвечает и все архитектурно декоративное убранство. Питтони.
Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Он привлекает к себе внимание великолепием и оригинальностью убранства. Мраморный дворец представляет собой П-образное здание с парадным двором, главным (восточным) фасадом обращенное к Летнему саду. Более того, Китайский дворец Ораниенбаума можно считать своеобразной вершиной в ряду подобных построек стиля рококо: в Китайском дворце достигнута полная гармония между масштабом интерьеров и их декором, который, подчеркивая парадный характер помещений, создает ощущение уюта, лишенного налета помпезности и элементов «пресыщенной» декоративности.
Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Их исполнила М. -А. Комнаты с использованием в декоративной отделке стекляруса и вышивки уже существовали в Европе и сама Екатерина в детстве могла видеть аналогичную в замке в Арнштадте. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди.
Он предложил построить в Зверинце «китайскую деревню», китайскую оперу и китайский павильон над каналом, но не все проекты архитектора были воплощены в жизнь. Вместе с тем в живописном убранстве Мраморного дворца еще проявляются черты, характерные для середины столетия, прежде всего шпалерная развеска картин в Картинной галерее прямолинейно-аллегорический смысл сюжетов плафонов: "День, прогоняющий Ночь" в Шубинском зале, "Отдых Марса" в Спальне Григория Орлова, "Торжество Венеры" в Мраморном зале (все работы С. Торелли). Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце. В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно напоминающего «китайщину». Один из таких пригородов расположен в 40 км от города.
Западная состоит из личных комнат Екатерины II: Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной, Кабинета (Золотого кабинета). С. Торелли и С. Бароцци создали еще четыре плафона. С этого времени начинаются работы Ринальди в любимой резиденции Петра III Ораниенбауме.
Ещё две комнаты— Передняя и Гардеробная— связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. В 1897 году наименование вновь меняется – теперь кабинет упоминается как «Бисерная комната».
Живописные десюдепорты «Тоскующий Марс» и «Венера», также работы С. Торелли, согласуются по цвету с наборными поверхностями дверей и дополняют интерьер. Мраморный дворец был подарен Екатериной графу Орлову, когда он уходил в отставку. Есть она и в зале муз и над дверями Штукатурного покоя под картинами С. Торелли «Тоскующий Марс» и «Венера». В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана.
Ринальди любил скруглять углы комнат, в подавляющем большинстве случаев падуги интерьеров делал по кривой. Высшего расцвета рококо достигло в Германии, где по проекту М. -Д. Без преувеличения можно сказать, что Китайский дворец вместе с другими бесценными памятниками тех времен принадлежит к признанным шедеврам русского зодчества. Их заменили на паркетные, ныне существующие. Первая— это темный фон паркета и преобладание в нем темных экзотических видов дерева разных оттенков. Карнизы и падуги были богатыми рамами этих картин. Характерны и трехчастное построение композиции и колорит: нижняя более насыщена в цвете, средняя, где раскрывается основная тема, более высветлена, а верхняя — совсем прозрачна.
Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Нарядный убор некоторых рам завершают фигурки драконов. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. В этой оценке нет ни грана преувеличения.
Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. В композициях Ринальди роль падуги значительно возрастает. Именно в этом месте ему захотелось возвести свою загородную резиденцию, так как живописные земли и Финский залив произвели на него огромное впечатление. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. Однородность материала усиливает в облике дворца несомненную графическую четкость.
По стенам текли струи воды. В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы.
Личные комнаты невелики. Это одна из самых удачных «китайщин», созданных в Европе в XVIII веке. Между тем изыскания историков архитектуры (Д. Он отличается не только своими размерами, но и тем, что смещен с оси малой анфилады. Он небольшой и полный прекрасных интересностей. В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана.
Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. На панно изображены галантные сценки из китайской жизни на фоне колоритного пейзажа. В северо-западной части парка архитектор А. Менелас в 1820 – 1822 годы построил комплекс зданий для заморских гостей. Перекрытие Кабинета благодаря высоким падугам воспринимается как куполок. Размер плафона сокращается. Теперь они таяли на полу и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми. Однако внутри эти связи значительно сильнее. Императрица Екатерина II очень любила этот небольшой увеселительный дворец и часто наезжала сюда.
Зимой 2010 года сотрудники фирмы ООО «Дедал» завершили комплекс работ по реставрации золоченого багета Стеклярусного кабинета, в ходе которых мастерам удалось воссоздать утраченные ранее на западной стене у камина нижнюю резную раму и две фигурки драконов. В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. РускиL 7. Монументальность этой постройке придает его расположение на возвышенности. Квалифицированные мастера-краснодеревщики во главе с бригадиром И. И.
Лишь мелкие детали в строгом и редкостно гармоничном экстерьере Мраморного дворца напоминают о прошлом стиле барокко (центральная часть главного, восточного, фасада: башня с часами, волюты, ее завершающие). Причем далеко не все из них находятся в черте города. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Благодаря этому приему за счет игры отраженного света достигается дополнительный эффект мерцания. Углы комнаты срезаны.
Уделялось внимание и удобствам. Он органично вписался в канву барокко и рококо. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Она стала и одним из самых своеобразных творений зодчего. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора.
Есть там три грации, коих колорит, густота краски, рисунок не уступают лучшим произведениям великих мастеров. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце.
Композиция остальной плоскости пола перекликается с решением падуги. Особенно эффектно решен его центральный граненый выступ.
Опытный резчик И. Н. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец.
Наступило время форм более четких и ясных. При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в. По своим размерам зал невелик — 8, 6x12, 3 метра при высоте 7, 9. Первоначальный замысел «китайского ансамбля» в Царском Селе был создан архитектором А. Ринальди.
Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. Плафон С. Торелли в аллегорической форме передает смену времени суток.
В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Екатерина вторая построила его быв еще Великой княгинею. Парк Собственной дачи был задуман и осуществлен в синтезе регулярного и пейзажного принципов парко-строения. Балюстрада третьего этажа образует балкон. В паркетах так же, как и в живописи, соблюден принцип мягких переходов тонов.
Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Есть амур, коего прелестная головка примерно красива, нежна, тонка, миловидна. Крючков) и позолотчики (бригадир А. Н. Антонио Ринальди, великий зодчий времен Екатерины II, был очень увлечен этим направлением.
Особую гордость Екатерина испытывала, показывая стеклярусный кабинет. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Сюжет плафона истолковывается как широко распространенная в XVIII в. аллегория «Союз Европы и Азии». Барокко еще будет напоминать о себе если и не во внешних формах классицистических зданий, то в декоративном убранстве интерьеров (разве не с тем же мы встречаемся и во Франции XVII в., хотя бы в Версальском дворце, а между тем Франция справедливо считается родиной классицизма. ).
Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Обстрелы с воздуха, взрывы бомб, повлекшие за собой утраты и повреждения, распространившаяся за военные годы сырость губительно сказались на сохранности как самого здания, так и внутренней отделки. На нем установлены три металлические декоративные скульптуры, окрашенные в белый цвет. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ.
С приходом новой хозяйки, супруги великого князя Елены Павловны, начался второй, не менее значительный этап жизни Стеклярусного кабинета – он переживает одну из своих первых реставраций, в результате которой разбираются пришедшие в полную негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, он производит впечатление большого помещения. Руководил работами итальянский «штукатурных дел мастер» Альберто Джани.
Затем в 1754 г. Ринальди уехал с ним через Москву в Петербург, где очень быстро стал архитектором при "малом дворе" великого князя Петра Федоровича (а с воцарением Екатерины II становится ее придворным архитектором). После такого «обновления» исчезает объемность рисунка, а доминирующим цветом интерьера становится малиновый. Их значение трудно переоценить. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа.
Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Дело в том, что в XVIII веке был необычайно популярен стиль шинуазри (фр. Контракт состоял из шести пунктов. Кабинет Павла, подобно Кабинету Екатерины II (Золотому кабинету), смещен с оси малой анфилады, а его изолированность усилена тем, что попасть в него можно только через альков. Небезынтересно, что закругленные части зала декорированы только орнаментом. В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски. Китайский дворец подобен шкатулке с драгоценностями.
Лам решили разместить в Александровском парке Царского Села. Именно дамы в это время становились властительницами мыслей идей и придворного этикета. Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Это и свидетельствует об отходе от барочных композиций. По размеру и роскошному декору ему не было равных в Петербурге и пригородах. Еще две комнаты— Передняя и Гардеробная— связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Следует остановиться еще на одном интерьере Китайского дворца. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами.
Выбор сюжета, по всей видимости, не случаен – это наставление тем, кто попадал сюда и был впечатлен блеском и роскошью убранства этих апартаментов. В Россию «китайские затеи» проникли из Голландии, которая в XVIII веке была передовым торговым государством. Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз— Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.
С именем Григория Орлова связаны и работы Ринальди в Гатчине. Один из современников Пушкина назвал Царское Село «пантеоном российской славы». 27 июля 1774 года в Стеклярусном кабинете императрица давала аудиенцию австрийскому послу князю Лобковичу. Неожиданным на первый взгляд сюжетным контрастом служит плафон «Философия» работы Г. Дицциани.
В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Китайский дворец. Таким образом, в композиции панели явственно выявлен классицистический прием.
Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. В интерьере раннего классицизма как бы приглушено горение. С помощью архитектора Антонио Ринальди будущей императрице удалось воплотить в жизнь проект не только дворца, но и целого комплекса различных по своему назначению построек, впоследствии получивших название «Собственная дача».
Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Декоративные элементы включают в себя неизменные атрибуты «китайщины» : легкие зонтики, мостики, пагоды, трельяжные решетки и беседки, увитые цветами, а сами птицы отдаленно напоминают росписи пернатых на вазах, привезенных из этой далекой страны. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета.
Их тусклый однообразный колорит снижает радостное настроение, которое испытываешь от общения с настоящим искусством. Уже с 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Продав дом, он в 1784 году уехал в Рим. Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца 17 в., то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась, Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода и залы обособлялись их делали различными по форме в зависимости от назначения.
В полном соответствии со структурой кабинета находится его декоративное убранство. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. В действительности плафон Д. -Б. Характерной для Ринальди по изяществу декора является Портретная или Кабинет Ротари.
Белый конь (аллегория рыцарства) также олицетворяет Европу. Ныне на его месте укреплен плафон кисти С. Торелли «День, прогоняющий Ночь», перенесенный сюда из Мраморного дворца. Изначально при строительстве дворца по проекту Ринальди, пол был выполнен из искусственного мрамора (стюка). Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Интересно цветовое решение полов Китайского дворца. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. Собрание плафонов, хранящееся здесь, отличается высоким мастерством изготовления.
Мотивы орнамента отвечают тематике зала. В отличие от своих предшественников, создателей барочных композиций, отмеченных значительностью размеров и подчеркнутой парадностью, Ринальди решает личные комнаты владельцев Китайского дворца в ином масштабном и декоративном ключе. Именно вот таким образом Ванвителли в письме, датированном 1762 годом, отмечал, что смерть Елизаветы Петровны «очень большая удача для Сеньора Антонио Ринальди, так как Великая Княгиня, которой он тоже служил и есть Царица наследница, которая сейчас правит, она молода и будет жить много лет».
Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. В это время в моду вошел китайский фарфор, он стал достойным соперником столового золота и серебра, быстро стал считаться синонимом роскоши и богатства. Большой зал, кабинет и спальня украшены лаковой живописью «в китайском вкусе» по рисункам Ф. Д. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Плафон Венера и грации, росписи стен и падуг выполнены итальянским художником С. Торелли.
В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. У Ринальди значительно вырастает роль падуги, а размер живописного плафона сокращается. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. Как мы уже упоминали, Большой дворец в Ораниенбауме построил первый хозяин – князь Меньшиков (1710-1727). Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски.
Всего во дворце 17 помещений. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Частично это собрание сохранилось и сегодня. С этой оценкой нельзя не согласиться.
Специально по задумке Антонио Ринальди для этого интерьера были созданы три смальтовых стола, поверхность которых была набрана в технике флорентийской мозаики и украшена полудрагоценными уральскими камнями. Как и в других помещениях анфилады, среднюю часть потолка занимает плафон «Геометрия» кисти Г. Дицциани. Кабинет был до предела насыщен цветом (ранее даже пол его был пестрым — мозаичным) и белое лепное панно вносило уравновешенность в убранство комнаты. Рисунки-картоны к стеклярусным панно выполнил в 1762 году «вольный живописных дел мастер» Серафино Бароцци, работавший в Петербурге более 10 лет – с конца 1750-х до 1771 года.
Китайский дворец — единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Рокайльны по сути и стилю и увеселения Ораниенбаума, вроде Катальной горки (1762–1774), сохранившей до нас свой облик лишь частично (к счастью, великолепный Ораниенбаумский парк со всеми его затеями был запечатлен в прекрасных увражах самого Ринальди, а общая панорама парка – в рисунке Сент-Илера 1775 г. ). Их исполнила М. -А. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. Их заменили на паркетные, ныне существующие.
Он не повторяется и в каждом помещении напольный рисунок разный. Комната в плане представляет собой квадрат, ее стены затянуты холстами с росписью маслом. По характеру исполнения и мотивам ей полностью отвечают лепка потолка, плафон «Зефир и Флора» кисти Д. Гвараны и композиция паркета, отмеченная благородной простотой и изяществом. Потрясающие окрестности Северной столицы вызывают не меньший интерес среди туристов. Каждая комната имеет свое решение, а главное, в декоре интерьеров Китайского дворца мы видим сочетание различных материалов и разнообразных фактур – это лак, фарфор, стеклярус, вышивка, смальта, моржовая кость, резьба по дереву, наборные полы, живописные плафоны, тонкая низкорельефная лепка разнообразного рисунка, позолота и, конечно искусственный мрамор (стюк). Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому.
Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. В нем неповторимо соединились декоративная прелесть рококо с нарождающимся классицизмом.
В интерьере появляется мебельный гарнитур, обитый малиновой тканью из такого же цвета материи шьются портьеры на окна и, как следствие, с 1862 года наряду со старым названием в обиход входит новое – «Малиновый кабинет». Голова орла с хищно приоткрытым клювом резко повернута, правой лапой он держит полумесяц. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана. Наличники окон и арок едва выступают из плоскости. Сразу по окончании войны все внутреннее наполнение Китайского дворца вернулось на место.
Они сохранились со времени, когда в кабинете существовала другая отделка стен.
Малые сектора оживлены рельефными гирляндами, а большие (через один) — рельефными изображениями белых голубей, несущих золоченую ветку в клюве и золочеными венками. Этому отвечает и все архитектурно-декоративное убранство. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. В 1925 году дворцы и парки были переданы Музейному отделу Ленинградского отделения Главнауки и подчинены Управлению Петергофскими дворцами-музеями и парками.
Центральный медальон его выделяется на фоне березы. От первоначальной отделки в комнате сохранились десюдепорты: «Итальянский пейзаж» художника Ф. Цукарелли, «Нептун» и «Амфитрита», а также картина «Два амура», находящаяся над зеркалом, — работы неизвестных художников XVIII в. Восточное крыло дворца занимает Зал муз, который в XVIII в. назывался Живописной галереей. Их всего двенадцать: десять расположены на стенах кабинета и два десюдепорта.
В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). От фасада спускаются террасы. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу.
Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Все переходы и грани закругляются. Таким образом, перенос панно из одного помещения в другое лишь исказил первоначальный замысел Ринальди. Данилова.
Гатчинский дворец – памятник переходной эпохи в русском зодчестве 18-го столетия. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрациюL 5. Граненой абсидой он выступает в фасаде дворца и является центром всей композиции. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. В Кабинете Ротари помещен плафон «Невинность и Мудрость» исполненный художником Ж. -Б.
Он не кажется массивным, хотя размеры его достаточно велики – тридцать три метра. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины IIL 2. Типичный пример паркета первой группы— это Большой зал, где только центральная часть пола выполнена в светлой гамме, а по направлению к стенам идет усиление насыщенности цвета дерева. Благодаря названию этих комнат – Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня – у «новопостроенного дома» императрицы к концу XVIII века появляется наименование «Китайский».
Уже с 1770-х гг. Анфилада парадных комнат Китайского дворца, расположенная по главной оси, включает семь комнат. Он был построен по проекту того же Ринальди в 1762 – 1768 годах. Туалетная комната или, как ее называли раньше, Камерюнгферская, примечательна в основном декором потолка, трактованного в виде пологого купола, разделенного на восемь больших секторов и восемь малых. петербургским художником А. Е. Бейдеманом.
Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно. А гостей здесь побывало немало.
В дальнейшем Ринальди применял ордерную систему в ряде парадных залов: в Мраморном зале Мраморного дворца и в Белом зале Гатчинского. Лепка в орнаментике Ринальди — белая, с незначительным применением позолоты. В Европе «мода на Китай» возникла еще в конце XVII века, когда стал быстро расти интерес к Дальнему Востоку. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно.
Полы настилали как из местных пород деревьев (клена, березы, груши, дуба, ореха, яблони, персидского ореха), так и «заморских» (амаранта, розового и красного, черного, палисандрового дерева, самшита и др. ). Они контрастировали с плоскостями стен, не нарушая единства пластического решения. Их заменили на паркетные, ныне существующие.
Игру и изящество придает его внешнему облику выгнутый плавной дугой один из углов. Парадная анфилада состоит из Зала муз, Голубой гостиной, Стеклярусного кабинета Мозаичный покой), Большого зала, Сиреневой гостиной (Штукатурный покой), Малого и Большого китайских кабинетов. Работа над этим панно длилась около двух лет: с 1762 по1764 гг.
Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат). Название, которое получил Китайский дворец (Санкт-Петербург), условно. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры – в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4, 5 градуса. Китайским он назван потому, что в нем есть фантастично декорированный, «в чисто китайском вкусе», как тогда казалось, большой зал, носивший название Китайского. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями.
По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора. Все живописные композиции, окруженные и переплетенные легкой лепкой орнамента, размещены на падугах в соответствии с архитектурно-декоративным убранством стен. Лепные рамки падуги идут к углам рамы плафона и как бы поддерживают ее.
Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения. По «малой дороге жизни» уникальные предметы декоративно-прикладного искусства перевезли и передали в фонды Эрмитажа и в Исаакиевский собор. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Резные золоченые рамы членят стены на 10 отдельных панно.
Вместе с чаем и фарфором из Поднебесной хлынули предметы мебели. В основе ее форм лежал завиток раковины — рокайль. Однако сейчас появились доказательства, что их сделали девять русских женщин-золотошвей. Аналогичная композиция в центральной части аттика дополняет пластический убор абсиды.
проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Наибольший художественный интерес представляет северный фасад дворца. Но более всего в Передней привлекает им же написанный плафон «Аполлон и Искусства». Дворец одноэтажный, с большими окнами.
Здесь он тотчас получил интересные и перспективные заказы. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Это уникальное сооружение, которое заслуживает детального изучения. Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно.